Наш план посещения Питера был предельно гибким, в программировании есть такая ключевая команда IF…GO, мы так и действовали. Если погода была плохая шли в музей, если хорошая ехали смотреть дворцы в окрестностях города, а если хотелось лениться, то ничего не делали. Как-то раз, погода случилась просто идеальная и мы отправились в Гатчину. Ездили на электричке, ни каких проблем, народа в поезде было совсем мало, ехать не долго. Правда в отличии от подмосковных электричек питерские не для «бар», но, когда пустые и не далеко, без разницы.
Гатчинский дворец нельзя отнести к архитектурам шедеврам. Монументально, тяжеловесно и, по-моему, скучно. Его много раз перестраивали, но бастионы Павла настолько убедительны, что безусловно чувствуется его идеология. Вот это наверно интересно — сама идеология Гатчины, сущность и смысл дворца.
Павел решил добавить к достаточно банальному псевдоанглийскому замку Орлова мощные укрепление и придать ему угрожающий вид. Он часто так делал, за что и прослыл придурком. Знаете, на счет глупости Павла, я готов поспорить. Только давайте с самого сначала. В Гатчине есть прекрасный парк, где есть где погулять, подумать.
Вот оно рядом воздушное и нежное Царское Село. Бьюсь об заклад, что Павел бывал в Петергофе и не мог не радоваться его изяществу. Почему вдруг такой резкий поворот? Зачем все эти рвы Михайловского Замка и башни Гатчины? Да и почему бы просто не жить в премиленьком Павловске, который с такой любовью отстроила для него будущая императрица?
Березовый домик тоже подарок от императрицы, она была затейница.
Ответ очень простой. Гатчину начали перестаивать 1796 году. Помните, что случилось незадолго до этого? Незадолго до этого во Франции перерезали лучших друзей нашего проектанта. Для нас эти события мало связаны, а теперь посмотрим на отрубленную голову Марии Антуанетты глазами Павла. Павел и Мария Антуанетта ровесники, вот Королева Франции и Граф Северный открывают первым танцем бал в Версале.
Славные, молодые, влюбленные друг в друга граф и графиня Дю Нор охотятся в компании короля и королевы Франции на оленей в лесах Шантии. Очаровательная белокурая Мария Антуанетта показывает им свое крестьянское хозяйство в Версале и щебечет любимую песню про союз просвещённой монархии и народа. Павел Петрович и Мария Федоровна пьют чай в Павловске из сервиза, подаренного Марией Антуанеттой, а ей как раз отрубили голову и выбросили на помойку. Наводит на размышления?
Петергоф — это Версаль, легковесный и наивный. Павел не хочет лететь как бабочка на огонь, он должен отстоять свою страну. Он раньше других понял, что копирование французской системы управления недопустимо, оно ведет на плаху, к разоренным церквям и поруганной красоте. Он каждый день читал донесения, о том, как матушкины просвещённые друзья науськивали толпу уничтожать самое прекрасное, что он видел в жизни.
Откуда взялась версия тупого, истеричного Павла? Историки, в общем случае, плохо представляют себе реальную жизнь за пределами собственного обихода. Перелопатив огромные объемы материалов, они знают, что люди делали, но редко понимают зачем. Между современным специалистом по истории начала девятнадцатого века и крупным руководителем, вне зависимости от времени его существования и рода деятельности, огромная разница в менталитете.
Следим за мыслью старшего научного сотрудника, обычно это серьезная дама в возрасте. Изучив архитектуру дворцов, она решила, что Павел собрался спасаться в своих дворцах-замках от врагов, потому что дурак и истерик, она бы придумала лучше способ защитить себя. Источником такой идеи является страх одинокой женщины, которая часто придумывает, что она будет делать если на нее, нападут «разбойники». В большинстве случаев она полагается на нож для распечатывания конвертов как на основу своей оборонительной стратегии.
Дурак не Павел, а тот, кто, не понимая цель действия, дает ему оценку. Замок Павла — это колонны советского обкома, мой черный галстук и дубовый стол Черномырдина, типичный набор аксессуаров жесткого управленца. Да это не красиво и скучно. Работа у руководителя такая, редко кому можно ходить на службу в гавайской рубашке.
Чем отличалась французская революция от восстания Пугачева, с которым маменька без особого труда разделалась. В России действительно бунтовал народ, с которым легко расправились первые же регулярные армейские части, так короткий спор профессионального боксера с уличным хулиганом. Французская революция была чередой предательств. Во-первых — предательство армии, которая присягала на верность королю, а в результате воспользовавшись неразберихой и потерей управления, занялась откровенным разбоем. Ничего нового, если солдату предложить выбор между славной гибелью за императорский дом и безнаказанным грабежом, он выберет второе.
После этого вы мне будете говорить, что введенная Павлом муштра была бессмысленна? Муштра — это замена разумного поведения, базирующегося на естественных инстинктах, на искусственно вбитые многократным повторением навыки. Все правильно делал, руководитель должен учиться на чужих ошибках, он пришел к верному выводу проанализировав аварийную ситуацию. Именно на муштре сейчас организованы хорошие армии и опасные производства.
Элементы регулярного декора допустимы даже в английских парках
Вторая измена была еще более неприятной. Французским королям изменило дворянство. Дворяне должны быть на стороне монарха по определению, за это им и дарованы их привилегии. К сожалению, долг весьма относительное понятие. Взыскать его можно только если ты сильный, как только ты слабеешь, долги тебе отдавать перестают. Французских монархов судил не восставший народ (народ не умеет судить, может просто так кирпичом убить), их судили предатели.
Поляна с римскими статуями – обязательный элемент русского паркового дизайна
Павел раньше других понял судьбу Романовых. Он прямо сразу догадался как быстро, верные присяге отцов, дворяне, примчатся со всех сторон на белых конях со сверкающими на солнце мечами в руках спасать династию. Где найти тех настоящих рыцарей, которые придут на помощь в трудную минуту. Скажете наивно? Может быть, но он по крайней мере искал.
От всего этого дворянского сброда нужно было избавляется, к сожалению, Павлу это не удалось. Сброд не любит, когда от него избавляются. Сейчас трудно сказать, где именно он просчитался, у убийц были все возможности для того, чтобы скрыть правду. Императора постигла судьба его французских друзей. Убили и оболгали. Империя, при всей свой внешней состоятельности, превратилась в Шагреневую Кожу, которую цари передавали друг другу так и не рискнув отдать на растяжку.
Ни фига себе туризм… Давайте про другой дворец, а то этот и так не веселый, а у меня совсем мрачный получился. Поехали в Павловск, его начали строить еще когда настроение не такое плохое было.
В Павловск ездят с Витебского вокзала. Витебский вокзал — это счастье, мечта путешественника. Там красиво и нет пассажиров. Мы грустили, когда поезд покидал вокзал, успокаивало только то, что мы скоро вернемся.
Вокзал в Павловске тоже хороший, но не настолько как Витебский. Метрах в пятидесяти от вокзала, ворота и касса, покупаешь билетик и попадаешь… Нет не во дворец и даже не в парк, а в густой, вековой лес. Я проверил, там мухоморы растут, значит точно лес.
Дальше идешь… Как-то так достаточно долго идешь, километра два по дремучему лесу и наконец видишь дворец, ну или большое шато. Вот его не хочется замком называть, милый такой, хороший, он своими беленькими ручками обнимает памятник Павлу.
Дворец строила Мария Федоровна, для мужа, чтобы ему было хорошо. Я бы не назвал здание архитектурным шедевром, но оно и не было задумано как архитектурный шедевр. Это дача для императора, где ему будет хорошо гулять по аллеям бесконечного парка (леса) и пить компот в столь редкие для монарха часы отдыха.
Образ императрицы повсеместно присутствует в Павловске всюду. Она ставила памятники мужу, а потомки памятники ей. Так не припомню, чтобы она что-то важное сделала, но оставила о себе хорошую память, а время лучший судья.
Интерьер замка очень богат или скорее пышен. Много золота, лепнины, от захламленности украшениями спасают большие объемы помещений и много света. Радостный дворец, может это последний в истории России дворцовый дизайн под управлением счастливой женщины.
Много картин и скульптур. Одной из задач поездки Графа и Графини Северных было приобретение предметов искусства для украшения Павловского Дворца. Маменька наставляла денег не жалеть, понты важнее. Если честно, картины они купили так себе, хотя может быть, то что сейчас висит в Павловске, не совсем то, что они покупали. Так нормально, ни чего совсем страшного, но, если бы мне Екатерина II сказала не жалеть денег на картины, я купил бы лучше.
Интерьер дворца посмотрели где-то за час. Потом опять отправились гулять по парку. Парк просто бесконечный. Когда устали ноги, пошли тренировать руки — взяли лодку напрокат. Мы бы там и дольше остались, но, к сожалению, кормят в Павловске судя по запахам дрянью, а судя по меню там нечего выпить. Странно даже как то, вот приехали бы туристы в Арцах, я бы рядом с каждым памятником по ресторану открыл. Это ведь классно пить вино с видом на замок, французский опыт абсолютно меня в этом убедил. Да совсем забыл, при чем здесь Франция, мы и в Суздали, и во Владимире вполне прилично кушали. Ну и ладно, мороженное помогает без особых проблем восстановить баланс калорий.
В целом в Павловске очень хорошо. Павловский замок наводит на мысли о женской верности и доброте. После поездок в Гатчину и Павловск я решил, что дружить нужно с женщинами, а не с продажными аристократами.
Теги:
Самостоятельные путешествия