При подготовке к отпуску обнаружилось, что судьба в этот раз занесёт нас ненадолго на Лазурный Берег, в Ниццу. Выбирая, что посмотреть, решили обязательно побывать в Провансе, благо он практически рядом с Ниццей. Почему Прованс? Да потому что жена Светлана Ивановна давно и безнадёжно им больна, у нас даже ключница у входной двери «в стиле Прованс». Вот и надо разбить это никчемное преклонение прямо там, в Провансе. Так втайне думал я. А она, наивная, обрадовалась — как же, всю жизнь мечтала.
Потом я долго выбирал маршрут, приставал к местным гидам, что да как. Наконец списался, договорился, назначили время и место встречи, которые изменить нельзя. Время пролетело быстро, и вот мы в Ницце. В 9 утра 24 августа у отеля притормозил белый Пежо-2008, с водительского места нам приветливо улыбнулась девушка в соломенной шляпке, и мы поняли, что это наш гид Наташа, а счастье практически рядом. Маршрут согласовали заранее, поэтому сразу двинулись в сторону Сен-Поль-де-Ванса, ближайшего к Ницце провансальского городка. Впрочем, местные называют его просто Сен-Поль, давайте и мы так же.
Уже в пути открываются живописные зелёные склоны предгорий Приморских Альп с россыпью белых домиков.
В окрестностях Сен-Поля
Подъезжая к Сен-Полю, удалось мимоходом его запечатлеть. «Портрет», конечно, не ахти, но общее впечатление даёт.
Вид на Сен-Поль из машины
В сети поселения типа Сен-Поля обычно называют «деревня». «деревушка» — мол, при таком-то мизерном размере да при таком малом числе жителей — как их ещё называть? Категорически не согласен. Вы посмотрите: каменное гнездо на вершине скалы, обнесённое крепостной стеной, с высокой башней на макушке, откуда наверняка далеко-далеко просматривались все подступы к городу. Какая же это деревня? Это город-крепость.
Из источников в сети известно, что Сен-Поль-де-Ванс — центр одноименной коммуны в департаменте Приморские Альпы. Коммуна занимает площадь 7,2 км², население немногим более 3,5 тысяч человек (из них, мне кажется, в самом Сен-Поле едва ли тысяча). Средняя высота Сен-Поля над уровнем моря — 207 м (по другим данным — 270 м). Основан был в VIII веке жителями приморских селений, вынужденными спасаться от постоянных набегов сарацинов. В XVI веке по воле короля Франциска I город обнесли крепостной стеной, возвели цитадель с башней. Вот такой малышок-крепышок.
На перепутье трёх дорог на въезде в Сен-Поль — белая часовня Сен-Клер. Увы, не удалось выяснить о ней ничего, кроме почтенного возраста (XV век).
2
Часовня Сен-Клер на въезде в Сен-Поль
От перекрестка у часовни Сен-Клер к въезду/входу в город ведёт небольшая улочка, на которой стоит внешне ничем не примечательное здание. На самом деле это главная достопримечательность Сен-Поля, которой город во многом обязан своим сегодняшним имиджем. Это отель «Золотая голубка». Видите на снимке справа белую птичку? Это она и есть, только на самом деле голубка сейчас поистине золотая.
1
Отель Золотая Голубка
История известна, с ней во всех подробностях можно ознакомиться в Википедии и на других сайтах. В начале XX века владелец отеля, сам начинающий художник, охотно помогал молодым полуизвестным, а то и совсем неизвестным художникам — давал кров, пищу и условия для работы, а в качестве платы, если им платить было нечем, они оставляли ему свои, здесь же написанные картины. Многие из этих художников впоследствии стали знамениты, реальная цена подаренных ими картин взлетела выше не только башни Сен-Поля, но и альпийских вершин. Некоторые картины до сих пор живут здесь, отель служит им и выставочным залом. Картин так много, что экспозиции периодически обновляются. Естественно, что в такое место затем потянулись литераторы, музыканты, артисты… Знаменитый певец и актёр Ив Монтан — один из них.
Ив Монтан
Любимым развлечением постояльцев «Золотой голубки» была игра в петанк.
Игра в петанк
Петанк — провансальский национальный вид спорта, уличная игра на специальной площадке с бросанием увесистых (0,6–0,8 кг) металлических шаров с целью попасть как можно ближе к маленькому деревянному шару — кошонету. В момент броска ноги не должны отрываться от земли. Побеждает тот игрок или команда, у кого будет наименьшая сумма расстояний от брошенных ими шаров до кошонета. Точнее описать не могу, но говорят, что правила игры в петанк близки к кёрлингу. Площадка для петанка есть и около «Золотой голубки». Там сейчас оборудован памятный арт-объект — корзина с шарами для игры в петанк.
1
Шары для игры в петанк
Доступ на территорию отеля посторонним (кто там не живёт), мягко говоря, не приветствуется персоналом. Однако теоретически в «Золотой голубке» может поселиться любой, только бронировать надо ну о-очень заблаговременно, да и цены соответствующие.
Вход во внутренний город — через ворота в городской стене. Для машин оборудован въезд и разобрана часть стены.
Въезд в Сен-Поль через городскую стену
Городская стена — сама по себе достопримечательность Сен-Поля. В других подобных «каменных гнёздах» после того, как оборонительная функция стен была исчерпана, стены были полу- или совсем разобраны, их камень использован для строительства новых домов. Жители Сен-Поля воспротивились этому, выкупили стены и до сих пор поддерживают их в полном порядке. В результате граница городской застройки чётко очерчена, причём почти все строения в городской черте внешне сохранились в своём первоначальном архитектурном облике XVI–XVII веков.
Проход под городской стеной представляет собой тоннель, упирающийся в сторожевую башню, где когда-то были ворота.
1
Вход в Сен-Поль под городской стеной
На башне прикреплена табличка с надписью «Tour — Porte», что можно истолковать как «башня с воротами» или «надвратная башня». На той же табличке указана дата сооружения — XIV век, т. е. эта башня на два века старше крепостной стены.
1
Сторожевая башня на входе в Сен-Поль
Над входным порталом башни — цветное панно с изображением человека, старательно рубящего дерево, на котором он сидит. Панно появилось сравнительно недавно (на фотографиях прошлых лет его нет), символику изображения я не понял.
В проходе под сторожевой (надвратной) башней на стене расположено красочное панно с изображением города и его плана с указанием основных достопримечательностей. Настоящий путеводитель для туристов.
1
Путеводитель по Сен-Полю
Обратило на себя внимание оформление пешеходной дорожки. Шероховатое покрытие за счёт небольших округлых галечных выступов, подобранных по цвету и размеру так, что образуется мозаичное панно с изображением цветов и солнышек. Красиво и в то же время очень удобно для пешего хода. А перед входом в тоннель под стеной есть ещё вот такое изображение Сен-Поля.
2
Сен-Поль на пешеходной дорожке
На плитке с правой стороны нанесён (я так думаю) автограф художника — автора этого изображения, а может быть — и всей тротуарной композиции. Своеобразное продолжение традиций «Золотой голубки».
И вот мы в городе. Даже не знаю, какими словами передать всю гамму чувств и ощущений от увиденного. Хорошо сохранившийся внешне старый город с модерново-авангардистской начинкой многочисленных галерей, бутиков, ателье художников. Город-музей современного искусства в антураже средневековой архитектуры.
На фото завитринные арт-объекты иногда причудливо сочетаются с отражениями витрин напротив или некоторых любопытствующих субъектов…
Слоны, играющие в петанк
Насчёт занятия этих слоников — моё предположение, подписи не видел.
Перед бутиками, внутри и в витринах — много различных скульптур, некоторые очень симпатичны.
4
Статуэтка в технике патинированной бронзы
Стены некоторых домов полуприкрыты вуалью вьющейся зелени
1
Стена в зелёной вуали
Дорожки на покатых склонах оформлены как пологие лестницы, удобные для спуска и необременительные на подъём.
4
Лестницы Сен-Поля
1
Некоторые галереи располагают обширными коллекциями картин.
3
Художественный салон - бутик
Затрудняюсь сказать, насколько успешно они расходятся. Мы попробовали прицениться к понравившемуся пейзажу размером где-то 30 на 40 см — нам назвали… скажем так, не для российских зарплат. А что вы хотите, если только автограф художника на картине стоит почти 40 евро?
2
Цена автографа
Пошли дальше гулять по городу и смотреть бесплатно на это чудо чудное, диво дивное.
1
Подглядывать через закрытую калитку нехорошо. Но любопытно же...
Отметились у главного фонтана…
3
Главный фонтан Сен-Поля с предстоящими
…поразились, насколько узки здесь улочки
2
Вдвоём не разойтись. Только рядом...
…и как просто, но красиво, изобретательно и любовно оформляют жители вход в своё жилище
4
Вход в жилище в Сен-Поле
Заглянули мимоходом в один из ресторанчиков, но не стали задерживаться: ещё столько надо успеть…
1
Ресторан Карузо в Сен-Поле
Хотя… кофе по-провансальски — почему бы и нет?
3
Кофе по-провансальски
В Сен-Поле, кроме внешней стены, существовала ещё внутренняя крепость — замок-цитадель с высокой башней, на которой находился главный городской колокол. Цитадель со временем потеряла своё значение, её потеснила расположенная рядом и периодически расширяющаяся церковь. Но кое-что от цитадели осталось, в т. ч. башня. Она хорошо видна на всех изображениях и фото Сен-Поля, но только издалека. А вблизи, из города — примерно так.
1
Донжон - главная городская башня
В бывшей цитадели и башне сейчас располагается мэрия Сен-Поля.
1
Мэрия Сен-Поля
Внешне, возможно, и не слишком презентабельно, но именно отсюда управляется и поддерживается в идеальном порядке Сен-Поль-де-Ванс, которым восхищаются миллионы людей. Кстати, здесь же, в мэрии, 22 декабря 1951 года состоялось бракосочетание Ива Монтана и кинозвезды Симоны Синьоре. А познакомились они в августе 1949 в Сен-Поле, в той самой «Золотой голубке».
На стилизованных изображениях Сен-Поля обычно показывают две высотные доминанты: башню цитадели и купол либо колокольню церкви. На самом деле купола у здешней церкви нет, а колокольня сильно уступает главной башне и высотой, и мощью, так что на фотографиях её почти нигде не видно, а профиль Сен-Поля фактически имеет только одну доминанту.
2
Колокольня коллегиальной церкви Сен-Поля
Коллегиальная церковь Сен-Поля строилась, достраивалась, расширялась, реконструировалась с XIV по XVIII век, поэтому её архитектурный облик, интерьер, убранство носят черты разных эпох, эклектичны. И тем не менее…
Признаюсь, при входе в церковь мы оторопели. Не от смешения эпох или скромности алтаря.
1
Алтарь коллегиальной церкви
Смутил какой-то бессистемный вброс «современного искусства», разрушающий ауру храма. Вот только два примера, на самом деле их множество.
1
Что бы это значило?
Говорят, недавно здесь была выставка современного искусства (?).
1
Смешалось всё...
Не говорю, что эти скульптуры или картины плохи, но они здесь чужеродны, неуместны.
Недоумевая, вышли мы из церкви и пошли дальше по городу.
В сувенирной лавке обратили внимание на оригинальные местные сувениры — натуральные гербарии, нанесенные на холст, точнее, нетканый материал типа геотекстиля. Вставишь такое в раму — и готова картина.
2
Настоящий провансальский сувенир
На одной из улочек чуть не споткнулся об этот настороженный взгляд.
4
Страж Сен-Поля
Ничто городское Сан-Полю не чуждо. Здесь даже пятизвёздочный отель имеется.
1
В Сен-Поле есть свой 5-звёздочный отель
Кстати, обратите внимание: камешек на стене за вывеской — это на самом деле табличка с названием улицы. В Сен-Поле все улицы обозначены такими монументальными табличками.
Ну и, конечно, никак не могли пропустить такие улочки-расщелины с открывающейся перспективой Прованса.
7
Перспектива Прованса
Фонтаны и фонтанчики в Сен-Поле повсюду, вот и в этом дворике тоже. Надпись на фонтанчике в переводе на русский означает, что эту воду можно пить. Изображение рыбы надо понимать так, что в такой воде даже рыбе хорошо.
2
Дворик в Сен-Поле
Это прекрасно, можно бутылку с водой не носить, есть где попить. А меня, занудного технаря, донимает вредная мыслишка: откуда на вершине скалы вода, да ещё вот так текущая, самотеком? Допустим, сейчас поставили там где-нибудь внизу насос да и качают себе из речки. А как воду брали или подавали где-нибудь в XVI веке? Фонтанчик-то, по виду, старинный…
Вот ещё интересная особенность застройки Сен-Поля (думаю, и других «каменных гнёзд»). Территория крошечная, земли для каждого жителя всего ничего. Поэтому дома здесь в основном — узкие, но максимально (по средневековым меркам) высокие. Видимо, уровень строительной техники XVI века позволял вести «массовую застройку» не выше трёх этажей, вот и строили в основном на три этажа.
2
Пример провансальской "высотки"
В Сен-Поле сейчас распространён такой функционал этажей: на первом — бутик (ателье, галерея и т. п.); на втором — офис владельца; на третьем — жильё.
Провансальцы не любят «пускать пыль в глаза», внешне их дома не очень отличаются один от другого. Реальный уровень достатка, статус и т. п. проявляется внутри дома, в стремлении, чтобы всё там было массивно, прочно, мощно. Наташа показала нам один такой дом, где после всех переделок сохранилось массивное лестничное ограждение.
2
Рудимент старого здания - массивное ограждение лестницы
Но есть, видимо, и более тщеславные.
6
Вход для избранных
Хотя даже львы здесь как-то очень уж скромно притулились в тенечке.
А вот этот объект, можно сказать — эксклюзив Сен-Поля.
2
Бутик парфюмерного дома Годэ (Godet)
Памятная доска у входа гласит, что парфюмерный дом Годэ (Godet) был основан в 1901 году Жюлем-Жозефом Годэ. И далее: исторический факт, что Генриэтта Даррикаре, муза Анри Матисса, пользовалась духами «Фоли Блю» (Folie Bleue) 1925 года. Действительно, парфюмерный дом Годэ был очень успешен в 10-20-е годы прошлого года, имел множество магазинов и входил в список великих парфюмерных имен Франции, но… не пережил Великой депрессии 30-х. В 2017 году бренд вернула к жизни правнучка основателя Соня Суази. Восстановив старинный дом в Сен-Поль-де-Ванс, при поддержке властей региона Соня открыла здесь фирменный бутик, пока единственный во Франции. На фото именно он. На столиках — образцы продукции линии Folie Bleue 2017, Godet, идентичной одноименной линии 1920-х годов.
Сен-Поль, несмотря на все свои особенности, никогда не оставался в стороне от событий европейской истории. Об этом напоминает памятник его жителям, погибшим в двух мировых войнах.
2
Памятник жителям Сен-Поля, погибшим в мировых войнах
Не обошли мы стороной и провансальскую лошадку, сработанную из подков — по одной на каждого жителя коммуны Сен-Поль-де-Ванс. Тем более, что она видна даже на дальнем не очень чётком снимке…
1
Коммунальная лошадь Сен-Поля
Между прочим, на табличке предупреждение: «Не влезать!» Видимо, были желающие промчаться на лошадке…
Далее выходим за городскую стену на южной окраине города.
2
Обычный день в Сен-Поле
Здесь за городской стеной — мемориальное кладбище и смотровая площадка. Фотографии, сделанные с этой и других смотровых площадок Сен-Поля, я собрал в один блок и даю в таком порядке, словно бы мы последовательно снимали окрестности, обходя город по часовой стрелке.
С северо-восточной стороны видны отроги Приморских Альп
2
С востока — пологая долина, густо покрытая постройками («Избы», как иронично заметила Наташа). «Избушки» эти — сплошь виллы, многие с бассейнами.
1
В юго-восточном направлении на горизонте просматривается светлая полоска моря, а на переднем плане — мемориальное кладбище. Здесь похоронен Марк Шагал, проживший в Сен-Поле последние 20 лет своей жизни.
1
Панорама окрестностей в юго-западном направлении от Сен-Поля.
Вид на запад
1
На северо-западе снова появляются горы
2
И вот — прощальный взгляд на Сен-Поль на выезде из города.
3
И что в итоге — разбил я «никчемное преклонение» Светланы Ивановны перед Провансом? Боюсь, не справился с этой задачей. Сен-Поль-де-Ванс надолго останется в нашей памяти.
Спасибо тебе, удивительный город — вечный и юный, эпатажный и уютный, распахнуто-гостеприимный и всё-таки скрытный. Сколько тайн ты ещё хранишь за своими стенами… И спасибо гиду Наташе, которая приоткрыла перед нами некоторые из них.
Однако путешествие по Провансу продолжается. Пока!