Эта поездка в Тихвин случилась у нас довольно спонтанно. А с собой мы решили взять Михаэля. Хорошенький, правда? :)
Эта поездка в Тихвин случилась у нас довольно спонтанно. А с собой мы решили взять Михаэля. Хорошенький, правда? :)
Расстояние от Петербурга до Тихвина - около 220 км, примерно как от Нарвы до Таллина. Дорога хорошая. Сначала по Мурманскому шоссе до моста через Волхов. По пути попали на строительство, которого в прошлом году здесь не было - сейчас этот участок расширяют до 4 полос. За мостом - поворот на федеральную трассу А-114 Новая Ладога - Вологда. Трассой занимается Росавтодор, а потому качество покрытия и разметки - отличное, ехать очень приятно.
Итак, что мы знаем про Тихвин? Лично мне еще со школы запомнилось, что именно через Тихвин проходила линия максимального продвижения немецко-фашистских захватчиков на участке вокруг Ленинграда. Окружив Ленинград кольцом блокады, они также хотели отрезать его вообще от любого снабжения, даже по Дороге Жизни. А это значит, что надо было захватить ближайший железнодорожный узел, ведущий вглубь страны - Тихвин. Город был захвачен немцами в ноябре 1941 года, но уже в декабре его удалось отбить. Благодаря этому выстоял и Ленинград.
Сейчас на месте боев стоит памятник - танк Т-34. Правда за неимением танков образца 1941 года здесь поставили Т-34-85 образца 1944 года, их к концу войны осталось больше всего. Такой же стоит и у нас в Нарве.
А мы здесь сделали остановку и прогулялись в лес, пособирали чернику и бруснику
А еще посмеялись над забавными виршами, сочиненными местным лестничеством. Тут я подумал - а ведь охотники же тоже в какой-то мере вальщики :)
Курение в лесу вредно и опасно! Если лес сгорит, Тихвинская фабрика ИКЕА лишится сырья :)
А дальше начался сам Тихвин. Как и повсюду в российской провинции, на окраинах здесь много старых деревянных домов. Причем если одни отремонтированы и обшиты современным сайдингом, то другие - хоть сейчас в музей.
Обновленные же дома выглядят примерно так
А за мостом через Введенский ручей уже виднеются постройки Тихвинского Введенского женского монастыря. Всего в городе два монастыря, но более известен мужской, он же и гораздо лучше сохранился.
Введенский монастырь был основан в 1560 году по указу царя Ивана Грозного. Долгое время настоятельницей монастыря была его четвертая жена Анна Колтовская (в монашестве Дарья).
В период шведской оккупации монастырь был взят штурмом и разорен. По легенде, инокиня Дарья и ее сподвижницы скрывались у небольшого озера в лесу, которое впоследствии получило название Царицыно. После заключения Столбовского мира в 1617 году царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением обители.
В XVIII веке монастырь использовался как место ссылки и заточения. Его невольными затворницами стали княгиня А.Волконская, княжна П.Юсупова, Е.Ганнибал.
Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к середине XIX века и включал в себя более 10 строений.
В храме Введенского монастыря крестили великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Сегодня на территории монастыря находится Введенский собор, трапезная, колокольня с надвратной церковью, игуменский корпус и кельи.
Это необычное деревянное здание напротив Введенского монастыря - бывшее Реальное училище. Посмотрите, как оно выглядело раньше, до того, как его обшили сайдингом. А сейчас здесь универмаг "Дикси" :)
Кстати, в Тихвине это далеко не единственный сетевой магазин, разместившийся в деревянном здании. На ночлег мы остановились в гостинице "Росстань", где номера на втором этаже, а на первом - "Пятерочка". А что, очень удобно, не надо далеко ходить, если что-то понадобится. Но этот дом современной постройки, из "формованного лакированного бревна".
Устроившись в отель, пошли гулять по городу. Только сейчас присмотрелся - а окна-то в доме современные пластиковые :)
Когда гуляли, услышали неподалеку колокольный звон. Это оказалась Знаменская церковь.
Церковь в честь иконы Божией Матери Знамение в Тихвине была сооружена в 1770-1771 годах. Некий Варлаам Саньков с товарищами, вернувшись живыми из шведского плена в 1711 году, дали обет построить церковь, если Бог даст им вернуться домой. В 1832 году церковь была перестроена тихвинским купцом Михаилом Горелушским совместно с прихожанами. При этом старая постройка не была разобрана, а сделалась частью новой.
Мы хотели зайти, но внутрь нас не пустили, потому как сразу по окончании службы батюшка запер двери. А церковь большая, в кадр не помещается, отойти же при этом особо некуда, так что сделал панораму.
А это мы уже в центре города - на площади Свободы. Главный городской собор Преображения Господня (1693-1748). В советское время купола были сломаны, а в здании размещался кинотеатр. Сейчас собор отреставрирован. Очень красиво и необычно смотрится.
Рядом с собором там на площади еще Гостиный Двор, Дом культуры и памятник Ленину, но мы сразу пошли в сторону монастыря и пруда Таборы.
Еще один деревенский дом в центре Тихвина. Веранда-скворечник на ножках напоминает "азербайджанскую перепланировку" :)
Что интересно - пруд, на берегу которого сейчас стоит монастырь, был вырыт лишь в 1960-е годы. А свое странное название - Таборы - это место получило в народе из-за того, что во время осады Тихвина в 1613 году здесь "табором" стояли шведские войска.
Пруд Таборы и Богородичный Успенский монастырь
Тут Михаэль решил сделать селфи на фоне пруда и монастырской стены :)
Вокруг пруда разбит парк с пешеходными дорожками, это любимое место прогулок жителей Тихвина. Прогулялись и мы.
Вход в монастырь сделан через церковь "Крылечко". Однако было уже поздно, монастырь был закрыт, так что мы решили вернуться сюда на следующий день.
А пока перешли по мосту речку Тихвинку и обошли монастырь с другой стороны, по улице Римского-Корсакова. Великий русский композитор - уроженец Тихвина, на этой улице находится его дом-музей, где в 1844 году он родился.
Монастырь с противоположного берега Тихвинки смотрится особенно грандиозно, как будто это не монастырь, а целый Кремль. А место, куда мы подошли, носит название Фишева гора. Далее курсивом - текст с информационных щитов.
Деревянные дома, располагающиеся справа на возвышенности, некогда были отдельной деревней под названием Фишева Гора. В XVII веке эта деревня была отдана во владение четвертой жене Иоанна Грозного, ставшей настоятельницей Введенского монастыря.
На возвышенном берегу прямо напротив мужского монастыря располагались укрепления шведских войск, осаждавших монастырь в 1613 году. Расположение монастыря с северной стороны не вполне выгодное: река хоть и служит естественной преградой на подступах к стенам, но противоположный берег Тихвинки значительно выше. Шведские артиллеристы установили здесь свои орудия и бомбардировками доставили осажденным тихвинцам массу неприятностей.
Тут вдалеке показалась плотина и шлюзы
Тихвинская водная система была маловодной и по ней могли передвигаться только легкие суда. Так появились суда особой конструкции "тихвинки" и "соминки", грузоподъемностью около 30 тонн и небольшими габаритами: длина около 21-23 м, ширина - 5-6.5 м. Тихвинка - парусная одномачтовая беспалубная деревянная барка, могла иметь рогожную крышу или навес. Но иногда устраивалась палуба, на которой возводили каюту. Движение тихвинки осуществлялось с помощью лошадей, по течению, с помощью паруса, в исключительных случаях с помощью шестов или людской тягой. Экипаж состоял из лоцмана, 4-6 рабочих и погонщиков лошадей. Срок службы одной лодки был 6-7 лет.
Эти суда строили крестьяне, проживавшие по берегам рек Тихвинки и Соминки. Во время действия водной системы постройка судов была одним из доходных местных кустарных промыслов.
Благодаря своим судоходным качествам тихвинка была использована для создания первого российского парохода.
Вблизи, конечно, видно, что бревенчатая плотина на Тихвинке - полный новодел. Но все равно интересно. Когда и для чего это все было изначально построено?
Тихвинская водная система (шлюзы)
Строительство водной системы, которая соединила бы новую столицу Санкт-Петербург с хлебородными районами Волги, задумывал еще Петр I. Планировалось, что реки Тихвинка и Соминка, соединенные каналом, станут связующим звеном на водном пути от Невы к Волге.
Однако действовать Тихвинская водная система начала только в 1811 году. Длина ее составляла почти 700 км, из которых 188 км - шлюзованные участки.
С постройкой водной системы одним из главных занятий населения стало "лодочничество" (сопровождение судов). Местные мастера создали свой образец речных судов "тихвинок" и "соминок", что способствовало оживлению кузнечного, плотничного и других промыслов. Они представляли собой надежные баржи с осадкой на воде 62 см и грузоподъемностью до 24.5 тонн и обладали хорошей скоростью.
В течение 150 лет Тихвинская водная система играла важную роль в экономике Северо-Запада России, но со временем утратила свое значение и была закрыта в 1965 году.
