Комсомольск-на-Амуре мы посетили во время автомобильного путешествия по Дальнему Востоку. Вкратце про город я упоминал в этом материале Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.3 — Хабаровский край
Комсомольск-на-Амуре мы посетили во время автомобильного путешествия по Дальнему Востоку. Вкратце про город я упоминал в этом материале Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.3 — Хабаровский край
Город понравился, поэтому теперь про него подробнее. Начну с общей информации.
Комсомольск-на-Амуре — второй по величине город Хабаровского края и четвёртый на Дальнем Востоке. Расположен на левом берегу Амура, в 404 км к северо-востоку от Хабаровска (по автодороге). Расстояние от Москвы по автодорогам составляет 8700 км. Справа герб города.
Образован отрядами заключённых и комсомольцев в 1932 году посреди тайги на месте села Пермского и нанайского стойбища Дзёмги.
В советское время был военно-промышленным центром союзного значения. В период с 1959 по 1993 годы был закрыт для посещения иностранцами. Даже сегодня действует постановление Правительства РФ (от 4 июля 1992 года) по которому необходимо разрешение ФСБ для приезжающих иностранцев, но поскольку крепостных стен вокруг города нет, то по факту проблем с проездом не существует.
Единственное знаю, что нельзя останавливаться перед вот этим мостом через реку Амур, поскольку он является важным звеном БАМ и стратегическим военным объектом.
На левом и правом берегах у моста расположены проволочные заграждения в несколько рядов, доты и вышки охраны. Пешеходное и велосипедное движение (не в составе организованной колонны) по мосту запрещено.
Название населённый пункт получил в память о комсомольцах-первостроителях города на Амуре.
Кроме официального названия, есть ряд неофициальных прозвищ, наиболее известное из них: «Город юности». Также именуют «Копай-городом», «Арестантовым-на-Амуре», «Городом на заре» (по одноимённой пьесе 1940 года, посвящённой строителям Комсомольска-на-Амуре). В разговорной речи распространено название «Комса́».
За Ленинским районом, являющимся второй, северо-восточной, половиной города, закрепилось наименование Дзёмги, как когда-то здесь называлось нанайское стойбище. Согласно одной из трёх версий, в переводе с нанайского: берёзовая роща.
Как я уже упомянул выше, Комсомольск-на-Амуре был рождён 10 мая 1932 года когда пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Сначала мы сфотографировали камень. Видите, там даже и сейчас стройка идёт.
А это памятник первостроителям. Установлен на набережной в год 50-летия Комсомольска-на-Амуре. Открыт 9 июня 1982 года.
На трехметровом постаменте — бронзовые фигуры молодых людей (высота фигур — пять метров). Впереди — молодой строитель, возможно комсомольский вожак. Опустив свой рюкзак на землю, он показывает вниз рукой, как бы говоря: «Здесь будет город заложен…». Рядом с ним девушка. Восхищенно, немного растерянно, осматривает она место будущего строительства.
Тут же — крестьянский паренек с лопатой в руках, солдат с накинутой на плечи шинелью. Замыкает скульптурную группу молодой геодезист. Он повернул голову назад и словно зовет тех, кто пойдет следом за первыми.
Приехавшие в 1932 году в дикий таёжный край советские граждане жили в бараках, землянках и армейских палатках. По официальным данным, город основан силами комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза, а также политических и уголовных заключённых, вольнонаёмных граждан.
Комсомольск задумывался советским руководством как передовой, образцовый советский город. Генеральный план 1934 года, разработанный ленинградскими архитекторами под руководством Б.Данчича, предполагал создание двух центров города в каждой из частей города, имеющих симметричную планировку улиц.
Основной центр должен был располагаться в Центральном районе: его ось — главный проспект (ныне проспект Первостроителей), идущий от Амура к Дому Советов. Однако воплощению этого плана помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Строительство главного проспекта города на месте пустыря началось только в 1977 году.
Проспекты Ленина и Мира и некоторые другие улицы застроены зданиями в стиле сталинского неоклассицизма. В городе насчитывается 131 объект культурного наследия. С 1990 по 2010 годы Комсомольск входил в список исторических городов России.
Неофициальным символом Комсомольска-на-Амуре считается «дом со шпилем», возведённый в 1956 году на перекрёстке проспекта Ленина и Октябрьского проспекта, около площади Ленина.
На фасаде данного дома со стороны проспекта Ленина размещена надпись «Труд в СССР есть дело чести доблести и геройства».
Сегодня в Комсомольск-на-Амуре проживает около 245 тысяч человек. Это представители 105 национальностей, из них доля коренных народов Дальнего Востока (нанайцы, удэгейцы, орочи, ульчи) менее 0,42%. В большинстве это русские, примерно 2% украинцы, менее 1% татары.
Несмотря на то, что Комсомольск-на-Амуре расположен южнее Москвы, примерно на широте Белгорода и Воронежа, по своим климатическим характеристикам он приравнен к районам Крайнего Севера.
После открытия города его посещают туристы из КНР, Кореи, США, Франции, Японии и других государств, а также жители регионов России. Туристический сезон может продолжаться целый год, но самый большой туристический поток приходится на осень. Источник
Теперь о личных наблюдениях и впечатлениях.
Из памятных мест был краеведческий музей. Его коллекция это труд нескольких поколений научных сотрудников, краеведов и исследователей, это плод поисковой, собирательской и описательной работы многих сотрудников.
К сожалению в годы ВОВ многие экспонаты были навсегда утрачены, поэтому их тут не так много. Но зато немало стендов с фотографиями и различными документами. Можно даже без гида всё прочесть и узнать. Площадь музея небольшая, но если читать и рассматривать всё подробно у вас уйдёт больше часа.
Мне понравились картины советского прошлого рассказывающие о строительстве города и судьбах его жителей того времени. Я вам всё покажу в отдельном материале по данному музею.
Ещё мы посетили здание ж/д вокзала. Издалека над входом я увидел цифры 45 и подумал, что это меня поздравляют с мини юбилеем:)
На самом деле 27 апреля 2019 года исполнилось 45 лет с того дня, когда на строительства Байкало-амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд — отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Этот день стал днем второго рождения БАМа — с него началось активное строительство магистрали сразу по нескольким направлениям.
Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая протяженность магистрали — 4300 километров.
Главная линия БАМа — участок Усть-Кут (на реке Лена) — Комсомольск-на-Амуре (3110 км); к нему прилегают два участка, построенные в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Внутри вокзала фото выставка, посвящённая БАМ и ещё отдельно на стенах висят детские тематические рисунки.
Следующей точкой на карте легендарного города был речной вокзал, который является одним из символов Комсомольска-на-Амуре. По архитектуре здание напоминает теплоход. Выглядел он конечно уже не так презентабельно как после строительства, которое велось с 1969 по 1976 год.
Но есть надежда, что вокзал в скором времени отреставрируют, так же как и всю прилегающую набережную. Здесь уже начат ремонт, завезена облицовочная плитка и смотрите какие поставили современные фонари.
Из-за объявленных в августе штормов и сильнейшего циклона идущего из Японии, туристов мы в городе практически не видели. Только местные жители.
По факту большую часть времени была шикарная погода, под небольшой дождик мы попали лишь однажды. Судя по большим лужам дождь шёл накануне нашего приезда. Так что нам повезло.
В завершение моей обзорной заметки несколько объектов попавших в кадр.
Собор Казанской иконы Божией Матери.
Дворец молодёжи.
Драматический театр.
Рядом с театром фонтан. Цвет воды как на лучших курортах Индийского океана:)
Всё дело было в природном освещении. С облаками фонтан смотрелся восхитительно. Это я снимал уже с противоположной стороны.
Минут десять я смотрел как детишки резвятся и бегают среди тысячи кружащихся капель. С грустью вспомнил своё детство и свои фонтаны, правда таких больших у меня не было.
Иногда столбы воды с шумом измывались вверх и это переносило меня не в далёкое детство, а в совсем недавнюю Исландию, где ровно год до этого я восторженно наблюдал за рождением гейзера.
На этих приятных воспоминаниях пожалуй и закончу. Ещё осталось очень много фотографий, поэтому будет альбом, посвящённый другим достопримечательностям и различным деталям города, например таким как граффити. Спасибо за внимание и до скорых встреч!
Предыдущее знакомство Знакомьтесь, Южно-Сахалинск!