Сколько бы не стоил тур, впечатления от него всё равно будут дороже.
Сколько бы не стоил тур, впечатления от него всё равно будут дороже.
Вот и состоялось первое моё путешествие в наступившем году — не совсем обычное и приятное сразу по нескольким причинам.
Во-первых, в данном формате оно было незапланированным. Я надеялся съездить с женой на январские праздники на море, но цены были запредельными, да и после каникул не клеилось с задуманным. Мы уже попрощались с мыслью о совместном отдыхе и тут на просторах интернета попалась реклама круиза по Персидскому заливу со значительной скидкой.
Я загорелся и понял, что надо брать, ведь подобного семейного шанса в ближайшее время не будет. Несмотря на то, что все свободные финансы ушли на погашение предыдущих европейских поездок и покупку перелётов для будущего африканского вояжа, я нашёл средства и выкупил круиз и авиа билеты.
Вторая, значимая причина была в том, что я решил взять с собой дочь. Мы же всё равно платили за каюту и доплата за ребёнка в этом случае минимальная (хотя ей уже 15 лет). Это было небольшой компенсацией за отсутствие на её двух последних днях рождения. В круизе она была впервые и соответственно открывала новый для себя мир.
В третьих, на коротком маршруте значилось новое для меня государство, да и в другой стране под названием ОАЭ я ранее был всего лишь несколько часов, поэтому очень хотелось осуществить в ней две маленькие нереализованные мечты.
Ну, и последняя, немаловажная причина это возможность первый раз встретить свой мини юбилей с семьёй, да ещё в экзотическом месте. Даже в одиночных трипах такое случалось не часто. Предыдущие «грустные праздники» за рубежом мне довелось отметить всего лишь несколько раз: Гвинея (2014), Сингапур (2013) и ЮАР (2010).
Так что, в этот раз я погнался сразу за несколькими зайцами и что удивительно, поймал их всех:)
Теперь по порядку. Наше путешествие началось в аэропорту Шереметьево, откуда прямым рейсом Аэрофлота мы вылетали в Дубай. Я специально взял ночной перелёт, чтобы сэкономить на ночлеге и прилететь в город рано утром.
Заселение на корабль было назначено на 8 вечера, поэтому у нас был весь день на знакомство с эмиратским мегаполисом. Единственным минусом был прилёт в аэропорт Аль-Мактум, который находится к югу от Дубай далеко от центра — около 50 километров. Пришлось потратится на такси (110 дирхам, 1 USD = 3,67 AED). Если вы не взяли на прокат машину, то для троих это второй по удобству способ передвижения. Пешком гулять по городу крайне проблематично — расстояния между достопримечательностями огромные.
Официальным такси мы пользовались несколько раз. В среднем я отдавал от 20 до 50 дирхам в одну сторону. Поразило национальное разнообразие водителей: Непал, Пакистан, Афганистан Судан, Бангладеш… Вообще, весь город построен иммигрантами, выходцами почти из сорока стран. Местным, коренным жителям остаётся лишь наслаждаться результатами трудов приезжих и дивидендами от нефтяного богатства страны.
В первый день меня сильно волновал один технический вопрос по поводу багажа. Я был с двумя женщинами, поэтому у нас конечно же было 2 чемодана:) Гулять с ними по Дубай нереально. В аэропорту оставить не вариант (далеко возвращаться), с морским портом тоже сложности (ответов на форумах я не нашёл, туроператор тоже был не в курсе).
Кстати, по окончанию круиза я узнал, что у одной пары были проблемы. Люди оставили чемоданы в морском порту и они потерялись, на борт багаж так и не был доставлен. Представляете, каково было девушке без нарядов и других необходимых предметов…
В итоге, из аэропорта мы доехали до торгового центра «Mall of the Emirates». Там есть услуга под названием «Hands Free» — небольшая камера хранения. Оставили вещи до вечера и ушли спокойно гулять. Что самое приятное всё было бесплатно! Это тот самый центр, где находится закрытый горнолыжный комплекс «Ski Dubai».
Первым делом из ТЦ мы на метро отправились в знаменитый район «Дубай Марина». Жена и дочь впервые увидели небоскрёбы на берегу моря. Были очень рады и довольны, сделали много фоток на свои телефоны. Да я и сам не часто вижу такие необычные городские картинки.
Тут красиво, а днём в рабочий день не так много народа. В районе и на пляже Марина мы провели несколько часов.
Позже доехали до другого известного пляжа Джумейра. Здесь расположен роскошный отель «Бурдж-эль-Араб», который многие называют «Парус». Место запомнилось большими стаями чаек, парящими прямо над головами туристов в ожидании, когда они их покормят.
Далее вернулись в торговый центр, забрали чемоданы и на такси поехали в Дубайский круизный порт Рашид. Заселение, первый ужин и эмоции на корабле. Все детали я подробно опишу в отдельной заметке по «Costa Mediterranea». Лайнер понравился. Изысканное оформление в итальянском стиле, много различных тематических уголков: казино, театр, дискотеки, магазины, рестораны. Даже на декорации лифта приятно было смотреть.
Для жены и меня это был второй круиз. Первый прошёл на «MSC Musica». В этот раз было одно значимое отличие. Изначально я оплатил самую простую внутреннюю каюту. В ней нет окон и поэтому она самая дешёвая. Не знаю, по какой причине, но при заселении нас ждал приятный сюрприз. Нам дали каюту выше даже не на один, а на два уровня, поскольку в ней был балкон и квадратных метров было больше.
И это не из-за Дня Рождения, позже мне сказали, что такое иногда случается, радуйтесь и наслаждайтесь! Теперь, наверное, следующего круиза у нас не будет, так как нам понравился вариант с балконом, а он стоит на два порядка дороже:)
Ночью «итальянский Титаник» стоял в порту. Отправление было назначено на 14.00. После завтрака мы решили ещё раз съездить в город, в место, где родился Дубай. Именно на берегах бухты под названием Дубай-Крик появились первые постройки города.
Погода в это утро стояла шикарная. Мы прокатились на лодочке, прогулялись по старому рынку и прилегающим к нему колоритным улочкам. Были моменты, когда я забывал в какой стране я нахожусь. Мои даже не могли и представить, что Дубай бывает таким разным.
В два часа дня мы покинули славный город Дубай. Наш круизный корабль на прощание издал несколько глухих гудков и по всем палубам разнеслась потрясающая итальянская песня Con te partirò. Непередаваемые трепетные ощущения, особенно для тех, кто впервые в подобной ситуации.
Наш путь лежал в столицу Омана город Маскат (цифра 2 на карте ниже), куда мы прибыли утром следующего дня. Я заранее поднялся на верхнюю палубу, чтобы как следует рассмотреть и снять береговую линию, а так же встретить рассвет.
С первых секунд Оман заворожил меня. На моём лице была довольная, сосредоточенная улыбка, но, по внутренним эмоциям я был похож на взволнованного матроса, взобравшегося на верхушку мачты и радостно кричащему всем, что мы приближаемся к суше.
Поразило невероятное количество сторожевых башней и крепостей на побережье Маската. Этот город получил известность ещё в начале I века нашей эры, когда он стал крупным торговым портом на пути из Западного мира в Восточный.
На снимке форт Мутрах. Его в XVI веке возвели португальцы, которые контролировали Оман в эпоху Великих географических открытий.
Я хотел как можно быстрее сойти на берег и поэтому к выходу пришёл самым первым. В 9 утра я с семьёй уже гулял по уютной и симпатичной набережной Корниш.
Я не покупал никаких экскурсий на корабле. Для троих (точнее одного плательщика) получается дороговато, да и увидеть в таком формате удаётся не так много, как хотелось бы.
До поездки я нашёл контакты гида, который живёт в Омане и помогает всем желающим увидеть эту страну. Зовут этого замечательного человека Юлия Плахотникова. Она организовала мне на весь день водителя с машиной, за что ей огромное спасибо!
Изначально, у меня было несколько вариантов для короткого знакомства с Оманом. Я делал сложный выбор между природой и историей. Причём первый вариант подразделяется на несколько других. В этой стране есть практически всё: море, горы, пустыня, оазисы, пещеры и многое другое.
Настоятельно рекомендую приезжать сюда минимум на три дня. Здесь даже объектов ЮНЕСКО — 4. Для примера, столько же суммарно в Бахрейне, Катаре и ОАЭ.
Круизный вариант посещения Омана не самый лучший. Единственный плюс только в том, что не надо делать и платить за визу. При авиа и сухопутном варианте пересечения границы — виза нужна.
Итак, в 9.30 утра мы сели в белоснежный джип и с местным парнем по имени Адиль помчались в глубь страны. Меня сразу впечатлило хорошее покрытие дороги и горы, меняющие цвета.
Перед тем, как покинуть Маскат мы посетили мечеть Султана Кабуса которую строили более шести лет. Она считается шедевром современной архитектуры в Омане. Религиозное сооружение построено на собственные средства султана Кабуса бен Саида.
Мечеть построена в 2001 году из 300 000 тонн индийского песчаника. Занимает площадь 416 тысяч кв.м. В главном зале находится один из крупнейших ковров в мире, который весит 21 тонну. Его ткали в течение 4 лет 600 женщин.
Да, забыл написать — для первого знакомства с Оманом я выбрал историю, ведь она здесь не менее грандиозная, чем всё остальное.
В переписке Юлия предлагала мне разные места, но я зациклился на крепости Бахла. Можно сказать мечтал туда попасть. Во-первых, это самый первый объект ЮНЕСКО в Омане. Во-вторых, во многих источниках указывается, что это старейшая крепость страны. Ну и самое главное — я видел эту древнюю постройку в заметках ряда путешественников, но все они писали, что внутри идёт реставрация и вход закрыт. Не так давно Бахлу открыли, вот я и загорелся желанием попасть внутрь.
Оказавшись перед стенами Бахлы я был счастлив, особенно, когда гулял по её территории. Именно таким колоритным и брутальным всегда представлялся мне Оман. Так совпало, что сюда я попал 21 января, в день когда мне стукнуло 45 лет. Считаю, что сделал себе достойный султанский подарок:)
Бахла (цифра 3) была резиденцией династии Набхани, которая правила страной более 500 лет. Этот огромный комплекс башен, бастионов и арок — памятник оборонительной архитектуры Омана. Некоторые части крепости были построены еще в XIII веке, что делает ее одним из наиболее впечатляющих образцов средневековой исламской архитектуры.
Внутри, конечно многое восстановлено, но определённая энергетика тут присутствует. Не стоит забывать про мою кинематографическую фантазию, которую я всегда использую для переноса тела и души в далёкое прошлое. Так же на положительное восприятие повлияло отсутствие туристов. Я легко ощущал себя здесь султаном, тем более рядом со мной были две женщины:)
Удалось познакомиться с ещё одним уникальным юнесковским объектом. В Омане по сей день существует около 3000 ирригационных систем «афладж», пять из них внесены в список всемирного наследия. Мы осмотрели две такие системы: Daris и Al-Katmeen.
Зарождение такого способа ирригации может относиться к 500 г. н. э., но археологические свидетельства показывают, что системы ирригации существовали в этом исключительно засушливом регионе еще в 2500 г. до н. э.
«Афладж» — это множественное число от «фаладж», что на классическом арабском означает: разделять на доли и равномерно распределять ограниченные ресурсы, в чем и состоит специфичность этих ирригационных систем.
Вода из подземных источников или ключей направляется под воздействием силы тяжести, зачастую на многие километры, для обеспечения сельского хозяйства и бытовых нужд.
Эффективное управление и справедливое распределение воды в деревнях и городах все еще поддерживаются благодаря сохранению межобщинных связей, следованию традиционным ценностям, и основываются на астрономических наблюдениях.
Многочисленные сторожевые башни, построенные для защиты водохозяйственных систем, также входящие в состав объекта Всемирного наследия, демонстрируют историческую зависимость местных сообществ от системы «афладж».
В состав объекта также включены мечети, жилые дома, солнечные часы и здания для проведения водных аукционов, связанные с системой «афладж».
Находящиеся под угрозой в связи с понижением уровня подземных вод, системы «афладж» представляют собой исключительно хорошо сохранившуюся форму природопользования.
Я ранее встречал пальмовые леса и рощи, но чтобы южные красавицы росли в такой густой, сочной траве видел впервые.
В финале исторического экскурса мы посетили один из старейших городов страны город Низва (цифра 3), который был столицей Омана в VI–VII веках. Мы прошлись по рынку и посетили древнюю крепость. Про всё это я расскажу в отдельной заметке. На кадре въезд в Низву.
Назад мы возвращались в закатное время. Я не религиозный человек, но всегда, когда вижу силуэты минаретов, православных куполов и крестов испытываю некое восторженное ощущение. Магия божественных проводников, какими являются эти сооружения, уверен оказывает влияние на многих людей, независимо от их убеждений.
Позже нам удалось посмотреть на вечерний Маскат с высоты близлежащих холмов. Последней точкой однодневного оманского путешествия стал королевский дворец Аль-Алам султана Кабуса ибн Саида. На сегодняшний день это официальная резиденция, и султан здесь не проживает. Дворец используется для встреч с главами государств и приема почетных гостей. Для общественности он закрыт. Можно только увидеть и сфотографировать часть комплекса.
Для меня нет плохих или хороших государств, но султанат Оман занимает в моём списке особое место, ведь эту страну для меня открыл вот этот легендарный человек.
Вернувшись на корабль я был рад, что удалось в живую немного прикоснуться к истории, культуре и красоте Омана. Чтобы проникнуться им нужно больше времени, но в моём случае это было неактуально, ведь это я сделал уже давно.
Весь следующий день мы провели на корабле, это было впервые в моей практике, когда судно было в отрытом море и не причаливало к берегу. Удалось немного расслабиться и неспешно рассмотреть огромный лайнер изнутри…
Утром мы подплыли к заповедному острову «Сир-Бани-Яс» (цифра 4), который находится на юго-западе Объединённых Арабских Эмиратов, примерно в 250 км от Абу-Даби.
Было интересно на маленьких лодках добираться с корабля на сушу. Нас высаживали не на сам остров, а на косу, где имеется оборудованный для релаксного отдыха пляж. Круизный корабль стоял до вечера на одном месте дожидаясь возвращения туристов.
Мы не брали экскурсию по острову, решили просто отдохнуть и помечтать, что находимся на двухнедельном отпуске где-нибудь в Турции или Египте. Погода была хорошая и нам удалось один реальный день превратить в 14 виртуальных.
Единственное, вода была в районе 19–20 градусов тепла, но купаться в ней было особым удовольствием. Сначала по коже и телу — резкий омолаживающий холод, потом согревающее тепло. Настоящее волшебство, правда пользовались им не все туристы:)
На снимке видна часть острова, который благодаря системе искусственного орошения был озеленён, что позволило восстановить здесь богатый животный мир, в основном совпадающий с животным миром, некогда существовавшим в Аравии.
На острове в естественных условиях живут газели, редчайшие белые ориксы, канны, гарны, азиатские горные бараны, страусы и жирафы. Из крупных хищников имеются азиатские гепарды и гиены.
Далее наступила пятая, последняя наша ночь на корабле. Утром мы причалили и сошли в морском порту Абу-Даби. Я специально взял сокращённый вариант круиза. А так лайнер должен был стоять тут ещё 2 дня и потом вернуться в Дубай.
Я сэкономил на этих круизных днях, но немного усложнил наземный логистический маршрут. Помните, я писал о двух маленьких мечтах в ОАЭ, так вот, первая из них это увидеть мечеть шейха Зайда. Наконец, это случилось!
Одна из шести самых больших мечетей в мире произвела на меня невероятное впечатление. Красота, визуальная мощь и лёгкость одновременно. Наряду с мечетью Джумейра в Дубае, она стала исключением — в неё пускают всех желающих (а не только мусульман). Вход бесплатный.
Внешний ряд главного здания украшают 82 купола. Они украшены белым мрамором, их внутреннее художественное оформление также выполнено из мрамора. Внутренний двор выложен цветным мрамором и насчитывает около 17400 квадратных метров. Об этом месте стоит мечтать и самое главное — потом увидеть воочию.
В Дубай из столицы мы добирались на такси (130 км). Это было самое дорогое такси в моей жизни. По ходу движения я принял решение заехать в Dubai Miraclе Garden. Это что-то типа цветочного Диснейленда.
Сад чудес — крупнейший в мире сад натуральных цветов, работающий в качестве выставки и открытый для посещения на протяжении 6–7 месяцев в году. Занимает общую площадь 7,2 га, на его территории высажены 109 млн живых цветов. Такого количества нет больше ни в одном парке мира. Прогуляемся по нему в отдельной заметке…
Затем с чемоданами уже на другом такси мы отправились в Dubai Mall — самый крупный торгово-развлекательный центр в мире. Если в первый дубайский день в Mall Emirates мы оставили багаж бесплатно, то здесь с нас содрали 1400 рублей за один чемодан! Я долго чертыхался на всех подряд, но других, эконом вариантов больше не было.
Торговый центр, конечно симпатичный, есть где погулять. Хочется побыстрее его забыть, а то теперь подобные, домашние заведения померкли на его фоне.
Наступила очередь второй мечты, которая благополучно исполнилась. Но, ещё один ценовой шок я успел получить, правда это было дома, когда я на официальном сайте покупал билеты на смотровую площадку Бурдж-Халифа. Один человек — 4200 рублей! После оплаты трёх билетов я начал желать, чтобы быстрее завершилось строительство нового, самого высокого сооружения в мире. Уверен, амбиции БХ тогда немного спадут:)
Заплатив такую завышенную цену я оставался на двух смотровых площадках (124–125 этажи) более полутора часов. Специально взял время, чтобы дождаться темноты и посмотреть на город в огнях. Детали посещения в отдельном совете.
Спустившись с Бурдж-Халифа мы целых 4 раза подряд смогли наблюдать за поющими фонтанами. Все они были яркими, но лишь однажды у всех нас перехватило дыхание, когда гигантская башня зажглась сотнями лучей и на ней забегали проецируемые картинки. Это длилось более пяти минут и было потрясающе. В остальные три фонтанных включения такого не было.
Поздно вечером мы добрались до главного аэропорта города Дубай и ночью вылетели домой. Въезжать в свой заснеженный город было радостно и в тоже время тоскливо. Закончилась восточная сказка и началась привычная русская народная, где нужно целый день работать, а вечерами лениво лежать на печи:)
Из одной реальности в другую я переключился быстро, жена чуть медленней, а вот с дочерью было сложнее. До начала путешествия она не хотела уезжать из-за пропуска уроков, после возвращения наоборот — насмотревшись роскошных кораблей, яхт, домов и машин она захотела остаться там.
Пришлось долго объяснять, что только знания и усердие помогут ей чего-то добиться в жизни. С хорошими оценками она может поступить в институт и потом найти достойную работу и, тогда, возможно, появиться шанc стать обладательницей одной из машин на фото выше. Два дня не потянет, а вот на один прокатный день, финансовых средств, вполне вероятно, хватит:)
Подводя итог, могу сказать, что я доволен султанским подарком — 6 дней получились на удивление контрастными и яркими. Главное — понравилось всей семье. Лично я открыл для себя не только новую страну, но сделал ещё один шаг к познанию загадочного арабского мира.