В 2014 году на территории города Тихвина были восстановлены шлюз и плотина.
Вид на плотину и монастырь - панорама
А мы завершаем обходить Тихвинский монастырь. В лучах заходящего солнца - башня Раскат.
Следующий день у нас начался с того, что мы попытались от своей гостиницы дойти до набережной Тихвинки
Фото в цветах 😘
Однако набережной в этом месте города нет, к реке можно подойти лишь по основательно заросшей тропинке через лес. Саму же речку я заснял в виде перевернутого отражения :)
Помните, как Семён Семёныч Горбунков все порывался сходить на вокзал? Вот и мы тоже решили сходить посмотреть на Тихвинский вокзал, благо он располагался неподалеку от нашей гостиницы. По дороге встретили современную многоэтажку, названную в честь Мэрилин Монро :)
Вокзал в Тихвине небольшой, но красиво отреставрированный. Вот только вместо вывески ТИХВИН, которую ожидаешь увидеть из окна поезда, на фронтоне висит логотип РЖД :)
Тут по громкой связи объявили, что скоро на вокзал прибудет электричка, следующая по маршруту Пикалёво - Волховстрой, так что решили ее дождаться. ЭТ2М — серия электропоездов постоянного тока, строившихся с 1999 по 2010 год на Торжокском вагоностроительном заводе.
А это современный грузовой электровоз 2ЭС4К "Дончак". Разработан и производится в Новочеркасске. Кстати, а в самом Тихвине с 2012 года работает крупнейший в СНГ завод, производящий грузовые вагоны. Так что когда говорят, что в России ничего не производится, это неправда, кое-что, как видим, все же производится :)
Ну, а теперь идем в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь
Монастырь этот один из самых почитаемых в русском православии, все благодаря знаменитой иконе Тихвинской Божьей Матери, что здесь находится.
Кем и когда была написана икона, достоверно неизвестно, но принято считать, что ее автором был сам евангелист Лука. Сначала икона находилась в одной из церквей Константинополя, но в XIV веке она оттуда исчезла и, согласно легенде, на крыльях ангелов отправилась в путешествие по северо-западу Руси. Там она несколько раз являлась местным жителям, пока в 1383 году наконец не произошло ее "обретение".
Как оно было на самом деле, мы не знаем. Понятно, что икона сама летать не могла, ее кто-то должен был возить. Как я думаю, православные священники получили эту икону в Византии для того, чтобы идти и проповедовать православие в малообжитых на тот момент регионах Руси. Со временем история обросла легендами, а сама икона стала почитаться как чудотворная.
А в 1560 году на месте явления иконы по указу Ивана Грозного был заложен монастырь.
Центральный храм, вокруг которого построен весь монастырь - собор Успения Пресвятой Богородицы. Он был возведен в 1507-1513 гг. великим князем Василием III.
Второй храм - Крестовоздвиженский - построен в 1699-1702 гг. Позже в 1871-1876 гг он был надстроен и получил нынешний вид.
А какая здесь красивая и необычная звонница - "пятигнездная". Все колокола там разного размера и, соответственно, разной высоты звучания.
При советской власти монастырь ожидаемо закрыли, а знаменитую Тихвинскую икону поместили в краеведческий музей, открытый в части помещений монастыря.
А вот дальше история была еще более некрасивая. Немецкая оккупация Тихвина в 1941 году продолжалась всего около месяца. Однако созданная под руководством оккупантов "православная миссия" успела вывезти икону сначала в Псков, а затем и в Ригу. Рижский епископ Иоанн (Гарклавс) был конечно рад, что у него в руках оказалась такая святыня, воспользовавшись этим, после войны он уехал в США и увез икону с собой. Но правда завещал вернуть ее России, когда Тихвинский монастырь будет восстановлен.
И в 2004 году Тихвинская икона наконец вернулась на свое историческое место, в отреставрированный монастырь
А напоследок Михаэль сделал еще одно селфи. У него уже лучше получается, правда? :)
Подводя итоги, хочется сказать, что Тихвин оказался гораздо интереснее, чем мы ожидали. Город не сильно известен среди туристов, а между тем, здесь есть, на что посмотреть!
Мы же из Тихвина дальше поедем исследовать Приладожье - нам надо будет найти самый высокий в здешних краях Стороженский маяк. А по дороге мы проедем через город с очень смешным и труднопроизносимым названием :)
Наша Ленобласть. Сясьстрой и Стороженский маяк
Вставлю также ссылку и на нашу прошлогоднюю поездку по Ленинградской области -