Если двигаться по трассе Брянск — Смоленск, то через 6 км. после указателя на Овстуг, с правой стороны дороги будет сине-жёлтая стела с бордовой надписью ВЩИЖ.
Если двигаться по трассе Брянск — Смоленск, то через 6 км. после указателя на Овстуг, с правой стороны дороги будет сине-жёлтая стела с бордовой надписью ВЩИЖ.
Думаю, это древнее место знает любой российский археолог, любой студент исторического факультета, тогда как за пределами Брянской области про Вщиж мало, что известно. Примерно 200 лет назад Карамзин впервые рассказал об удельном княжестве Ярослава Мудрого древнем городе Вщиж, который в 1238 году был полностью сожжён войсками Батыя и больше не возродился.
Брянская земля хранит множество легенд и загадок, здесь издавна жили племена вятичей и древлян. Вщижское княжество и сам город ровесники Москвы. Впрочем, обо всём по порядку.
Попасть во Вщиж проще всего на машине.
Какой-то автобус сюда возможно и ходит, но какой и когда, не скажу. Возле стелы поворачиваем с трассы на Вщиж, и сразу попадаем в некое другое измерение, где под бездонно синим небом колышутся морскими волнами золотые поля пшеницы.
Здесь, вспомнив детство, невольно хочется выйти из машины, уйти в поле, потеряться среди этого великолепия, слиться с ветром и с полем, потрогать руками каждый колосок, идти по полю, бежать, чтобы слегка примятые колосья с тихим шепотом вновь распрямлялись за спиной.
Не сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря,
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя
И скажу, не тая,
Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Движемся дальше, и вскоре видим возле дороги небольшой поросший берёзами курган. Возле самой дороги серьёзный камень.
Валун явно не местный — кто-то когда-то его сюда прикатил. На камне отрывок стихотворения Ф. И. Тютчева.
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело.
Красуются, шумят, — и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Один из историков биографии поэта сообщает, что Феденька в юном возрасте, вместе со своими друзьями любил лазать по подобным курганам. Ребята их обстукивали, и понимали, что внутри пустота. Ещё сто лет назад подобных сопок вокруг Вщижа было 22, теперь всего 2.
В советское время холмики срыли, дабы они, стоящие посреди поля, не мешали вести битву за урожай. Однако никто из колхозников никакой пустоты или захоронений под землёй не находил.
Возможно, там внутри ничего и не было — кости усопшего (или усопших) давно истлели, а сами усыпальницы много веков назад уже разграбили. А может, не желая заморачиваться, кости и артефакты вместе с грунтом разворотили бульдозером по полям. Никто теперь правды не знает…
И всё же, что обозначали курганы? Их просто так не насыпали. У всех народов, на всех континентах кроме Австралии над погребальной ямой уважаемого человека, или над захоронением павших в бою воинов, возводили насыпной холм. Подобные курганно-насыпные захоронения у европейцев практиковались вплоть до средневековья.
Глядя на поросший берёзами холм, вспоминается картина В. В. Васнецова «Баян», где русские витязи, сидя на кургане, слушают под гусли сказ Баяна.
(Картинка из интернета)
Уже в наше время уцелевший курган обнесли символической оградой, рядом поставили маленькую часовню. Здесь невольно понимаешь, что слова часовня и часовой не только похожи, но и имеют общий смысл.
Садимся в машину, и едем дальше. Справа и слева тянутся поля и перелески. Аромат травы таков, что он заглушает собой запахи автомобиля. По легенде где-то здесь, перед въездом во Вщиж, располагалось озеро.
Оно было Святым, в его водах нельзя было купаться или стирать. Как-то раз одна женщина поленилась принести воду домой, и постирала свои пожитки прямо в озере. За непочтительное к себе отношение обиделось озеро, и ночью вдруг ушло под землю, вынырнув на новом месте.
Причём, если верить легенде, святая вода прошла под рекой Десной, вновь образовав озеро уже на правом берегу. Сам я на Святом озере не был, но много раз слышал, что там реально нет дна. Какие-то энтузиасты водолазы озеро изучали, и чуть не погибли в его водах. На поверхности голубая вода выглядит вполне безобидно, тогда как под водой нырнувшего подстерегает целый ряд опасностей, главные из которых ил и какие-то подземные течения.
Вернёмся на левый берег Десны. На въезде во Вщиж, с правой стороны дороги, можно видеть залитые бетоном остатки церковного фундамента, среди которого на маленьком холме возвышается массивный белый крест. Холмик сооружён как раз в том месте, где должен был находиться алтарь.
Словно пытаясь разгадать какую-то загадку, вдоль фундамента, не обращая на нас ни малейшего внимания, бегает такса. Собачий нос весь в работе — такса ищет мышей, оные в большом количестве нарыли возле камней свои норы. Думаю, мыши тоже чувствуют таксу, и дрожат в своих норах от страха. Взаимоотношения в мире животных часто напоминают отношения в мире людей.
У разобранной церкви весьма характерная судьба. Не смотря на запрет о строительстве культовых сооружений от 1918 года, местные крестьяне продолжали возводить храм. Доведённый до куполов, он был почти построен, но далее власти запретили-таки стройку. Перед самой войной храм был разобран. Из его кирпича построили в городе Жуковка музыкальную школу, а также рядом возвели коровник. Последний, в связи с отсутствием живности, в наше время опять разбирают. Интересно, что из церковного кирпича будут дальше строить?
Дорога выводит нас к спрятанному за деревьями красному кирпичному зданию, перед входом в которое над оградой возвышается дугообразная арка, обрамлённая церковной маковкой и крестом.
Это не просто дом, это здание церковно-приходской школы, построенное в конце 19 века и отреставрированное уже в наши дни. Возле двери висит табличка, что здесь внутри действующий музей археологии.
Как и предписано, звоним в звонок. Через какое-то время дверь открывает пожилая женщина. Объясняем, что мы туристы, хотим посмотреть музей. Женщина кивает, и отводит нас от здания чуть в сторону.
Вдали переливается голубыми водами убежавшее на другой берег реки озеро Бечино, саму Десну при этом за листвой не видно. Рядом шелестит листвой старая липа, когда-то она соседствовала с храмом.
Не везёт с церквями селению Вщиж.
Здесь, рядом со школой стоял деревянный храм, построенный местным помещиком деревни Дятьковичи Я.Мачихиным в 1763 г. Церковь разобрали сразу после революции, и теперь на месте бывшего алтаря деревянный крест.
Деревня Вщиж стоит чуть в стороне от того места, где располагался уничтоженный Батыем город Вщиж. Женщина рассказывает, что когда здесь лет тридцать назад проводили водопровод, то постоянно натыкались на кости и на черепа. Останки приносили сюда, складывая в общую яму, над которой теперь как раз и возвышается крест.
Далее она сказала, что кости здесь буквально на каждом шагу. Население деревни небольшое, Вщиж во все времена место малозаселённое, и если кто-то где-то вдруг копнёт чуть в стороне от своего огорода, так обязательно наткнётся на человеческие останки.
Иногда по весне земля сама выдаёт на поверхность кости. Всё это жители собирают, и перезахоранивают под крестом на месте бывшей церкви.
Экскурсантов в здешнем музее не было давно, отчего наш неожиданный гид хочет многое рассказать. Не давая нам опомниться, она заводит нас в дом. Здесь внутри небольшая комнатка сплошь заставлена экспонатами, где представлен крестьянский быт 19 века: одежда, лапти, самовары, деревянные лопаты,
колокол с одной из вщижских церквей.
На другом стенде: осколки керамики, картины, макет первого вщижского храма.
— Курган на дороге видели? Так вот, такие гранитные кресты раньше на каждом нашем холме стояли. Эта каменная порода на нашей земле не встречается. Камни во Вщижское княжество были откуда-то привезены, скорее всего, доставили их сюда купцы уже в виде крестов. Из множества крестов до нас дошёл только один, да и то ополовиненный, — рассказывает женщина. — Зато потрогайте его рукой. Он тёплый!
Удивительное дело, прикасаюсь рукой к граниту, и он мне действительно холодным не кажется. Обычно камень или плитка отдают холодком, а здесь нет. Трогаю несколько раз попеременно обеими руками — ощущения прежние.
Любопытно, но когда мы вошли в музей, в доме, как и во всей деревне, было отключено электричество, и вдруг на какой-то момент свет дали, а затем вновь вырубили, словно древний Вщиж решил нам показаться, но не более чем на одну минуту.
Если говорить о самой женщине смотрительнице музея, то её образ с осколками исчезнувшего города вполне сочетаем. Женщина родилась в Москве, где прожила почти 50 лет, однако последние 30 лет она находится во Вщиже, соблюдая монашеский образ жизни, она является неким духовным часовым брянского Китеж-града.
Второй зал бывшей церковно-приходской школы представляет собой домашнюю церковь с множеством икон.
Здесь находится железный крест, который ещё сто лет назад рядом по соседству возвышался над куполом деревянной церкви — это настоящее чудо, что его не переплавили.
О том, что здесь существует сожжённый город, люди помнили во все времена, отчего на берегу реки где он стоял, дома не строили, и относились к данному месту с почтением.
Разорённый в 1238 году Вщиж ровно 600 никто не трогал, пока местная помещица не провела здесь первые раскопки. Ею был найден остов церкви, на стенах которой имелись опалённые огнём фрески.
Через 2 года сюда приехал молодой археолог А. С. Уваров, и Вщиж словно легендарный Китеж-град вновь засиял в русской истории. Здесь было найдено большое количество предметов древнерусского искусства.
(Фото с сайта «Седая Брянщина»)
Попадались и украшения мастеров Западной Европы. Учёные нашли в тереме бронзовые светильники и медные рукомойники, сами палаты при этом были обиты листовой медью.
Коновязные крюки подсказали, где располагалась площадь. Предположительно установили место княжьего двора, дома бояр и дружинников.
Уникальных предметов во Вщиже было найдено как нигде великое множество — экспедиция Уварова увезла отсюда 47 обозов с артефактами.
(Фото с сайта «Седая Брянщина»)
Археологи определили, что в городке существовали ремёсла, также они установили, что здесь проживало большое количество людей обученных грамоте. В Эрмитаже хранится теперь палочка-писало, которой вщижане писали (скорее царапали) на бересте.
На литой бронзовой арке, которая обрамляла чей-то дом, а теперь наверняка находится в запасниках Эрмитажа, можно прочитать: Господи, помоги рабу своему Константину.
(Фото с сайта «Седая Брянщина»)
Интересен и кабаний клык-оберег, где вырезано: Господи, помоги рабу твоему Фоме.
Необычен был и вщижский храм. Учёные ещё в 19 веке воссоздали его макет, отметив, что храм был однокупольный, высокий, окружённый наружной галереей.
(Фото с сайта «Седая Брянщина»)
У церковного алтаря был обнаружен склеп, внутри громадный человеческий скелет (примерно 2,3 м.) — по мнению большинства историков это останки вщижского князя Святослава Владимировича. В усечённом виде до нас дошла его биография и история его города. Здесь на высоком берегу Десны люди жили с самых давних времён, но первое упоминание о Вщиже относится к 1142 году.
Получивший киевский престол князь Всеволод Олегович, раздал своим родственникам княжеские наделы и города по Десне. Вщиж достался Владимиру Давыдовичу выходцу из Чернигова.
В 1157 году после смерти отца на княжий престол во Вщиже сел его сын великан Святослав Владимирович (княж. 1157—1167 гг.) Он сразу предпринял попытку увеличить территории, и захватил со своим вщижским войском несколько городов по Десне. Позже великан был разбит своим троюродным братом Святославом Всеволодовичем.
На следующий год вновь началась борьба за киевский престол. Вщижская дружина обороняла Чернигов, но кампания разыгралась не в их пользу, и вщижцы отступили. В результате дальнейшей борьбы образовалась группировка, которая в свою очередь уже осадила Вщиж.
Святослав Владимирович послал гонца с просьбой о помощи к своему тестю Андрею Боголюбскому. Князь Андрей поспешил на помощь и спас Вщиж, сняв с него осаду.
В честь такого события Андрей Боголюбский на территории городка поставил вщижанам каменную церковь — не зря его Боголюбским называли. А его зять Святослав Владимирович для истории так ничем и не запомнился. Родился богатырь-великан задолго до нашествия Батыя, и на борьбу со своими братьями ушла вся его силушка, он как легендарный Пересвет не смог послужить земле русской.
Городище занимал некий мыс, образованный ручьём и рекой Десна.
(Картинка с сайта Фото с сайта «Седая Брянщина»)
Подошва этого мыса была правильным остроугольником. Мыс и сейчас, возвышаясь, словно парит над окружающим пространством. Здесь находился детинец (кремль), стены и башни, которого были срублены из толстых брёвен, причём, самая высокая башня находилась посреди детинца на расстоянии «перестрела» от каждой стены. В музее имеется картина, где современные художники по чертежам археологов изобразили Вщиж.
— Пойдёте на городище, постарайтесь отстраниться от всех дурных мыслей. Тамошняя церковь не сгорела, она под землю ушла. Место это большим крестом помечено. Только безгрешные младенцы, да и то всего раз могут услышать, как православные под землёй молятся, — напутствует нас смотрительница.
Выходим из музея, и движемся в сторону городища. Профессор Б. А. Рыбаков, проводивший в 1949 и 1948–1949 годах во Вщиже повторные археологические работы, отметил, что дом крестьянки, у которой он жил, практически не касался земли, он был построен при минимальном использовании фундамента, как бы над землёй.
760 лет соха, борона, молоток и топор плотника не приближались к древнему городищу, не нанесла ему вреда и ВОВ. Дома местных жителей и сейчас стоят на неком отдалении от детинца.
Новые русские активно застраивают то место, где располагался посад. Вщиж имеет статус археологического памятника. Однако во времена прошлого беззакония один предприниматель построил здесь дом, причём сделал это примерно в том месте, где в детинце располагались въездные ворота.
Десять лет идут суды — государство ведёт спор со своим гражданином, но убрать дом не получается. Ради справедливости отметим, что это деревянный сруб, и культурный слой земли, под ним почти не затронут. Как это обычно бывает, пример одного подхватили другие — современное зодчество в стиле раша-деревяша накрыло собой почти весь посад. Даже не знаю, неужели им приятно отдыхать, или что-то сажать там, где погибло огромное количество людей.
В любом случае, на самом мысу никто ничего не строит, и вход на него перегораживает цепь. Это сделано для того, чтобы сюда не заезжали машины. Движемся по тропинке, трава справа и слева по пояс.
Думаю, на городище приезжать нужно ранней весной, когда только-только растаял снег, и трава вместе с зелёной листвой ещё не успели захватить в свои объятия землю — в этом случае можно будет лучше увидеть и понять объём городища, сожжённого Батыем. Достигаем вначале одного креста, затем другого. Первый обозначает место, где стояла построенная Андреем Боголюбским церковь.
Второй, недалеко от обрыва, как раз на том месте, где возвышалась самая высокая башня.
Берег здесь довольно крут, и если оступишься, полетишь вниз, и ни за что не сможешь ухватиться.
Вщиж со стороны Десны был практически неприступен, и всё же он пал.
Нашествие Батыя на землю русскую — загадок здесь множество. Со школы помню, татаро-монголы осенью 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. Князю Юрию никто из русских князей на помощь не пришёл. Рязанский полк противостоял монголам в чистом поле, где и был уничтожен вместе с великим князем.
21 декабря кочевники разорили Рязань, в начале января вышли к Коломне, и сожгли её, после взяли Москву, и уже 2 февраля обложили Владимир. Кстати, именно на подходе к этому городу их 120–140 тыс. войско догнал Евпатий Коловрат, и против его маленького отряда Батый применил камнемётные машины?
Неприступные стены и валы Владимирской крепости за их 130-летнюю историю до этого никто приступом не брал (правда отметим, что воюя между собой, русские всё больше прибегали к тактике измора). Город обладал исключительными оборонными качествами. Владимир того времени — это гигантский мегаполис, самый крупный на Руси, больше чем Новгород, больше чем Киев — однако монголы взяли его с пол пинка.
После падения Владимира армия монголов разделилась на три части. Все они двинулись в разных направлениях по руслам замёрзших рек, сохраняя скорость на марше примерно 25 км. в день. Их выносливые маленькие лошадки находили себе под снегом траву, в разорённых селениях забирался фураж, но в любом случае, представить, что их армия состояла из такого количества воинов довольно сложно. Разве смогла бы Лесная Русь прокормить такую армаду?
Мне также непонятно следующее — Владимирский князь Юрий отступил со своим войском куда-то к Угличу, где в лесах стал лагерем, ожидая подмоги. Почему до этого он не пришёл на помощь Рязани? Зачем далее он оставил свой родной Владимир? Возможно Юрий думал, что монголы не сумеют взять город — пусть даже и так. Однако случается невероятное — монголы находят в лесах на реке Сить ставку князя Юрия, неожиданно нападают, и уничтожают всё русское воинство.
Как они в густых лесах, в 140 км. от Углича нашли русский лагерь? В любом случае, после этого судьба зимней кампании была решена.
Маршрут самого Батыя, или его главного тумена, в точности не установлен, точнее известен лишь приблизительно. От Торжка Батый двинулся по Волге и Вазузе (приток Волги) к междуречью Днепра, а оттуда через смоленские земли к черниговскому городу Вщиж. Этот поход уже зафиксирован в «Слове о Меркурии Смоленском».
Если изначально армия состояла из 120 тысяч, то сюда по замёрзшей Десне должны были прийти не менее 40 тыс. Не думаю, что Десна в те времена была намного шире, ну пусть она была 100 метров.
Тогда на какое расстояние должны были растянуться эти самые 40 тыс. всадников? Такое огромное войско от топота лошадей провалится под лёд — сработает эффект подвесного моста. А если предположить, что они шли по лесам, тогда получается, их кто-то вёл? Впрочем, двигаясь по рекам запутаться тоже не сложно.
И всё же, как они вообще с такой лёгкостью преодолевали такие большие расстояния? А был ли у них как таковой обоз? Всё это выглядит вообще странно, ибо, если верить В. А. Чивилихину, примерно через 70 лет в походе на Москву в лесах заблудилась войско тверского князя Михаила. А ведь там наверняка были и купцы, и охотники, и местные мужики?
Итак, в начале марта Батый обложил Вщиж — тут всё более-менее ясно.
Все историки как один признают — монголы достигли невероятных по меркам того времени успехов в осадном деле. К примеру, Р. П. Храпачевский писал, что монголы были способны буквально за день-другой на месте из подручного леса смастерить любые камнеметные машины:
Для сборки камнеметов имелось все необходимое — в соединенном войске монголов было достаточно специалистов из Китая и Тангута…, а русские леса в изобилии снабжали монголов древесиной для сборки осадных орудий.
Кстати, Вщиж также имел в своём арсенале ручные метательные орудия, они были сделаны в форме лука-арбалета. Чтобы натянуть их тетиву, использовался шестерёнчатый механизм. Вщижский кремль был деревянным, его окружал земляной вал. Однако население городка, по оценкам археологов, не превышало 2–3 тыс. человек, отнимем из этого стариков, женщин и детей.
Такие маленькие крепости монголы брали за 2–3 дня — Вщиж дал бой и продержался почти неделю. Уверен, монголы снизу высокий мыс штурмовали лишь для вида, тогда как пробились они в город сверху (там, где сейчас дома-дворцы новых русских). Сеча была страшной — казнили абсолютно всех. Не помог Господь ни рабу своему Константину, ни рабу своему Фоме. Погибла (или наоборот дошла до нас) и находившаяся здесь мастерская, где обжигали горшки.
Но почему на старинных фресках монголов-кочевников в привычном виде не рисуют? Нет на рисунках, ни кривых сабель, ни верблюдов, ни замотанных в шкуры людей. На картинках бьются две армии, как две капли воды похожие друг на друга? Известно, что монголы предлагали проигравшим, вступить в их войско. На штурм городов в первых рядах обычно шли пленные и так называемые покорённые народы. А может прав Фоменко, и никаких татаро-монголов как таковых не было?….. А летописцев куда девать?… Причём не только наших, но и персидских и арабских?…
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие как часовые.
Дабы совсем не запутаться, вновь вернёмся к маршруту монголов. Некоторые учёные полагают, что оказавший сопротивление Вщиж спас, таким образом, целый ряд городов — Кромы, Смоленск, Мценск, Домагош, Курск и другие.
После битвы за Вщиж какое-то время тумен Батыя отдыхал в районе Долгоместья (недалеко от современного Ельца). Далее, следуя по Десне, монголы вышли на реку Жиздра, по которой дошли до хорошо известного Козельска, где простояли 49 дней.
На примере Владимира, Коломны, Москвы и Вщижа понятно, что подобные города они брали играючи, неужели так долго не могли взять Козельск? По свидетельству летописцев Козельск преподнёс Батыю настоящий сюрприз.
Когда монголы пошли на решительный штурм и увязли в боях на крепостной стене, ворота крепости неожиданно распахнулись — козельчане контратаковали лагерь монголов, и при этом чуть не погиб сам Батый!!!
Назад в крепость смельчаки уже не вернулись. Впрочем, защитники крепости пережили их всего лишь на несколько часов. Д. А. Медведев, будучи Президентом РФ, присвоил Козельску звание Город воинской славы. Однако археологи за 15 лет плодотворной работы никаких артефактов связанных с осадой в Козельске так и не нашли, но Козельск все знают, а про Вщиж помнят только специалисты.
Впрочем, это уже современные нюансы. Некоторые историки пишут, что Козельск был взят только тогда, когда к Батыю подошли два других тумена. Предположим, что у монголов от 120 тыс. воинов в живых осталось 90 тыс. Так маленькому городку в 3000 защитников не выстоять, что против одного, что против трёх туменов — в любом случае превосходство осаждавших подавляющее, плюс камнемётные машины.
А если предположить, что летописец что-то где-то напутал, и как таковой длительной осады Козельска не было, и здесь у монголов было договорное место встречи всех трёх туменов? Почему монголы далее не повернули на богатые Псков и Новгород? Тут ответ ясен — про это все знают — зима заканчивалась, начиналась весенняя распутица, и летом их армия увязла бы в болотах.
К началу лета 1238 года армия монголов уже вышла в степь, где легко и непринуждённо разбила кипчаков. Остаётся только удивляться, насколько чётким и организованным оказалось нашествие Батыя на Русь?! Его тумены в эту зиму по лесам и по снегу преодолели расстояние в 2000 км!!!
Вернёмся в наше время во Вщиж. Место это действительно необычное и даже мистическое. Моста через Десну здесь никогда не было, и лет тридцать назад, людей на другой берег переправлял слепой паромщик. Никто не помнил, как он появился в этих местах, старик также неожиданно и исчез. После его смерти (или ухода) вщижский берег вдруг обвалился, представив на обозрение старинную длинную лодку, которая теперь хранится в Брянском историческом музее.
При посещении Вщижа я ничего так и не почувствовал. Грехов на мне много, вот и не услышал я церковного пения, которое идёт из-под земли. А вот жена моя силу Вщижа ощутила. Что, как и почему — описывать не буду, но поверьте, автор не врёт.
Русская земля полна тайн и загадок, но открываются они не всем подряд, а только избранным!