— В 16–00 война с Англией
— Господи, чем Англия-то ему не угодила? Где Англия? а где мы? Это же рядом! Война это не покер, её нельзя обьявлять когда вздумается!
— Приказ по Армии, всеобщая мобилизация. Отозвать всех уволенных в запас, отменить отпуска. Армию построить на центральной площади. Форма одежды летняя, парадная. Синие мундиры с золотой оторочкой. Рукав вшивной, лацканы широкие, талия на 10 см ниже чем в мирное время.
— Ниже? — То есть выше! — А грудь? — Что грудь? — оставляем на месте? — нет берём с собой!
— До войны с Англией осталось 20 минут! А это что, почему под оркестр? — Ваше высочество, сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить.
— А где наша гвардия? — очевидно обходит с флангов. — Кого? — всех
Вот так чуть было немецкий город Вернигероде не обьявил войну Англии. Англию спасло только то, что она выполнила ультиматум. Правда, только в кино. В момент сьёмок замечательного фильма Марка Захарова 1979 года о Мюнхаузене. Когда смотрели этот фильм в СССР, практически не интересовало, где был снят.
И только побывав в Вернигороде, захотелось пересмотреть. Интересовал уже и задний план. — А вот замок! Ратуша! Маркштрассе… Фильм был один из немногих, которые в советское время были полностью сняты за границей. Понятно, что в дружественной ГДР. Кстати, виды Вернигероде иногда перемешаны с картинками из Кведлинбурга, например в начале второй серии показана Кведлинбургская ратуша с частью площади. Но, опять же, рядовому советскому зрителю было всё равно, ведь никогда не был и сравнить не мог.
Над городом возвышается замок, который так и просит использовать его как декорацию. Смотрится сказочно, образцово-средневеково.
Впечатление не случайно, ведь таким замок стал в результате перестройки XIX века, он — эталон так называемого историзма и псевдоготики, архитектурной моды XIX века. Считалось, что именно так и должен выглядеть настоящий средневековый замок во времена рыцарских баллад о принцессах в башенном окошке, Мерлине в темнице и драконе в ближайшей пещере. Конечно же, настоящие средневековые замки выглядят совсем по-другому.
Подобные башенно-флюгерные новостройки можно встретить и сейчас в богатых, олигархами насиженных, пригородах всех европейских столиц, особенно восточно-европейских. Владевший замком в XIX веке Отто фон Штольтенберг-Вернигероде и был олигархом. Владея большой долей в шахтах и перерабатывающей промышленности, занимая также должность заместителя «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, получивший в 1890 году титул князя, он потратил огромную сумму на реконструкцию замка, графская семья в нем жила до 1929 года.
Все псевдоисторические новостройки, даже и 100-летней давности, недолюбливаю. Это не замки для обороны, не свидетели истории, заговоров, междоусобной войны, интереснейших событий, видевшие многих знаменитых особ, а всего лишь роскошные дачи, хозяева которых соревнуются между собой количеством башенок и весом мрамора для отделки каминов, которые всё равно не топятся.
Но замок Вернигероде всё же не такой. Увидеть полностью его, прячущегося в буйной саксонской зелени высоко над городом, близко невозможно. Резко контрастируя на фоне неба при большом увеличении, своими остроконечными башенками и резными деталями, замок подтверждает свой статус сказочной декорации.
Но, поднявшись по холму к нему, при ближайшем рассмотрении видишь вполне удачную смесь самых разных эпох и стилей.
Переделанный много раз, и в стиле барокко в XVII веке, замок на самом деле древний, никакая не новостройка. Впервые упоминается в хрониках XII века, когда граф Адальберт из Веймара выбрал Вернигероде своей резиденцией, вернее выбрал пока место, на котором позднее вырос город Вернигероде, на пути к своим излюбленным местам охоты в лесах Харца. Было это во времена императора Священной Римской империи Генриха V.
За свою долгую историю замок несколько раз перестраивали, может гордится он и своими боевыми шрамами, полученными в ходе Тридцатилетней войны.
С близкого расстояние можно сделать фотографии только в ракурсе снизу-вверх.
Главный фасад частично поместился только с крепостной стены над обрывом, ограничивающем небольшую площадку перед входом в замок.
Повернувшись на 180, с этой стены можно запечатлеть вид на старую часть города.
Не над каждым средневековым городом на горе красовался замок. Но в любом средневековом городе была городская церковь и ратуша, на любой туристической карте эти два здания занимают центральное место. В Вернигероде ратуша своеобразная. Была задумана и построена как игорный дом, увеселительное заведение для местных графов на холме.
Свой нынешний вид ратуша получила к 1544 году во время последней реконструкции, после которой в здание переехали городские власти. С тех пор не изменялась.
На втором этаже даже сохранилась небольшая сцена, на которой бродячие актеры и менестрели развлекали графскую семью.
Ратуша смотрит фасадом на неизменную Торговую площадь, дома, которые на неё выходят, тоже в основном построены до XVII века.
Посреди торговой площади в 1848 году установили фонтан благодетелям в память людям, имеющим заслуги перед городом. Сословная иерархия и в этом случае соблюдалась, на верхней чаше находятся гербы и имена благородных, на нижней чаше — медальоны с именами простых горожан.
В качестве городской церкви Вернигероде выступает Либфрауенкирхе, возникшая в 1230 году. Правда, первоначальное романское здание с двумя башнями было почти полностью разрушено пожаром 1751 года. Между 1756 и 1762 годами произошла реконструкция в стиле барокко по проекту архитектора графа Иоганна Фридриха Хайнцмана, а в 1891 адаптирована к модному неоготическому стилю.
60-метровая башня церкви — самая высокая в городе.
Гораздо ближе к ратуше находится Сильвестрикирхе, которую многие ошибочно принимают за городскую церковь.
На самом деле на этом месте находился бенедектинский монастырь, построивший для себя часовню ещё в X веке. Вскоре на её месте возникла романская базилика, в 1265 году перестроенная в готическом стиле, в которой стали хоронить местных графов. После разрушений 1727 года церковь перестроили в барочном стиле, а современный неоготический облик здание приняло в ходе реконструкции 1886 года.
Внутри ничего старого не сохранилось, кроме колоколов. Первоначально их было 5, три были расплавлены во время мировых войн, но два остались. Первый был отлит 27 июня 1297 года (надо же, сохранилась дата изготовления с точностью до дня), весит около 1750 кг, второй весом в 1 тонну, изготовили в 1500 году.
Третья церковь, святого Иоганна, мало замечается туристами из-за своего расположения на краю исторического центра, а зря. Ведь она единственная, которая сохранила свой средневековый облик. Построенная в 1279 году, немного реконструированная в XV веке, с тех пор стоит без изменений.
Все последующие реставрации в основном сохранили концепцию и внешний вид. И внутри многое сохранилось — резной алтарь 1415 года, например, старый орган, колокола XIV века.
От городских укреплений ничего не осталось, кроме башни Вестернтор высотой 38 метров на месте главных ворот и городской таможни.
А что в городе есть ещё? А остальное — фахверк. Который обступает со всех сторон, поглощает. Реки фахверка, море фахверка.
Есть старенький, низенький, кривенький. В месте, где зародилась собственно городская застройка, остался даже старый колодец.
Город, построенный вокруг замка, в месте слияния двух рек, привлекал купцов и ремесленников, сюда приезжали из всей Германии.
Вернигероде быстро рос и стал процветающим городом. Фахверк стал монументальным, многоэтажным, и даже где-то выпрямился
Можно долго ходить по этому традиционному ухоженному саксонскому городку, рассматривая дома XVI века. Или чуть позже, чуть раньше.
Дома в одном стиле, видно, что город строился целыми улицами.
Каждый дом имеет свою историю, что выделить? Отмечу те, которые обозначены на туристической карте.
Дом Круммеля XVII века. Его фасад украшен искусными рельефами и скульптурами из дерева. Фотографируется всеми.
Так называемый «самый маленький дом». Это всего лишь коридор, кладовая и комнатка внизу, плюс спальня под крышей. Был встроен между двумя стоявшими домами для семьи сапожника, только что приехавшего в город. Непонятно, как размещались, хотя не увидел, насколько была семья большая. С 1976 года, когда умерла последняя одинокая женщина, жившая в доме, здесь открыт музей. Скорее как курьез, смотреть внутри нечего. Но если пойдёте, помните, при росте более 155 см можно ожидать косяком по лбу… при невнимательности.
Здесь же рядом современная скульптура уставшего паломника. Через город проходит древний путь Святого Якова.
Кривой дом. Так прямо и называется в память о том, что когда-то, а вернее в 1356 году, был построен прямым. Наверное. В нём была водяная мельница. Тяжесть колеса и течение ручья, подтачивающего скалу, «вытянули» дом на себя. Падение решили зафиксировать, переделав в 1680 году дом под жилой. Да, живут же люди и в таком. Хотя уже давно в доме музей.
Рядом с Кривым домом клумба с часами. Часы идут, и даже правильно.
Так называемая Креллерская кузница была построена в 1678 году Мишелем Креллером, переехавшим из Швабии в 1645 году. Все Креллеры были потомственные кузнецы, и даже когда семья продала дом, в нём до 1975 года жил и работал другой кузнец, Вильгельм Нихоф.
В центре Вернигероде мало нового, пример так называемого Нового города — площадь Святого Николая с современным фонтаном.
Чего только не продаётся на этих фахверковых уличках. Ну, а ведьм бояться — Харц не посещать. К этому мы уже привыкли. Говорят, много их в турсезон подрабатывает в магазинах или зазывает гостей в кафе и рестораны. Ну и попутно себя пропагандируют.
Действительно очень живописное место, комфортное, приветливое. Харц без Вернигороде — не Харц. Как говорим, маст ту си.