Утром покидаем Янгон. Выселение, вызов граб-такси (почти в 2 раза дешевле, чем было из аэропорта до отеля на обычном такси), формальности, вылет, посадка в Мандалае. Аэропорт в Мандалае сравнительно новый, имеет статус международного и считается самым крупным в стране. До города 35 км. Можно взять такси, но мы заинтересовались шаттлом — он как раз готов к отъезду, развозит всех по отелям, стоит дешевле такси. Гуд, заплатили, сели и поехали.
Мандалай (бирманцы произносят как Мандалей) — второй по величине город Мьянмы. Кстати, я пишу Мьянма, но при этом — бирманцы. Дело в том, что народ, который населяет страну, так и зовется — мьянма (варанты — мранма, бама). Как-то устоялось, что страна теперь называется Мьянма, а народ так и остался бирманцами. Хотя, если углубиться, народов там несколько, ведь страна называется Республика Союз Мьянма, слово союз подразумевает несколько территориально-национальных единиц. Впрочем, углубляться не буду. Мьянманцы — тоже употребимо, но реже.
Итак, Мандалай. Население его более 1 млн. чел. Это одна из бывших столиц Мьянмы, город изначально строился как столица и носил этот статус с 1860 до 1885 года. Т. е. по среднемировым меркам Мандалай очень юн, но выглядит не по годам. Слово Мандалай гораздо более старое, чем город, ведь корень тут — мандала, это очень емкое слово, боюсь даже начинать перечислять все его смыслы.
Нельзя рассматривать Мандалай без привязки к более древней столице — Амарапуре, ведь при строительстве новой столицы многие реликвии и даже камни из Амарапуры были перевезены туда. Сейчас Амарапура фактически входит в городскую черту Манадалая, а в те времена расстояние составляло 11 км. Казалось бы, что решают эти 11 км? Но король руководствовался пророчествами Будды, по которым новый город, центр буддизма, должен располагаться ровно у того холма, который сейчас называется Мандалайским. Основание новой столицы приурочили к юбилею Будды, тому как раз стукнуло 2400 лет.
Я читал про город, туристам он часто не нравится. Включение его в наш маршрут было под вопросом. Но ведь и тут, и рядом несколько мест must see, как можно, путешествуя по стране, не посетить Мандалай? Я и так много чего исключил. Так что если вдруг город не понравится, потерпим.
Въезжаем. Увы, Янгоном тут и не пахнет, малоэтажный азиатский город, правда, большой. Из высоток — пара зданий не выше 10 этажей. Ну, возможно, я чего-то не заметил, теоретически возможно наличие где-нибудь небоскреба аж в 12 этажей. Улицы заполнены тук-туками, байками и грузовичками. Порши, впрочем, я тоже видел. Отель выбирался по рекомендации в интернетах, он недалеко от королевского дворца, сравнительно большой, стоит недорого и имеет свой ресторан. При вселении мы обратили внимание на странный запах в комнате, но не придали ему значения, открыли форточки и пошли гулять по вечернему Мандалаю.
Первое и самое главное разочарование от города — здесь отсутствуют тротуары, что делает пешее передвижение не то чтобы невозможным, но крайне неудобным. Идти приходится практически в полуметре от плотного потока транспорта, в котором велика доля старья с дымным выхлопом. До дворца оказалось не так и близко, как виделось на карте. По тротуарам, конечно, мы б дошли без проблем, но по проезжей части приятного мало. Ладно, все легко решается — просто не надо ходить пешком, только такси и тук-туки.
Королевский дворец находится внутри огромной территории, окруженной рвом. Это квадрат со стороной примерно 1,5 км, ширина рва 50 метров. Территория дворца огорожена стеной высотой 9 метров. Сам дворец был перевезен по частям из Амарапуры. В годы второй мировой дворец разбомбили и постройки были полностью уничтожены. В 90-е годы дворец был восстановлен, точнее, построен заново. Он, конечно, представляет интерес, но мы решили отложить его посещение на тот случай, если останется свободное время. А пока просто погуляли рядом. Смеркалось.
Ров, окружающий дворец:
Крепостные стены и Мандалайский холм:
С южной стороны устроен светомузыкальный фонтан:
Больше вечером тут смотреть нечего, решили таки назад опять идти пешком, по пути высматривая ресторан. Но до самого отеля ничего интересного не обнаружил, хорошо, что есть ресторан в отеле. Еда там без изысков, но вполне качественная. Забавно, мы в Мьянме уже четвертый вечер ужинаем в отелях, ни разу в стороннем заведении, но впереди еще почти месяц, успеем. Вечером в номере все тот же запах, может, стал лишь немного менее сильным. Видимо, это травили насекомых, надеюсь, клопов тут не будет. Клопов не было, даже комаров не было, однако утром я проснулся с головной болью. На завтраке чувствовал себя недотравленным тараканом.
На утро по плану переезд на пристань и посещение местечка под названием Мингун. Приехать туда можно двумя способами — по автодороге (автобус или такси), либо по реке Иравади на пароходике. Мы предпочли реку. Вызвали тук-тук (Граб), ждем. Необходимо пару слов сказать о погоде. Если в Янгоне вечер и утро были просто прохладными, то здесь уже откровенно холодно. Мы надели на себя все что было, и при этом нещадно мерзли. Приехавший тук-тукер был в дубленке (!!!). Да уж, надо было вызывать такси. Ладно, едем к пристани, ежась и прячась от ветра в глубине дерматиновой полукабины. Прибыли вовремя, уже собиралась небольшая очередь. Поздоровались с одиноким китайцем интеллигентного вида — мы вчера ехали вместе из аэропорта. Пристань — просто участок берега, к которому причаливают лодки. Никаких специальных причалов, мостиков и швартовых кнехтов здесь нет.
Касса представляет собой дощатый сарайчик, внутри столик и стул. Никаких компьютеров и принтеров. Пришла тетушка-кассир, села, открыла тетрадку и стала продавать билеты, записывая от руки в тетрадь историю продаж. Аутентичность.
В ожидани лодки, зябко:
Монах и блондинка, они, если честно…
Эта парочка, кстати, так и ходили вместе весь день. Тут началась посадка, народ пошел на лодки-кораблики. Для прохода на борт были брошены весьма узкие доски, иногда с поручнями, иногда без. Все это было весело и с задором. Расселись и поплыли на Мингун. По пути открывались примечательные виды. На правом (противоположном) берегу реки много песчаных отмелей, некоторые образуют острова, есть что-то вроде лиманов.
Обитаемая песчаная коса:
Мы поначалу гадали — что это, жилые дома (шалаши и хижины) или дачи? В смысле временные рыбачьи домики. Наличие на соломенных крышах некоторых лачуг спутниковых антенн склонило к версии — таки жилые дома. Подплываем. Почему мыв едем в Мингун? Это очень примечательное место. Городок когда-то был резиденцией королей. В 1790 году, задолго до возникновения Мандалая, здесь началось строительство самой большой в мире пагоды. Ее строили-строил, но так и не достроили. По одной из версий, королю астрологи предсказали смерть сразу после окончания строительства, вот он и притормозил. Возможно, все было более прозаично, просто в казне кончились деньги, а астрологи были отмазкой, чтоб не терять лицо. Сейчас можно только гадать, но все версии блекнут по сравнению с главным событием — в 1839 году здесь случилось землетрясение, частично разрушившее недостроенную пагоду. Так она и стоит, видимая издалека громада:
Но не одной пагодой известен Мингун. Лично мне очень хотелось посмотреть т.н. Белую пагоду — Синбьюме. И третья из достопримечательностей мирового уровня — мингунский колокол. Есть еще пагоды и интересности, но нас манили эти три. Высаживаемся, у нас 3 часа (точно не помню, но вроде так). С китайцем (он из Пекина) мы почти подружились в пути, к нам примкнули две девчонки из Гонконга, я пытался приветствовать их одним из двух известных мне китайских слов — Нихао, но пекинский друг сообщил, что в Гонконге говорят на кантонском диалекте, а Нихао — это мандарин, в данном случае надо говорить Нахэо. Так мы и бродили впятером, иногда теряясь, но всегда воссоединяясь. Эх, хорошо было до коронавируса, беспечно и легко…
Пекинец и две гонконгские девчонки:
На пути от реки к Мингунской пагоде были установлены два огромных (по 30 м в высоту) льва, сейчас от них остались лишь эээ… задние части, слева виден фрагмент второго льва, он почти в таком же состоянии:
Мингунская пагода, налицо как недостроенность, так и последствия землетрясения:
Сама ступа располагается на пяти прямоугольных террасах, образующих что-то вроде широкой плоской пирамиды.
Пагода задумывалась действительно огромной (72 м длина основания, 152 м высота), жаль, конечно, что не достроили, но и в таком виде она обладает магнетизмом. Интересно, что даже недостроенная пагода — действующая, войдя через белые ворота, можно попасть в небольшое помещение, где установлен золотой Будда. Люди возлагают цветы и молятся.
Справа от лицевой стены имеется тропинка наверх, я пошел было, но путь дальше перекрыт цепью. Еще несколько лет назад можно было взобраться на самый верх и побродить по плоской вершине…
А это вид на Белую пагоду:
К Белой пагоде мы сейчас и пойдем. Но по пути обязательно заглянем к мингунскому колоколу. Он находится вот в этом симпатичном строении:
Можно влезть внутрь (а у кого голова чугунная, можно ею и позвонить):
Колокол знаменит своими размерами и массой, уступая московскому Царь-колоколу (правда, уступает прилично — 90 тонн против 202). До 2000 года был самым большим в мире действующим, сейчас № 2 (после китайского Колокола Счастья). Отлит мингунский колокол был по приказу того же короля (его имя Бодопайя, пожалуй, самый известный в Мьянме король), что и затеял строительство пагоды.
А мы подходим к Белой пагоде. Подросток, торгующий зонтами:
Эта пагода не похожа на другие храмы Мьянмы.
После первых ворот и плоской площадки — вход в крытый восходящий коридор. Поднимаемся и выходим на верхнюю площадку:
Спускаемся. Пагода прекрасна с любой точки:
Ну, можно сказать, осмотр главных интересностей завершен, но есть еще одна пагода (на самом деле еще несколько, но эта из оставшихся наиболее интересна) — Сеттавья. По легенде, внутри этой пагоды есть реликвия — след Будды.
Эта пагода расположена ближе всего к реке. На берегу сушат постиранные вещи, никаких веревок:
А так выглядит этот храм со стороны реки:
При землетрясении камни из стоящих неподалеку огромных львов разбросало по округе, один из них лежит прямо у входа в пагоду Сеттавья:
Во дворе храма встретилась такая вот жизнерадостная бабуля с внуком (внучкой?):
Моторизованные местные девчонки:
Гонщик на колеснице (кадр получился почти статичным, но облако пыли намекает на скорость):
Вроде подходит время отправления, идем к нашему пароходу. Найти его оказалось непросто среди примерно трех десятков подобных, ведь если в Мандалае нет пристани, то чего ждать тут?. Но нашли.
Гонконгские девчонки оживленно щебетали (на понятном мне теперь кантонском), просматривая фотки на смартфоне. Пекинец уселся на палубный шезлонг, мы тоже. Рядом слышалась славянская речь, оказалось, чехи. Он работает в Янгоне по контракту, она преподает английский в качестве волонтера (т. е. без зарплаты). Такая образовалась интернациональная компания, делились впечатлениями, планами, звали друг друга в гости. Пока ждали отправления, наблюдали за местными жителями, приходящими на реку помыться. Выглядит это так: мужик в лонджи с куском мыла заходит в реку, окунается с головой в бурые воды Иравади, весь намыливается, включая юбку-лонджи, окунается еще несколько раз, заходит поглубже, снимает под водой свою юбку, стирает ее, споласкивает, затем надевает, выходит на берег, вытирается полотенцем, берет сухую юбку и надевает ее через голову, одновременно снимая мокрую. Все, процесс завершен, выжимает постиранную и уходит. Одна из фаз купания:
Вода, между прочим, весьма холодная. Если на пути к Мингуну было холодно, то теперь стало жарковато, но я ловил собой всё солнечное тепло, слишком уж перемерз утром. Параллельно с нашим шло еще несколько пароходиков, вот один из них, более красивый, чем наше утлое суденышко:
По пути проплываем микродеревушки на берегу, там тоже постирочно-купальный день:
На длинном холме правого берега Иравади множество ступ. Чуть южнее на том холме находится еще один знаменитий городок — Сагейн. В этих краях что ни город — наверняка древняя столица. Вот и Сагайн относится к таким же. И хоть там очень много интересного и впечатляющего, мы туда не едем. Вот если выбрать маршрут до Мингуна на автобусе, то Сагейн был бы на пути. Мандалайщина просто нашпигована достопримечательностями, но маршрут расписан, а отели забронированы. Надо еще учитывать такой фактор, как девальвация впечатлений. Наш пекинский друг, похоже, дошел до этой стадии, его уже перестали интересовать храмы и будды, «еще одна пагода, еще один будда, все тлен и суета…» Нам еще сегодня надо посетить одну достопримечательность (слава богу, не храм) и завтра бегать по оставшимся мандалайским намеченным целям. А потом Баган… Думаю, правильно, что не стали перегружать маршрут.
Деревня на берегу (здесь например, есть спутниковая тарелка):
Приближаемся, вдали уже виден Мандалайский холм:
Приплыли, причалили, никто за борт не упал, вызвали тук-тук, приехали в отель, немного отдохнули, опять тук-тук и едем к мосту У-бейн.
Но об этом в следующей части.
Конец 2-й части.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение здесь.
Теги:
Самостоятельные путешествия