Москва — кладезь изумительных мест, с которыми связаны предания, сказания, городские легенды. Очень часто за обычным фасадом скрываются великолепные истории, о которых многие слышали, но не думали, что это происходило в этом месте, а не в ином.
Есть на Ленинградском проспекте отель «Советский».
2
Название размещено наверху здания, а также над входом.
1
На стене присутствует табличка с надписью, что отель размещается здесь с 1951 года.
1
Всё чин-чином, вроде никаких подвохов. Но не тут то было, неожиданности только начинаются.
До 2000 года не было на карте Москвы отеля «Советский», была гостиница «Советская»,
3
которая и была построена в 1951 году. Было у здания три отца — архитектора, за разработанный в 1948 -1950 году проект которого они получили Сталинскую премию: Павел Павлович Штеллер (1910 -1977), Иосиф Игнатьевич Ловейко (1906 — 1996) и Виктор Владимирович Лебедев (1909 — 2001). Да и полное название звучит как «Исторический отель «Советский».
В 2000 — 2009 году отелем «Советский» управлял Валерий Борисович Максимов. В одном из своих интервью он как раз рассказывал об этом переломном моменте в жизни отеля, отвечая на вопрос журналиста: «Почему отель „Советский“ сохранил свое название, когда все норовят откреститься от советского прошлого?».
Интересная информация от первого лица: «Обстоятельства были таковы, что мы не могли менять название. Однако после маркетинговых исследований, проведенных за рубежом, я понял, что слово „Советский“ ассоциируется с чем-то недружелюбным, дремучим — „медведи на улицах“, холод, пурга, плохой сервис. Решил добавить к логотипу слово „исторический“. И это помогло. Историческую линию мы намеренно, но ненавязчиво подчеркиваем в интерьере — красные ковровые дорожки в коридорах, некоторые аксессуары в красном цвете с серпом и молотом, портреты бывших вождей СССР… Мой расчет сработал — пожалуй, ни один гость не упускает возможности сфотографироваться в нашем отеле, будь то иностранец или россиянин. Сегодня немного советского ретро в интерьере смотрится интересно, живо, актуально. От прежней гостиницы остался только архитектурный стиль — „сталинский ампир“. Он тяготеет к классике, и именно эту идею — спокойный классический интерьер без авангарда и hi-tech — мы воплощаем в отремонтированных номерах и залах».
Пройдёмся по отелю «Советский». Красные ковры в фойе навевают воспоминания о прошлом.
1
Часть их является раритетами — восстановленными коврами советского времени или их точной копией. Внизу располагается ночной клуб «Монте-Карло», не надо даже в Монако ехать.
1
Как положено во многих современных отелях пребывание в стенах отеля включает в себя завтрак. Место для завтрака располагается в старых интерьерах, но тут же современный телевизор.
1
Поднимемся по красивой лестнице выше.
1
Большая люстра из горного хрусталя создана в 1912 году, светильники восстановлены и выглядят также как и в 1952 году.
1
На третьем этаже в холле располагаются портреты руководителей Советского Союза, с одной стороны — Сталин и Хрущев,
1
с другой — Брежнев и Андропов. В своё время здесь висел портрет Иосифа Виссарионовича Сталина, возможно даже этот.
1
В мае 1961 года в составе американской делегации в гостинице «Советская» жил американский психолог, изобретатель и писатель Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, 1904–1990), который вёл дневник. В дневнике есть такая запись: «Один из участников нашей группы заметил на уровне нашего балкона очень незаметно расположенный за занавеской портрет маслом Сталина — перемещённый, но ещё не убранный." А вот портрета Хрущева тогда еще не было: «Одно „негативное“ наблюдение: абсолютно нигде не видно портретов Хрущёва… И Ленин, и Сталин находятся в Мавзолее, статуи и портреты Ленина есть везде, и есть несколько статуй Сталина. Но Хрущёва не видно». Но еще не пришел октябрь 1961 года, когда Сталина вынесут из Мавзолея. А вот портреты уже начали потихоньку убирать.
Инициатором строительства гостиницы «Советская» был Василий Иосифович Сталин (1920–1960).
Была у него тяга к строительству. Когда Василий Сталин стал 17 января 1948 года назначен командующим ВВС Московского военного округа, то много внимания уделял быту подчинённых. По воспоминаниям ветеранов именно он организовал строительство 500 финских домиков, в которых расселились семьи лётчиков и техников в 3-х гарнизонах, ютившиеся до этого в бараках и казармах. После это принялся за возведение спортивного центра и гостиницы «Советская». Обратите внимание, что тогда над гостинице не было никаких вывесок, она была известна и популярна, да и в принципе не предназначалась для простых людей. Гостиница принадлежала Верховному Совету СССР и Совету Министров.
1
После завершения строительства Василий Сталин больше года прожил здесь в номере 301.
1
Личные апартаменты сына Иосифа Виссарионовича Сталина были созданы индивидуально, по его заказу. Роскошный номер сохранился до наших дней, состоит из трех больших комнат, просторной прихожей, двух ванных комнат с джакузи. В номере есть рабочий кабинет, гостиная и спальня. Апартаменты украшают мраморные колоны, золотая лепнина на потолках, картины русских живописцев начала ХХ века.
Как дань современности — в номере имеются телефон, спутниковое и кабельное телевидение, мини-бар, сейф, бесплатный Wi-Fi, чайная станция, ванная комната с халатами и необходимыми туалетными принадлежностями. Стоимость суток пребывания в номере — 26 000 рублей. Помимо Василия Сталина в гостинице останавливались в разное время короли, премьер- министры, а также различные знаменитости.
В гостинице «Советской» в 1952 году был открыт ресторан «Советский», который в 1998 года он был переименован в ресторан «Яръ».
С удивлением видим на табличке, что ресторан основан в 1826 году. Но ведь гостиница появилась лишь в 1951 году! И тут надо окунуться в медленно текущую реку истории, вернувшись в 1826 год.
Когда я в детстве услышал романс «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“, то сначала думал, что ямщик скачет к высокому обрыву реки. Но в песенниках было напечатано слово „Яр“ с заглавной буквы и в кавычках, т. е. это было какое-то название. Тяжело жилось нашим предкам без телевидения, радио и Интернета, хорошо, что хоть 2 января 1703 г. (13 января по новому стилю) вышла первая в России газета „Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах“. Затем число газет стало множиться, из газет стали получать свежую информацию на различные темы, в 1756 году появились „Московские ведомости“. В них в канун 1826 года появилось объявление, что 1 января в доме „сенатского канцеляриста Людвига Антонова сына Шавана“ на Кузнецком мосту открывается „ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах“.
Открыл ресторан француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard). Ресторан он назвал в честь себя любимого. Фотографий того времени не сохранилось, есть только фото от 1902 года.
1
В 1834 году — новое объявление.
Здание ресторана было небольшим, деревянным и одноэтажным.
1
Перед ним для забавы гостей были устроены беседки и качели. Транклий к тому времени обрусел и стал именоваться Иваном Ивановичем Яром. Когда через несколько лет первый ресторан „Яръ“ был закрыт, то Яр перебрался в новый ресторан.
Старший научный сотрудник сектора Зрелищно-развлекательной культуры Государственного института искусствознания Елена Анатольевна Сариева так описывает тот период времени в своей книге: „Развлечения в старой Москве. Очерки истории. 60–80 годы XIX века“: " Никаких особых представлений у „Яра“ тогда не было, он отличался от обычного скромного трактира образцовой кухней. Несмотря на скромность этого загородного приюта, в любое время дня и ночи посетителя всегда готовы были согреть и накормить вкусно и дешево. Нередко сам Иван Иванович Яр надевал куртку и фартук, чтобы приготовить позднему посетителю котлетку или порцию макарон.»
Хотя ресторан при Яре был дорогим, но отличался отличной кухней. Шло время, хозяева ресторана «Яр» стали меняться, в Петровском появились новые рестораны-конкуренты. Качество обслуживания и кухни стало ухудшаться.
Зато примерно с 1854 года в «Яре» стал выступать знаменитый Соколовский хор. Дело в том, что в 1854 была введена монополия казенных театров на организацию концертов и иного рода эстрадных выступлений и цыганские хоры вынуждены были выступать в ресторанах, трактирах и прочих питейных заведениях. А ведь Соколовский хор был создан еще в 1774 году и имел славную историю. В «Энциклопедия циркового и эстрадного искусства» рассказывается, что хор выступал на народных гуляниях, в домах дворянской знати и именитого купечества, в аристократических клубах, в литературных, артистических и художественных «гнездах» Москвы. К ним «в Грузины» часто возили иностранцев-путешественников и знаменитых гастролеров-музыкантов (в том числе Анджелику Каталани, Ференца Листа, Полину Виардо.
В 1871 году хозяином ресторана «Яр» становится купец Федор Иванович Аксeнов, выходец из официантов. Вот что пишет про него Владимир Алексеевич Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»: «Яр» тогда содержал Аксенов, толстый бритый человек, весьма удачно прозванный «Апельсином». Он очень гордился своим пушкинским кабинетом с бюстом великого поэта, который никогда здесь не был, а если [ Пушкин] и писал:
«И с телятиной холодной
Трюфли „Яра“ вспоминать…"
-то это было сказано о старом „Яре“, помещавшемся в пушкинские времена на Петровке.» Кстати, Пушкинский зал дожил до наших дней. Зачем разбрасываться отличными рекламными идеями — Фёдор Иванович даже показывал место, где сиживал великий русский поэт.
Хотя новый хозяин Аксенов пригласил для управления кухней главного повара петербургской гостиницы «Демут» Г. Эмиля, но особых дивидендов это ему не принесло. Зато при нем в ресторане появились помимо цыганского хора — большой оркестр, русский и датский хор, а также зимний сад с всякими диковинками.
Как порой просто забываются имена авторов песен. Известный русский романс «Соколовского гитара» был написан Яковом Фёдоровичем Пригожим (1840–1920), работавшим в ресторане «Яр» пианистом-аккомпаниатором цыганского хора. Кстати, в советское время романс попал в список «не рекомендованных к исполнению» песенных произведений еще в ноябре 1928 года, но его продолжали исполнять. После смерти Пригожего многие сочинённые им песни стали считаться народными. Есть много вариантов куплетов, отличающихся друг от друга, в одном из них звучит:
«Тройка мчится быстро к Яру,
Сердце рвётся на простор
Чтоб забыться под гитару
Услыхав цыганский хор."
До революции особенным купеческим шиком считалось прокатиться на лихаче от ресторана «Эрмитаж» до знаменитого «Яра», чтобы после эрмитажных деликатесов, поужинать с цыганками, венгерками и хористками.
«Ты не езди милый к Яру
Даром денег не бросай»
В те годы по Москве ходил анекдот о ресторане «Яръ: «Б-р-р-р, прозяб! Чем бы согреться?» — «А вот меню. Посмотри — и от цен в пот ударит."
Обратимся вновь к Сариевой: «О разгуле и безобразиях в «Яре» ходили легенды. Денег тут спускали немерено! Говорили, что завтрак здесь стоил столько же, сколько целый обоз хлеба, а счета подписывали при свете «катенек» — сторублевок. В спецменю «Яра» входили особые пункты: измазать горчицею рожу официанту стоило сто рублей, а вот зеркало разбить — уже сто двадцать. Случалась и стрельба. Официанты специально следили, чтобы «захорошевших» гуляк довезли до дому ямщики. По традиции, в определенный момент прислуга спрашивала еще соображавшего выпивоху фамилию и адрес, которые и писали мелом на его спине. А многих завсегдатаев знали как членов семьи… «
Из песни слов не выкинешь:
«Что за хор певал у «Яра»
Он был Пишей знаменит,
Соколовского гитара
До сих пор в ушах звенит. "
Хор под управлением Федора Ивановича Соколова (1835–1890-е) выступал в «Яре» долгое время. В 1913 году в московском журнале «Заря» было опубликовано письмо сына Льва Николаевича Толстого — Сергея Николаевича: «Ф.Соколов был в своем роде виртуоз, некрасивый, рябой, с длинным, тонким, но орлиным носом, смотрящим куда-то в сторону, с постоянной улыбкой на губах, он был живописен, когда играл или управлял хором… Он обладал качествами настоящего артиста: врожденной музыкальностью, особенно чувством ритма, чувством меры и неподдельным одушевлением…»
Пиша — Олимпиада Николаевна Федорова (1856–1889) — была солисткой этого хора.
Советский актёр и цыганский литератор Иван Иванович Ром-Лебедев (1903 — 1991) в своей книге «От цыганского хора к театру «Ромэн» так рассказывал про неё: «Пиша пела старинные цыганские романсы и новые вальсы и романсы, появившиеся в конце XIX века. У неё было чарующее, цыганского тембра контральто. К этому природа даровала ей еще и красоту. Приезжали к „Яру“ не только слушать, но и смотреть на нее, любоваться. „Вся Москва по ней с ума сходила, — вспоминала о Пише цыганка-плясунья Лиза Мискинова.- Одних бриллиантов ей подарено было тысяч на сто“. В то время было принято преподносить любимой артистке дорогие подарки. В полном расцвете своего таланта Пиша ушла со сцены — вышла замуж за помещика. Дальнейшая судьба Пиши затерялась во времени.»
Существует другая версия жизни Пиши от Сариевой: «„Светлейшие“, „сиятельнейшие“, „короли-финансисты“ — вся та публика, которой обязано было служить в то время искусство, образовала перед Пишей почтительную толпу. Подношения ей были сказочные: дарились целые дома, к ногам бросались редкостные жемчуга и бриллианты. Однако Пиша была вынуждена оставить Москву и перебраться в Петербург, там она работала в хоре Р. А. Калабина и Н. И. Шишкина, но, не достигнув и 33 лет, умерла.»
Не думаю, что в одно и то же время существовали две знаменитые цыганки, являющиеся полными тёзками и выступающими в хоре Федора Соколова. Кто-то из уважаемых авторов ошибается. За князей и дворян к концу XIX века выходили уже многие цыганки. Обратимся вновь к Ром-Лебедеву: «В те времена многие из молодых певиц, плясуний выходили замуж за своих постоянных гостей — князей, дворян… И когда через неко)орое время новоиспеченные княгини приезжали в родной хор со своими мужьями и с целой компанией весёлых господ „послушать цыган“, они — простые цыганки — действительно выглядели как княгини… Но стоило отзвучать „чарочкам“, „дружеским беседам“, модным романсам — княгини не выдерживали: „Иван Григорьевич, „Венгерочку“!“ Ударят по струнам гитаристы, зазвучит незабываемая „Цыганская венгерка“, и княгиня сразу же становится простой плясуньей цыганского хора — и пляшет она, забыв обо всем на свете! Пляшет от души, наслаждаясь пляской, красуясь собой.»
2
В 1895 году ресторан «Яр» приобрел Алексей Акимович Судаков.
Удивительна его судьба. В 1875 году, в 11 лет, он стал посудомойщиком в московском трактире низшего разряда, а в 1884 году стал его директором, в 1889 году купил ресторан на Рождественском бульваре, в 1892 году Судаков покупает трактир ресторатора Лопашова, который находился на Варварке и пользовался огромной популярностью у москвичей. А на сладкое, своеобразную вишенку на торте, он оставил приобретение ресторана «Яр».
Старшим метрдотелем у Судакова служил Алексей Федорович Натрускин, проработавший в ресторане «Яр» с 1879 по 1913 год и прошедший всю «школу ресторанного дела», начиная с самого низа, от винного подвала до метрдотеля.
Интересный факт. В Петровском парке также находился ресторан «Стрельна», соперничавший с «Яром». Николай Дмитриевич Телешов так описывал их в своей книге «Воспоминания»: «… вспоминаются роскошные, излюбленные кутящими москвичами рестораны „Стрельна“ и „Яр“, умышленно расположенные за бывшей чертой города — сейчас же за Триумфальной аркой, по пути к Петровскому парку. Сюда езжали на лихачах, на парах с отлетом и на русских тройках, гремя бубенцами и взвивая вихрем снежную пыль. Громадные пальмы до высокого стеклянного потолка, тропические растения — целый ботанический сад — встречали беспечных гостей; в широких бассейнах извивались живые стерляди и жирные налимы, обреченные в любую минуту, на выбор, стать жертвой кухни; французское шампанское и заграничные привозные фрукты, хоры цыган с их своеобразными романсами под звуки гитар и с дикими страстными выкриками. Разгоряченные вином некоторые чувствительные москвичи плакали, а иные в сокрушительной тоске по отвергнутой любви и в пьяной запальчивости разбивали бутылками зеркала.» /
Ему вторит Антон Павлович Чехов в фельетоне для журнала «Осколки» по случаю 130-й годовщины Московского университета: «Татьянин день — это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам. В этом году было выпито всё, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи, благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла… Тройки и лихачи всю ночь не переставая летали от Москвы к „Яру“, от „Яра“ в „Стрельну“…» Посмотрим на картину К. Ф. Юона «Тройка у старого Яра. Зима (1909).
Так вот совладельцами «Стрельны» были родные братья Алексея Федоровича Натрускина — Иван Федорович и Сергей Федорович Натрускины, что ничуть не мешало карьере Алексея Федоровича. В книге Владимира Григорьевича Александрова «Черный русский: История одной судьбы» так рассказывается о нём: «Хорошо известный нескольким поколениям постоянных клиентов „Яра“, Натрускин пользовался у них большой любовью и уважением благодаря своей способности гармонично соединять исполненные достоинства манеры с предельным вниманием к их пожеланиям и вкусам — они находили это сочетание очень лестным… Точно просчитанная любезность Натрускина щедро вознаграждались клиентами, которых он очаровывал и заставлял чувствовать себя как дома. Визиты великих князей приносили ему драгоценности в качестве памятных подарков, а предприниматели и прочие клиенты оставляли щедрые чаевые наличными. К моменту увольнения он скопил 200 000 рублей, что в сегодняшних деньгах равняется нескольким миллионам долларов. Добавлю, он за ресторанную службу получил звание потомственного почетного гражданина, а за приготовление крюшона на 400 человек во время гуляния, устроенного Советом детских приютов, — серебряную медаль на ленте ордена Св. Станислава. А еще были подарки — золотые часы с вензелем от Великого Князя Николая Николаевича, серебряный портсигар от Великого Князя Алексея Александровича.
Сын хозяина „Яра“ Алексей Алексеевич Судаков пошёл по стопам отца. В ноябре 1912 года „Московская газета“ писала: „У Яра появился новый оригинальный метрдотель. . Это сын владельца ресторана А. А. Судакова. Он окончил московскую академию практических наук и по предложению отца пожелал изучить ресторанное дело. Целый год молодой Судаков провел за-границей. Он служил простым официантом в одной из первоклассных гостиниц Лондона. Затем переехал в Париж и здесь также служил официантом.“
Стоит упомянуть также человека, ставшего метродотелем „Яра“ примерно с 1908 года, афроамериканца Фредерика Брюса Томаса (1872–1928).
Перелистнем еще несколько страниц книги про чёрного русского: „Фредерик знал „всякого аристократа и плутократа в Москве“ … „он всегда был безупречно одет и лично встречал гостей своим сметливым взглядом в вестибюле“. Умение Фредерика быстро вычислять, на какой ступеньке лестницы славы стоял клиент и сколько денег он мог оставить, а также запоминать, какие блюда и напитки тот заказывал в прошлый раз, — а все это требовало очень цепкой памяти и знания людей, — вот что было одной из причин, почему он добился столь большого успеха в „Яре“. Другая причина состояла в его чрезвычайной услужливости… „был главным фаворитом всюду, особенно среди дам, которые баловали его“.“ В 1911 году наш негр ушел из „Яра“ и стал совладельцем ресторана „Аквариум“, а затем открыл ресторан „Максим“. Кстати после революции он, несмотря на то, что был потомком американских рабов, получил по полной от новой власти и вынужден был бежать в Турцию, где и умер.
В 1902 году Судаков решил создать из „Яра“ ресторан европейского класса, для этого он выезжал в Париж, Берлин и Лондон. В начале 1909 года ресторан был временно закрыт и на его месте появилось новое здание.
1
Автором проекта стал дорогой и модный архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон (1862 — 1940?).
Рядом с рестораном были построены доходный дом А. А. Судакова (справа) и в 1911 году особняк А. А. Судакова (слева). В доходном доме жили гости ресторана, а в особняке поселился хозяин ресторана с женой и 8 детьми. До наших дней особняк не дожил, на его месте находится пустырь.
1
Открытие нового здания ресторана было как положено освещено в прессе. Газета „Московская Жизнь“ от 02 января (20 декабря) 1911 года сообщала: " Вчера „Яр“ с А. А. Судаковым во главе торжественно праздновала окончание постройки своего нового, огромного здания. Съехалось несколько сот приглашенных — людей из самых разнообразных слоев общества. Тут и командующий войсками московского военного округа со многими официальными лицами и видные московские коммерсанты, и служащие. Были приезжие из Петербурга. Много дам в нарядных туалетах, в модных головных уборах, среди которых особенно выделялась изящная „чалма“ с жемчужной эгреткой г-жи М. П. Смирновой. Первый тост командующий войсками провозгласил за здоровье Государя Императора. Русский хор Ивановой со сцены в боярских костюмах под оркестр Жураковского трижды исполнил народный гимн… Было шумно и оживленно. Шампанского не жалели. Красивый зимний зал, залитый светом, до вечера был полон пирующими.»
В честь открытия капельмейстер ресторанного оркестра Евгений Юрьевич Журавский сочинил марш «Новый Яр». В книге Николая Петровича Ямского «Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни» рассказывалось: «В красивом, в стиле модерн двухэтажном каменном здании просторно раскинулись два прекрасно оформленных зала: точно соответствующий своему названию „Белый“ и отделанный зеленым мрамором „Наполеоновский“, прозванный так из-за установленного в нем бюста французского императора. Оба зала утопали в зелени тропических растений и нежном аромате разноцветных роз, которых целым вагоном привозили прямо из Ниццы. Кухня в новом „Яре“, как отмечали специалисты, „отличалась национальной направленностью“. В том смысле, что заграничная привозная гастрономия и страшно дорогое французское шампанское в „Яре“ были всегда. Но при этом ассортимент и размеры порций отличались особо приятным для русского глаза — а главное, желудка — „африканским“ (по выражению Ф. Шаляпина) великолепием. Заваленные горами фруктов столы ломились от закусок. Чего стоил один только рыбный ассортимент, в котором были представлены все сорта балыка, семги, икры. К тому же приоритет отдавался всему наисвежайшему.»
Как гласит городская легенда — специально для этого праздника был написан Евгением Дмитриевичем Юрьевым (1882–1911) романс «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» на слова Бориса Андржиевского.
«Что-то грустно, взять гитару
— Запеть песню про любовь,
Аль поехать лучше к Яру
— Разогреть шампанским кровь."
«В оригинальных напитках также не было недостатка. Неплохо, например, под заграничные привозные фрукты шло страшно дорогое французское шампанское."
«Эй, ямщик, гони-ка к Яру,
Эх, лошадей, лошадей, брат, не жалей.
Тройку ты запряг, не пару,
Так вези, брат, веселей!»
««Яр» гостеприимно принимал всех. Привечал даже привозивших гостей извозчиков тем, что бесплатно подкармливал их лошадей. Овсом, правда, четвероногих не баловал. Зато и сена не жалел. Поэтому лихачи, дежурившие на своей главной стоянке у Страстного монастыря, на требование пассажира спешно «доставить его в «Яр» откликались с большой охотой…"
Дальше больше — здесь появилась бесплатная доставка посетителей в ресторан и обратно на автомобилях, премия постоянным гостям в виде ужина из пяти блюд, денежные бонусы. В результате в какой-то момент времени «Яр» стал считаться первым рестораном не только в России, но и в Европе.
«А когда приедем к Яру,
Отогреемся, друзья,
И под звонкую гитару
Будем петь мы до утра."
В «Яре» — «…совершенно не залеживалась водка. Причем не какая-то непонятно как изготовленная, а подлинная, созданная по технологии выдающегося отечественного химика Дмитрия Менделеева, посвятившего, как известно, этому предмету диссертацию и выведшего формулу идеального соотношения алкоголя и воды — воды живой, не дистиллированной, не кипяченой. Так что в «Яре» к горячей закуске подавался настоящий, научно выверенных пропорций напиток. Приготовлялась менделеевка из отборного ржаного зерна. Крепость была как в аптеке — ровно 40 градусов. А литр весил ровно 953 грамма. Словом, в абсолютном соответствии с параметрами, запатентованными в 1894 году под маркой «Московская особенная». Одно из главных достоинств этой водки трудно было переоценить: напиток не давал тяжелого похмелья."
Там цыганки молодые,
Будем петь, гулять всю ночь,
Я раздам им золотые,
Разгоню тоску я прочь.
Про хор Федора Соколова мы помним, но в начале XX века появились другие исполнители в «Яре». Гремела слава хора Николая Ивановича Хлебникова. В 1892–1902 годах в его хоре самой яркой звездой была Варвара Васильевна Панина (урожденная Васильева, 1872–1911), которая «переняла от старых цыган и возродила в кабинетах „Яра“ в конце 80-х годов лучшие традиции цыганского пения». Варя Панина говорила: «Я живу, когда пою. Буду петь — буду жить», но умерла молодой, явно не допев. Леонид Осипович Пастернак в книге «Записи разных лет» вспоминает о визите в «Яр» : »Поет хор цыган — очень для меня ново, интересно — живописные группы, а под аккомпанемент хора и гитары поет Варя Панина редким по глубине и чистоте, чудным, почти мужским, грудным голосом (контральто) — один романс лучше другого».
Федор Иванович Шаляпин уважал Панину,
2
говоря ей в лицо: «Ты варвар в юбке, но ты — гений, черт тебя дери!» , а с друзьями делился, что Панина показала ему контрасты: " «Ты, — говорит, — Феденька, голосом обласкай, где надо, затяни, а где и покажи его». Она-то нот не знала, пела по слуху. Артиста сделать нельзя, он сам делается.»
Когда вышли грампластинки с записями Вари Паниной, то многие известные люди заслушивались её песнями: Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Лев Толстой, Александр Куприн, Михаил Булгаков и даже император Николай Второй. Куприн назвал её «Последней из могикан цыганского пения» . Варе Паниной посвящали стихи и романсы, как к примеру знакомый нам Яков Пригожий, посвятивший ей романс на А. Протопоповой «Ночи бессонные»:
Ночи безумные, ночи бессонные!
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные;
Смятые розы, в бокалах шампанское…
Ночи безумные, ночи бессонные!
Фирма Фаберже изготовила статуэтку из уральских самоцветов разных пород цыганской певицы Вари Паниной, сохранившуюся до наших дней.
А вот следов портрета кисти Валентина Серова что-то не отыскал, может это была очередная легенда.
Последним знаменитым цыганским хором, выступавшим в «Яре» стал знаменитый цыганский хор Егора Полякова, «полный хор братьев Поляковых от Яра» насчитывал до сорока участников. Хор Егора Полякова состоял из семей Поляковых, Лебедевых, Барадашкиных, Степановых, Золотаревых, Шишкиных. В нем работали отцы и дочери, сыновья, мужья и жены, братья и сестры, тетки и племянницы. В марте 1928 года Егор Алексеевич Поляков, родившийся в 1871 году, опубликовал в журнале «Цирк и эстрада» очерк «Истёртый гриф»: «Свою гитару впервые я вынес на эстраду у «Яра». Здесь же в хоре уже служили мои сёстры, сюда же в 1887 году выписал меня к себе в подмогу гитаристом главарь хора Николай Иванович Хлебников. Жизнь у «Яра» растянулась на добрых три десятка лет. «
Начинал музыкант-самородок как аккомпаниатор Вари Паниной, а затем объединил под своим руководством многочисленных хоровых цыган Поляковых в Большой Цыганский Хор Поляковых.
1
Недаром считается, что именно он продолжил уникальные традиции цыганских «соколовских» хоров. В двадцатых годах прошлого века цыганские ансамбли Хора Полякова гастролировали по всему СССР, полный коллектив составлял больше сотни артистов.
А затем 24 января 1931 года возник «Индоромэнский театр-студия» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР, ныне известный как Московский музыкально-драматический театр «Ромэн». В 1969 году «Ромэн» стал базироваться в гостинице «Советская», цыгане вернулись в места славы их знаменитых предков.
1
До этого много воды утекло. Когда началась Первая мировая война, то был издан был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. С 1 ноября 1914 года продажа спиртных напитков для лечебных целей разрешалась лишь по рецептам врачей, а в лечебных заведениях — по удостоверениям, выданным канцелярией московского градоначальника. Трактиры и рестораны должны были закрываться на позже 23–00. Нарушителям грозил штраф до трех тысяч рублей или три месяца тюрьмы. Некоторые владельцы ресторанов, пытавшиеся игнорировать требования закона, в том числе Судаков, были арестованы. Ресторан «Яр» стал терять свои позиции, с лета 1915 года по апрель 1916 года в нём был устроен лазарет. Затем в 1916 году ресторан на некоторое время возродился, чтобы осенью 1917 года впасть в летаргический сон. После революции по распоряжению Моссовета в помещении бывшего ресторана было организовано централизованное приготовление обедов для демобилизованных солдат, многодетных семей и беднейших слоев населения.
23 февраля 1918 года ресторан «Яръ» был окончательно закрыт. Судьба владельца окутана мраком. Бытуют разные версии: арестован и расстрелян, бежал за границу, остался в стране и работал скромным бухгалтером. Какая из них является истиной — трудно понять.
13 октября 1918 года в бывшем ресторане был открыт Рабочий клуб имени Владимира Ильича Ленина для рабочих и красноармейцев Бутырско-Всехсвятского (с 1920 года — Краснопресненского) района. Новые времена — новые газеты, «Правда» от 15 октября 1918 года писала: «Устроители… превратили бывший дом капиталистического разврата в красивый и светлый рабочий дворец».
Но закончилась гражданская война и в стране наступил НЭП. В 1922 году клуб исчез и возродился ресторан под новым названием «Красный Яр». Валентин Петрович Катаев в своей книге «Алмазный мой венец» вспоминает о том времени: «Иногда в метели с шорохом бубенцов и звоном валдайских колокольчиков проносились, покрикивая на прохожих, как бы восставшие из небытия дореволюционные лихачи, унося силуэты влюбленных парочек куда-то вдоль Тверской, в Петровский парк, к „Яру“, знаменитому еще с пушкинских времен загородному ресторану с рябчиками, шампанским, ананасами и пестрым крикливым цыганским хором среди пальм и папоротников эстрады».
Кстати, выступал в «Яре» в те времена снова цыганский хор Егора Полякова. Вот что писал об «Яре» времен НЭПа Ром-Лебедев: «Преуспевающие нэпманские ресторанные гости — самодовольные, развязные, чувствующие себя «спасителями голодающей России» — требовали новых песен — разгульных, соответствующих их радужному настроению, воспевающих их самих.
Все за деньги, все за деньги,
все за деньги, господа,
а без денег жизнь плохая
— не годится никуда,
-распевали на мотив старинной песни «Что за хор певал у „Яра“ разгулявшиеся компании новоиспеченных хозяйчиков.» Другие времена -другие песни.
Среди теней саней, летящих «Яру», звона колокольчика и шороха крупных бубенцов Катаев упоминает «…ночью снежной и мятежной чей-то струнный перебор». Это уже творение той поры — песня «Былые мотивы», созданная Юлием Абрамовичем Хайтом(1897–1966) на стихи Павла Давыдовича Германа (1894–1952):
Где вы, песни грусти нежной,
Огневой старинный хор
И мятежный, ночью снежной
Чей — то струнный перебор?
Кстати, этими же авторами созданы известные каждому советскому человеку строки: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.» Но не только нувориши-нэпманы бывали в «Красном Яре». Бытуют рассказы, что любил там бывать «всероссийский староста» Михаил Иванович Калинин. Получается была в эмигрантской песне про поручика Голицына сермяжная доля правды:
«Где-то их тройки проносятся к «Яру»,
Луна равнодушная смотрит им вслед.
А в комнатах наших сидят комиссары,
И девочек наших ведут в кабинет."
Закончился НЭП и на долгое время здание бывшего ресторана попало во власть киношников. Здесь квартировали Государственная школа кинематографии, ставшая затем Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) и Акционерное общество «Межрабпом-Русь», ставшее впоследствии киностудией имени А. М. Горького. Воспользовавшись случаем студия сняла здесь в 1926 году фильм «Человек из ресторана».
Когда в 1937 — 1938 годах во ВГИКе возникло два курса со сверхкомплектным числом студентов, под павильон пришлось переоборудовать даже одну из ресторанных кухонь.
После киношников в бывшем ресторане разместился Клуб летчиков «Крылья Советов». Здание было перестроено. Вот что пишет об этом Алексей Вячеславович Рогачев в книге «Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935–1990»: «В 1939–1940 годах бывший ресторан перестроили в Центральный дом Гражданского воздушного флота, или попросту клуб летчиков (благо Центральный аэродром находился совсем рядом) по проекту архитекторов П. Н. Рагулина и Н. И. Механикова. Новый фасад был выдержан в благородных классических традициях. Фасад здания обрел единую высоту, при этом пространство между башнями надстраивать не стали, а попросту прикрыли глухим парапетом высотой до 8 метров, за которым осталась пустота. Для смягчения однообразия парапета его украсили бюстами ученых и пионеров авиации. Один из ресторанных залов превратился в клубный, второй — в гостиную." А вот самолёт, который хотели водрузить сверху, передумали устанавливать.
Уже после войны началось строительство под присмотром Василия Сталина.
Мы уже немного прогулялись по отелю.
Заглянем в ресторан «Яръ». Перед входом в ресторан располагается как водится фойе
1
и гардероб.
Вспоминается сразу, что в ресторане «Яр» при Судакове здесь стоял медведь с подносом, на который гости ресторана бросали свои визитки и к концу вечера этот поднос обычно был переполнен визитными карточками. Сейчас медведь есть,
1
поднос для визиток есть,
1
но существуют они по отдельности друг от друга.
Плакат на стене напоминает о том, что не только цыганскими хорами был славен ресторан «Яр».
Эстрадное представление в ресторане «Яр» на протяжении многих лет было в Москве одним из наиболее ярких по подбору артистов и репертуару. Концерт начинался в 10 часов вечера и длился несколько часов. В одном концерте выступали вокалисты и танцовщики, эквилибристы и акробаты, фокусники, чревовещатели и дрессировщики, исполнители народных песен и классические балерины. В «Яре» начинал свой творческий путь один из первых вентрологов России, основатель знаменитой династии чревовещателей Донской Григорий Михайлович (1865 — 1956).
Очень был популярен номер с живой, говорящей на французском языке, собакой.
«Русский женский хор Анны Захаровны Ивановой, выступавший в „Яре“, считался лучшим в Москве… Пианист-аккомпаниатор хора — Я. Ф. Пригожий — автор многих романсов и песен: „Не говори, что молодость сгубила“, „Укажи мне такую обитель“, „Ой, полным-полна коробушка“ и др. Все хористки, по контракту, находились в полном распоряжении у владелицы и должны были по ее указке развлекать клиентов в приватной обстановке в кабинетах „Яра“. Только несколько первых персонажей хора — голосистая Поля и красавица Александра Николаевна считались недоступными и могли любить по своему выбору.»
Были еще венгерский хор «госпожи Аурелии», шведский хор госпожи Мартини во главе с красавицей-блондинкой — датчанкой Эльвирой. Причем ими исполнялись хором только немецкие и тирольские народные песни. А мы тем временем перемещаемся из фойе
1
в помещение «Зелёного бара». Этот бар выглядит также как и век назад, при старом владельце. Старинные гравюры на стенах,
1
огромный деревянный буфет,
1
шикарный ретро-телефон.
1
В 1952 году здесь размещался коктейль-холл.
Помимо основного зала в ресторане есть несколько залов поменьше. Приоткроем дверь и заглянем в «Зеркальный зал».
1
Светлый просторный зал,
1
а за окном шумит Ленинградский проспект.
1
Напоследок — главный зал «Яръ»,
1
в котором воссоздан оригинальный интерьер 1910 года.
1
Люстра — настоящая 1912 года и потолок с золотой лепниной.
1
С одного из балконов выступал раздухарившийся Федор Шаляпин, возможно именно с этого.
1
В отличие от других ресторанов «Яр» имел свою сцену, где выступали артисты.
1
Ничего подобного в аналогичных, тоже не последнего разряда заведениях не было.
1
Как и в былые времена на сцене выступают артисты с песнями и плясками народов мира. А под высоким, 15-метровым, потолком ресторана
1
во время представлений парит воздушная гимнастка.
Хотите ознакомиться с порядком цен в ресторане — пожалуйста, берите стилизированное меню-рекламу.
1
Помимо «Человека в ресторане» снимались в декорациях ресторана «Яр» в 2017 году некоторые эпизоды сериала «Бедные родственники» (режиссер Роман Просвирнин). А в самом отеле «Советском» в 2009 году — телесериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков).
1
Сам же ресторан стал героем мюзикла «Яръ», премьера которого состоялась 8 ноября 2014 года в театре «Русская песня» в Москве.
1
Сюжет: «Москва, 1918 год. В известный ресторан „Яръ“ приезжает некогда богатый купец Сергей Гаврилович Стодушный. Здесь он хочет выкупить на аукционе цыганку Зарину. Тремя годами ранее он женился на ней, но в первую же ночь проиграл её в карты хозяину ресторана. Сама Зарина имеет богатое наследство, на которое и покусился Стодушный. В борьбу за сердце Зарины вступает и молодой официант Люблен.»
1
А вот о знаменитых гостях гостиницы «Советская» и об известных посетителях ресторана «Яръ» расскажу как-нибудь в следующий раз.
Примечание: Помимо авторских фотографий использованы ряд фотографий из открытого доступа в Интернете.