ФИГЕРАС
Был бы известен город Фигерас, не родись в нём Сальвадор Дали? Вероятно, нет.
Идея создания музея появилась в 1961 году. Мэр города Фигераса попросил подарить городу одну из своих работ. Дали решил подарить городу театр-музей.
Рано утром с вокзала Пассеч де Грассия мы отправились на поезде в город Фигерас, чтобы посетить театр-музей Сальвадора Дали и на город посмотреть. Билеты купили только до Фигераса. С творчеством Дали мы уже были знакомы, единичные работы видели на разных выставках. Выставку скульптур я и дети посетили перед поездкой в Казань, в музее «Эрарта» ,в Санкт-Петербурге. После знакомства со скульптурами Дали, меня заинтересовало его творчество. Поэтому театр-музей был обязателен к посещению. Билеты мы купили ещё дома.
Мы приехали рано, за полчаса до открытия. Посетителей было немного. Музей работал с 9.00 до 20.00 по зимнему расписанию. У нас было время погулять по площади перед музеем.
Площадь Гала-Сальвадор Дали.
Скульптура французского художник Мейсоне, возвышающаяся над площадью на башне из шин. Слева от Мейсоне видна скульптура Ньютона с дыркой в голове и шариком символизирующем яблоко, удачное падение которого на нужную голову способствовало открытию закона всемирного тяготения.
Сложная скульптурная композиция, наполненная символикой Дали. Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу. К его философии Дали испытывал интерес. Золотая рука подпирает золотую голову, похожую на единственное талантливое произведение Курочки Рябы. Слева «атомы водорода»-тоже символ Дали, который, вероятно также, свидетельствует о заинтересованности Дали наукой.
На крыше музея стоят золотые манекены в разных позах.
Пока разглядывали произведения Дали, открылся музей. Нас встречает «дождливое такси» со стоящей на нём «Великой Эсфирью» авторства австрийского скульптора Эрнста Фукса. Эсфирь тащит колонну Траяна из шин.
Вверху, на колоне Траяна, подпираемая костылями(ещё один фетиш Дали), лодка Галы. Под лодкой копия скульптуры «Раб» Микеланджело. Сальвадор Дали отдаёт дань мыслителям и мастерам прошлого.
Дождливое такси работает, если опустить монетку в монетоприёмник. В такси идёт дождь. Существует легенда, что когда-то в дождливый день Дали шёл по улице, промок, а мимо бежали машины, в которых ехали в тепле и защищённые от дождя люди. В своём театре он сделал всё наоборот.
В музее есть механические трёхмерные инсталляции. Они понравились моему младшему сыну, поэтому мы с помощью евроцентов включали их последовательно, собирая вокруг малые группы народа.
«Распятие».Очень интересно было наблюдать, как из какого-то серого, скомканного комочка формируется фигура куклы.
Всюду присутствуют иллюзии и мистификации пространства. Это действительно театр. Вспоминаются слова Шекспира:«Весь мир — театр, а люди в нём актёры»
Обнажённая Гала, смотрящая на море и Линкольн. На стене хозяйничает «властелин дождя» с кубической головой, который отжимает синее полотнище. Этот образ возник, ассоциируясь с подтёками на стене, превращенными воду, стекающую из мокрого белья.
Музицирующая мумия, даже не знаю, как называется эта композиция.
Продолжаем осматривать музей.
Портрет звезды Голливуда Мэй Уэст. Для того, чтобы увидеть её лицо, надо взобраться по лестнице и посмотреть в линзу с париком, которая подвешена между ног верблюда.
Рай Мэй Уэст виден тоже через линзу, только через другую. Рай Мэй Уэст — огромная кровать, утопающая в зелени.
Графические работы Сальвадора Дали утвердили меня в мысли, что этот человек не случайно сказал «Сюрреализм — это я!» Сюрреализм предполагает отделение реальности и материальности от духовного, подсознательного. То если вспомнить доктора Зигмунда Фрейда, в сюррреализме присутствует отключение «Сверх-Я» — нашего внутреннего цензора. У Сальвадора Дали внутренний цензор был в полной отключке, но привёл к необычному и яркому феномену.
И вдруг картина, обычная красивая картина.«Порт Альгер». Порт города Кадакеса, который Дали любил. Здесь его возлюбленная Гала продавала его первые талантливые произведения. Я в Фигерасе прибрела духи «Море и солнце в Кадакесе» в форме губ Галы.
«Зал ветра» назван по названию картины на потолке, где видны «утончённые» ступни Дали и Гала.
Ретроспективный женский бюст на фоне тушек фазанов, со сложной композицией на голове: батон и бронзовая чернильница по мотивам картины «Анжелюс» Жана Франсуа Милле. На лице дамы мухи, на шее бумажный шарфик с початками кукурузы. Когда Сальвадор Дали проанализировал картину «Анжелюс», то женщину сравнил с самкой насекомого богомола.
Малоизвестная строка творчества Сальвадора Дали-тема Израиля, она представлена серией литографий. «Алия»,«Песнь песней»,«Наши предки».«Двенадцать колен Израиля».
«Пятьдесят абстрактных картина, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров, превращающихся в голову королевского тигра» (1963 год)
Зал «Дали д Ор». Кроме вклада в живопись, Дали обогатил и ювелирное искусство своими неординарными и очень красивыми работами, некоторые были сделаны по его эскизам.
Птица с портретом на голове.
Антропоморфное лицо, волосы-кукурузные початки, нос-человек без головы, шляпка-увесистый камень. Это вход в зал Антони Пичота. Родители Сальвадора Дали и Антони Пичота были знакомы ещё до рождения Дали. Антони Пичот — каталонский художник, разделявший взгляды Дали, он был его другом и после его смерти возглавил музей-театр в Фигерасе.
«Каменные» картины Пичота необыкновенные, я их долго рассматривала. Картины написаны в такой технике, что кажутся объёмными и бархатистыми.
«Аллегория памяти».Антони Пичот написал эту картину по заказу Сальвадора Дали.
Мы вышли из музея. Музей терракотового цвета, украшен каталонскими булочками и яйцами. Всё символика Дали.
Рядом с музеем церковь святого Петра. В ней крестили маленького Сальвадора Дали.
Фигерас обычный, солнечный испанский город. Мы зашли в кафе и отметили, что вероятно, благодаря на близость к Франции, к нам обращаются «мадам и месье».
Пообедав, поспешили на вокзал. Там купили билеты до Жироны. Обратно покупать не стали-ведь мы не знали сколько времени мы посвятим этому городу. От Фигераса до Жироны ехать недолго — чуть больше получаса.
ЖИРОНА
Вокзал Жироны и скульптура.
Далее мы вышли на площадь с объёмными буквами.
Мы подошли к площади Каталонии, которая соединяет два берега реки Оньяр. На ней расположена парковка для велосипедов. Фонтан находится в центре площади.
Недалеко от площади — Каменный мост, который был построен во времена правления королевы Изабеллы II.Примечателен он тем, что весь сделан исключительно из камня.
Знаменитые разноцветные домики, над рекой Оньяр. А речка обмелела в ноябре.
Мост Эйфеля выделяется своим ярким цветом на рек, при этом сочетаясь с цветом ярких домов. Эта одна из его ранних работ.
Идем по симпатичным улицам средневековой части города к Кафедральному собору святой девы Марии.
Лестницы ведут то вверх, то вниз. Улицы то сужаются, то становятся немного шире.
К собору ведёт лестница, которая имеет 90 ступенек. Оказалось, что если по ней подняться, то минусуется, соответственно 90 грехов. Было-ли их столько у нас?
Около собора встречает нас каменная дева Мария-наследие романского прошлого.
В Соборе можно купить билет в Собор и в сокровищницу собора. Мы взяли аудиогиды, где подробно и нтересно, а главное коротко рассказывали об интерьере Собора, в сокровищнице — о предметах, находящихся в ней. Жаль, что я многое забыла. В центре собора шикарный алтарь. Перед алтарём на четырёх столбах располагается балдахин 14 века. По периметру собора капеллы.
Большинство капелл очень, очень интересные. Например в одной из них есть захоронение четырёх раннехристианских мучеников, которых убили в Жироне за их веру. Она называется «Капелла Святых мучеников».Жили они во времена Диоклетиана, в 3–4 веках нашей эры, когда активизировались гонения на новую христианскую веру. Хочется разместить фото, но оно получилось не в фокусе. В той же капелле когда -то находились атрибуты чествования Карла Великого, который освободил Жирону от арабов. Позднее римский папа Сикст IV запретил относить правителя к лику святых.
Или вот ещё одна капелла Дж она Бабтиста и Джона Евангелиста покоится прах Эрмессенды де Каркассон.Графини, супруги графа Барселоны, Жироны. После смерти мужа стала регентшей при своём сыне, а после смерти сына-при внуке, а потом и его соправительницей. Явно это была неординарная женщина.
Интересно, что рисунок, украшавший саркофаг соответствует расцветке современного флага Каталонии.
Капелла епископа Гиема Буила и Меркадера. Гием Буил был епископом Жироны.
Мраморный трон Карла Великого располагается за красивой алтарной преградой, украшенной цветной эмалью и драгоценными камнями.
Сокровищница Кафедрального собора Жироны содержит много интереснейших экспонатов-иконы, гобелены, церковная утварь, а также предметы облачения католических священнослужителей.
Гобелен «Сотворение мира» приблизительное время создания — конец одиннадцатого века. Уникальное творение ткацких мастеров.
Внутренний дворик Собора.
Погуляв довольно долго по Кафедральному Собору и сокровищнице, мы вышли довольные увиденным, из Собора. Уже стало сумеречно, но это придавало средневековому городу загадочность.
Вдалеке виден усечённый конус церкви святых Феликса и Нарцисса.
От Собора мы пошли в направлении арабских бань, которые уже были закрыты.
Вот показался монастырь святого Петра Галлиганса. Монастырь древний, только подумаешь о датах, то удивляюсь, что строили в Испании, когда у нас на Севере жили диковато фино-угорские аборигены (по Ключевскому).Монастырь этот основан в 992 году! Принадлежал бенедиктинскому ордену, место для строительства пожаловал Барселонский граф около речки Рио Галлиганс.
Пересохшая речушка Галлиганс протекает рядом много веков. Через неё тоже перекинут каменный небольшой мост.
Здесь же есть сады по которым мы погуляли недолго, потому что уже темнело.
Площадь и церковь Сан-Николау. Первоначально эта церковь была часовней на кладбище монастыря Святого Петра Галлиганса. Церковь маленькая и элегантная снаружи.
Мы пошли по направлению к вокзалу.
На вокзале мы купили билет обратно в Барселону. Электричка подошла быстро, народу было мало.
Выйдя на вокзале Пассеч-де ла Грассия, мы направились к аппартаментам. По дороге полюбовались светящимся домом Бальо.
Посмотрели на дом ла Педрера (камнеломня) или дом Мила.
И тут идти бы нам «домой»,как наш папа вспомнил про «завтра». Если кто помнит, то в дизайнерском бюро нам пообщали, что завтра, то есть сегодня, башня Абгар загорится и порадует нас своим свечением. Интернет сказал нашему папе, что так оно и будет. Всё — карты легли, звёзды сошлись…идём к Башне Абгар.
Башенка, а Башенка Абгар, будешь ты гореть?! Будешь ты гореть синим пламенем, а может красным, белым, жёлтым? — я злилась. Все ждут. Нет, снова не горит, но мы ждём. Не дождавшись, ушли.
Что можно сказать про нашу поездку. В Фигерас на пол-дня в музей Дали съездить нормально. Моя знакомая называет Дали ненормальным, сумашедшим. Конечно, он ненормальный — он гений. Что бы он не делал- всё было талантливо и комерчески успешно. Особенно его мне понравились его ювелирные изделия. В Жироне мы были мало, этот город требует более долгого пребывания — он интересный. Завтра мы будем снова в Барселоне и мы пойдём не к Башне Абгар (надеюсь), а в сад кактусов и ещё куда-нибудь.
Теги:
Самостоятельные путешествия