Продолжая нашу прогулку во второй день пребывания в Тбилиси после изучения крепости Нарикала мы решили спускаться обратно в Старый город уже не на канатной дороге, а по лестнице Бетлеми.
Внизу видим старые районы Тбилиси, куда мы и попадем после спуска.
Лестница Бетлеми (Петхаинский подъем) получила название от стоящего рядом храма, грузинское название которого Бетлеми, еврейское — Петхаин. Её разработал в середине XIX века губернский архитектор Белой. Ранее на месте этой лестницы проходила тропинка. По первоначальному проекту лестница по всей длине должна была быть перекрыта опирающейся на колоны крышей, но проект не был осуществлен до конца. Лестница-улица ведет от улицы Асатиани к двум храмам — Верхнему Бетлеми и Нижнему Бетлеми.
Этот подъем или улица-лестница Бетлеми насчитывает ровно 120 ступеней. По первоначальному проекту лестница должна была быть перекрыта навесом, но тифлисские артели, которые безвозмездно строили эту лестницу для города, сочли перекрытие ненужным и городские власти вынуждены были согласиться с решением тифлисских мастеров.
C лестницы открываются великолепные виды на город.
Как на ладони видны мост Мира, парк Рике, с расположенным в нем футуристическим культурным комплексом в виде двух гигантских труб, Президентский Дворец и храм Цвинда Самеба.
Квартал, по которому мы спускаемся, называется Клдисубани (Скальный квартал) или Бетлемисубани (квартал Бетлеми) по находящимся здесь двум церквям Большой и Малый Бетлеми или Петхаин. Название происходит от еврейского «бейтили». «Бейт» значит «дом», а «или» — «господь», таким образом, «бейтили» или «бетлеми» переводится как «дом господа». Так же Бетлехем (на грузинском Бетлеми) или Вифлеем (по-русски) — город в Палестине, где согласно Евангелию родился Иисус Христос. «Петхаин», в переводе с еврейского значит «дом вечной жизни». Так же этот квартал называли «эбраэлта убани» (еврейский квартал), так как здесь с давних времен жили грузинские евреи.
Особенность этого квартала еще и в том, что главным связующим элементом является хорошо спроектированная система улиц-лестниц. Они были построены по линии старинных тропинок, которые вели вверх, от одного дома к другому. Сохранившаяся в этом квартале структура средневековых улиц уникальна.
Верхняя Бетлеми (Земо Бетлеми, Храм Богоматери Вифлиемской) — по историческим данным первый храм на этом месте построил Вахтанг Горгосали, есть версия, что здесь похоронены его мать и сестра.
Дошедшее до нас здание церкви относится к XVIII — XIX вв. В XV в., здесь тбилисскими армянами была построена церковь во имя Богородицы. Но в XVIII в., а точнее, в 1740-х годах, ее капитально перестроили на пожертвования крупного политического деятеля Картли-Кахетинского царства, моурави (управляющего) Тбилиси во время правления царя Теймураза II, князя Гиви Амилахвари. Позже, Большая Бетлемская церковь или Петхаин стала армянской Карап Сурб Геворк (св. Георгий), но сюда ходили молиться и грузины так как считали это место святым. В1884 году церковь перестроили, обновили фасад и поставили новый купол. С 1994 года это грузинская православная церковь во имя Рождества Спасителя. Особенно выделяются северный и восточный фасады церкви. На северной стороне окна обрамлены орнаментом с рельефным изображением серафимов.
Поскольку этот храм стоит высоко на склоне горы, то он бросается в глаза всем, кто смотрит на Старый Город с какой-нибудь смотровой площадки — например, с Метехской скалы. Выше его располагается только храм Святого Николая в крепости Нарикала. Кроме того, с южной стороны храма есть площадка-садик, которая тоже по сути смотровая площадка, и с неё хорошо видно Старый Город. Тут есть фонтанчик с водой, цветы, фруктовые деревья и скамеечки.
На следующем фото справа так называемая Вифлеемская колокольня
Церковь Квемо Бетлеми (Нижняя Бетлеми).
В 1725 — 1727 гг. армяне, переселенные из Ирана, построили на этом месте женский монастырь Святого Стефана и возвели небольшую церковь. Вместо данного сооружения в 1868 году была построена церковь с куполом, которую обновили в 1910 году. С 1988 года собор принадлежит грузинской православной церкви.
