Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была 19 ноября 16:16
Как интересно изучать собственное Отечество!

Тайны Фонтанного дома

Санкт-Петербург — Россия Июль 2018
50 49

Все музеи мира, которые мы непременно посещаем во время путешествий — это не просто здания, помещения, для хранения материальных предметов, воплотивших приметы культур рода человеческого — это жилища Муз — отсюда и название.

Мне очень хочется сделать акцент на слове Жизнь. Музей — это непременно, готовность к творческому созиданию и ответственности каждого посетителя перед Временем, которое нам счастливо приоткрывается. Как же, порою, мы мало об этом думаем! А ведь если безразличный человек придет в музей и скучно пересмотрит «экспонаты» (сфотографирует, конечно, чтобы потом показать друзьям); если равнодушно, не прилагая сердца, прочитает аннотации и с этим покинет жилище Муз, так и не познакомившись ни с одной из них — он оставит после себя развалины холодных камней, руины… Они, конечно, оживут и восстановятся тотчас, как только другой посетитель-соучастник, с трепетом войдет в опустошенный безразличием мир и откроет свое сердце для чувства сопричастности, но для этого нужно сделать движение… Так возьмемся за руки! Войдем в тот же Фонтанный дом вместе и прислушаемся к его тайнам.

Можно войти через парадные ворота с Фонтанки. В эти ворота въезжали богатые экипажи знатных особ, живших в прошлых столетиях.

4
Тайны Фонтанного дома

Можно войти с Литейного — так заходили жители коммуналки, которая тоже располагалась в Фонтанном доме — Анна Ахматова, Николай Пунин, Владимир Шилейко — известный востоковед (второй муж поэтессы).

Тайны Фонтанного дома

Я рада, что у меня уже есть «отзыв об объекте» под названием «Фонтанный дом». Наверное, его следует прочитать вначале, ведь он информирует: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12509/responses/4224з

Вообще-то Фонтанный дом — это множество музеев, множество судеб, пересечений времен. Уместить этот рассказ в какой-либо жанр трудно. Объект? Да, но он такой многозначный, что и роман будет тесноват. Рассказ о путешествии? Да! Только это путешествие не только в пространстве, но и во времени — времени Петербурга и даже по страницам истории России.

Итак, прочитав, уже опубликованный рассказ об объекте, следом за полезной информацией, смело отбросим все возможные научные подходы — системность, хронологию изложения, даже логические формулы, ведь дальше начинаются тайны… В иных мирах — иные законы, мы их не знаем, но способны чуть-чуть постичь «шестым чувством», которое есть у каждого, только вот почему-то не востребовано…

Вспомним выставку «Русские опять в моде», что экспонировалась в музее Ахматовой на втором этаже этим летом.

Потрясающая находка дизайнера — продемонстрировать «многослойность времени». Свободные полупрозрачные полотна, с изображенными на них лицами, силуэтами тех японцев, что в 1927 году ходили по улицам Токио и, возможно, посетили русскую (уже советскую) выставку великих незнакомых художников далекой и не очень понятной страны. Ту выставку в Японии, организовывал и сопровождал муж Анны Ахматовой — Николай Пунин (вот почему выставка и была размещена в Фонтанном доме — он здесь жил).

1
Тайны Фонтанного дома

Итак! Дизайн, несущий такой важный смысл!

Они, эти люди (жившие когда-то, ведь оттиски на прозрачной ткани, сделаны с фотографий), эти люди призрачны и в то же время реальны… Мы входим в распахнутые двери, легко раздвигаем «пелену времени» с запечатленными мгновениями иного бытия и входим в реальный мир выставки.

Вспоминается идея Циолковского о том, что существуют «Миры в мирах» и для того, чтобы достичь другой цивилизации, не нужно преодолевать космические расстояния, ведь мы живем в них (!) Миры, как сосуды. Только один сосуд, будто спрятан в другой, а тот в третий и так, до бесконечности…

1
Тайны Фонтанного дома

Мы не чувствуем эти миры в нашем трехмерном пространстве, обогащенном четвертым измерением — Временем. Но нас тревожат предчувствия о несомненном сродстве и утерянном (может быть на время земного бытия) единстве, которое так естественно чаяли философы древности.

А знаете, как звучит Вселенная? В Музее музыки Фонтанного дома это можно сделать. Картина Франтишека Купки и музыка Космоса: всего несколько секунд — Звук большого взрыва… Первый крик нашей Вселенной!

1
Тайны Фонтанного дома

Говорят, что пирамиду Кукулькана в Мексике тоже можно услышать — тоже тайна. Если отойти на определенное расстояние и встав в определенном месте хлопнуть в ладоши, пирамида ответит голосом птицы Кетцаля, что является прообразом бога Кетцалькоатля, которого почитали древние Майя. Может быть кто-то из моих друзей, которые были в Мексике и слышали… Если нет — в музее это тоже возможно: услышать голос-отклик священной птицы.

1
Тайны Фонтанного дома

Нам почему-то кажется, что человечество в процессе эволюции становится мудрее. Так ли это! Сколько знаний, умений утрачено. Великий ученый XVII века Кирхер, принимая и по-своему интерпретируя античную мысль, считал, что Творение Всевышнего подобно органу, и важным тембром этого Великого инструмента является человек и его голос.

Я помню музей Анны Ахматовой в период его начального существования. В одной из комнат, воссозданной коммуналки, где жила поэтесса, стоял патефон, а рядом старая пластинка, с записью голоса Анны Андреевны.

(Известно, что Ахматова, Цветаева, некоторые другие современницы, протестовали против слова «поэтесса» и требовали называть словом поэт…)

2
Тайны Фонтанного дома

Тогда пластинку можно было самостоятельно поставить и послушать стихи — никто не препятствовал. Удивительный, низкий голос звучал совершенно особенно в притихших стенах коммуналки за номером 44, что когда-то была полна живых голосов, а теперь превратилась в музей. Помню! Тогда за окном лил обычный питерский дождь, но голос оживлял, многое видевшее стены, обращая нас — несколько человек, что разбрелись по анфиладе комнате — в иное бытие, наперекор времени… Сейчас патефона нет и голоса нет. Жаль! Но не забыть те глубокие мгновения. Говорят, что голос все же можно послушать, но мне нравился именно патефон и чуть потертая временем пластинка.

1
Тайны Фонтанного дома

Людям свойственно желание приоткрывать завесу над будущим, но нужно ли это! Восточная мудрость справедливо гласит: «Покров над будущим соткан руками милосердия».

Говорят, что на этом месте крепостная актриса Паша Жемчугова — будущая графиня Шереметева, которая жила в Фонтанном доме, ведь это был и ее дом, узнала у цыганки свою судьбу — печальную и совсем недлинную повесть.

1
Тайны Фонтанного дома

Люди входят в Фонтанный сад, проходят мимо скромного памятника, иногда даже и не замечая его среди зелени. Может быть также незамеченной оставалась и надпись на потолке подъезда (теперь убрали). Для того, чтобы усилить момент таинственности, кто-то неплохо придумал «искусственную тайну». К потолку прикреплено зеркало и, если смотреть в него, строчки, якобы имитирующие почерк Ахматовой — написаны «в обращении- словно отражении», в зеркале вновь оказываются годными для прочтения, это фрагмент из стихотворения «Моему городу».

«…Ты, гранитный, кромешный, милый,
Побледнел, помертвел, затих.
Разлучение наше мнимо:
Я с тобою неразлучима,
Тень моя на стенах твоих» — обращается Ахматова к Питеру.

Должна признаться — я эту надпись на потолке просто не заметила — мне о ней рассказали позднее, так что пришлось еще раз, на следующий день, идти в тот подъезд, чтобы убедиться. Впрочем, зачем такие технические сложности с зеркалом, если есть поэтические строчки, в том числе и напечатанные на баннере, что неловко растянут на входных воротах подъезда. Разве есть сомнения в том, что… «Тени на стенах питерских домов многострадальных и столько повидавших» иногда проступают.

1
Тайны Фонтанного дома

Теми же настроениями навеяна идея памятника Анне Ахматовой, что находится в саду Фонтанного дома. Тень-силуэт впечатана в сферическую поверхность, что создает ощущение какого-то зыбкого пространства, в котором выражение лица, направление фигуры, немного меняется, в зависимости от того, где стоит смотрящий. Впрочем, имитация тени, которую бросает фигура на камень, словно свидетельствует о живом.

1
Тайны Фонтанного дома
2
Тайны Фонтанного дома

Опять вспоминаю начало девяностых. Экскурсия, которую для меня и выпускников гимназии, где я читаю Мировую художественную культуру, проводит молодая экскурсовод. Посетителей мало, нам рады. Ребята слушают с интересом, и я бы сказала, трепетно. Вдруг один мальчик, непоседливый и почему-то всегда неловкий, неуместный, тычет пальцем в какую-то фотографию на стене и объявляет — вот Анна Ахматова! Все отвлекаются от экскурсовода, смотрят на противоположную стену. На фотографии отпечатано изображение рисунка, выполненного у смертного одра.

— Это не Ахматова, — спокойно поправляет экскурсовод. — Это Паша Жемчугова.

Мы все потрясены сходством, а экскурсовод объясняет, что Ахматова всегда чувствовала свою причастность судьбе этой великой крепостной актрисы, с которой ей выпало жить под одной кровлей Фонтанного дома, но в такие разные времена.

Я хожу по пустым залам Шереметевского дворца — посетителей мало. Вот в этих комнатах, которые носят название «предцерковных», потому что они находятся рядом с домовой церковью св. Варвары, когда-то были покои молодой графини Шереметевой.

Сейчас здесь находятся предметы церковной утвари, святыни, иконы, которые принадлежали роду Шереметевых, в том числе и те, которые они нередко привозили из паломнических поездок.

Смотрю на замечательную икону «Всех скорбящих радости». Почему-то приходит мысль о традиционной многослойности письма русской иконы.

«Миры в мирах»…

1
Тайны Фонтанного дома

Но нет, правильнее здесь иное — В Евангелии от Иоанна, утешая учеников, перед предстоящей разлукой, Христос свидетельствует:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так. Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место. Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» Ин.14:2–3.

После скорбей непременно должны осуществиться радости. Надежда на радость — этим человек живет всю жизнь.

«Человек — разумное существо, жаждущее счастья», — писал замечательный русский писатель-публицист, (XIX—XX вв.) Евгений Поселянин.

Почему-то не хочется «улучшать» не слишком четкою фотографию, изображающую покои актрисы. Эта последняя фотография комнаты, до разорения, датирована 1920-м годом.

Стекло чуть отсвечивает и создает эффект призрачной многослойности времени и пространства.

1
Тайны Фонтанного дома

Многослойность. Вот так и жизни человеческие, иногда — одна, словно «просвечивает» через другую и художник, с чутким сердцем, чувствует это всегда более остро. Ахматова чувствовала…

Вот она! Прекрасная молодая графиня!

2
Тайны Фонтанного дома

Казалось бы, ее жизнь сложилась счастливо — несмотря на происхождение, получила вольную, вышла замуж за любимого человека, который любил ее всю жизнь. Она имела огромный успех и славу, как великая актриса современности, казалось бы, чего еще желать!

Граф Николай Петрович Шереметев приметил Парашу еще девочкой. Сначала он обратил внимание на ее внешность, грациозность, артистизм, — она была словно из иного мира. Но когда он услышал ее пение, — влюбился на всю жизнь, хотя вначале это было только очарование необыкновенным ребенком.

«Если бы Ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», — писал он в письме. Девочку взяли в театр, у нее были лучшие учителя и в одиннадцать лет она дебютировала на сцене, в тот же вечер, получив артистический псевдоним Жемчугова.

В Европе она имела бы неслыханный успех, как выдающаяся оперная певица и актриса, но будучи актрисой крепостного театра, она выступала только в нем и ради встречи с ее искусством, иностранцы, иногда сами приезжали в Россию.

Однажды, Екатерина II, растроганная искусством Жемчуговой, подарила ей перстень со своей руки.

У крепостных жизнь не могла быть счастливой. Когда граф Шереметев (хотя и тайно, но обвенчался с крепостной), свет не признал ее, так что она всегда чувствовала себя отверженной и осуждаемой, чувствовала, что является предметом колких насмешек.

Граф также не сразу решился на этот брак. Он был любимцем женщин и не торопился обременять себя какими-либо узами обязательств. К неожиданному для всех решению привели удары судьбы.

1
Тайны Фонтанного дома

После смерти отца Николай Петрович запил и стал опускаться. В этот момент единственным человеком, способным повлиять на него и спасти от гибели, оказалась Параша, с которой он поселился тогда в Кусково. Юная девушка вдруг превратилась в любящую женщину, сильную, спасающую, но при этом кроткую, ни на мгновение не упрекающую, но глубоко сочувствующую.

Впоследствии, в «Завещательном письме» к сыну граф Шереметев написал о его матери «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…»

1
Тайны Фонтанного дома

(Фото из интернета)

Жемчугова мечтала подарить мужу наследника и это случилось в 1803 году, но она так и не увидела своего сына. Ребенка забрали от матери сразу после рождения, боясь, что она может заразить его туберкулезом, от которого и скончалась спустя несколько дней после родов в возрасте тридцати четырех лет.

Вот здесь их портреты вместе, а в жизни они так и не увиделись — мать и сын.

1
Тайны Фонтанного дома

Николай Петрович, после кончины любимой женщины посвятил себя благотворительности, за что его прозвали «граф Милосердов», однако оставался безутешен вплоть до собственной смерти от простуды в 1809 году, пережив свою супругу всего лишь на шесть лет.

Я начала свой рассказ о Параше Жемчуговой с воспоминаний о жизни Анны Ахматовой, той же темой и закончу. Так получилось, что прощались с Ахматовой, умершей в подмосковном санатории 5 марта 1966 года, в институте Склифосовского — бывшем Странноприимном доме, построенном графом Шереметевым в память о жене, и там, со свода купола домовой церкви печально взирала Параша Жемчугова, изображенная на чудом сохранившейся фреске Доменико Скотти в образе ангела с бубном. Так пути двух великих, но несчастливых женщин мистическим образом опять пересеклись во времени и пространстве.

Нет, тайны Фонтанного дома на этом не заканчиваются — они только начинаются!

2
Тайны Фонтанного дома

Вот последняя история!

Мой хороший знакомый, ученый, который когда-то начинал свой путь как ученик часовщика-антиквара, написал замечательную книгу «Петербургские часы», по которой был сделан фильм. Во время презентации фильма в Фонтанном доме на одном из окон проступили строчки Анны Ахматовой: «Я живу, как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах. Заведут — и кукую. Знаешь, долю такую Лишь врагу Пожелать я могу»…

А потом надпись исчезла…

1
Тайны Фонтанного дома

Все музеи мира, которые мы непременно посещаем во время путешествий — это не просто здания, помещения, для хранения материальных предметов, воплотивших приметы культур рода человеческого — это жилища Муз — отсюда и название.

Да! мне очень хочется сделать акцент на слове Жизнь. Посещение любого музея — это непременно, готовность к творческому созиданию, ответственности каждого человека перед Временем, которое оберегают Музы и которое нам счастливо приоткрывается тревожа нашу память.

1
Тайны Фонтанного дома

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Санкт-Петербург: полезная информация
Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии