В предыдущих заметках я познакомил вас с самыми известными племенами южной Эфиопии: мурси, хамер, ньянгатом и каро. Мы стали свидетелями удивительной церемонии «прыжки через быков» и провели две палаточные ночи в аутентичных деревнях. Пришла очередь последнего племени, которое нам посчастливилось посетить.
Итак, настал шестой день эфиопского путешествия. Мы, как раз проснулись в деревне хамер. Встретили рассвет, который я называю веерный, потому что лучевое свечение похоже на дамский веер.
Затем, к нам прибежали местные детишки, которых, трое сердобольных туристов напоили водой и накормили хлебом.
Хотя тут и бежать не надо. Видите, на заднем плане хамерская хижина, слева и справа видны наши палатки. Экзотическая ночь прошла под звуки, которые можно услышать только в деревнях. Для городских путешественников это всегда запоминающееся событие.
Через час после восхода солнца наша группа села в джипы и выехала в сторону тройной границы: Эфиопии, Кении и Южного Судана. Наш путь лежал в посёлок Omorate.
Три часа дороги, полной приключений и открытий, пролетели незаметно. Мы приближаемся к знаменитой реке Омо. В её долине находятся упомянутые выше племена позднего каменного века. Мост мы не переезжаем, а поворачиваем сразу налево. До нужного населённого пункта остаётся ровно один километр.
Поскольку это приграничная зона, причём сразу трёх государств, необходимо пройти паспортный контроль. Недалеко отсюда находится участок спорной территории в Восточной Африке под названием Треугольник Илеми (де-факто контролируется Кенией).
Около часа мы ожидали, когда утрясутся все формальности, пили холодное пиво, водители отдыхали после дороги. Я в это время раздавал игрушки своей подросшей дочери. Специально взял их собой, выбирая самые маленькие и лёгкие. Приятно, когда одна вещь дважды дарит чувство радости, причём на разных континентах планеты.
Наконец, мы подошли к берегу реки. Омо играет важную роль в жизни всех людей в округе и особенно племён. Река, как кровеносные сосуды в теле человека, питает и доставляет всё необходимое до его разных уголков.
Нам предстояло перебраться на противоположную сторону.
Omorate на правом берегу, а этнографическая деревня на левом. На спутниковой карте она в красном кругу обведена белым контуром.
Моторка доставит до берега за считаные секунды. Это неинтересно, поэтому все, в качестве водного транспорта, выбрали традиционные, колоритные лодочки. На вид они сделаны грубовато, но на воде держатся устойчиво.
Комфортнее и безопаснее плыть в лодке, когда в ней не более трёх пассажиров.
Если не хватит мест, можно переплыть реку самостоятельно. Главное, чтобы у вас был страховой полис либо надёжный ангел-хранитель. К местным болезням наш иммунитет не привычен, да и по течению ниже водятся крокодилы.
Кстати, первым европейским картографом, описавшим долину реки Омо, считается итальянский путешественник, исследователь Африки Витторио Боттего (1860, Парма — 1897 года, Эфиопия). На снимке не он, а наш замечательный попутчик Юра, загорает на африканском солнышке.
Переправа всем понравилась. Со стороны мы смотрелись прикольно. Когда сидишь в лодке, видна только верхняя часть туловища и голова.
Подплываем к берегу. Меня охватывает приятный внутренний трепет, который всегда возникает у меня до путешествия и десятки раз во время него. Бывает такое и после, например сейчас, когда пишу заметку и вспоминаю яркие моменты поездки.
Здесь эмоции были в пиковой активности. Меня не покидало ощущение, что через мгновение я ступлю на землю другой планеты. Прибрежные деревья с длинными корнями напомнили мне в тот момент миниатюрную копию огромного Древо-дома из фильма «Аватар».
Вот один из представителей другой цивилизации выходит из воды. Народ, который сохранил свой первозданный облик и пока ещё не обременил себя всеми тяготами безумного и технологичного мира.
Меня немного удивил тот факт, что деревня находится не на самом берегу Омо. До неё мы шли несколько минут. В белой майке один из наших водителей, в красной — гид по данному месту.
И вот, мы на месте, в гостях у народа Дасенеч (daasanach). Этническая группа, численностью около 45 тысяч человек проживает на территории трёх стран упомянутых выше.
Они известны так же под именем Marille либо Geleba. Их основная Родина — район примыкающий к озеру Туркана. До наступления ХХ века, конкретно о племени дасенеч, в мире никто ничего не знал.
Как и в предыдущих племенах из своих домов к нам выбежала вся деревня в надежде заработать на фотосессии. Прайс везде одинаковый — один человек 5 эфиопских быр. Слева Вика, ей мы не платили, поскольку одета не по форме и недостаточно обнажена:)
Днём, тут только женщины и дети. Мужчины в полях и пасут скот. Это их основной вид деятельности. В последние годы, из-за сокращения численности поголовья животных, десенеч начали выращивать сельскохозяйственные культуры: сорго, кукурузу, тыкву и бобы.
Самое ценное для племени это козы, которые дают молоко. В сухой сезон их забивают на мясо. Шкуры используют в качестве одеял и одежды.
На шее у женщин видны традиционные украшения из бус. А вот на причёски идёт любая мелочь. У десенеч особенно популярны пивные пробки.
После этого я понял, почему мой друг Денис начал активно во всех странах собирать эти крышки. Скорее всего хочет ещё раз сюда вернуться с хендмэйдными пивными подарками и сделать самой красивой девушке предложение:)
В данной деревне я раздал последние свои сувениры. На ура пошла большая упаковка цветной пластиковой соломки для коктейлей. Она лёгкая, стоит копейки, а осчастливливает сразу десятки человек. Сам я вручать не стал, поскольку как только я достал её из сумки, ко мне потянулись многочисленные руки. Отдал гиду и убежал.
Стоит отметить, что в отличие от предыдущих племён, здесь местные жители вели себя более достойно (в плане приставаний и взимания платы за съёмку). Не обязательно было платить за каждый щелчок затвора камеры (у мурси считали строго). Например, тут я отдал только 20 быр, хотя на фото фактически 10 человек (50 быр).
Признаюсь, часть заслуги (в том, что нас не разорвали на мелкие сувениры) вот этого мужика. Он ходил по деревне с кнутом и отгонял наиболее активных дам.
Удивили и впечатлили современные дома племени дасенеч. Именно эти постройки после апокалипсистического периода раззадорили мою фантазию и заставили поверить в то, что мы не пересекли трёхсот метровый участок реки, а пролетели пару световых лет и попали на другую планету, причём в далёкое будущее.
Я поднялся на небольшой холм с которого видна часть деревни. В этих краях в основном стоит тёплая погода, светлые листы железа отражают палящие лучи солнца и внутри домов не так жарко.
Вид в другую сторону. За последние 50 лет десенеч потеряли большую часть своей земли. Ранее это полукочевое племя, в поисках пастбищ, свободно перемещалось по огромной территории, но после того, как между тремя странам установились границы, они лишились такой возможности.
Кто-то остался в Кении в районе озера Туркана, другие в долине нижнего течения реки Омо. Люди племени дасенеч говорят на дасенахском языке. Он принадлежит к Кушитской ветви афразийской семьи. Язык отличается большим количеством классов существительных, неправильной системой глаголов и имплозивными согласными.
Любопытно, что в десенеч обрезаются не только мальчики, но и девочки. Женщины, которые не обрезаны, называются «животными» или «мальчиками» и не могут жениться или носить одежду. Замуж здесь обычно выходят в 17, а женятся в 20 лет.
Так же примечательно, что в семье считается большой удачей именно рождение дочери. Только в этом случае её отец может участвовать в ряде коллективных ритуалов.
Если Денис только планирует это осуществить (пожелаем ему скорейшей удачи), то Миша, в данном вопросе, уже перевыполнил план и ему вход на групповые этнические мероприятие открыт. Вот он как раз в кругу танцует с очаровательной девушкой. Правда, никто из нас не ожидал, что к ним из толпы прибежит мальчик с криком на чистом русском языке: «папка приехал!»
Если серьёзно, нам повезло, что женщины племени десенеч решили показать нам часть своего экзотического фольклора.
Это было красиво. Главное, за всё это не надо было платить. Съёмка без ограничения.
Ещё немаловажно, что они сами получали от этого удовольствие. Было приятно, что мы стали поводом для их веселья и хорошего настроения.
Думаю, в течение месяца у них тут мало происходит чего интересного. Каждый день готовят еду, смотрят за детьми, убираются. Нет ни телевизора, ни театра, даже ни одного приличного бутика. Только река, солнце и небо над головой. Возможно, для счастья в этой жизни больше ничего им и не надо.
Погружение в инопланетную Африку быстро подошло к концу, пришло время возвращаться назад.
Мы снова сели, в уже полюбившиеся нам, лодочки каноэ. Это меня провожают в дорогу два местных ихтиандра.
Деревню племени десенеч я покидал одновременно с грустью и радостью. Скорее всего, вживую, я больше никогда не увижу этих людей. С другой стороны, я был счастлив, что наконец-то визуально и душевно прикоснулся к настоящей, первозданной Африке, ценностью и достоянием которой являются люди.