Точная дата основания города неизвестна, уже в XI веке до н. э. город был известен под названием Фискос. Территория, где находится Мармарис — сейсмически активная, здесь время от времени происходяи землетрясения, то побольше, то поменьше. В 1957 году землетрясение уничтожило значительную часть зданий в городе, сейчас мы видим заново построенный город.
Видимо поэтому столько противоречивой информации вокруг амфитеатра в Мармарисе.
Считается, что построен амфитеатр в IV–V веке до нашей эры, более точной датировки не существует. С другой стороны, ряд источников указвает совсем другую дату постройки — 2012 год. Скорее всего здесь ситуация напоминает амфитеатр в Родосе, где от старинного амфитеатра остались всего несколько ступенек. Но итальянские реставраторы фактически заново создали амфитеатр, а для туристов преподносят его как историческйи, которому более двух тысяч лет.
Когда я подошёл к амфитеатру — он был закрыт.
Турецкая молодежь нашла место, где можно было перелезть через забор, я их примеру следовать не стал.
Пришлось рассматривать его через ограду. Древним амфитеатр не выглядит, видимо из-за того, что многократно реставрировался и что в нём осталось от первоначального облика — сказать трудно.
Но выглядит замечательно.
В отличие от амфитеатра в Мирах Ликийских здешний амфитеатр более камерный и небольшой по размерам.
Когда то здесь кипели театральные страсти — амфитеатр в Мармарисе не круглый, расположен полукругом перед которым располагается сцена для выступлений под открытым небом. Вмещает амфитеатр около 35 000 человек, если верить путеводителям.
Существует устойчивый фейк, который тиражируется на множестве туристических сайтов. Мол в 2005 году амфитеатр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кто первый пустил в свет эту выдумку — сказать трудно.
Амфитеатра нет даже среди кандидатов.
Время стирает целые страны и города. Мы часто идём по местам, где раньше были кладбища и не подозреваем об этом. Про отдельные могилы и говорить нечего.
Не знаю как Вам, но мне впервые встретилось сохранившееся захоронение вдали от известных исторических центров, не в ограде храма или мечети, а прямо на улице современного города.
Этому захоронению более 1 300 лет. Столько времени прошло, а усыпальница не уничтожена, не сметена с лица земли. За захоронением ухаживают, при мне местные жители убирались внутри и вокруг него. При этом про него нет никакой информации, удивительно. Остаётся довольствоваться надписью на могильной плите.
Это не турецкое, а арабское захоронение. Произведено в период роста арабского халифата, когда халифат завоевывал всё новые и новые земли, некоторые по несколько раз как Родос.
В 674 — 678 годах арабский флот несколько раз вёл осаду Константинополя. Вот к этому периоду времени относится захоронение. Здесь похоронены знаменосец пророка Осман и его брат Мурад, если я правильно перевёл надпись, погибшие мученической смертью при взятии Родоса.
Знаменосцы играли важную роль в сражениях того времени, охраняя знамя и вдохновляя этим войско. К примеру, в 625 году Муххамед пришёл к Медине и началось сражение. «Затем усилия мусульман, под предводительством зятя Мухаммеда, Али, направились на священное знамя Каабы, которым они и завладели, перебив, одного за другим одиннадцать сменявших друг друга знаменосцев. Когда знамя корейшитов пало, а в то же время атака одного из их вождей, Халида, против левого фланга мусульман была отбита Мухаммедовыми стрелками, мекканское войско смешалось и подалось назад».
На могильном камне две даты, одна по лунному календарю — хиджре, вторая по солнечному календарю — милади. Мусульманское летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 г. н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры. В основе Хиджры лежит лунный календарь. Лунный год состоит из двенадцати лунных месяцев, включая 354 (355) дня. Нечетные месяцы содержат 30 дней, четные — 29. Лунный цикл составляет 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. Лунный год короче солнечного (милади) на 10–12 суток в зависимости от високосности, поэтому не привязан к сезонам. Для перевода из хиджры в милади (ныне действующий солнечный календарь) по хиджри умножается на 0,97, к полученному числу прибавляется 621,6 и получается год по милади.
Вот такое историческое, но совершенно не известное место, есть в Мармарисе.
Во время путешествий выработалась привычка — если есть замок в городе, то надо его обязательно посетить.