Верхняя церковь более монументальна, чем нижняя. Она возведена из камня, а не только из одного кирпича, хотя и на старом кирпичном основании. Кладка здесь очень характерная для Грузии — использовались камни-булыжники и кирпичи. Такой тип кладки пришел в Грузию, видимо, из Персии.
Именно здесь на склоне Клдисубани можно почувствовать дух древнего Тбилиси, причем не старого, а именно древнего. К сожалению, в Старом городе Тбилиси сохранились лишь дома 19 века, они, будучи ветхими, конечно, создают определенную ауру, но это не тот дух, которым проникнуты стены Клдисубани — здесь ощущается именно тысячелетняя история города.
Спустившись наконец с лестницы на улицу Бетлеми мы движемся дальше между старинных домов в район Сололаки.
Сололаки (до 19 в. на плане Тбилиси царевича Вахушти Багратиони и в его «История царства Грузинского» назывался Салалаки) — исторический район в центре Тбилиси. Расположен между горой Мтацминда и Сололакским хребтом, на западе от Старого Города, к югу от правительственного района Мтацминда.
По преданию, для поливки крепостного сада (ныне Ботанического сада) во времена арабского господства был построен акведук. Канал этот по-арабски назывался 'Сулулах'. Это слово вероятно тюркского происхождения. Состоит оно по этой версии из двух слов — «су» и «лулакх». При переводе эти слова будут означать «водная связь». Со временем это название немного изменилось и теперь звучит как Сололаки.
Видимо, это название впоследствии распространилось на питающий канал ручей, а затем и на всю гору. Позднее так же называли и участок у подножья горы. Эта территория издревле была покрыта садами, обеспеченными поливной системой. Остатки этих садов и сегодня кое-где встречаются во внутренних двориках.
В средние века Сололаки был предместьем Тбилиси. В XIX веке район становится одним из самых престижных и «европейских» в Тифлисе.
Район Сололаки — это подлинная архитектурная «сокровищница» Тбилиси. Его застройка происходила в конце XIX и начале XX веков, и именно это время считается «золотым веком» тбилисской архитектуры. Город активно старался не отстать от обеих столиц империи — Петербурга и Москвы, что выразилось в появлении совершенно уникального кавказского архитектурного модерна. Что немаловажно, в отличие от той же Москвы, по прошествии целого столетия исторические районы Тбилиси смогли сохранить свои дома, свою атмосферу и цельность, что, ставит старый Тбилиси в один ряд с самыми интересными историческими городами Европы.
Сололаки — это район, в котором каждый домик — это самое настоящее произведение искусства. Здесь практически в каждом доме есть витые лестницы с красивыми перилами. А балконы здесь — это самое настоящее великолепие!
Для туриста район Сололаки — это место, где можно встретиться с самой настоящей Грузией прошлого века.
Двери некоторых из этих старых домов скрывают умопомрачительные по красоте парадные. Один из самых известных и фотографируемых домов так называемый Gallery 27.
Это старый деревянный частный дом в районе Сололаки, примечательный как сам по себе, так и своей парадной с витражами. Магическое место.
Поэтому прогуливаясь по Сололаки, непременно захватите с собой фотоаппарат — сфотографировать здесь действительно есть что!
Приходить лучше утром в солнечную погоду, когда узоры покрывают весь пол. После обеда рисунки не такие яркие, но все равно красиво.
Внутри сувенирный магазин.
При этом в доме продолжают проживать несколько семей. Представляю как им надоели стайки туристов с фотоаппаратами!
Дверь этой парадной открыта ежедневно с 11.00 до 20.00.
Движемся далее, дворы и подворотни, без них никак не обойтись.
И на все это сверху строго смотрит Мать-Грузия
Сололаки представляет собой дореволюционный Тбилиси рубежа 19 и 20 веков, когда в городе шло массовое строительство доходных домов и особняков. Здесь можно встретить много домов различных известных и знатных семейств и фамилий.
Дом в мавританском стиле по адресу Асатиани, 27 — особняк нефтепромышленника Калантарова. Этот архитектурный шедевр он построил в подарок своей жене.
Следующая достопримечательность на нашем пути — дом Эвелины Тер-Акоповой (ул. Асатиани, N21/24)
В особняке видного тбилисского промышленника Давида Сараджишвили (ул. Мачабели, 13) останавливался сам император Николай II, приезжавший в Тифлис в 1914 году с целью инспектирования Кавказского фронта Первой мировой войны. В наши дни здесь разместился Союз писателей Грузии:
Особняк считается одним из самых ярких образцов тбилисского «модерна», с элегантным фасадом и монограммой бывшего владельца на парадной двери.
На соседних улицах неподалеку расположены дома семьи Сименс, табачных промышленников Сейлановых, негоцианта Вартанова, крупных промышленников Ананова, Манташева, Маилян, дом судьи Маркозова, дом знаменитого поэта Николая Гумилева,….где-то здесь притаился и бывший дом Лаврентия Берия и дом, в котором вырос Звиад Гамсахурдиа…
Чтобы все эти дома найти и увидеть своими глазами надо или очень тщательно готовиться и иметь много времени, или купить одну из очень популярных экскурсий по району Сололаки. У нас на такое детальное изучение, увы, времени не было.
Сололаки — это спокойный, простой район. Однако, несмотря на это здесь постоянно обитают сотни туристов, которые прогуливаются по его улочкам неспешным шагом, внимательно осматривая старинные домики, великолепные балкончики и парадные подъезды, украшенные необычной лепниной, фигурками и даже старинными красивыми фонариками.
Каждый дом в Сололаки построен ещё в конце 19 — начале 20 веков. И кажется что здесь, в этих домах, время замерло. Всё отсталость точно так же как было когда-то давно. Вот только жильцы здесь поменялись и под действием времени здесь постоянно происходят разрушения.
Сололаки — некогда элитный район, но сейчас большинство зданий, которым более 100 лет, находятся в плачевном состоянии и, если и вызывают восхищение, то смешанное с грустью.
Конечно, в Сололаки идут постоянные стройки. Здесь каждый день реконструируются старые и строятся новые здания. Однако строители стараются сделать так, чтобы эти новостройки не сильно выделялись на фоне всего этого великолепия.
У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, однако это старание не остаётся незамеченным.
И пусть новостройки здесь самые обычные, они всё же не сильно выделяются на фоне тех зданий, которые были построены здесь пару веков назад.
Бары, рестораны и клубы, расположенные по соседству во дворах Сололаки, позволяют местным художникам и музыкантам внести в них свою, персональную ауру. Местные жители и путешественники часто посещают в Сололаки причудливые эксцентричные места, в которых часто звучит живая музыка.
Есть в квартале Сололаки и уголки современного уличного искусства.
На стене в подъезде отеля Check Point в районе Сололаки можно найти изображение мексиканской художницы Фриды Кало.
Это изображение с портретом Фриды Кало в последнее время частенько стало мелькать в инстаграмм.
Сололаки трудно не полюбить. Спокойствие, уют, гостеприимство и кафе с самой вкусной едой — это и есть Сололаки, район, который ценится особенной атмосферой Старого Тбилиси. Сололаки хоть и является центром многих туристических развлечений, его выложенные булыжником улицы до сих хранят атмосферу тайн.
В 2018 году исторический район Cололаки, вошел в список «50 самых крутых мест в мире» (The 50 coolest neighbourhoods in the world) по версии онлайн-издания Time Out.
В этом международном рейтинге тбилисский Сололаки занял 26 место. С ним соседствуют районы Парижа, Берлина, Рима, Лос-Анджелеса и Токио.
Вот такой вот он — Сололаки — пожалуй, самый сказочный район города, где, казалось, замерла жизнь. А сами дома не хотят принимать той действительности, что их окружает теперь, и скучают по своим хозяевам, которые заботились о них и помогали оставаться красивыми и уникальными.
В завершении этого насыщенного дня нам удалось еще поужинать в отличном небольшом семейном ресторане «Николози» , аппетит был отличный, т. к. прошли мы в этот день по Тбилиси чуть более 23 километров.
На следующий день у нас была намечена первая экскурсия с выездом из Тбилиси — в древнюю столицу Грузии Мцхету.
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия