Не могу сказать, что мечтала о поездке в Исландию, поскольку привыкла ставить реальные цели. Посмотрев однажды организованные туры в эту страну, мысль о поездке оставила: цена вопроса на хорошие по составу туры выглядела пугающе.
И все-таки в Исландии я побывала! Полтора года назад мне написала Ирина Дементьева (tinka61) и предложила составить компанию в поездке в Исландию. Предложение было из тех, от которых отказываться просто глупо: я согласилась сразу, третьей присоединилась моя подруга (Happycamper), с которой мы обычно путешествуем, чуть позже подключилась Наталья Семчина (NataliaC). Команда была сформирована, приступили к поэтапной реализации плана. Хочу обзорно рассказать, что из этого получилось, чтобы был понятен объем нашего путешествия. Все остальные детали будут потом, как видите, рассказчиков будет много :)
Билеты на перелет 25 июля в Рейкьявик из Хельсинки авиакомпанией Icelandair купили за год. Потом время вылета изменялось в обе стороны ровно четыре раза, в результате чего от дня на знакомство с Рейкьявиком осталось несколько часов, зато появилась необходимость заказа дополнительной ночи в отеле на обратном пути.
В пути от Хельсинки до Рейкьявика 3 часа 15 минут, в полёте питание не предусмотрено, но чай-кофе наливают, так что бутербродик с собою лишним не будет, если поесть не успели. Регистрацию объявляют за 36 часов, выбрать место невозможно. Даже если билет брали по одной брони, сидеть будете, куда пошлют, возможно в разных концах самолета.
День 1, Рейкьявик
В 15–15 мы по расписанию приземлились в аэропорту Кефлавик, который принимает международные рейсы. Поскольку перелёт был внутри шенгенской зоны, в аэропорту кроме получения багажа ничего не требовалось. На специальном шаттле отправились в компанию, где арендовали машину. Если бы не багаж, пешком туда даже быстрее. Блок самых разных компаний этого вида услуг расположен рядом с аэропортом.
Машину заказали еще в феврале в компании Blue Car Rental. Вопросом занималась Ирина, которой предстояло быть главным человеком в нашем путешествии — водителем. Хотелось, чтобы было достаточно экономно, но вместительно. Была заказана Suzuki Vitara на 8,5 дней. Но в компании взамен получили симпатичную Kia Sportage на дизельном топливе, которая нас ни разу не подвела. Цена вопроса 122 040 ISK (73 000 руб.).
От аэропорта до Рейкьявика порядка 50 километров. В 18–00 мы заселились в Reykjavík Hostel Village. Гостиницы в Исландии очень дорогие, это самая значительная часть расходов в поездке, хотя везде были за год заказаны недорогие хостелы.
Устроившись, пошли смотреть исландскую столицу, времени оставалось немного, благо еще белые ночи и темнеет поздно. Но день был пасмурный, периодически срывался дождь. К чудесам исландской погоды нам еще предстояло приспособиться.
За четыре часа основное посмотрели. Город не поразил, но понравился, оставил хорошее впечатление своей чистотой, аккуратными домиками, зелеными газонами, большим количеством скульптур и красивыми вазонами с цветами.
Увидели главную городскую достопримечательность — лютеранскую церковь Хадльгримскиркья, похожую на ракету.
Поднялись на её башню и посмотрели на город с высоты, то есть основное, запланированное в Рейкьявике, выполнили.
День 2, Рейкьявик — Сельфосс
В этот день планировался осмотр достопримечательностей, включенных в популярный туристический маршрут по южной части Исландии, который называют «Золотым кольцом».
Путешествовать по Исландии удобно: по острову кольцом проходит главная дорога страны — трасса № 1, пусть неширокая (всего две полосы), но и не загруженная. Все основные достопримечательности привязаны к этой трассе, у поворота на дороги, ведущие к ним, установлены указатели со специальным знаком.
На парковках у достопримечательностей есть щиты с подробной информацией об объекте, проложены дорожки и лесенки к смотровым площадкам, есть туалеты, большей часть бесплатные, есть столики со скамейками, где можно отдохнуть или перекусить.
Едешь, а вокруг такие виды, что постоянно хочется остановиться, смотреть и фотографировать! Особенно тяжело было удержаться в первые дни, потом привыкаешь к бесконечным зеленым горам, пасущимся овечкам, водопадам разного вида, люпиновым полям и прочим красотам, которыми так богата Исландия.
Первая остановка на маршруте в Национальном природном парке «Тингвеллир», включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это очень красивая долина, где проходит земной разлом в месте стыка евразийской и североамериканской литосферных плит.
Для Исландии эта красивая долина имеет историческую ценность: здесь более восьми веков собирался альтинг — исландский парламент. Именно здесь в 1000 году исландцы решили принять христианство, а в 1944 году провозгласили независимость государства.
Парк пересекает река, на которой есть небольшой водопад Эксараурфосс (Öxarárfoss). С него началось наше знакомство с исландскими водопадами, которых мы увидели множество.
Следующей был остановка в Долине гейзеров Хейкадалур (Haukadalur), где находится знаменитый Гейсир (Geysir) — большой гейзер, давший название всем гейзерам мира. Он когда-то выбрасывал воду на высоту до 60 метров, а теперь выглядит просто как небольшое голубое озеро.
Регулярно извергается только гейзер Стоккюр (Strokkur), он выбрасывает воду на высоту 20–30 метров примерно через каждые десять минут. Иногда может сделать это два-три раза подряд, этого и ждут стоящие вокруг туристы.
Погода портилась стремительно, по мере приближения к водопаду Гюдльфосс (Gullfoss) дождь становился сильнее. Гюдльфосс («золотой водопад») считается одним из самых красивых водопадов страны. Водопад необычный, падающий с двух уступов, расположенных перпендикулярно друг другу. Говорят, что его называют золотым, потому что в солнечную погоду над ним всегда сияет радуга.
Нам не повезло, к дождю добавлялся сильный ветер, который разносил брызги от водопада. Вымокли и замерзли, но посмотрели на него со всех доступных с этого участка смотровых площадок. Лучший вид открывается со смотровой площадки на противоположном берегу реки, но туда добираться сложнее.
Утешением в этот день стало кратерное озеро Керид (Kerið) неподалеку от города Сельфосс, где мы должны были ночевать. Дождь к этому времени затих, и мы смогли полюбоваться этим голубым озером на дне кратера из красного вулканического камня, поросшего травой. Отзывы читала всякие, а нам это озерцо понравилось своими красками. Правда удовольствие платное, берут 3 евро за подход к кратеру.
В этот день мы проехали 188 км и больше 12 км прошли. Программу выполнили, хотя дождь настроение подпортил. Но в Исландии обращать внимание на погоду — дело бесполезное. Она непредсказуема и меняется несколько раз за день.
Ночевали в Сельфоссе в симпатичных, оборудованных всем необходимым, апартаментах 9 Álftarimi. В нашем рейтинге это было одно из лучших мест, где мы останавливались в пути.
День 3, Сельфосс — Стейнар
Программа этого дня была достаточно напряженной, радовало уже то, что дождя не было. За окном машины мелькали великолепные пейзажи.
Направились в сторону от трассы № 1 по дороге № 32 к водопаду Хьяулпарфосс (Hjalparfoss). Красивый водопад в лавовых полях, двумя потоками сбегающий в небольшое озеро. Интересны базальтовые скалы, окружающие водопад и убегающую дальше реку.
От водопада можно было вернуться той же дорогой и продолжить путь по трассе № 1, но мы решили посмотреть на вулкан Гекла, тем более, что погода располагала. Путь несколько удлинился, пришлось потерпеть тряску на десятикилометровом участке без асфальта, после того, как свернули с дороги № 32 на дорогу № 26.
Пейзажи изменились, путь лежал вдоль лавовых полей, а над ними возвышалась заснеженная вершина Геклы. Эта гора, выглядящая такой безобидной, — самый активный вулкан Исландии, в средние века исландцы называли его «воротами в ад». Последнее извержение вулкана было в 2000 году. Сейчас Гекла в состоянии покоя, туристы гуляют по пешеходным тропам к её вершине, занимаются альпинизмом или катаются на лыжах.
Заехали в информационный пункт Геклы, выпили кофе и поближе посмотрели на исландских лошадей, невысоких, большеголовых, немного грубоватых, с длинной челкой и гривой.
Вернувшись на трассу № 1 мы поехали к водопаду Сельяландсфосс (Seljalandsfoss), который проехать сложно, его хорошо видишь еще с дороги. Водопад очень живописный, у туристов популярен еще потому, что за ним в скале есть углубление, где можно пройти и посмотреть на водопад сзади.
Я с этим развлечением знакома, последствия известны. Поэтому предпочла прогуляться вдоль скал, с которых сбегали еще четыре небольших водопада.
Погода замечательная, дорога бежит вдоль скал, картинки идиллические: водопады, пасущиеся на зеленых лугах коровки. Вот в таком замечательном месте в гостевом доме South Iceland Guesthouse на ферме нам предстояло ночевать в этот раз.
Устроившись в гостинице, мы поехали дальше, программа дня выполнена только наполовину. Этот день был днем водопадов. Следующий — Скоугафосс (Skógafoss), водопад шириной 25 метров, падающий с высоты 60 метров. Посмотрев на водопад снизу, если есть время и силы преодолеть три сотни ступенек, можно подняться наверх, посмотреть на продолжение. Виды сверху великолепные!
Вечером мы были у мыса Дирхолаэй, самой южной точки материковой Исландии. Здесь очень красивые скалы. Море, разрушая высокие утесы из вулканической лавы, веками создавало причудливые скалы на берегу и в воде. Мы посмотрели на них и черный вулканический пляж Рейнисфьяра (Reynisfjara) с двух точек.
Черный вулканический пляж Рейнисфьяра.
Больше всего мы ждали свидания с тупиками, которые прилетают сюда вечером. Тупики прилетели, но знакомиться не пожелали. Они были или далеко, или высоко, без специальной техники снимать бесполезно. Вот китайские товарищи к свиданию подготовились лучше, у многих были с собою камеры с длиннющими объективами. А мы грустно смотрели на быстро пролетающих птичек с красными лапками, их сдувало сильным ветром, так же, как и нас, они садились на скалы и забивались в трещины. Но можем сказать: мы видели тупиков!
А нас ждало возвращение в гостиницу, 43 километра в обратном направлении. Рядом находится Вик, самая южная деревня Исландии, но даже за год от необходимой даты жилья там забронировать не удалось. В этот день мы проехали 307 км.
День 4, Стейнар — Хёбн
Утро четвертого дня погоды не обещало, было пасмурно и туманно. По пути несколько раз останавливались в интересных местах. Здесь нужно следить: если есть площадка и стоят машины, или есть информационный щит, стоит остановиться, иначе пропустишь что-нибудь интересное. Останавливаешь, тут же начинают присоединяться такие же любознательные.
Первым заинтересовало вот это поле. Такие пирамидки из камня встречали часто, но не в таком масштабе!
Это долина Лауфскалаварда (Laufskalavarda). На щите написано, что когда-то здесь была ферма Laufskalar, которую в 894 году уничтожило извержение вулкана Катла. В честь той фермы получило название это лавовое поле. Легенда гласит, что первые каменные пирамидки складывали люди в память о погибших сородичах. Теперь их складывают проезжающие мимо для привлечения удачи.
Интересного по пути было много. Например, покрытые мхом камни старого лавового поля или пробегающая рядом с трассой порожистая речка.
Первым из запланированного на этот день в списке был водопад Systrafoss (водопад «сестер»). После увиденных ранее водопадов он впечатления не произвёл. Кстати, называется он так не потому, что сбегает с горы двумя потоками. Неподалеку с конца XII века находился женский монастырь ордена Святого Бенедикта. В честь сестёр этого монастыря и назвали водопад.
Далее путь лежал в Национальный парк Скафтафедль (Skaftafell) у подножия самого крупного ледника страны — Ватнайёкюдль (Vatnajökull). Спускающиеся с гор языки этого ледника не раз встречались на пути в этот день.
Погода испортилась окончательно, дождь и сильный ветер, но вариантов не было, пошли смотреть отрог большого ледника — ледник Скафтафедльсйёкюдль (Skaftafellsjökull). На карте указано, что этот маршрут длиной 1,4 км. В такую погоду он показался гораздо длиннее.
Пейзажи были космические, практически отсутствовали краски. Говорят, что летом в этом районе часто бывают солнечные дни, что нетипично для юга Исландии. Верилось с трудом.
Путь до еще одной достопримечательности парка — водопад Свартифосс (Svartifoss — чёрный водопад) еще длиннее, порядка 1,8 км и дорога понемногу поднимается в гору. Такое название водопад получил, так как окружен шестигранными колоннами черной лавы.
Значительная часть территории парка покрыта лесом, а лесов в Исландии немного, ландшафт большей частью покрыт травой или вообще без растительности. В основном растёт низкорослая тундровая берёза. В стране существует программа по восстановлению лесов, но растут они медленно.
