Наше путешествие по Ленинградской области началось с Волхова. Не видел на Туристере ни одного рассказа или фотоальбома, посвященного этому городу, а потому рискну выступить первопроходцем. Ночевали мы в гостинице «Металлург». Название несколько настораживало, но все оказалось вполне прилично:)
Гостиница располагается на центральной площади города, напротив дворца культуры
Архитектура необычная — это просто Пропилеи какие-то:)
Дворец культуры Волховского алюминиевого комбината был построен в 1952 году. Сейчас он передан городу и называется по-другому — городской досуговый центр.
Было 1 сентября, и с самого утра громкоговорители на площади не унимались, поздравляя всех с Днем Знаний. Кругом было много нарядно одетых школьников вместе с родителями. И это несмотря на субботу.
Школьники переходят улицу. Центральная улица в этой части города — Молодежная. К северу от площади Ленина она переходит в Кировский проспект. Туда мы пойдем попозже, а пока надо найти выход к Волхову.
Неожиданное граффити на трансформаторной будке — «В январе 1943 года войска Волховского фронта сыграли важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда». Ниже реклама фирмы, которая украшает дома подобным образом. Это, видимо, реклама?
Клумба. А мы идем по направлению к набережной Волхова.
Вот и набережная. Волхов здесь довольно широк, и это неспроста. На самом деле это не совсем река, а уже скорее водохранилище. Ниже по течению должна быть Волховская ГЭС, но отсюда ее не видно.
Инсталляция «Волховский сиг». Видимо, это самая известная рыба из тех, что водится в Волхове.
Тут городские власти решили построить набережную, чтобы жители города могли не только прогуливаться вдоль реки, но и спускаться к самой воде. По виду похоже на пристань, но это не пристань — три ряда заборов, в том числе и внизу. Любят в России заборы:)
С краю романтичная беседка:)
Вобщем, променад в Волхове есть, но очень короткий. Зато трехэтажный:)
На высоком берегу Волхова разбит парк, носящий имя 40-летия ВЛКСМ. Прибавляем 1918 и получаем год — 1958. Парк от города отделяет Волховский проспект.
А теперь пройдем в сторону Кировского проспекта. В Ленинградской области еще с советских времен царит культ Кирова. Памятники ему встречаются едва ли не чаще, чем памятники Ленину. Сергей Миронович Киров с 1927 по 1934 год был Первым секретарем Ленинградского обкома партии. 1 декабря 1934 года он был убит в коридоре Смольного Леонидом Николаевым. В перестроечные годы нам постарались внушить, что сделано это было несомненно по приказу Сталина. Однако какой смысл для Сталина был убивать своего верного сторонника, не объясняли. Сейчас уже стало очевидно — Сталин там был ни при чем. Но правда использовал смерть Кирова для последующего уничтожения своих противников.
Цитату на памятник поместили довольно странную. Киров, как я прочитал, был хорошим оратором, неужели он ничего более содержательного не сказал?
Так, а что у нас в Волхове с промышленностью? Все послевоенное время главным предприятием Волхова был Волховский алюминиевый завод. Но сейчас он закрыт из-за нерентабельности, а на части его бывшей территории работает новое градообразующее предприятие — комбинат «Метахим» компании ФосАгро. Здесь из мурманских апатитов производят фосфорные удобрения. Если кто не знал, удобрения — один из основных экспортных продуктов России.
Тут мы набрели на башню, в которой располагается гостевой центр этого самого «Метахима». Мы попытались зайти, надеясь, что нам разрешат подняться наверх, но дверь была закрыта. Что понятно — суббота. На табличке были указаны телефоны и сообщалось, что посещение центра происходит по предварительной договоренности.
Мы попытались позвонить, но я уже не помню, то ли не дозвонились, то ли нам сказали, что сегодня экскурсий уже больше не будет.
А через дорогу, на базе пожарной части, действует музей Фосагро-Метахим. Туда мы уже не пошли:)
А теперь главная достопримечательность города — Волховская ГЭС. В поисках удачного ракурса мы подъехали к посту охраны. На территорию нас, конечно, не пустили, однако охранники были столь любезны, что предложили дать им телефон, чтобы они могли сделать фото изнутри:)
У Волховской ГЭС, надо сказать, довольно необычная конфигурация. Главное здание стоит не вдоль реки и не поперек, а под углом. С левой стороны заметны судопропускные шлюзы. Фото найдено в сети.
К электростанции можно подъехать с другой стороны, ниже по течению. Там есть и смотровые площадки, и информационный щит с информацией об истории строительства ГЭС. Далее текст курсивом — оттуда. Черно-белые исторические фотографии -найдены в Интернете.
Первенец плана ГОЭЛРО среди гидроэлектростанций, одна из старейших действующих ГЭС России. Объект культурного наследия — памятник истории. В настоящее время электростанция — важный энергоузел, обеспечивающий надежное энергоснабжение потребителей Ленинградской области. Установленная мощность Волховской ГЭС — 86 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 382 млн кВтч.
В 1912 году выдающийся инженер Генрих Графтио разработал проект строительства Волховской ГЭС. Но до Октябрьской революции его так и не осуществили из-за упорного сопротивления имеющих паровые станции акционерных электрических обществ, для которых получение Петроградом дешевой электроэнергии Волхова было невыгодно.
В январе 1918 года В. И. Ленин заинтересовался предложением Графтио, оценил значение ГЭС для электроснабжения Петрограда.
Постановлением от 13 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил строительную организацию, известную под названием Волховстрой, и выделил более 17 млн рублей на выполнение первоочередных работ. В январе 1919 года начались первые строительные работы по сооружению станции.
16 сентября 1921 год Совет Труда и Обороны под председательством В. И. Ленина вынес постановление о признании Волховского строительства внеочередным ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда.
К берегам Волхова в поисках работы ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтеры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов. Новую гидроэлектростанцию строили всей страной. Из разных городов везли строительные материалы, численность работающих доходила до 15 тысяч. Волховстрой стал кузницей отечественных кадров гидроэнергостроения. Здесь впервые решались сложные инженерные и технические задачи проектирования и строительства плотины, здания станции, линий электропередач, электроподстанций, а также монтажа и наладки оборудования.
19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Ток, выработанный первенцем ленинского плана ГОЭЛРО, стал на регулярной основе поступать в город по линиям 110 кВ.
Летом 1941 года оборудование Волховской ГЭС демонтировали и увезли в тыл. Блокадный Ленинград остро нуждался в электроэнергии, а угроза захвата или разрушения ГЭС миновала. Военный Совет Ленинградского фронта и Государственный Комитет Обороны приняли решение возобновить работу Волховской ГЭС.
В мае 1942 года смонтированы и пущены в работу два турбогенератора. В Ленинграде разработан план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля по дну Ладожского озера.
Основная трудность заключалась в необходимости производить работы только ночью. Близость линии фронта делала любые операции в дневное время опасными.
Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, выполнили за 45 дней. В 9:40 23 сентября 1942 года в город вернулось электричество. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков.
Памятник гидроэнергетикам — на постаменте установлена старая гидротурбина
Здесь же с крутого берега открываются виды на Волхов и железнодорожный мост. Торчащий слева мол отделяет заход в шлюзы от основного русла реки.
Но на этом мы не успокоились, а переехали Волхов по автомобильному мосту и поехали смотреть ГЭС с другого берега:)
Это старый заброшенный автомобильный мост. Сейчас им пользуются только пешеходы.
Вид на ж/д мост и трубы «Метахима»
Чтобы заснять ГЭС, пришлось перелезать через ограждения. Здесь смотровых площадок нет, только если из-за кустов:)
Волхов состоит из двух частей. Основная часть — Волховстрой-2, она на правом берегу реки, там и площадь Ленина, и комбинат Метахим. Центром Волховстроя-1 является ж/д вокзал.
На площади у вокзала я заснял старый венгерский автобус Ikarus-263. Удивительно, что он еще на ходу. У нас в Нарве такие исчезли уже в 90-х годах.
Прочитал на Википедии историю появления в СССР «Икарусов». Если коротко — у нас тогда не смогли организовать производство компактных автобусных двигателей. Советские двигатели были громоздкие, их ставили либо сзади автобуса (ЛАЗ), либо спереди (ЛиАЗ). А вот в Венгрии производили двигатели Raba, которые в случае Икарусов удалось разместить снизу! Сколько сразу места образовалось! Тут же я вспомнил разницу в снабжении РСФСР и союзных республик — у нас в Нарве ходили модные ярко-желтые Икарусы, а за речкой, в Ивангороде, маршруты обслуживали грязно-рыжие ЛиАЗы.
Ну что же, а мы покидаем Волхов и едем в сторону Старой Ладоги. Последняя остановка — у церкви Ильи Пророка (1860) в деревне Плеханово.
С высокого берегу у церкви открываются замечательные виды на другой берег Волхова и деревни там
С погодой сегодня тоже вовезло. 1 сентября - можно считать, ухватили лето за хвост :)
А дальше мы поедем в Старую Ладогу, смотреть отреставрированную крепость на месте возникновения первого русского государства. Напомню, этот рассказ — о начале нашего путешествия по Ленинградской области. Обзорку я уже публиковал.
Наша Ленобласть. От Волхова до Свири
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия