Представьте себе идеальную швейцарскую деревеньку, окруженную горами и альпийскими лугами. Она будет очень похожа на Гриндельвальд. Расположенный в Бернских Альпах, у подножия отвесного северного склона Эйгера этот небольшой городок как будто сошел со страниц сказки. Аккуратные улочки Гриндельвальда заняты деревянными домиками в стиле шале, балконы и окна украшены яркими цветами, а возле домов красуются ухоженные палисадники. Фоном всему этому служат великолепные пейзажи: горы со снежными вершинами и пышные зеленые поля.
Там с вершин отвесных
Ледники сползают,
Там дороги в тесных
Щелях пролегают.
Там немые кручи
Не дают простору,
Грозовые тучи
Обнимают гору…
В. Брюсов
Для туристов в городке есть все необходимое — множество отелей, магазинов, ресторанов и кафе. Большое разнообразие видов активного отдыха делают Гриндельвальд одним из самых популярных курортных районов Швейцарии. Круглый год городок привлекает не только любителей спортивного туризма, но и простых путешественников.
Благодаря своим великолепным видам Гриндельвальд уже с конца 18 века стал излюбленным местом отдыха иностранцев. Первыми местные красоты по достоинству оценили англичане. В середине 19 века здесь стал популярным альпинизм. Благодаря развитию железных дорог в конце 19 века пришло время зимнего туризма. А в 1908 году именно здесь была построена первая канатная дорога в Альпах (на гору Веттерхорн).
В 1912 году была торжественно железная дорога Юнгфару (Jungfrau). Амбициозная идея проложить эту железную дорогу пришла в голову коммерсанту и мечтателю Адольфу Гайер-Целлеру. «Все должны иметь возможность увидеть эту необыкновенную красоту» — говорил он. Грандиозное строительство, стоившее огромных финансовых затрат и человеческих жертв, длилось целых шестнадцать лет (с 1896 по 1912 год). К сожалению, сам инициатор строительства не дожил до завершения строительства. Из-за его смерти и финансовых трудностей был изменен начальный план и вместо вершины Юнгфрау конечной станцией стал перевал Юнгфрауйох. Из Гриндельвальда до Юнгфрау можно добраться за полтора часа. Поезд идет через горный перевал Клайне-Шайдег — там нужно будет сделать пересадку.
Клайне-Шайдег — горный перевал (высота 2061 м)
Протяженность зубчатой железной дороги от перевала Клайне-Шайдег до перевала Юнгфрауйох составляет 9 километров при 1400 метрах перепада высот. Первые 2 километра маршрута туристов сопровождают альпийские пейзажи.
От станции Айгерский ледник (Eiger Glacier) начинается семикилометровый туннель, проложенный через горы Эйгер и Мёнх. Во время движения по туннелю поезд дважды останавливается — на станциях Айгерванд («Стена Эйгера» — 2864 м.) и Айсмеер («Ледяное море» — 3158 м.). Через смотровые окна на станциях открываются виды на ледниковый пейзаж. Наконец поезд прибывает на самую высокогорную железнодорожную станцию в Европе — Юнгфрауйох, расположенную на высоте 3454 метров. На «Вершине Европы» есть небольшое кафе, ресторан, почтовое отделение и сувенирные киоски. Внизу, в толще векового льда, вырублен Ледовый дворец со скульптурами диковинных зверей. На самом верху, на отвесной скале находится астрономическая обсерватория «Сфинкс». Для туристов открыта обзорная площадка с панорамным видом на альпийский рай из снега и льда.
Вокруг царствуют заснеженные горные вершины более 200 гор.
Безжизненно, но стройно
Лежат оплоты гор.
Печально и спокойно
Раскинулся простор.
Ни вдоха, ни движения,
ни ропота, ни слов.
Безгласное внушение
Чарующих снегов…
К. Бальмонт
На южном склоне Бернских Альп расположен самый большой ледник в Альпах -ледник Алеч (Aletsch). Он простирается на 23 километров. Глядя на это грандиозное чудо природы трудно поверить, что, по словам экспертов, к концу 21-го столетия он может полностью исчезнуть.
Находясь на сумасшедшей высоте и глядя на всю эту красоту испытываешь легкое головокружение, подобное опьянению. Покайфовав, возвращаемся в Гриндельвальд тем же путем, каким приехали.
Гриндельвальд иногда называют «деревней ледников», так как здесь находятся два больших ледника Швейцарии — Верхний и Нижний ледники Гриндельвальд. На протяжении тысячелетий прокладывали они себе путь через альпийские ущелья в направлении долины и города. За последние несколько веков особенно серьезно изменилась Нижняя часть ледника. К 1600 году он достигал своего наибольшего размера и доходил до самого Гриндельвальда. С 1864 года Нижний ледник начал уменьшаться и отступать. Там, где раньше сотни людей трудились на заготовке льда сегодня добывают знаменитый розовый мрамор.
Часть ледникового ущелья открыта для туристов. Добраться туда можно на автобусе от железнодорожного вокзала. А можно пройти пешком за 35 минут от цетра Гриндельвальда. Дорога лежит мимо отелей, хозяйственных построек и пастбищ с коровами и даже ламами.
На входе в Ледниковое ущелье (Gletscherschlucht) находится касса. Билет стоит 19 швейцарских франков за взрослого. Карта Swiss Haf Fare Card, которую мы приобретали в поездке по Швейцарии, дает право скидки 50 процентов.
Узкое ущелье длиной примерно в один километр стиснуто почти вертикальными крутыми скалами высотой 300 метров. Путь идет по деревянному пешеходному мосту вдоль вечно сырых и холодных каменных склонов. В некоторых местах в скалах проложены небольшие галереи и туннели.
По дну лощины по камням бурлит и пенится река Белая Лючина, которая питается талыми водами ледников. Иногда, особенно весной, река превращается в мощный поток, сметающий всё на своём пути. В конце ущелья открывается вид на водопад Weisse Lütschine. Шум воды и падающий с высокой скалы водяной поток производит незабываемые впечатление.
После суровых видов ущелья особенно приятно обратить свой взор на склоны гор. Чтобы приблизиться к самым красивым пикам долины поднимемся на гору Фирст (First), воспользовавшись канатной дорогой Гриндельвальд-Фирст. Кабинки рассчитаны на шесть человек, а через открытые окна можно фотографировать проплывающие мимо пейзажи и оставшийся внизу поселок.
Канатная дорога Grindelwald — First имеет две промежуточные станции: «Bort» (1570 м) и «Schreckfeld» (1955 м). Конечная остановка находится на вершине горы First на высоте 2168 метров. В том же здании, что и станция канатной дороги находится гостевой дом Berggasthaus First, на открытой террасе которого можно отдохнуть и подкрепиться. Примерно в часе ходьбы от станции находится красивое высокогорное озеро Бахальпзее (Bachalpsee). Но дорога туда была закрыта из-за обильных снегопадов весной. Для любителей острых ощущений на горе открыт аттракцион FirstFlyer, предлагающий совершить головокружительный спуск с ветерком на скорости до 84 км/ч на высоте 45 метров по железному тросу длиной 800 м. Старт — на станции First, а финиш — на станции Schreckfeld. Восторженные крики раздаются по всей округе! Те, кто предпочитает более спокойный отдых могут прогуляться по панорамной дорожке First Cliff Walk by Tissot, наслаждаясь здешними красотами.
Не менее прекрасный вид нас ожидал на станции канатной дороги Борт (Bort), на которой мы вышли на обратном пути. На станции есть два отеля, ресторан, кафе и большая детская площадка. Завершением нашей прогулки стал пикник на альпийском лугу. Любуясь красотой природы и вдыхая воздух, наполненный ароматом сотен альпийских трав, забываешь обо всех повседневных заботах.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия