С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
С детских лет я слышал про Халхин-Гол, про то как Жуков разгромил японцев, однако идея, поехать и посмотреть те места, пришла не сразу. Несколько лет назад я нашёл в документах моей бабушки довольно интересное письмо. Оно было датировано ноябрём 1940 г. Бумага пожелтела и буквы я различал с трудом.
На первых порах я отложил его в угол. После, взяв увеличительное стекло, принялся изучать текст.
С большим удивлением узнал, что писал бабушке двоюродный брат. Из стариков в живых почти никого не осталось, кроме одной тёти. Я стал её пытать. Выяснилось, наш родственник Николай Жуков действительно служил в МНР.
Из Орловской области он был призван в армию уже после Халхин-Гола. Проходя службу на территории Монголии, в ВОВ не участвовал. После, женившись на местной женщине, остался там жить.
Связь с Николаем потерялась и мы, молодое поколение, о нём уже не знали. Теперь же я очень рад, что у меня в далёкой Монголии есть родственники!…
Я стал изучать книги историков: с чего начался конфликт, как он протекал и чем закончился. В итоге возникло страстное желание туда поехать. Готовых туров на Халхин-Гол монгольские фирмы не делали. В Москве на туристической выставке я познакомился с приехавшими монголами, озвучил своё желание, и они дали добро.
Наша переписка продолжалась полтора года. Турфирма работала с 1993 года, но туров в те края никогда не делала. Исключением был Юрий Сенкевич. Юрий Александрович родился в городе Чойбалсан. Незадолго до своего ухода из жизни, он обращался к данной турфирме и они его возили по знакомым с местам.
В любом случае, это было давно и при составлении маршрута возникли сложности. Точнее, они проявились потом. На бумаге всё выходило замечательно.
Монголия страна интересная и не особо дорогая. И тем не менее, дабы цена тура стала минимальной, пришлось искать попутчиков. Таковые нашлись быстро, но расклад получился необычным: я, мой друг харьковчанин Павел, моя хорошая знакомая Марина с сыном, плюс три женщины в возрасте. Зина, Елена и Тамара путешественники опытные, много где побывавшие, и тем не менее, в силу возраста, длительные переезды оказались для них трудным испытанием.
Впрочем, не будем забегать вперёд…
В Улан-Батор можно приехать на поезде. Таковой идёт из Москвы 4 дня. Билет в купе стоит 20 тыс. рублей (2019 г.). На самолёте можно долететь и за 80 тыс. и за 16 тыс. В Монгольскую столицу мало кто летает, соответственно, билеты дорогие.
Изучая предложения, я вышел на Монгольские авиалинии. Билет брал непосредственно в их офисе на Арбате. За полгода до вылета я платил 36 тысяч, после меня Зина с Еленой раскошелились на 38 тыс. Тамара, за полтора месяца до вылета, отдала 32 тысячи. Получается, не угадаешь.
Менеджер, поинтересовавшись, куда мы все далее отправимся и узнав про Чойбалсан, сразу спросил: «У вас кто-то на Халхин-Голе воевал?» Для современных монголов это главная война. Про наших героев в Монголии помнят, Советскому Союзу они благодарны!
Увы, наш рейс попросту отменили — и это не откуда-то, а из Москвы?! Никто ничего не объяснял, тогда как позже выяснилось, самолёт летает по маршруту Берлин — Улан-Батор и в Москве делает остановку. Что-то в тот день пошло не так, пассажиров в Москве решили не брать. Мы улетели только через сутки. Невольно вспоминается Черномырдин: «Никогда такого не было и вот опять!»
Более всего я боялся, что рейс опять задержат и мы опоздаем на внутренний перелёт до Чойбалсан. Слава Богу, всё обошлось! Восточная красавица стюардесса, после пяти часов полёта, открыла нам дверь в июньское утро. Оно искрило солнцем, лаская приятным ветерком. Погода обещала быть хорошей.
Столичный аэропорт своими малыми размерами удивил. Монгольские власти планируют рядом построить ещё один, ну, а пока внутренние и международные рейсы ютятся в едином здании.
Как и положено, принимающая сторона нас встретила. Вылет на Чойбалсан должен был состояться в 15 часов. Соответственно, за оставшиеся 6 часов в городе удалось кое-что посмотреть. Об этом я планирую написать в позже.
Здесь же хочется рассказать про мемориальный комплекс Зайсан.
Он расположен на горе Зайсан-Толгой и в буквальном смысле парит над Улан-Батором. Лестница, ведущая вверх, состоит из 300 ступенек. На разных уровнях устроены террасы и смотровые площадки.
Мемориал построен в 1979 году, к 40-ой годовщине событий на Халхин-Голе. До 1971 года здесь возвышался другой обелиск в память советских воинов, погибших за свободу Монголии.
На вершине бетонный шпиль с серпом, молотом и знаком соёмбо (эмблема МНР). У основания шпиля фигура Советского солдата с поднятым над головой знаменем победы. Обрамляет скульптуру большое декоративное кольцо. Символичен не только его орнамент и декор, но и сам способ постановки. Кольцо расположено на трех опорах, как древний национальный очаг — символ жизни монголов.
Сюжеты росписи изображают различные сцены, символизирующие известные события: Советскую поддержку Декларации независимости Монголии, разгром нацистской Германии, поражения вражеской армии при Халхин-Голе и другие. В центральной части композиции чаша из красного гранита с вечным огнем. У мемориальной стены установлены урны с землей для возложения венков. Земля привезена из разных частей страны, где была пролита кровь советских воинов.
В настоящем Зайсан любимое место встреч местных жителей.
Сюда поднимаются школьники, студенты, монголы приехавшие в столицу, а также молодожёны. Для туристов имеется кафешка, торговцы продают сувениры, а если есть желание, можно и с хищной птицей сфотографироваться.
Район прилегающий к горе Зайсан-Толбой считается элитным. Недвижимость стоит дорого и потому живут рядом так называемые «новые монголы».
Вот ведь как интересно: если ты прилетел в Монголию с чемоданом 20 кг., на внутреннем рейсе могут придраться за перевес. Здесь норма багажа не более 10 кг. Узнав о подобном, мы старались что-то переложить в ручную кладь. В результат у меня был перевес 4 кг. У попутчиков примерно также. Вроде как не много… В итоге ни мне, ни моим товарищам никаких претензий сотрудники авиакомпании не предъявили.
Более того, меня выцепил какой-то дядька, попросив совместно сфотографироваться. Отправляясь на Халхин-Гол, я специально купил на в Москве на Вернисаже будёновку и потому выглядел колоритно…
Собеседник оказался начальником охраны аэропорта. 35 лет назад, окончив военное училище в Саратове, к настоящему моменту русский он почти забыл. В любом случае мы пообщались. Узнав цель поездки, монгол очень обрадовался и подарил мне маленький значок-самолётик.
Такие встречи с простыми людьми красноречивей всяких пышных фраз говорят об их уважении к нашим героям, к нашим павшим войнам!
Самолётик в столицу Восточного аймака летает не большой.
Заходим в салон, рассаживаемся по местам. Стюардесса, встав на видное место, показывает знаками, как поддувать спасательный жилет и где расположены аварийные выходы. Не понимая монгольский, наблюдаем за её чёткими и уверенными движениями.
Винтокрылая птица взмывает вверх, давая возможность пару-тройку минут полюбоваться Улан-Батором.
Прилегающие к столице горы растворяются в лёгкой дымке. В иллюминаторе мелькает степь, изрезанная реками и грунтовками, украшенная редкими вкрапинками озёр. Это и есть настоящая Монголия, куда я столь долгое время мечтал попасть, дабы на всё это посмотреть…
Пока летит самолёт, поговорим о причинах военного конфликта между СССР и Японией.
* * *
25 февраля 1926 г. Япония облачилась в траур. Вместе со смертью императора Иосихито ушла в прошлое эра Тайсё. На престол вступил молодой император Хирохито. Началась новая эра — эра Сёва.
Через год к власти пришло новое правительство, возглавляемое отставным генералом бароном Гиити Танака. Он принадлежал к древнему роду, и, как истинный самурай, стремился приумножить славу своих предков. В июне того же года японский премьер созвал высокопоставленных чиновников, дипломатов, представителей промышленности и банкиров. Собрав пожелания, премьер объединил их в единый документ, который был представлен императору — «сыну неба».
В тексте с военной чёткостью и без всякой лирики предлагались конкретные шаги по переустройству мира в пользу Японии. Никакого камуфляжа, никаких скрытых форм. Конечная цель — мировое господство! Отметим, что меморандум подписан за несколько лет до прихода Гитлера к власти.
Планы у премьер-министра были грандиозными. Первый раздел назывался «Позитивная политика в Маньчжурии и Монголии».
«…Для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы должны вначале завоевать Китай» — говорилось в меморандуме. В случае успеха следующим ударом от Центральной России отделялся Дальний Восток.
Ознакомившись с документом, император его одобрил. Генеральный штаб в Токио и штаб Квантунской армии взяли его за основу при разработке будущих планов войны. Япония старалась установить тесные отношения с Варшавой, Бухарестом и Ригой, для создания второго фронта.
К июлю 1931 г. была завершена обработка планов по оккупации Маньчжурии. В последующем японские диверсанты взорвали железнодорожный мост южнее Мукдена, и обвинили в подобном китайцы, чем получили возможность развязать боевые действия.
Надо отметить, отнюдь не все японцы поддерживали агрессию. Занявший к тому моменту кресло премьера Вакацуки на аудиенции у императора просил остановить агрессию. Ответа не последовало.
1 марта 1932 г. японской администрацией на территории оккупированной Маньчжурии было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го. 16 сентября Маньчжоу-Го признал Токио, через два года Сальвадор, вслед за ним Ватикан и далее ещё 15 государств. СССР признал новое государство 23 марта 1935 года (де-факто); 13 апреля 1941 года (де-юре). Впрочем, мы опять забегаем вперёд.
В Москве о намерениях Японии узнали почти сразу. Подобное стало одной из причин индустриализации. Началась гонка вооружений. На первых порах СССР отставал, однако после 1932 г. советская группировка на Дальнем Востоке стала усиливаться значительно быстрее, нежели Квантунская армия.
Кстати, мало кто знает, комкоры, подразделения которых были переброшены на новые места, часто писали рапорты наркому обороны СССР о нехватке продуктов. РККА тоже голодала! В свою очередь новые идеологи Самостийной пытаются представить дело так, будто голодали только украинцы и что их специально морили голодом.
Стараясь навредить друг другу, Москва и Токио засылали на территории друг друга шпионов и диверсантов. В нашем случае это были китайские коммунисты, в стан коих Токио периодически внедрял своих агентов.
На северную сторону Амура забрасывались бывшие белогвардейцы, сотрудничавшие с японцами. Правильнее сказать, русских белоэмигрантов власти Маньчжоу-Го призывали в армию на основе закона о всеобщей воинской повинности. Именно из них формировались диверсионные группы. Их главной задачей был сбор информации. Причины для недовольства на территории СССР были (коллективизация). Это играло на руку японцам. Плюс, в Приморье имелась развёрнутая агентурная сеть, оставшаяся после японской интервенции.
Что касается Монголии, для ведения подрывной деятельности Советский Союз её не рассматривал. Москва не желала давать Токио какие-либо шансы для ввода войск в МНР.
На момент 1934 г. Япония для СССР считалась основным противником. По некоторым данным, самураи планировали захватить МНР, дабы нанести удар на Иркутск. Подобный рейд осложнил бы положение советских войск в Забайкалье. Как мы знаем, этого не произошло. Но планы были! Возможно их остановил тот факт, что советская авиация к этому моменту уже могла долетать до Токио.
(Самое интересное, наши бомбардировщики в мае 38-ого над Японией таки пролетели… Страна восходящего солнца в 37-ом году начала войну с Китаем. Наши всеми силами старались последнему помочь, дабы Япония в Китае завязла. Так оно в последующем и получилось.
В мае 38-ого, взлетев ночью с одного из китайских аэродромов, шесть китайских бомбардировщиков, за штурвалом коих сидели советские лётчики, направились в сторону Японии. ПВО самолёты не распознало, приняв за свои. Над городами, в том числе и над Нагасаки, были сброшены не бомбы, а листовки с обращением к японскому народу. Увы, ожидаемых результатов это не дало.)
А вот на море мы от японцев отставали. Их флот по силе занимал в мировой иерархии третье место. Плюс, существовала угроза коалиции Японии с Германией и Польшей. В середине 30-х Советский Союз войну на два фронта потянуть бы не смог (у Германии в 34-ом ещё не было мощного вермахта, он начал создаваться в 35-ом).
Военный атташе Японии в Москве полковник Кавабэ пристально следил за внутриполитической обстановкой в СССР. Вот что он писал в 1934 г. в своём докладе:
«По нашим агентурным данным. остатки троцкистов оппозиционно настроенные по отношении Сталина, продолжают подпольную деятельность и стремятся к тому. чтобы преодолев все препятствия связаться со своими единомышленниками за границей. некоторые из них под лозунгом 4-ого Интернационала ставят задачей свергнуть нынешнюю власть и поставить Троцкого.
Хотя сила влияния Сталина сейчас достигла предельной степени. всё же если его политика хотя бы в какой-нибудь части в дальнейшем обнаружит свою несостоятельность. и начнутся перебои в проведении его политики. не исключена возможность, что немедленно возникнут антисоветские тенденции. Сталин имеет ряд достоинств соответствующих великому политику, но он имеет в то же время политических врагов.
с точки зрения политико-стратегических мероприятий мы должны принять все меры к тому, чтобы наметить наиболее влиятельную его политических врагов и установить с ней контакт. Убеждён, что это вовсе не является невозможным»
В самом начале 35-ого года обстановка на монголо-маньжурской границе резко обострилась. Между Маньчжурией и МНР не существовало договоров, чётко определявших границы. На спорных участках начались столкновения. По данным разведки, Япония, готовясь к войне с СССР, планировала захватить часть территории МНР к югу от Халхин-Гола, дабы в удобном месте построить железную дорогу Солун — Хайдар.
На первых порах конфликт удалось решить дипломатическим путём, но далее стычки продолжились.
Именно в 35-ом советская разведка стала получать сообщения о начавшихся японо-германских переговорах. Германия, Япония и Польша планировали поделить Советский Союз. В настоящем в это мало верится, но Польше Германия обещала отдать Украину до Днепра. Себе Берлин намеревался забрать южную Украину и территорию до Каспия.
Советский Союз готовился к войне. Общая численность РККА в случае войны на Западе и на Востоке должна была в 35-ом году составить 4,6 млн. штыков. Мы имели 5 тыс. самолётов и 9 тыс. танков, что для войны на два фронта было недостаточно. В любом случае, мы превосходили японскую авиацию в Маньчжурии и Корее в 4 раза, а по артиллерии и механизированным войскам в 2 раза.
В конечном итоге, по результатам первой и особенно второй пятилетки, Советский Союз превзошёл Квантунскую армию в полтора раза при абсолютном превосходстве в средствах подавления (артиллерия, авиация, танки).
Ради справедливости отметим, подобное хорошо выглядело на бумаге, тогда как в реальности в войсках только-только начали осваивать новую технику. Имело место быть разгильдяйство. У японцев, воевавших в Китае, боевого опыта было больше.
Идея захвата МНР оставалась в повестке дня японского командования. В самом начале 36-ого в Москву полетели тревожные сообщения. Японская разведка начала активно вербовать русских белоэмигрантов и бурят, под руководством атамана Семёнова формировать из них диверсионные группы для забрасывания на нашу территорию. Участились стычки на границе.
12 марта в Улан-Баторе был подписан протокол о взаимопомощи между СССР и МНР. Он предопределил отношения между нашими странами на долгие годы.
31 марта японцы начали наступать на Тамцак-Булак. У них получилось подойти к монгольскому городку, расположенному в 50 км. от границы. Это была уже не мелкая провокация, а самая настоящая агрессия. В этот раз монголам удалось самостоятельно оттеснить японцев.
В любом случае, армия МНР не могла оказать самураям серьёзного сопротивления.
Советский Союз, осознавая неизбежность войны, согласно протоколу о взаимопомощи, летом 36-ого начал перебрасывать в МНР воинские части. В воздухе запахло порохом!
Летом 37-ого в Монголии повторилось всё то, что происходило у северного соседа. В настоящем считается, что Чойбалсан рвался к власти и под видом заговора начал массовые аресты. Обвинение было простым — шпионаж в пользу Японии. Режиссёры «заговора» планировали 9 сентября поднять восстание и пригласить японцев. Последние к этому моменту должны были подойти к границе.
В Москве испугались. Сталин решил японцев опередить. 27 августа на монгольский аэродром Баин-Тумен приземлились 52 советских самолёта. На следующий день первые части РККА пересекли границу. По старому тракту Улан-Уде — Кяхта начали движение 36-ая моторизованная дивизия и 32-ая механизированная бригада. Им приходилось обустраиваться в голом поле.
Дабы скрыть от вражеской агентуры подобные действия, на место ушедших частей в Забайкалье приходили новые, перебрасываемые из центра России.
Вот что сообщает маршал Конев:
«Известно, что опоздание с вводом войск РККА в МНР на 8–9 дней могло изменить обстановку не в нашу пользу, так как банда шпионов и японских агентов Гендун, Демид, Даризап готовила переворот в МНР 9 сентября, в этот же день должен был состояться переход границы японскими войсками.»
Вполне возможно, что простые комдивы искренне верили в заговор. Однако факт остаётся фактом — японские войска с места не сдвинулись. На границе было спокойно.
Теоретически в штабе Квантунской армии могли узнать о вводе в МНР советских войск. Готовился заговор или нет, в моём понимании, вопрос остаётся открытым. Ну, а что касается наших войск, в первый раз советские части вошли в Монголию для борьбы с белым бандитизмом в 1921 году и через 4 года были выведены. Во второй раз они простоят в МНР целых 55 лет, вплоть до декабря 1992 года.
* * *
Самолёт начал снижаться. Я припал к иллюминатору. Картинка на многие километры оказалась одинаковой: степь, степь и ещё раз степь, где глазу абсолютно не за что было уцепиться. Пилот плавно посадил винтокрылую машину и подрулил к зданию аэропорта. Стюардесса открыла заднюю дверь. Народ устремился к зданию аэропорта.
Я с удовольствием рассматривал пассажиров. Провинциалы везде и всюду от столичных жителей различаются. Они чуть проще одеты, зато менее загружены и больше улыбаются. Таковыми мне как раз и показались чойболсанцы…
Если сами мы вышли из самолёта довольно быстро, то вещи пришлось ждать почти полчаса. Заторможенные грузчики отнесли их в специальную комнату, после чего, пригласив пассажиров, вдвоём проверяли квитанции. С работой в Чойболсане плохо. Самолётов местный аэропорт принимает мало. Соответственно, ребята старались отшуршать по полной.
Но даже если аэропорт плохо загружен, он имеет стратегическое значение. Рядом со зданием аэропорта старенький самолётик. Вдалеке просматривались ангары, возле которых чернели профили танков.
Из Улан-Батора вместе с нами в Чойбалсан прилетел гид по имени Туртувшин. В аэропорту нас встретили водители. Грузим вещи в два УАЗ-452, в простонародье называемые Буханочками, движемся в сторону города.
Стоящий посреди степи Чойбалсан состоит преимущественно из частного сектора. Вдоль пыльных дорог встречается мусор, однако центр более-менее облагорожен и обустроен.
Ещё в Москве мы несколько раз обговаривали с принимающей стороной о посещении музея. Мы прилетали в 17–30, тогда как оный работал до 18 ч. В итоге договорились, что музейщики нас подождут. Так оно и произошло. Промчавшись через весь город, мы наконец добрались до места.
Краеведческий музей города представлял собой старое двухэтажное здание, построенное в позднем сталинском стиле.
Директор ждать припозднившихся посетителей не стал, нас встретила одна из сотрудниц. Она спросила, что мы хотим посмотреть? Тут выяснилось, тот домик, где располагался штаб Жукова, находится в другом месте. Женщина предложила, походить по территории, посмотреть артефакты, связанные с войной, после чего мы должны были поехать в музей Жукова.
Для восточного региона Дорнод война на Халхин-Голе одно из главных событий истории. Нужно отдать должное, монголы об этом не забывают. Рядом с музеем можно было видеть поржавевшие кузова трофейных машин,
пару пушек,
землянку с окопом,
а также памятник маршалу Чойбалсану.
Наш младший брат монгол за нами, за старшими, многое повторяет. В конце 80-х и по сей день их пресса периодически выстреливает материалами в стиле, как пьяный маршал приезжал в трудовые лагеря пленных японцев, тех, кто плохо работал, ставил на пенёк и тренировался в стрельбе из пистолета.
Ели собрать вместе подобную информацию, все эти Черчели, Трумэны, Монтгомери и-Де Голли принесли человечеству свет и радость, тогда как в странах социализма рулили сплошные негодяи…
В некоторых регионах Монголии монументы Чойбалсана убрали, в Улан-Баторе его тело из мавзолея выкинули, однако здесь, названый в честь маршала город, переименовывать не стали и памятник не тронули.
Монголия находится никак не на широте Петербурга и потому, не смотря на июнь месяц, темнеет здесь рано. Световой день через пару часов проявлял намерение закончиться. Нам же, после музея, нужно отъехать от города на 80 киллометров, где встать лагерем.
Осознавая ценность времени, рассаживаемся по машинам и едем в музей Жукова. Его второе название Музей боевой славы Халхин-Гола. Он расположен в частном секторе, в полутора километрах от Краеведческого музея. С виду это вполне обычный домик, фасад которого украшает мемориальная табличка.
Монголка открывает дверь, приглашая зайти внутрь. Первым делом изучаем комнату, где жил Георгий Константинович. Правильнее сказать, он тут спал, здесь же и работал. Монгольские власти в 39-ом году предоставили комкору домик, где разместился он сам и его штаб. После победы, когда Жуков уехал, решили создать музей.
Интерьера изменения не коснулись, стол, железная кровать, занавески, портрет Сталина… Всё осталось таким же как при Георгий Константиновиче.
Коридор и другие комнаты претерпели изменения. Что там было раньше, понять сложно. В настоящем пространство занимают экспозиции.
Артефактов в виде оружия,
солдатской посуды
и всевозможного обмундирования не много. Зато всё именно оттуда из грозного 39-ого года.
Основной упор экспозиции сделан на картины, вырезки из газет и фотографии.
Чёрно-белые снимки великолепно передают дух времени.
Мы видим как советские войска с развёрнутыми знамёнами входят в МНР, на другой фотографии наши лётчики, на следующей танки и самолёты. Особо интересно фото, где наша пехота идёт в атаку, переходя вброд знаменитую реку.
Перестроечные настроения общества музея не коснулись. Здесь всячески подчёркивается, что советские солдаты и монголы против общего врага воевали совместно. В этом отношении любопытна карта, где всё вокруг закрашено серым и этому серому противостоят жёлтая Монголия и красный СССР.
Стоит отметить, у монголов были свои герои. Увы, из участников событий до наших дней ни у нас ни у них никто не дожил.
Есть в музее фотография и картина, где Жуков вместе с Чойбалсаном.
Я спросил у женщины, как часто к ним приезжают россияне. Она ответила, очень редко, но, так как в этом году круглая дата, совсем недавно музей посетили журналисты из России. Они снимали то ли фильм, то ли передачу. Моя собеседница толком не поняла.
В самом конце осмотра она завела нас в небольшой отсек, где показала диораму «Штурм Халхин-Гола»
Из музея Жукова перенесёмся на 80 лет назад в пропахший порохом 1939-ый год.
* * *
В 1938 г. конце июля в начале августа советские войска нанесли поражение японцам в районе озера Хасан. Отметим, Квантунская армия в конфликте не участвовала. Она не решилась вступить в бой. Советским войскам противостояла Корейская армия, руководимая теми же самыми японцами. (Кому интересно, я об этом писал здесь.)
В апреле 1939 г. командующий Квантунской армией генерал Уэда издал приказ № 1488 с изложением «Принципов разрешения советско-маньчжурских споров». Согласно оному все спорные участки необходимо было трактовать в свою пользу с использованием оружия. С получением приказа командиры частей стали игнорировать прежнюю линию границы, вторгаясь на чужую территорию.
После Хасана самураи жаждали реванша. Для нанесения удара был выбран пятачок за Халхин-Голом. Монгольская территория за рекой простиралась вглубь на 15–20 км. и имела ширину 60–70 км. Дабы туда переправиться, необходимо навести понтонные мосты, после чего техника шла от одного до трёх километров по заболоченной местности.
Дальше начиналась лёгкая возвышенность изрезанная балками и оврагами, создававшими препятствие для продвижения танков, но при этом весьма удобная для создания огневых точек.
Самое главное, при решении о выборе места боевых действий играла роль удалённость от железной дороги. От ближайшей станции Борзя до Халхин-Гола 800 км., тогда как у японцев до своей железки всего в 60 км.
11 мая на этом участке границы начались бои с регулярными японо-маньчжурскими частями.
Удивительное дело, в Кремле о боевых столкновениях на востоке МНР узнали из иностранной прессы. Из Генштаба стали звонить в Улан-Батор, но там никто ничего толком ответить не мог. Не разобравшись в ситуации, комкор Фекленко отправился на лесозаготовки, тогда как начальник штаба Кущев находился в Улан-Уде.
Москва требовала разъяснить обстановку, однако сведения запаздывали ввиду плохой связи. Из монгольской столицы на восток шёл всего один провод, а радиосвязь использовать было запрещено.
Обстановка накалялась. 22 мая подразделения 57-ого корпуса, совместно с монголами, сумели отбросить противника к границе. 28 мая японская авиация численностью в 40 самолётов нанесла бомбовый удар по центральной переправе через Халхин-Гол, тылам, а также по расположению советско-монгольских войск. Японцы ринулись в атаку. План был простым — отрезать от сообщения советско-монгольские войска на восточной стороне и уничтожить.
Весь день шёл бой. Наши отступили, но плацдарм на восточной стороне удалось сохранить. К вечеру пришла небольшая поддержка, тогда как основные части, направленные из Улан-Батора, прибыли на исходе дня 29 мая.
Большой удачей артиллеристов и сапёров можно считать тот факт, что им удалось подбить автомобиль полковника Адзума и две бронемашины, охранявшие штаб его отряда. В машине нашли карту района боевых действий с чётко обозначенной границей. Согласно карте японцы не могли не понимать, что ведут войну на чужой территории. В январе 1948 г. эта карта была предъявлена советскими обвинителями на Токийском процессе.
После первых боёв на земле и особенно в воздухе Ворошилов и Шапошников сделали вывод — командование корпусом в лице Фекленко и Кущева со своими обязанностями не справляется.
Трудно понять как и почему Ставка решила направить в Монголию Жукова на смену Фекленко. Георгий Константинович на тот момент проходил службу в Белоруссии, занимая должность заместителя командующего войсками Белорусского округа по кавалерии.
Биография Жукова подробно изложена, и я не стану на этом акцентировать внимание. Однако отмечу — кроме Первой мировой, Гражданской и подавления Антоновского мятежа последующего боевого опыта Жуков не имел, но при этом являлся жёстким решительным командиром, требовавшим с подчинённых точного исполнения приказа.
Вот что рассказывал о Жукове маршал Баграмян:
«Мы были молодые, и, вполне естественно, кроме учёбы, нам хотелось иногда развлечься и погулять, что мы и делали. Уходили в город, иногда ужинали в ресторане, иногда ходили в театр.
Жуков редко принимал участие в наших походах, он сидел над книгами, исследованиями операций Первой мировой войны и других войн, а ещё чаще разворачивал большие карты и, читая книги или какие-нибудь тактические разработки, буквально ползал по картам, потому что карты были большие, они не умещались на столе, он их стелил на пол и вот, передвигаясь на четвереньках, что-то там выглядывал, высматривал и потом сидел, размышляя, нахмурив свой широкий могучий лоб.
И вот случалось нередко, как мы возвращались после очередной вылазки, а он всё сидел на полу, уткнувшись в эти свои карты.»
Прибыв на место, Георгий Константинович сразу обвинил командование корпуса в незнании обстановки, и в управлении войсками за 120 км. от поля боя. Одним из главных недостатков прежнего руководства он назвал отсутствие тщательной разведки.
Правительство МНР выделило Жукову легковой автомобиль «Форд-8». Комкор им практически не пользовался. Прибыв на место, он поставил его в укрытие, а сам следовал пешком, либо на лошадях. На выезды он обычно надевал гимнастёрку без петлиц и знаков различия., панаму и лёгкий брезентовый плащ. Сапоги со шпорами и пистолет носил постоянно. Рядом всегда имелось два карабина и две коробки патронов.
7 июля Георгий Константинович в очередной раз приехал на передовую. Японцы каким-то образом нащупали его командный пункт и открыли ураганный огонь артиллерии. Блиндаж был разрушен. К счастью комкор не пострадал, сумев выехать из зоны обстрела. Далее, когда он ехал на машине, легковушку обстрелял японский истребитель. Ни сам Жуков, ни его сопровождение не пострадали. Автомобиль также остался цел. Так что комкор Жуков в штабе не отсиживался…
Генерал Григоренко, ставший впоследствии диссидентом, на тот момент служил офицером Генштаба и находился в управлении фронтовой группы. Летом 1939 г. он часто пересекался с Жуковым. В своей книге мятежный генерал упоминает множество приговоров, несправедливо вынесенных Жуковым.
Возможно это и так, однако Жуков сумел навести порядок. Опасаясь трибунала, никто позиции более не оставлял. Паникёрство прекратилось. Это первое и очень важное достижение Жукова! Во вторых он действительно сумел наладить разведку.
Отметим важный момент, комкор Жуков формально подчинялся Г. М. Штерну. Последний возглавлял фронтовое управление, координировавшее действия советских войск на Дальнем Востоке и в Монгольской народно-революционной армии. При этом Жуков ни Штерну, ни в финальной части операции, когда на Халхин-Гол прибыло большое начальство и в том числе Мехлис, — никому не позволил себя подмять. Проведение операции поручено мне — я отвечаю за её исполнение и точка!
Противоположный пример в истории РККА Керченская десантная операция 1942 года, когда в Крыму оказались разгромлены три советские армии. В штаб прилетел представитель Ставки Верховного Главнокомандования Мехлис, и начал руководить вместо командующего фронтом генерала Козлова.
Так что Жуков, хотя и не имел опыта руководства войсками во время боевых действий, ситуацию очень хорошо чувствовал.
В июле на Халхин-Гол прибыл отдельный батальон войск НКВД численностью 502 человека. Он состоял из бойцов, проходивших службу в Средней Азии, имевших опыт действий ночью и в пустынной местности. Только за вторую половину июля бойцы батальона задержали 160 подозрительных лиц (всего — 320 человек). Так были выявлены десятки шпионов.
* * *
Выходим из музея, тут выясняется, детвора про наш визит уже узнала. Мальчишки и девчонки залезают на заборы, смотрят, но при этом не пристают и ничего не просят.
Со времён Жукова тут мало что поменялось. Вокруг бывшего штаба всё тот же частный сектор, состоящий из домиков, вокруг коих нет ни малейшего намёка на огороды, и заборов.
Через несколько дней мы вновь посетили Чойбалсан. Во второй раз город вызвал более приятные эмоции. Я же, дабы как можно полнее раскрыть тему, хочу рассказать про Мемориал героям Монголии, с которым мы познакомились чуть позже.
Он расположен на центральной площади города, рядом с Краеведческим музеем. Сквозь высокую арку скачет всадник с шашкой наголо.
Композицию обрамляет полукольцо, где мозаикой выведены героические события прошлого.
Мемориал дополняет танк БТ-7. От станции Борзя подобные танки дошли до Халхин-Гола своим ходом, преодолев за 6 суток 800 км. В последующем японцы подобьют 48 таких танков.
Напротив оного бронеавтомобиль БА-10. В боях на Халхин-Голе противник уничтожил 39 подобных броневиков. Лично я впервые увидел в живую БА-10. Такими раритетами может похвастаться далеко не каждый музей.
Впрочем, всё это мы изучали после, тогда как в тот день вынуждены были отправиться по степи, навстречу темноте. Если у нас в России за городом тянется пригород, состоящий из частных домов, либо дач, то здесь, как и по всей Монголии, ничего подобного мы не увидели.
Сразу за Чойбалсаном раскрыла объятия безлюдная степь. Город напоминал о себе тоненькой струйкой дыма, которую курила одинокая труба.
Провисшие провода ЛЭП не смогли поймать и задержать солнечный диск. Уходящее на покой светило прощалось со степью, лаская воздух, траву и землю последними лучами.
В наступавших сумерках мы успели осмотреть ещё одну достопримечательность. На постаменте, на некотором удалении от города, грозила кому-то пушкой противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100.
Мемориальная табличка сообщала, монумент называется «Боевая подруга», в честь Марии Октябрьской, женщины танкиста погибшей на фронте в 1944 г.
СУ-100 подняли на постамент в 1982 г. После победы на Халхин-Голе советские войска в МНР выдержали ещё одно противостояние — теперь уже с Китаем.
Список использованной литературы:
Д. Ф. Устинов «История Второй Мировой войны 1939 — 1945»
Е. А. Горбунов «Восточный рубеж: ОКДВА против японской армии»
О. С. Смыслов Халхин Гол; За кулисами забытого конфликта»
Открытые информационные источники
Продолжение — Халхин-Гол 1939 — 2019. Ч — 2. Грозовое небо Монголии. Озеро Буйр-Нуур