Первая попытка попасть в замок Мармариса со стороны порта оказалась неудачной, его было видно, но как пройти — было непонятно. Пообщавшись с представителями туристической индустрии, поняли как туда попасть и через несколько поворотов по узким улочкам Старого города мы оказываемся возле замка.
Хотел сделать фотографию замка с подъёма, но произошёл казус. Не успел я вынуть фотоаппарат, как дорогу перегородила старая женщина, стала хватать за руки и тащить к прилавку с сувенирами, расположенному возле одного из зданий на дороге ведущей вверх к замку. Такая непредвиденная ситуация несколько выбила из колеи, о фотографировании на какое-то время я позабыл.
Если судить по табличке у входа в замок, то появился он в 1522 году, когда султан Сулейман Великолепный готовился напасть на остров Родос.
С замком и Сулейманом Великолепным связана легенда о том как город получил своё название. Якобы замок султану не понравился и он буркнул сквозь зубы «Mimarı as» («Архитектора повесить» по-турецки), но современные историки считают, что это всего лишь байка, основанная на созвучии слов.
Геродот утверждал, что первая крепость на месте нынешней возникла еще в 3 000 году до нашей эры. Была построена карийцами в селении Фискос. Некоторые историки отодвигают дату возведения крепости к 1044 году до нашей эры. Около 334 года до нашей эры 600 воинов армии Александра Македонского были посланы для захвата Фискоса. Местные жители не сдались, а сожгли замок, дома, утварь и убежали в окрестные леса. В городе не осталось ни одной живой души, даже кошек и собак. Македонский восстановил крепость и подчинил город Родосу. В 1522 году замок был построен заново.
Над центральным входом в замок — башня, над которой развевается турецкий флаг.
В июле—августе 1914 года французские корабли обстреливали крепость и нанесли ей большие разрушения. Но когда в 1958 году землетрясение разрушило практически весь Мармарис замок и окружающие его старые дома остались целы. Долгое время замок использовался в качестве жилья, всего в нём было 18 квартир. В 1979 году они были реквизированы государством и был затеяна грандиозная реставрация, завершившаяся в 1990 году. 14 октября 1983 году замок Мармариса был помещен под защиту государства как объект культурного наследия. Некоторые подземелья замка закрыты решётками, видимо там располагались некоторые из квартир.
До того, как здесь появился музей, крепость использовалась в качестве жилого дома. Возможно это вход в одно из былых жилых помещений.
В 1522 году пали укреплённые стены города Родоса, госпитальеры ыли вынуждены покинуть остров, где безраздельно правили более двухсот лет, и отправитья в неведомую даль. Они даже не подозревали какую роль в их судьбе сыграла прорицательница из небольшого городка Мармарис (Фискос).
Юрук Фатма (Yörük Fatma), более известная как Сариана (Sarı Ana), что в переводе с турецкого означает Белокожая мать (сары- желтый или русый, ана — мать). Такое прозвище она получила за светло-русый цвет своих волос, не такими мы сейчас представляем турчанок с чёрными как смоль волосами. Обычно её предсказания сбывались.
В 1522 году к Сариане пришёл султан Сулейман Великолепный, который планировал поход для захвата Родоса. На вопрос о судьбе этого предприятия Сариана ответила, что всё завершится военной победой султана, если он оставит в Турции воинов, которые сейчас собирают фрукты в окрестностях её жилища. Видимо изголодались эти воины и забыли про дисциплину. Родос был захвачен, но когда Сулейман Великолепный вернулся в Мармарис, то Сариану в живых он не застал. В её честь была построена гробница. Но гробница, которую можно сейчас увидеть, не сохранилась. 30 июня 1986 года была возведена новая.
Хотя место легендарное, но толпы туристов здесь не ходят. Историю про прорицательницу модно прочитать на двух языках, турецком и английском, на информационном стенде рядом с гробницей.
Посещение гробницы свободное.
Внутри она небольшая, в середине находится в стеклянном ящике саркофаг,
На стенке саркофага — табличка с надписями.
и окна украшены красивыми узорами.
У стены между окон находятся этажерки с книгами и с хранящимися ковриками для молитвы, которыми верующие могут воспользоваться.
Здечь же лежат конфеты, видимо для детишек.
До сих пор сюда приходят верующие, чтобы спросить совета или просто помолиться в тишине. При посещении гробницы Сарианы действуют те же правила, что и для посещения мечети.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия