В прошлой части манильского отчета мы бродили по местам, довольно приличным: Макати, Интрамурос. Деловой и исторический центры города соответственно. Но, как говорят знатоки направления, это не настоящая Манила. Совсем рядом с Интрамуросом, за рекой Пасиг, есть чудесный район Кьяпо. До него можно добраться на легком метро, станция так и называется. Что я и сделал, вышел из поезда, спустился вниз и…
Погрузился в шумный, грязный, контрастный, очень восточный, хаотичный город. Сразу же на меня устремились взгляды — видимо сюда заходит не так уж и много туристов. В ответ я начал лихорадочно снимать все что вижу: спящая девушка на повозке, копошащиеся в куче мусора дети, как будто пытающиеся задавить меня водители моторикш, непринужденно делающие друг другу массаж мужики, продавцы-всего-на-свете, мастера ключей, табличек и каких-то неведомых фиговин…
Я знал, что в этом районе находится церковь Кьяпо, она же — Базилика Черного Назаретянина. Решил пойти к ней не по главным улицам, а срезать по различным переулкам. Тут оказалось все самое интересное — целый район, представляющий собой огромных размеров рынок. То есть сам рынок тоже был выделен, где-то посередине района, но близлежащие улицы по плотности торговых лавок и покупателей особо ничем не отличались. Очень колоритно! Чего только не продают — от золота-брильянтов до живых кур и диковинных фруктов.
Некоторые филиппинцы смотрели на меня строго.
Некоторые — с удовольствием позировали.
Вдоволь нагулявшись по этой выставке достижений народного хозяйства, я достал телефон и обнаружил, что здорово отклонился от курса на церковь. Пришлось еще посмотреть на различных продавцов-всего-на-свете и снующие между ними велосипеды, тележки с товаром, мотрикши и даже джипни. В одном дворе (не знаю зачем меня туда понесло) увидел рождественский вертеп. Не на продажу — просто так стоит, почему бы и нет, январь еще на дворе. Долго ли, коротко ли, в итоге вышел я к площади перед базиликой. А там — столпотворение, очередь к Иисусу, толпы просящих денег юродивых и калек, продавцы сомнительных сувениров и всяческого ширпотреба.
Итак, церковь Кьяпо, или Базилика Черного Назаретянина. Изначально построена аж в 1574 году, но, как водится на Филиппинах, церковь периодически разрушали то пожары, то войны, то землетрясения. Основная часть существующей постройки была создана в 1889 году, но после пожара 1928 года ее пришлось опять реставрировать, правда уже не так кардинально, а в 1984 году храм был дополнительно увеличен. В 1988 году Кьяпо была утверждена католической церковью как Малая Базилика.
Но знаменита она сегодня прежде всего статуей Чёрного Иисуса. Статуя была создана анонимным мексиканским скульптором в 1606 году, и доставлена на Филиппины галеоном в середине XVII века. Черный цвет статуи обусловлен либо постоянным чадом от свечей, либо пожаром на галеоне по пути из Мексики, либо материалом — мескитовым деревом — тут версии расходятся. Как вы уже наверное догадались, оригинальная скульптура была уничтожена. Произошло это, что характерно, во время освобождения Манилы в 1945 году. И сейчас перед нами — копия, воссозданная по фотографиям, однако с сохранившейся от оригинала головой.
Как я понял, попал я на какой-то религиозный праздник. И открыт был Чёрный Иисус, и выстроилась к нему очередь, и отстоял я её, и подносили девы бусы из цветов тропических, и приложился я, как любой добропорядочный филиппинец-католик, к длани Иисуса из Назарета, и загадал я желание сокровенное. Наверное. Не помню уже. И поспешил я дальше.
А дальше я намеревался попасть в единственный на Филиппинах металлический собор, по некоторым данным — самая большая церковь из металла в мире. Также, по некоторым данным, в проектировании принимал участие Густаф Эйфель, но основной архитектор — Дженаро Паласиос. Миновав чудеса автопрома, какие-то совсем старинные джипни, детскую бетонно-металлическую площадку и посмотрев на баскетбольный матч и детвору, я таки добрался до этого собора.
И конечно же джипни и прочий автопром (отдельный альбом про джипни в Маниле):
Собор официально именуется базиликой святого Себастьяна, статус малой базилики ему даровал сам Папа Лев XIII в. 1890 году, за год до окончания строительства. Он металлический не только снаружи, но и изнутри, и мне показалось, что единственное, что сделано не из металла — скамейки. Металлические блоки были сделаны в Бельгии и доставлены по морю вместе с их изготовителями — им очень понравилась новаторская идея и они специально приехали посмотреть на закладку храма. Витражи сделаны в Германии. Однозначное must see в Маниле, не знаю где еще есть что-то подобное и есть ли вообще.
Настало время выйти из храма и обратиться к карте. Батюшки, да тут же относительно недалеко дворец Малаканьян! Это, между прочим, президентский дворец, не меньше. Обязательно надо посмотреть, и я отправляюсь вниз, к реке Пасиг, пешком. Мимо пожарной станции, петухов, филиппинских школьниц и какого-то памятника.
Путь на карте выглядел куда ближе, чем в реальности. К тому же карта не отражает +30 с лишним градусом и всё ещё мощный солнцепёк, хотя уже часа 4 и жара должна потихоньку спадать. Понимаю, что топать еще какое-то время, и решаю сделать заправку фруктово-молочным коктейлем у лоточника. Пока стоял в очереди, подоспели филиппинские студенты младших курсов, буквально вчерашние школьники, и начали практиковать свой английский.
Когда они узнали, что я собираюсь во дворец, начали меня отговаривать — на экскурсии там надо записываться чуть ли не за две недели, близко не подойти из-за блокпостов, да и вообще нужно смотреть на него с воды. Давай лучше мы тебе покажем как мы тут с сигаретами в Маниле развлекаемся. Отлично — подумал я — какие-то лёгкие наркотики наверняка. Принесли мне конфету. Обычный леденец. Леденец в рот и кури, говорят, обычную сигарету. Ок, так и сделал. И? — спрашиваю. А что, сигарета не стала фруктовой? — отвечают. Эх, наивные филиппинские студенты, мы в ваши годы… Сложно представить, что именно в этой стране сегодня без суда и следствия расстреливают любого подозреваемого в связях с наркотиками.
Во дворец я уже банально не успевал — мне нужно было на Северное кладбище, а вечер был близок и гулять по темноте по обжитым могилам как-то не хотелось. Поэтому я двинул на перекладных джипни на север, повезло — уже третий водитель ехал до нужного мне места. Вдвойне повезло, когда меня сначала не хотели пускать на территорию, что-то говоря про безопасность и закрытие для входа в 6 вечера. Но я убедил охрану что ненадолго. Вот же — люди живут на кладбище, а у них пост охраны как в ином жилом комплексе.
Семья Пуйят, видимо, против подселения живых к своим родственникам.
Недолго погулял, как раз пока полностью не стемнело, поснимал, ни разу не был ограблен и даже выпил с местными алкашами — есть предложения, от которых невозможно отказаться. Северное кладбище — это такой город в городе, тут вполне мирно и налажена полноценная жизнь. Рекомендую как одну из основных достопримечательностей города для тех, кто любит небанальные локации. Если заинтересовало, то можно посмотреть подробный отчёт о прогулке по кладбищу.
А вот и ребята, которые с удовольствием позировали и демонстрировали гостеприимство. Не смог отказать и немного выпил с ними.
Ну, а на сегодня удивительная Манила для меня закончилась. Дальше была встреча в Макати, в приличном баре, на которую нужно было ехать поездом — аналогом лёгкого метро, на котором я в эти места и приехал. И в качестве вишенки на торте, от кладбища до станции я добрался на еще не опробованном доселе транспортном средстве — мотобайке с коляской!