У Юрия Антонова есть песня со словами: «Только в полётах живут самолеты». Но как показал житейский опыт — не прав был певец. Встречались мне самолёты как под открытым небом, так в помещениях, при этом они летать не собирались, т. к. были памятниками или экспонатами музеев. И это удача как для самолётов, которые не порезали на металлолом, так и нам, видящих воочию этих красавцев, решивших после долгих трудовых будней отдохнуть на земле.
Любят в Саратовской области отработавшую свой век технику не отправлять в утиль, а выставлять напоказ как памятники. Среди паровозов, троллейбусов, автомобилей, тракторов, танков, ракет, красующихся в виде памятников, не обделены вниманием и самолёты.
Целый музей с самолётами на лётном поле расположен в городе Энгельс Самолёты на лётном поле Музея авиации.
В Саратове два самолёта находятся под крышей — в помещениях музеев:
в краеведческом музее сохранился самолёт, на котором летал Гагарин,
а в Музее боевой славы в Парке Победы находится единственный сохранившийся в мире самолёт-истребитель Як- 1б, его Вы видите сразу как только попадаете в музей.
Этот самолёт был построен 14 декабря 1942 года на Саратовском авиационном заводе и именно его купил и подарил Красной Армии колхозник из Саратовской области Головатый Ф.П.
Вот только самого авиационного завода ныне в Саратове нет.
27 октября 2009 года в сквере «Улыбка» Заводского района Саратова напротив территории бывшего авиационного завода состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, увековечивающего память работников Саратовского авиационного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Судьба мемориала непроста. В 1969 году память рабочих Саратовского авиационного завода, погибших в годы ВОВ, была увековечена в монументе, который до недавнего времени располагался на территории авиазавода. Новые экономические реалии привели к тому, что одно из крупнейших предприятий Саратова приказало долго жить. Поэтому для спасения мемориала его, по просьбам ветеранов завода, перенесли на новое место. У подножия монумента была заложена капсула с землей с Мамаева кургана.
28 октября 2013 года сквер «Улыбка» был переименован в «Сквер авиастроителей». Появилась в сквере с новым именем стела с именами директоров САЗа, Героев войны и Социалистического труда, трудившихся в его стенах, заслуженных летчиков-испытателей, а также макет уничтоженного завода. То что не смогли сделать фашисты во время Великой Отечественной Войны — сделали в мирное время современные «руководители» предприятия.
Саратовский авиационный завод существовал с 1931 года, выпуск авиационной техники на нём началась с 1937 года. 28 октября 1938 года был выпущен на заводе первый советский самолёт-разведчик, а 28 октября 2012 года ЗАО «САЗ» было исключено из реестра юридических лиц. И поэтому непонятно к какой дате было приурочено мероприятие. Завод, на котором работало в пору расцвета 30 000 человек, окончательно исчез с карты города.
Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).
Я разговаривал с бывшим начальником цеха, чьи сотрудники и он в том числе пропадали регулярно в командировках на Кубе, во Вьетнаме и Анголе.
Сейчас на месте завода расположен гипермаркет «Оранжевый», остальная часть является гигантским пустырём. Огромнейший завод сжался до размеров маленького макета.
Когда завод еще работал, то 26 сентября 1977 года возле завода на проспекте Этузиастов был открыт Памятник героям фронта и тыла. Главной его частью, сразу бросающейся в глаза, является муляж самолёта Як-3.
Были предложения разместить настоящий самолёт, но победила консервативная мысль, чтобы не дай бог ничего не вышло. Памятник получился высоким. «Самолет Як-3 установлен в честь советских летчиков и трижды орденоносного Саратовского авиационного завода, выпускавшего эти истребители в годы Великой Отечественной Войны» — так гласит надпись сделанная на камне постамента.
Як-3 — одноместный фронтовой истребитель, один из лучших истребителей второй мировой войны Разработанный с учетом опыта первых двух лет войны, этот истребитель представлял собой по существу новый тип самолета. В нем нашла свое высокое и самое совершенное воплощение поистине огромная работа, которую провело ОКБ А. С. Яковлева по улучшению аэродинамики и конструкции, а также повышению боевых качеств истребителей. Он вобрал в себя все лучшее, что было достигнуто на самолетах Як-1 и Як-9. Серийное производство Як-3 в Саратове началось в марте 1944 года. Начал самолёт поступать на фронт незадолго до Курской битвы. Преимущества в скорости, скороподъемности и маневренности Як-3 над немецкими самолётами были настолько подавляющими, что немецкие летчики предпочитали избегать встреч с Як-3. Именно после появления Як-3 на фронте моральному состоянию и боевому духу немецких асов Люфтваффе был нанесен удар, от которого они уже не смогли оправиться до конца войны. Участвуя в боевых действиях на завершающем этапе войны, Як-3 сыграл важную роль в окончательном разгроме военно-воздушных сил фашистской Германии. Саратовский самолет пришелся по душе не только советским, но и французским летчикам. После войны полк «Нормандия-Неман» перелетел во Францию на сорока подаренных ему самолетах Як-3, которые без единой катастрофы прослужили в полку «Нормандия-Неман», а затем в летных школах ВВС Франции до 1956 года. Жаль только, что памятник пережил завод, на котором выпускался. Авиационный завод был уничтожен корыстными людьми, а ведь здесь был изготовлен практически каждый третий истребитель из семейства «Яков».
Был создан на Саратовском авиацинном заводе самолёт,
что установлен в начале аллеи, ведущей к Парку Победы на Соколовой горе.
Самолёт с заводским номером 797.786.1.7.06.107, серийным номером 0305 и бортовым номером 71 был выпущен в Саратове на авиационном заводе 13 июля 1977 года. Первый полёт был совершен на нём в конце 1977 года. Самолёт был списан 24 февраля 1999 года и установлен перед входом в Парк Победы.
В Парке Победы на Соколовой горе самолёты расположены в различных местах, но большая их часть находится под открытым небом. Есть большие самолёты есть поменьше.
Начнём с самого большого из них. Сверхзвуковой ракетоносец средней дальности Ту-22КД, у которого под фюзеляжем находится советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности Х-22 «Буря».
Выпускался до 1967 года. На борту самолёта — гордое имя «Великий», этот самолет входил в состав 2 АЭ, командиром которой был подполковник Виктор Федорович Дубинкин, и является единственным сохранившимся от уничтожения самолётом Ту-22 121-го авиационного полка (ТБАП ДА), который в советское время базировался возле посёлка Мачулищи (Белоруссия).
Чуть в стороне от Ту-22КД стоит Ту-134УБ-Л -учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134.
Был принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году. Хотя последний самолёт был выпушен в 1984 году, самолёты до сих пор используются для тренировочных полётов в ВВС России. Аналогичный самолёт есть в музее в Энгельсе, там же находится еще один самолёт на основе Ту-134: Ту-134 УШС.
Рядом с Ту-22КД располагается советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик МиГ-27.
Парадоксальная ситуация — начиная с 1993 года, большинство самолётов в России уничтожено, зато сейчас — это основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии.
На отдельной полянке — еще три самолёта.
Первый из них — штурмовик СУ-25 «Грач».
Это прозвище он получил в Афганистане во время испытаний в 1980 году. Серийно выпускается с 1985 года. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Такой антипартизанский самолёт.
Далее — чехословацкий учебно-боевой самолёт Аэро Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros, Элли).
В Энгельсе такой же самолёт поярче выглядит.
Интересно, что он был создан на замену самолёту Аэро Л-29 «Дельфин», который также есть как в парке Победы,
так и в Энгельсе.
МиГ-31 расположен на площадке ниже, чем МиГ-27. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников.
Годы выпуска: 1975 — 1994.
А на одной площадке с МиГ-27 располагаются еще несколько самолётов производства ОКБ имени Артёма Ивановича Микояна (1905 — 1970) , чье имя отражено в первых буквах названия, третья же буква досталась ему от Михаила Иосифовича Гуревича(1892/1893 — 1976).
Фронтовой истребитель МиГ-23 МЛД.
Буква «Д» означает доработанный, эта модификация начала серийно выпускаться с 1984 года. На больших углах атаки создатели самолёта добились характеристик устойчивости и управляемости, сопоставимых с характеристиками F-16.
Фронтовой всепогодный истребитель МиГ-21 СМТ отличался от предшественника большим накладным топливным баком, благодаря этому запас топлива был увеличен до 3250 литров.
Появился в начале 1971 года.
Фронтовой истребитель МиГ-15 является наиболее массовым реактивным боевым самолётом в истории авиации, состоявшим на вооружении многих стран мира.
Помимо СССР и стран соцлагеря, это были Алжир, Ангола, Бангладеш, Сомали, Буркина-Фасо, Индонезия, Египет, Ирак, Сирия, Финляндия, Камбоджа, Пакистан и ряд других стран. В настоящее время состоит на вооружении лишь у ВВС КНДР.
В небольшой ложбинке находится миниатюрный учебно-тренировочный самолёт Як-18А,
пришедший на смену самолёту Як-18У в 1957 году.
Есть в Саратове еще парочка мест, где находятся под небом голубым самолёты.
8 октября 2010 года перед главных корпусом Саратовского Государственного технического университета была торжественно открыта аллея «Ученые СГТУ — оборонно-промышленному комплексу страны». В центре аллеи находится сверхзвуковой боевой самолет Миг-21.
14 июля 2014 года в этот ряд добавился самолёт Ан-24Б с бортовым номером RA-46331, который совершил свой первый полёт 29 августа 1969 года.
Он был установлен возле старого аэропорта. В Саратов самолёт попал в 1992 году, а с июня 1998 года стоял на приколе. Ранее гости, прилетавшие в Саратов, в качестве первой достопримечательности могли увидеть трудягу-самолёт. Поговаривают, что хотят еще один самолёт рядом с ним установить. Поживём — увидим.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия