Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:42

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Саратов — Россия Ноябрь 2017
0 25

У Юрия Антонова есть песня со словами: «Только в полётах живут самолеты». Но как показал житейский опыт — не прав был певец. Встречались мне самолёты как под открытым небом, так в помещениях, при этом они летать не собирались, т. к. были памятниками или экспонатами музеев. И это удача как для самолётов, которые не порезали на металлолом, так и нам, видящих воочию этих красавцев, решивших после долгих трудовых будней отдохнуть на земле.

Любят в Саратовской области отработавшую свой век технику не отправлять в утиль, а выставлять напоказ как памятники. Среди паровозов, троллейбусов, автомобилей, тракторов, танков, ракет, красующихся в виде памятников, не обделены вниманием и самолёты.

Целый музей с самолётами на лётном поле расположен в городе Энгельс Самолёты на лётном поле Музея авиации.

В Саратове два самолёта находятся под крышей — в помещениях музеев:

в краеведческом музее сохранился самолёт, на котором летал Гагарин,

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

а в Музее боевой славы в Парке Победы находится единственный сохранившийся в мире самолёт-истребитель Як- 1б, его Вы видите сразу как только попадаете в музей.

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Этот самолёт был построен 14 декабря 1942 года на Саратовском авиационном заводе и именно его купил и подарил Красной Армии колхозник из Саратовской области Головатый Ф.П.

Вот только самого авиационного завода ныне в Саратове нет.

27 октября 2009 года в сквере «Улыбка» Заводского района Саратова напротив территории бывшего авиационного завода состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, увековечивающего память работников Саратовского авиационного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Судьба мемориала непроста. В 1969 году память рабочих Саратовского авиационного завода, погибших в годы ВОВ, была увековечена в монументе, который до недавнего времени располагался на территории авиазавода. Новые экономические реалии привели к тому, что одно из крупнейших предприятий Саратова приказало долго жить. Поэтому для спасения мемориала его, по просьбам ветеранов завода, перенесли на новое место. У подножия монумента была заложена капсула с землей с Мамаева кургана.

28 октября 2013 года сквер «Улыбка» был переименован в «Сквер авиастроителей». Появилась в сквере с новым именем стела с именами директоров САЗа, Героев войны и Социалистического труда, трудившихся в его стенах, заслуженных летчиков-испытателей, а также макет уничтоженного завода. То что не смогли сделать фашисты во время Великой Отечественной Войны — сделали в мирное время современные «руководители» предприятия.

Саратовский авиационный завод существовал с 1931 года, выпуск авиационной техники на нём началась с 1937 года. 28 октября 1938 года был выпущен на заводе первый советский самолёт-разведчик, а 28 октября 2012 года ЗАО «САЗ» было исключено из реестра юридических лиц. И поэтому непонятно к какой дате было приурочено мероприятие. Завод, на котором работало в пору расцвета 30 000 человек, окончательно исчез с карты города.

Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).

Я разговаривал с бывшим начальником цеха, чьи сотрудники и он в том числе пропадали регулярно в командировках на Кубе, во Вьетнаме и Анголе.

Сейчас на месте завода расположен гипермаркет «Оранжевый», остальная часть является гигантским пустырём. Огромнейший завод сжался до размеров маленького макета.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Когда завод еще работал, то 26 сентября 1977 года возле завода на проспекте Этузиастов был открыт Памятник героям фронта и тыла. Главной его частью, сразу бросающейся в глаза, является муляж самолёта Як-3.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Были предложения разместить настоящий самолёт, но победила консервативная мысль, чтобы не дай бог ничего не вышло. Памятник получился высоким. «Самолет Як-3 установлен в честь советских летчиков и трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной Войны» — так гласит надпись сделанная на камне постамента.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Як-3 — одноместный фронтовой истребитель, один из лучших истребителей второй мировой войны Разработанный с учетом опыта первых двух лет войны, этот истребитель представлял собой по существу новый тип самолета. В нем нашла свое высокое и самое совершенное воплощение поистине огромная работа, которую провело ОКБ А. С. Яковлева по улучшению аэродинамики и конструкции, а также повышению боевых качеств истребителей. Он вобрал в себя все лучшее, что было достигнуто на самолетах Як-1 и Як-9. Серийное производство Як-3 в Саратове началось в марте 1944 года. Начал самолёт поступать на фронт незадолго до Курской битвы. Преимущества в скорости, скороподъемности и маневренности Як-3 над немецкими самолётами были настолько подавляющими, что немецкие летчики предпочитали избегать встреч с Як-3. Именно после появления Як-3 на фронте моральному состоянию и боевому духу немецких асов Люфтваффе был нанесен удар, от которого они уже не смогли оправиться до конца войны. Участвуя в боевых действиях на завершающем этапе войны, Як-3 сыграл важную роль в окончательном разгроме военно-воздушных сил фашистской Германии. Саратовский самолет пришелся по душе не только советским, но и французским летчикам. После войны полк «Нормандия-Неман» перелетел во Францию на сорока подаренных ему самолетах Як-3, которые без единой катастрофы прослужили в полку «Нормандия-Неман», а затем в летных школах ВВС Франции до 1956 года. Жаль только, что памятник пережил завод, на котором выпускался. Авиационный завод был уничтожен корыстными людьми, а ведь здесь был изготовлен практически каждый третий истребитель из семейства «Яков».

Был создан на Саратовском авиацинном заводе самолёт,

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

что установлен в начале аллеи, ведущей к Парку Победы на Соколовой горе.

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Самолёт с заводским номером 797.786.1.7.06.107, серийным номером 0305 и бортовым номером 71 был выпущен в Саратове на авиационном заводе 13 июля 1977 года. Первый полёт был совершен на нём в конце 1977 года. Самолёт был списан 24 февраля 1999 года и установлен перед входом в Парк Победы.

В Парке Победы на Соколовой горе самолёты расположены в различных местах, но большая их часть находится под открытым небом. Есть большие самолёты есть поменьше.

Начнём с самого большого из них. Сверхзвуковой ракетоносец средней дальности Ту-22КД, у которого под фюзеляжем находится советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности Х-22 «Буря».

1
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Выпускался до 1967 года. На борту самолёта — гордое имя «Великий», этот самолет входил в состав 2 АЭ, командиром которой был подполковник Виктор Федорович Дубинкин, и является единственным сохранившимся от уничтожения самолётом Ту-22 121-го авиационного полка (ТБАП ДА), который в советское время базировался возле посёлка Мачулищи (Белоруссия).

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Чуть в стороне от Ту-22КД стоит Ту-134УБ-Л -учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134.

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Был принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году. Хотя последний самолёт был выпушен в 1984 году, самолёты до сих пор используются для тренировочных полётов в ВВС России. Аналогичный самолёт есть в музее в Энгельсе, там же находится еще один самолёт на основе Ту-134: Ту-134 УШС.

Рядом с Ту-22КД располагается советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27.

1
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Парадоксальная ситуация — начиная с 1993 года, большинство самолётов в России уничтожено, зато сейчас — это основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии.

На отдельной полянке — еще три самолёта.

Первый из них — штурмовик СУ-25 «Грач».

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Это прозвище он получил в Афганистане во время испытаний в 1980 году. Серийно выпускается с 1985 года. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Такой антипартизанский самолёт.

Далее — чехословацкий учебно-боевой самолёт Аэро Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros, Элли).

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

В Энгельсе такой же самолёт поярче выглядит.

Интересно, что он был создан на замену самолёту Аэро Л-29 «Дельфин», который также есть как в парке Победы,

1
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

так и в Энгельсе.

МиГ-31 расположен на площадке ниже, чем МиГ-27. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников.

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Годы выпуска: 1975 — 1994.

А на одной площадке с МиГ-27 располагаются еще несколько самолётов производства ОКБ имени Артёма Ивановича Микояна (1905 — 1970) , чье имя отражено в первых буквах названия, третья же буква досталась ему от Михаила Иосифовича Гуревича(1892/1893 — 1976).

Фронтовой истребитель МиГ-23 МЛД.

1
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Буква «Д» означает доработанный, эта модификация начала серийно выпускаться с 1984 года. На больших углах атаки создатели самолёта добились характеристик устойчивости и управляемости, сопоставимых с характеристиками F-16.

Фронтовой всепогодный истребитель МиГ-21 СМТ отличался от предшественника большим накладным топливным баком, благодаря этому запас топлива был увеличен до 3250 литров.

1
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Появился в начале 1971 года.

Фронтовой истребитель МиГ-15 является наиболее массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации, состоявшим на вооружении многих стран мира.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Помимо СССР и стран соцлагеря, это были Алжир, Ангола, Бангладеш, Сомали, Буркина-Фасо, Индонезия, Египет, Ирак, Сирия, Финляндия, Камбоджа, Пакистан и ряд других стран. В настоящее время состоит на вооружении лишь у ВВС КНДР.

В небольшой ложбинке находится миниатюрный учебно-тренировочный самолёт Як-18А,

2
Не только в полёте живут самолёты. Саратов

пришедший на смену самолёту Як-18У в 1957 году.

Есть в Саратове еще парочка мест, где находятся под небом голубым самолёты.

8 октября 2010 года перед главных корпусом Саратовского Государственного технического университета была торжественно открыта аллея «Ученые СГТУ — оборонно-промышленному комплексу страны». В центре аллеи находится сверхзвуковой боевой самолет Миг-21.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

14 июля 2014 года в этот ряд добавился самолёт Ан-24Б с бортовым номером RA-46331, который совершил свой первый полёт 29 августа 1969 года.

Не только в полёте живут самолёты. Саратов

Он был установлен возле старого аэропорта. В Саратов самолёт попал в 1992 году, а с июня 1998 года стоял на приколе. Ранее гости, прилетавшие в Саратов, в качестве первой достопримечательности могли увидеть трудягу-самолёт. Поговаривают, что хотят еще один самолёт рядом с ним установить. Поживём — увидим.

Фотоальбомы к рассказу

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Саратове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии