…выбравшись из путаницы узеньких улочек Польенсы и двигаясь изогнутой линией побережья, обнаружили расположенный у самого моря отель…, очертания которого расплывались в утренней дымке ясного дня, подобно краскам на загадочных японских акварелях.
(«Хлопоты в Польенсе» Агата Кристи)
Расположенная на северо-восточном побережье Майорки, Польенса (Pollença) считается одним из старейших поселений Средиземноморья. Aрхеологические раскопки показывают, что область была заселена еще в 2000 году до нашей эры. Название происходит от римского поселения Полленция — с латинского polent — «могущественный», основанного Квинтом Цецилием Метеллом в 123 г. до н. э. после того, как римляне завоевали Майорку.
Округ Польенсы состоит из трёх населенных пунктов: города Польенса, Порта де Польенса и Кала Сан Висенс.
Район можно назвать одним из самых привлекательных мест на Майорке. Скалистые горы перемежаются зелёными долинами, роскошные курорты соседствуют с очаровательными деревушками. Знаковая достопримечательность острова — Мыс Форментор также находится на территории муниципалитета.
По выходным автобусы ходят редко, поэтому в воскресенье решили не уезжать далеко от отеля. Утром на 352-ом добрались до Порта Польенсы, там пересели на 345 до самого города. Автобус был переполнен, и местные, и туристы ехали на ярмарку в Алькудии. Трудно понять удовольствие толкаться в толпе на жаре, но желающих было достаточно.
Город Польенса расположен всего в семи километрах от побережья. Можно доехать до центра, но мы решили зайти с тыла и вышли на окраине у остановки La Font.
Пока пыталась сориентироваться, чуть не поскользнулась на спелых фигах обильно устилающих тротуар.
Фиги, как оказалось, росли на улице перпендикулярной той, что нам требовалась. Поплутав немного вышли к небольшому каменному мосту.
Двухарочный мост по преданию был построен римлянами во втором веке, около 120 г. н. э. Долгое время он служил единственной переправой через Ручей Святого Георгия (Torrente de Sant Jordi).
Ручей давно высох, а восстановленный мост используют пешеходы и велосипедисты. От моста в город ведёт переулок с тем же названием Carrer del Pont Romà, в конце которого следует взять правее на Carrer de Gruat и дойти до Carrer de les Creus или Улицы Крестов.
Название вполне оправдано. Вдоль дороги стоят трёхметровые каменные кресты, а сама улица ведёт на вершину горы Монте дел Калварио (Monte del Calvario), в переводе с испанского — Гора Голгофа.
Первыми владельцами горы были Рыцари Тамплиеры. Орден Тамплиеров получил территорию от Короля Джеймса I в. качестве своей доли добычи за помощь при завоевании Майорки в 1229 году.
Со смотровой площадки на вершине открываются чудесные виды на окружающие горы, у подножья которых разбросаны небольшие фермы. В XII веке, когда территория была заселена маврами из Северной Африки, главным источником благосостояния жителей было сельское хозяйство. Уже в те времена фермы процветали, была даже создана искусственная ирригация.
Вся Польенса как на ладони, а за лесистыми холмами голубеет залив.
Небольшая часовня конца восемнадцатого века прекрасно вписывается в пейзаж. Барочный фасад построенной в 1795 — 1799 годах Оратории Калвари (El Calvario) объединяет элементы маньеризма и неоклассицизма.
В полукруглой апсиде находится распятие датируемое XIV веком. История гласит, что статуя была найдена рыбаками возле Кала Сан Висенс. Видимо она попала на остров с одним из затонувших кораблей.
С Эль Кальвари не только открывается великолепный вид на Польенсу, вершина горы является самым знаковым местом города. Отсюда начинается знаменитая лестница Calle de Calvari. 365 каменных ступеней, по одной на каждый день года, ведут от Площади Майор к часовне.
Высокие кипарисы как часовые выстроились по сторонам. Закон всемирного тяготения никто не отменял, поэтому спускаться значительно легче, чем подниматься. Лучше пересчитать четырнадцать крестов на пологой дороге, чем сотни стёртых бесчисленными подошвами ступеней.
Спускались практически столько же времени, что и поднимались, время от времени прячась в тени кипарисов, с сочувствием глядя на идущих навстречу. Снизу кажется, что лестнице нет конца.
Оказавшись на плоской поверхности, почувствовала себя как моряк сошедший на берег. Свернула в первый же переулок. Хотя большая часть Польенсы и восходит к средневековью, сохранившиеся городские дома были построены в XVII — XVIII веках. Современные средства передвижения смотрятся как инопланетяне на узких улочках.
У подножия Маунт Кальвари стоит внушительное здание Колледжа Святого Игнатия. Колледж, состоящий из церкви и монастыря, был основан иезуитами в 1698 — 1738 годах. В 1767 году, после изгнания иезуитов из Испании по приказу короля Карлоса III, здания были заброшены. В настоящее время в монастырских постройках располагается городская ратуша.
Однако, церковь в стиле барокко была восстановлена и используется по первоначальному назначению.
Архитектор Церкви Горы Сион (Església de Monti-Sion) Джоан д’Араго позаимствовал дизайн у базилики с боковыми часовнями и поднятой апсидой.
На потолке можно разглядеть официальную христограмму иезуитов и другие символы Ордена.
Не сумела выяснить для чего устроена решётка над барельефом Апостола Петра. Возможно, чтобы кто-то мог наблюдать за службой оставаясь невидимым.
Тамплиеры внесли немалый вклад в процветание Польенсы. Следы их присутствия сохранились до наших дней. Вероятно самым ярким памятником их владения стала Церковь Богоматери Ангелов (Església de Nostra Senyora dels Àngels).
На площади Майор кипела воскресная ярмарка. Оказывается её устраивают не только в Алькудии. Проходы между рядами были покрыты создающими тень навесами. Палатки заслоняли фасад церкви, так что охватить его целиком не удалось, как я ни старалась. То колокольня не влезает, то массивные двери. Колокольня построена на руинах старой оборонительной башни XV века. Старинные часы были установлены 29 ноября 1844 года.
Влияние Рыцарей Тамплиеров как военного и религиозного ордена, подошло к концу в XIV веке и, как следствие, они покинули остров. В XVIII веке Церковь была перестроена в стиле барокко со сводчатым нефом и полукруглой апсидой.
Каждая сторона нефа разбита на семь боковых часовен украшенных фресками со сценами Крестного пути работы художников начала ХХ века Атилио Бовери из Аргентины, Юген Массграбер из Германии и испанца Хоакин Тудела.
Алтарь 1759 года позаимствован из близлежащей Церкви Монти-Сион. После изгнания иезуитов Церковь разграбили. Некоторые предметы осели в других церквях.
Необычно раскрашенный потолок напоминает лоскутное одеяло.
Четырнадцать красочных фресок. Число повторяется снова и снова.
На фасаде выделяется ажурное окно-роза с мальтийским крестом посредине. С 1314 по 1861 год Церковь принадлежала Мальтийскому Ордену.
Витраж сияет настолько ярко, что почти идеально отражается на плитках пола.
В узоре повторяется Петух — олицетворение бдительности и храбрости.
После прохладного полумрака церкви солнце на площади слепит глаза. Воздух обжигает дыхание.
К югу от площади Пласа-Майор находится церковь Девы Марии Розария (Església de Nostra Senyora del Roser). Базилику построили Доминиканцы в 1558 году. Внутри проходила выставка современных инсталляций. Решили не заходить.
Зашли в соседнее здание монастыря Святого Доминика. Монастырь был построен также, как и церковь, в конце шестнадцатого века. Сохранился клуатр окруженный арочной галереей с ионическими колоннами. В здании монастыря располагается Музей Польенсы.
Оставшихся сил хватило, чтобы дойти до Оратория Розер Велл (Oratorio del Roser Vell). Построенная в четырнадцатом веке, часовня посвящена Богоматери Розария. Внутри можно увидеть алтарь, созданный в 1651 году с фигурой Богоматери тринадцатого века и барочный орган, построенный в 1732 году. Однако, двери оказались накрепко закрытыми и мы вернулись на остановку несолоно хлебавши.
Ещё с лестницы заметили башню на вершине холма. Смотровая башня принадлежит монастырю Девы Марии (Puig de Maria) и была построена для защиты от мародерствующих пиратов. Сам монастырь возвели в 1348 году, когда «Черная смерть» достигла Майорки, в результате чего погибло около 20% населения. Эпидемия охватила всю Европу, оставив после себя Чумные столбы на площадях европейских столиц.
После палящего зноя городских улиц море встретило простором и лёгким ветерком.
Порт-де-Польенса для британских туристов «открыла» знаменитая королева детектива — Агата Кристи. В ноябре 1935 года она опубликовала рассказ «Хлопоты в Польенсе», написанный во время отдыха в заливе Польенсы в 1932 году.
Главная площадь Placa de Miquel Capllonch названа именем майорского пианиста и композитора Микеля Капллонч Ротгера.
Церковь Mare de Déu del Carme (Богоматерь горы Кармель) посвящена покровительнице всех, кто зарабатывает на жизнь морским промыслом.
Благодаря своему стратегическому положению Порт Польенсы имел важное значение со времен финикийцев и карфагенян, греков, римлян, мавров и арагонцев.
Здесь размещается один из двух Королевских Морских Клубов Майорки (Reial Club Nautic).
У 375 причалов пришвартованы все виды судов от лёгких парусников до дорогих яхт.
Огромный порт защищён 400-метровым волнорезом, на который можно взобраться и совершить приятную морскую прогулку.