Узкая долина речки Чурук-су вьется между светло-серых обрывов отвесных скал, местами образующих мощные причудливые изваяния.
В относительно широкой части долины располагаются постройки Ханского дворца, а выше — средневековое мусульманское медресе (училище), действующий пещерный православный Успенский монастырь и еще выше — столица караимов (конфессии иудеев) Чуфут-кале. Полтысячи лет три великих религии сосуществуют рядом в спокойной гармонии, которую словно диктует строгая, но щедрая и дружелюбная природа.
Чурук-Су (в переводе с татарского «чурук» — гнилая, испорченная, никуда не годная, «су» — вода: по ее берегам находились кожевенные мастерские, которые своими отходами отравляли воду).Перед мостом установлен каменный памятник — Екатерининская миля.
И вот перед нами православный Успенский Монастырь.
1
В VIII–IX веках здесь основан православный Успенский монастырь, хотя есть и другие более поздние датировки.
1
Прямо над балкой в обрыве высечены пещерные храмы и кельи монахов в несколько ярусов.
1
С основанием Крымского ханства в XV веке монастырь становится главным христианским центром полуострова.
Паломники селятся также на противоположном борту балки, появляются пещерные кельи и уже на подступах, в обрывах у Салачика.
В 1778 г. христианское население выводится отсюда под конвоем войск А.Суворова на берег Азовского моря, основывается Мариуполь. Лишь в XIX веке монастырь возобновляется. Во времена Крымской войны здесь был госпиталь, воины, умершие от ран похоронены неподалеку.
А затем для приема паломников строятся еще многочисленные сооружения, часть которых взорвана комсомольцами в 1930-х годах.
Величественная лестница, вырубленная в скале, называется теперь Лестница Гамлета, поскольку увековечена в этом классическом советском фильме.
С 1990-х годов монастырь возобновлен и ведет масштабную хозяйственную деятельность.
По дороге видим могилу погибших воинов при освобождении крепости в 1944 году.
Наша дорога вьется дальше вверх. Самый посещаемый и интересный древний город Крыма — Чуфут-кале. Это сильно вверх в гору. Ноги реально устали, пока шли. Я представил как шли под градом стрел и копий многочисленные осаждающие пещерный город.
С полным снаряжением, как тащили вверх осадные орудия. Дорога поворачивает то одним, то другим боком. Так же приходилось разворачиваться и осаждающим. И когда дорога поворачивала вправо, то воины поворачивались к врагу левый незащищенный щитом бок. Между монастырем и городскими воротами Чуфут-кале недавно появился отдельный экскурсионный объект — осадный колодец с сотнями метров подземных ходов.
Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются каждый летний сезон! Город возник предположительно в V–VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. Чуфут-кале жил и воевал с VI по XIX веков, оставив множество боевых и хозяйственных пещер, храмов и тюрем, а также и наземные сооружения: ворота, стены, культовые постройки караимов — кенасы. В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен иранского происхождения (родственны современным осетинам).
Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность. Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда.
Мусульманское кладбище. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства. После перенесения столицы в Саланчик, в Кырк-Ер остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком)
После переселения крымских ханов в новую столицу — Бахчисарай, — Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной. По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича — Василия Шереметева.
Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой — за него требовали города Казань и Астрахань. С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы — небольшой крымский народ, по вере близкий к иудеям, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале.
1
И караимы прожили здесь еще более двух столетий. После включения Крыма в состав России царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии — ведь в средние века они были гвардейцами у литовских великих князей. Теперь они могли жить на всей территории империи. Об истории этого удивительного народа, осколка могущественных хазаров, в следующей заметке. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
Сейчас ведется работа по созданию в Чуфут-Кале этнографического центра караимов.
Выйдя из Буюк-Капу (больших ворот) Чуфут-Кале вы попадаете в Иосафатову долину, где расположено караимское кладбище Балта Тиймез (топор не тронь).Среди священных дубов (некоторым несколько столетий) тысячи надгробных памятников: вертикальные продолговатые плиты, однорогие и двурогие горизонтальные.
На них на древнееврейском языке высечены имя и год смерти покойного, иногда эпитафия.
2
Вот и конец пути, мы наверху. Открывается изумительный вид на юг, к морю. Путь обратно под гору, понятное дело, пошел веселее.