Тускания, Тарквиния.
Продолжаем изучать историю наших предков этрусков.
Первой в плане значилась Тускания. Проехав, как обычно, через поля маков и подсолнухов, мы запарковались непосредственно перед музеем в Тускании.
Тускания, Тарквиния.
Продолжаем изучать историю наших предков этрусков.
Первой в плане значилась Тускания. Проехав, как обычно, через поля маков и подсолнухов, мы запарковались непосредственно перед музеем в Тускании.
Вошли в музей, гордо держа в руках кошелек — а кассы нет, вход бесплатный. Просят в книге посетителей записать имена и страну.
Ждали подвоха. Осмотрели первый зал — может, это и есть весь музей?
Таки нет. Он двухэтажный, залов около 20. Поразили многочисленные изображения морских коньков. Где этруски их видели, дайвинг уже тогда был популярен? Особенно удивили юноши верхом на морских коньках. Измельчал конек за прошедшие тысячелетия.
Впервые среди этрусcких артефактов увидели изображение льва, похожее на льва. Крошечная бронзовая фигурка длинной 3 — 4 см. При этом вход в зал охранял лев с абсолютно плоской физиономией. Разные школы?
Стены расписаны фресками, изображающими сцены из жизни Франциска Ассизского (раньше здесь был францисканский монастырь).
Прогулялись по городку, украшенному в честь фестиваля лаванды. Сразу видно, что место не туристическое, достаточно бедное.
Однако, в разгар рабочего дня мужчины разного возраста сидят в баре, видимо, обсуждают пути выхода из кризиса…
Дальше — Тарквиния. Тот самый музей, с которого начался наш интерес к «предкам русских» — этрускам. Из известных нам — самый большой.
Поразил уровень этрусской зубопротезной техники — коронки и мосты, и это 4–6 век до нашей эры! Cреди множества впечатляющих саркофагов — скульптурное изображение знатной дамы с худенькой длинношеей этрусской собачкой.
Большое количество керамики с греческой росписью. Удивили изображения ангелов (в том числе и на саркофагах) — во 2–7 м веках до Рождества Христова! Много росписей «веселые картинки 16+», которые неловко фотографировать. Музей 3х этажный, в нем можно провести целый день.
Рядом с городом расположен этрусский некрополь, где в подземных захоронениях сохранились интересные фрески. Там мы были в прошлую поездку, спускаться в могилы второй раз не захотелось.
Сам город тоже достаточно интересен — крепостные стены, многочисленные башни, церкви, а также скульптура обнаженной женщины, изогнувшейся в неповторимой позе (о ней речь пойдет позднее).
Орвието, Бомарцо.
В Орвието мы уже были года три назад. Захотелось полюбоваться собором еще раз, получше рассмотреть фрески Луки Синьорелли.
Начали с прогулки по городу, так как успели приехать до большой жары. Надо сказать, что в это время года в Италии с 14 до 18 на улице лучше не появляться.
Сначала отправились в церковь Сан Джовенале.
Строительство ее началось в 1004 году на месте раннехристианской церкви, построенной на месте храма Юпитера, построенного на месте храма этрусков. Внутри интересные фрески, датированы 12 — 16 веками.
Город, чистый уютный. Много площадок с панорамными видами. Много цветов. Нет проблем с платными парковками. Набрели на музей, расположенный в церкви св. Августина.
Комплексный билет включал Дуомо, музей Дуомо и музей Эмилио Греко. Пришлось осмотреть. Уплочено. В первом музее поразил св Себастьян.
Статуя до странности женоподобна, не зря он считается покровителем ЛГБТ. Эмилио Греко неожиданно оказался почти современным скульптором (конец прошлого века). Как оказалось, с его творчеством мы знакомы много лет. Статуя девушки, изогнувшийся в абсолютно невоспроизводимой (мы пробовали) позе, стоит рядом с этрусским музеем в Тарквинии. Музей Дуомо расположен в Папском дворце, выставленные работы интересны, но находиться внутри мучительно из-за ужасного запаха нафталина. Стены библиотеки расписаны фресками, изображающими важнейших ученых того времени, фотография главного из них прилагается.
Собор все также немыслимо красив. Золотые мозаики венецианских мастеров сияют на солнце. Поэтому внешний вид фасада меняется в течении дня в зависимости от освещения. Внутри собора много интересного, первое впечатление — восьмигранный баптистерий, а вернее восемь львов, на которых он стоит.
Все львиные физиономии разные. Особенно понравился один, на морде его было написано:«шо, мясо с кастрюли пропало? Та шо ви говорите…». Очень понравилась Пьета работы Ипполито Скальца.
Заодно решили посмотреть колодец Св. Патрика, построенный в 16 веке Антонио ди Сангалло. Снаружи сооружение ничем не замечательно — просто круглый павильончик. Дело в том, что город стоит на туфовой скале, до воды далеко… Глубина колодца 53 метра, 248 ступеней вниз, 249 вверх.
Лестницы — две улитки, люди, идущие вниз и вверх, не встречаются. Отличное естественное освещение. Короче, чудо инженерной мысли 16 века.
Покидая Орвието, стали свидетелями пугающей сцены. Семья китайцев садилась в арендованный минивен. Они уже начали путешествовать самостоятельно!
Бомарцо.
Так как в этой поездке мы начали коллекционировать изображения непонятных животных, то пропустить парк монстров не могли. Своеобразная комната страхов 16 века в стиле маньеризма. Основан герцогом Орсини в память о погибшей жене. Парк размером с наш Таврический сад. Из монстров особенно запомнилась русалка с двумя хвостами, растопыренными в разные стороны.
Удивил leaning house. Это небольшой домик, выстроенный под углом, внутри все углы правильные. Во время прогулки по нему создается забавное ощущение потери равновесия.
В итоге забавно, к посещению не обязательно.
Черветери.
Начали с осмотра маленького этрусского музея. Все его экспонаты найдены в соседнем некрополе, однако большинство (самое ценное), перевезено в Рим (вилла Джулия), Ватикан и Лувр. Музей размещен в крошечном замке. Вход в замок охраняет кабан, на котором мы, напевая про себя «погоня, погоня…" и отправились осматривать некрополь.
Этот некрополь и в самом деле огромный город мертвых. Раскопки в нем далеко еще не закончены. Для посещения отрыта достаточно большая площадь, однако вокруг нее, сколько видно глазу, располагаются не исследованные еще захоронения.
Томбы (склепы) больше похожи на дома в виде полусфер с несколькими комнатами внутри.
Размеры разные, есть и многоквартирные дома, и скромные хибарки. На входах арочные проемы, похожие на классическую ступенчатую кладку майя.
Сохранился фрагмент этрусской дороги, на котором отлично видны центральная борозда от копыт лошадей и колея от колес повозок.
В отличии от некрополя в Тарквинии, это место не произвело тягостного впечатления. Мы чувствовали себя как будто в огромном заброшенном, заросшем буйной растительностью городе.
Дело было в субботу, и на окраине некрополя оркестр готовился к вечернему выступлению. Итальянцы считают музыку уместной везде — и на кладбище, и на ступенях храма, и с этим трудно не согласиться.
Вилла Адриана.
В прошлую поездку в Тиволи мы виллой Адриана пренебрегли. Было очень жарко, поэтому осмотрели только виллу д^Эсте.(Понравилось, но вернуться не захотелось).
На сей раз с погодой повезло — всего 38 градусов в тени. Вилла была построена римским императором во втором веке нашей эры.
Сейчас она поражает своим масштабом, и это при том, что сохранилась только пятая часть комплекса. Честно говоря, и из этой пятой части сохранились только развалины. Среди них там и сям размещены таблички с пояснениями. На одной из них — история Антиноя. Этот прекрасный греческий юноша был любовником (LOVER, так и написано) императора Адриана, но, вот незадача, утонул в Ниле при невыясненных обстоятельствах. Фигура крокодила на берегу пруда, видимо, на эти обстоятельства и намекает. После смерти фаворита император с горя обожествил его, наводнил империю его статуями. Благодаря этому, Антиной в веках остался символом юношеской красоты.
Из того, что жара позволила нам увидеть, Морской театр и Канопа понравились больше всего — колонны, статуи, пруды с рыбками и черепахами, чуть не закипающие в горячих солнечных лучах… И это в 6 часов вечера. Григорианскую виллу пришлось оставить на следующий раз…
Адреса мест в которых мы были
1. Вилла Адриана 41.946252 12.773056
2.Орвието
парковка рядом с собором 1 час 1 евро 2час 1.6 евро 42.717437 12.115539
парковка рядом с колодцем стоит 1 евро в час 42.721646 12.119485
Священный лес (парк монстров) 42.491761 12.247545
3 Черветери. Парковка у музея 41.998398, 12.099995
Парковка у некрополя 42.005986, 12.101496
5 Тускания. Этрусский музей 42.421333 11.872501
6 Питильяно Улицы Этрусков
Панорама на город 42.633695 11.875252
бесплатная парковка 42.633602 11.672774
недалеко городок Sorano
7 Ашан (рядом с аэропортом) 41.796387 12.298113
8 ЖД Остия Антика, станция метро с бесплатной парковкой 41.756668 12.301783
билет метро по Риму 1,5 евро одна поездка
9 Флоренция Парковка 43.785672, 11.262308 (парковка на сутки 10 евро)
до центра пешком 25 минут
10 Сан Джиминьяно Парковка 43.462806 11.040956
11 Монтариджони 43.328592 11.225617
12 Сиена
Жили в гостинице Альфредо 2 (рядом вход в город, парковка 8 евро в день)
13 Картона. Бесплатная парковка 43.273263 11.986586
14 Монтепульчано парковка 43.091279, 11.779430
Куда мы так и не доехали
Под Римом магазин аутлетов 41.714956 12.443562
Ceri (Маленький городок) так и не доехали 41.944916 12.152686
Монтефьясконе (Motefiascone) Музей, красивый вид. Так и не доехали(