Герой знаменитого фильма ходил в баню каждый год 31 декабря. У меня так не получается. В этот день я, как и другие женщины, готовлю салат оливье и пеку пироги. Придется перенести мероприятие на следующий день. Совсем забыла: я же сейчас в Скопье, столице Северной Македонии. Бань здесь нет. Незадача…
Хотя, позвольте, почему же нет бань? Эти места пятьсот лет входили в состав Османской империи. Везде, куда приходили османы, они строили так называемую «исламскую тройку»: мечеть, караван-сарай и баню. В Скопье было построено множество таких зданий. Все это хозяйство требовало большого количества воды. Её подвели с гор, для чего соорудили акведук и на него положили водопроводные трубы. Этот водопровод функционировал несколько столетий.
Свой «банный день» в Скопье я решила начать именно с осмотра акведука. Смартфон любезно подсказал, где его искать: на северо-западе от города, между албанским поселком Визбегово, цыганским районом Шуто Оризари и воинской частью. М-да. Поездив по Балканам, я усвоила некоторые вещи. Албанцы бывают разные. Во многих местах это приятные, образованные люди, которые почти ничем от нас не отличаются. Есть, однако, поселки, где живут религиозные албанские мусульмане и там мы можем чувствовать себя довольно неуютно. Районы компактного проживания цыган обычно весьма бедные и грязные. Подумав, я все же решилась на прогулку. За все время, проведенное в Скопье, у меня еще не было ни с кем конфликтов. Что же касается воинской части, то, взглянув на карту, я увидела: около акведука ее забор изгибается. Генералы оказались весьма любезны и дали возможность осмотреть древность.
Проще всего добраться до акведука на машине. Для этого нужен автомобиль и права. У меня нет ни того, ни другого. Разбираться в маршрутах автобусов на праздники или ловить такси желания не было. Смартфон сообщил, что от моего района Карпош до акведука меньше пяти километров. Отлично. Идем пешком.
Я бы не назвала этот путь приятным. Перейдя реку Вардар по мосту «8 сентября», я пошла вдоль бульвара 8 Сентября, который был вовсе не бульваром, в нашем понимании, а шоссе. На светофоре повернула налево и пошла вдоль другого такого же шоссе — Ядранской Магистралы. А потом снова повернула направо, немного прошла по шоссе «Бульвар Словения» и вот она — узкая дорожка уходит вправо между деревенскими домами. Я быстро понимаю, что проблем с местными жителями не будет. Вот два пожилых мужика ремонтируют дом. Вот молодые ребята возле мотоцикла болтают и смеются. Все вежливо со мной здороваются. Навстречу с серьезным видом идет старый цыган и тащит большой мешок. Тоже здоровается.
Деревня быстро заканчивается. Дальше — пустоши, огороженные колючей проволокой, видимо пастбища. За ними я вижу акведук.
Подойдя поближе я, наконец, смогла оценить сооружение по достоинству. Водопровод начинался в горах. Вода текла сверху вниз по направлению к городу. По пути водопровод пересекал широкую впадину. Сейчас бы там, наверное, поставили насос, а в древние времена через впадину перебросили мост-акведук. Длина акведука 386 метров, а высота — 16 метров.
2
Есть разные мнения по поводу даты его постройки. Одни исследователи считают, что акведук был сооружен в VI веке при императоре Юстиниане. Другие — что в XV веке при османах. В качестве доказательства отмечают сходство каменной кладки акведука и зданий османского периода в центре Скопья. Рискну предположить, что правы и те, и другие: акведук построили при Юстиниане, а при османах — обновили.
Если присмотреться, то видно, что кладка в южной и северной частях акведука различается. Мне кажется, что обе они похожи на кладку старых османских построек.
Странно, но местные краеведы спорят по поводу количества опор. Кто-то насчитал 55, кто-то — 60, а кто-то 62. Возникло желание пройтись и подсчитать самой, но солнце уже садилось.
Зимой темнеет рано. Банный день придется продолжить 2 января. На очереди сами бани, точнее хамамы.
Утром следующего дня я перехожу через Каменный мост в центре Скопья. Мне грозит кулаком царь Филипп со своего постамента. Царь мне не нужен. Я иду в баню. Из многочисленных старых хамамов до наших дней дожили лишь два: Чифте-хамам и Даут-пашин хамам. Сегодня там никто уже не моется. Здания принадлежат Национальной Галерее.
Даут-пашин хамам найти легче всего. Он находится на входе в район Стара Чаршия, прямо за спиной царя Филиппа.
Здание было построено в XV веке по распоряжению визиря Румелии Даут-паши. Оно состоит из 15 комнат и покрыто 13 куполами различного размера.
1
Даут-пашин хамам — одно из немногих старинных зданий в Старой Чаршие, которое можно осмотреть с разных сторон.
И даже сверху.
2
Хамаму не везло: в конце XVII века он пострадал при пожаре по время австро-турецкой войны, в 1963 году большой ущерб нанесло землятресение. Но самое интересное — хамам так и не использовали по прямому назначению. На сей счет существуют разные легенды. Одна из них гласит, что у Даут-паши была любимая дочка. Перед открытием нового хамама девушка решила его посетить и опробовать. В хамаме оказалась змея. Дочка паши скончалась от ее укуса. Убитый горем Даут-паша, велел навсегда закрыть этот хамам.
Вторая легенда выглядит правдоподобнее. Турецкие строители что-то не рассчитали. Для обогрева хамама требовалось слишком большое количество топлива. Лес на горе Водно к тому времени уже весь вырубили. Баню пришлось закрыть из-за отсутствия дров.
Картинная галерея в здании хамама работает с 9 до 18 (октябрь—март) или с 9 до 21 (апрель—сентябрь). Выставка меня не очень заинтересовала. Зато старинные купола с отверстиями в виде звезд произвели впечатление. И, кстати, в хамаме нет никаких змей.
1
Чифте-хамам расположен рядом, но найти его не так-то легко. В Старой Чаршие узкие извилистые улочки, дома тесно прижаты друг к другу. Старинный хамам с одной стороны целиком закрыт магаинами. С другой стороны его загораживают зонтики кафе и какой-то забор. Я долго искала место, с которого можно сделать фотографию. Наконец, усевшись на загородку кафе и сильно отклонившись назад, я нашла-таки нужный ракурс.
Чифте-хамам можно перевести с турецкого как «двойная баня», так как состоит он из мужского и женского отделов. Построен он был в XV веке и с тех пор служил по назначению до начала прошлого века. Сейчас там находится картинная галерея. Часы работы — те же, что и в хамаме Даут-паши.
Сегодня демонстрировалась инсталляция молодой художницы. Она повествовала о нелегкой судьбе и любви двух угрей. Одна рыба — из лондонской Темзы, другая — из Охридского озера в Македонии. Проектор показывал упитанных балерин, звучала музыка. Что-то непонятное. Но, зато, очень в европейском духе. И в духе партии зеленых. И оставляет ощущение полного жульничества. К счастью, билет был недорогим: всего 50 денаров (примерно 60 рублей). Будем считать, что я заплатила за вход в старинный хамам. Я принялась разглядывать помещение.
Подошел сотрудник музея. По долгу службы принялся что-то говорить про рыб-угрей. Я вежливо перевела разговор на само здание. Сотрудник сразу же оживился и рассказал интересные вещи. Чифте-хамам сильно пострадал во время землетрясения 1963 года, но был отреставрирован. Сделаны двойные стены: чтобы защитить старую кладку и позволить вешать на стены картины. Пол теперь подогревается, что обеспечивает нужный микроклимат. Там где можно постарались сохранить каменный орнамент.
Я обратила внимание на красивые узоры над входом. Оказывается, они выполнены в соответствии с турецкой традицией и несут определенный смысл. Об этом рассказали туристы из Турции. Вот только, какой именно смысл, пожилые турки так и не смогли объяснить. Помешал языковой барьер.
Одно из помещений хамама сохранено в первозданном виде. Это комната для мытья с «раковинами» для воды и кувшинами.
Снаружи в котлах кипятили воду. Она текла по трубам, проложенным в стенах. Этой горячей водой мылись и, одновременно, обогревали помещение. Как говорил герой все того же знаменитого фильма: «Тепленькая пошла!».
Смотрю вверх на очень красивый потолок.
Мой «банный день» в Скопье удался. С легким паром!