В Хвалынске первый раз я побывал в 1977 году, затем приезжал в 2013 году, а в 2019 году несколько раз судьба заносила меня сюда. Но если предыдущие пребывания были длительными, то в 2019 году это были однодневные вылазки. Много поменялось в городе.
Природа под Хвалынском красива.
и пруды, в которых отражаются небо и деревья.
Волга, на которую можно взглянуть с высоты
или подойти вплотную к её берегам.
Деревья, которыми как красками пользуется природа,
смешивая их в разноцветных узорах.
Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину (1878 -1939) словно было предначертано стать художником в этом оазисе красоты.
Иногда случайности играют большую роль в жизни людей. В Хвалынске есть много старинных зданий. Одно из них, дача купца Михайлова-Неклюдова (1912–1913 год постройки)
— было построено по проекту (так считается) знаменитого архитектора и художника Романа Федоровича (Роберта-Фридриха) Мельцера (1860–1943).
Бывал Мельцер в Хвалынске и ранее. В 1895 году он приехал в Хвалынск по приглашению супружеской четы Казариных: Михаила Михайловича и Юлии Ивановны. Хотя дом Казариных был в Санкт-Петербурге, но в Хвалынске они проводили лето. Мельцер спроектировал для Казариных дачу. Впоследствии Роман Фёдорович неоднократно бывал в Хвалынске.
9 декабря 1936 года в Академии художеств во время выступления перед молодыми художниками Кузьма Сергеевич ПЕтров-Водкин вспомнил: «В дыре, в Хвалынске, меня случайно встречает один архитектор, приехавший туда на постройку. Как сейчас помню, принёс я ему мой рисунок, копию с гравюры. Этот человек заинтересовался мною и сказал, что надо ехать учиться в тогдашний Петербург». Этим человеком как раз и был Мельцер. Он же убедил Казариных помочь молодому дарованию. Так Кузьма Сергеевич познакомился с Юлией Ивановной. Она постоянно помогала художнику деньгами.
Недаром уже после её смерти Петров-Водкин писал своей матери в 1912 году: «… у меня самые нежные и чистые воспоминания об этой прекрасной женщине и человеке, который играл большую роль в моём воспитании, и это была, может быть, единственная женщина, которую я уважал всем сердцем со дня встречи с ней и до её смерти…» В 1900 году он написал её портрет.
Мельцер также не забывал своего найдёныша. В начале 1900 года Роман Фёдорович Мельцер познакомил Кузьму Сергеевича. Петрова-Водкина с Николаем Павловичем Сорохтиным (1840–1930), владельцем гончарного завода под Москвой (село Всехсвятское). В течение 1900–1901 годов Кузьма Сергеевич выполнял заказы на этом заводе. В письме к матери от февраля 1900 года Петров-Водкин пишет: «Все вечера почти возился с печами…лепкой изразцов и колонок разных…Приятно только то, что чувствуешь, что создаешь что-то свое: нарисовал, вот, как желаешь, глядь по твоему вкусу печь или камин сделали, и сколько таких изразцов по России, может быть, разойдется — и это сделал ты — вот это чувство очень приятно…».
Вместе с Кузьмой Сергеевичем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) учился сын Николая Павловича Сорохтина — Владимир. Вместе с ним Кузьма Сергеевич решил отправиться в путешествие в Европу.
В августе 2016 года в Хвалынске напротив картинной галереи был открыт второй памятник Петрову-Водкину.
Памятник как раз и посвящен велосипедному путешествию в апреле 1901 года.
О своём путешествии Кузьма Сергеевич написал в 1932 году в книге «Пространство Эвклида». Фактически художник хотел убежать от засасывающей серости будней: «Я работал на изразцовом заводе. Лепил, проектировал и расцвечивал готические печи, изразцы и посуду… Бежать имело смысл только в совершенно новую обстановку, и я остановился на загранице. Велосипед все больше и больше представлялся мне отвечающим цели моего передвижения. За зиму скопил я около сотни рублей. Главная задержка заключалась в неимении машины. Я направился по магазинам велосипедных фирм и стал предлагать продавцам комбинацию: за рекламу поездки за границу предлагал я им снабдить меня машиной на выгодных прокатных условиях. После нескольких несообразительных торговцев попал я на представителя одной немецкой фирмы, который меня понял, и за 25 рублей проката я получил великолепной прочности дорожный, оборудованный багажником, велосипед. Училище дало мне отпуск и право на заграничный паспорт. Маршрут мною был намечен следующий: Москва, Варшава, Бреславль, Прага, Мюнхен и Генуя, — Генуя — это уже просто для финиша: Средиземное море — обрез — вода, а для моего спутника, который вызвался сопровождать меня, окунуться в волны этого моря было чуть ли не целью его путешествия… Если я владел довольно хорошо машиной, то мой спутник впервые для этой поездки садился на стального коня, да и конь его был подержанный, с высокой рамой; Володя казался на нем перелезающим через забор. И вообще эта „прялка Маргариты“, как прозвали мы его машину, всю дорогу приносила нам несчастья.»
Из-за этого велосипедное путешествие оказалось не таким как задумывалось. Старт был дан 10 апреля 1901 года у Серпуховской заставы. «Прялка Маргариты» то спускала воздух в шине, то лопалась цепью. Наконец, она на несколько дней присмирела, для того, чтоб в одно прекрасное весеннее утро на гладкой дороге треснуть пополам вилкой… О позорном возвращении домой мой приятель не хотел и слышать: решили дожидаться проезжего, который согласился бы доставить предательскую машину и владельца на станцию, откуда они отправятся в Варшаву чиниться и ждать меня, чтоб ехать дальше.»
В результате Кузьма Сергеевич поехал один, по дороге с ним случилось множество приключений.
В Варшаве друг Володя вновь присоединился к Кузьме Сергеевичу, но недолго музыка играла… «Деликатно объезжая вахмистра с простушкой, Володя попал колесом в каменную канавку для стока воды, отделявшую тротуар от дороги. Дальнейшая пригодность машины исключалась этой катастрофой… Пафос авантюрной поездки меня окончательно покинул: я решил пересадить приятеля на мою машину, а самому быстроходнее двинуться к живописи. Злосчастная „прялка Маргариты“ была с позором отправлена на родину, и в этот же вечер я выехал к Мюнхену по железной дороге.»
Конечной остановкой в пути стал Мюнхен.
В Мюнхене Петров-Водкин в течение полутора-двух месяцев работал в мастерской Антона Ашбе, куда стремились попасть молодые художники из разных стран, здесь же на международной выставке он впервые познакомился с творчеством современных французских художников. С 1905 по 1908 год Петров-Водкин занимался в частных академиях Парижа, тогда же посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Но экспериментов с велосипедом более не повторял.
Первый же памятник в Хвалынске в честь художника был открыт 31 октября 2008 года.
К. С. Петров-Водкин — самый известный уроженец города Хвалынска. Когда в 2008 году стартовал телевизионный проект «Имя Россия», то Кузьма Степанович вошёл в список 500 значимых персоналий, связанных с Россией. Среди живописных произведений самые известные: «Сон» (1910), «Купание красного коня» (1912), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915), «Петроградская мадонна» (1920).
К созданию памятника приложил руку известный хвалынский историк, краевед и журналист П. А. Пестравский. В 1993 году приглянулся ему валун на улице Хвалынска, наполовину зарытый в землю. Вырыли его и отвезли во двор дома, принадлежавшего когда-то матери художника, прилепили табличку «Здесь будет установлен памятник художнику К. С. Петрову-Водкину» и благополучно забыли, не до этого было. Несколько раз создавались эскизы памятника, но дальше них дело не шло. Пока в Хвалынск не заглянул в 2007 году саратовский скульптор П. А. Подосинников, он предложил сделать памятник из этого валуна, на котором разместить бронзовый барельеф на основе «Автопортрета» Петрова-Водкина.
Выяснилось, что валун — карельский гранит. Как его занесло в Хвалынск, может давным давно ледник притащил? В результате памятник открыли не во в дворе мемориального музея, а на площади возле дома культуры.
Красный конь как фон для фотографий Красочный образ был создан Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным(1878 — 1939) в 1912 году, когда написанная им картина «Купание красного коня» принесла художнику всемирную известность. Ныне картину можно увидеть в Третьяковской галерее.
Но если пристально взглянуть на картину, то внимательный взгляд заметит, что на картине конь изображен лишь с одной полноценной ногой.
Это упущение было исправлено 26 августа 2017 года, когда на родине художника в Хвалынске появился новый арт-объект.
Кто-то именует его беседкой, а кто-то павильоном.
Красных коней можно встретить в картинной галерее
и на улицах во время праздников.
А вот Дом-музей К. С. Петрова-Водкина находится на окраине города Хвалынска.
При доме имеются надворные постройки: сараи, летняя кухня, баня и небольшой сад.
В начале прошлого века здесь селились кузнецы и прасолы и называлась слобода Бодровкой. То ли в 1885, то ли в 1895 году был построен этот дом. В 1905 году К. С. Петров-Водкин купил его для своей матери. В ту пору было ему 27 лет. Появлялся здесь очень редко. Его родственники проживали здесь до 1943 года.
Но когда в доме был устроен музей, то была создана красивая легенда и музей был подстроен под эту легенду. Якобы ежегодно с 1905 по 1916 года художник приезжал в гости к матери, подолгу здесь гостил и создал здесь много своих произведений, в частности «Купание красного коня». Хотя согласно официальной точки зрения картина была создана в деревне Гусёвка нынешней Волгоградской области. В 1906 -1908 году художника вообще не было в России, за это время он побывал во Франции, Италии и Алжире. Но многие считают, что задумал картину художник именно в Хвалынске.
Теги:
Культурно-познавательный туризм