Прекрасным завершением этого тяжелого дня стала ледовая лагуна Йёкюльсаурлоун (Jökulsárlón), где плавали отколовшиеся от ледника Ватнайёкюдль голубые айсберги и у берега резвился тюлень.
Это озеро, образовавшееся, когда ледник стал отступать от берега моря и таять. В хорошую погоду с берега открывается прекрасный вид на ледяную шапку ледника высотой более 900 метров. Но вы уже поняли, что это был не наш день.
Проехали за день 317 км. Ночевали в скромном гостевом доме Sólgerði в городке Хёбн.
День 5, Хёбн — Эгильсстадир
По сравнению с предыдущими, день был «пустым» — длительный переезд вдоль фьордов без особых достопримечательностей. Как обычно, в избытке были красивые виды,
встретились плавающие у берега гуси-лебеди. Пытались подобраться к ним поближе по «заминированной» территории, но они сразу уплывали.
Заехали в деревню Дьюпивогур (Djúpivogur) на мысу между двумя фьордами посмотреть их знаменитую набережную, украшенную гранитными яйцами, которые символизируют каждый вид птиц, живущих на острове, и соответствуют их яйцам по цвету и форме. Было холодно, ветрено и неуютно, опять шёл дождь.
По пути полюбовались красивыми скалами.
Проехали 261 км и довольно рано заселились в Эгильсстадире на одну ночь в симпатичном семейном доме на берегу озера.
День 6, Эгильсстадир — Акурейри
Программа этого дня, в отличие от предыдущего, была напряженной. Поэтому выехали очень рано, до первого в списке объекта — 157 километров. Это Деттифосс (Dettifoss — бурлящий водопад), самый мощный водопад Европы. Его называют европейской Ниагарой, по высоте он всего на 9 метров ниже.
Этот водопад мне понравился больше Ниагары тем, что находится в дикой природе. Ниагара кажется декорацией на фоне городов по обеим берегам реки.
Выше по течению реки в нескольких сотнях метров от водопада Деттифосс есть еще интересный водопад Сельфосс, невысокий, всего 11 метров, но шириной 100 метров. Мы решили туда не ездить, так как времени мало, а водопадов впереди ещё много. И опять дождь…
Нас ждали природные достопримечательности озера Миватн (Myvatn). Начали с геотермальной долины Хверир (Hverir), где чувствуешь себя попавшей на другую планету: дымящие фумаролы, запах серы, кипящие котлы грязи, необычного розового цвета земля…
После такого развлечения самое время очиститься в Природных ваннах Миватн (Myvatn Nature bath). Что мы и сделали.
Удовольствие большое, но программу выполнять нужно, поэтому долго не задержались, хотя время не ограничено. Расслабились? Пора на кратер Хверфьядль (Hverfjall). Туда ведут две тропы, другими путями подниматься нельзя. Можно погулять по верху кратера, его диаметр километр, а извержение было два с половиной тысячелетия назад.
На этом чудеса вокруг озера Миватн не заканчиваются. Следующее — Диммуборгир («тёмные замки») — довольно большая зона необычных лавовых образований. Каждый тут видит своё, есть, где разгуляться воображению. Эти «замки» появились около 2300 лет назад в результате сильного извержения вулкана Хверфьядль. В исландском фольклоре считают, что Думмуборгир — это ворота в преисподнюю.
Заглянули на маленький полуостров Хофди на озере Миватн, который знаменит необычными лавовыми образованиями, стоящими в озере вокруг полуострова.
По пути посмотрели псевдократеры в Скутустадире (Skútustaðir). Из этих кратеров никогда не изливалась лава, они образовались при извержении вулкана более двух тысяч лет назад от взрывов газа.
В завершение дня был Годафосс (Goðafoss) — «водопад Бога», невысокий, но очень красивый. Рядом мост, и это дает возможность рассмотреть водопад и реку с разных сторон. Называется водопад так потому, что в 999–1000 годах при принятии христианства исландцы бросали в него языческих идолов.
В этот день проехали 337 км, увидели очень много. Благо и погода нас не слишком обижала. Ночевали в Акурейри в симпатичном гостевом доме Guesthouse Solgardar.
День 7, Акурейри — Боргарнес
В этот день в программе был небольшой полуостров Ватснес. Сюда мы поехали по двум причинам:
— чтобы увидеть Хвитсеркюр (Hvítserkur — «белая рубашка»), стоящую в море базальтовую скалу, напоминающую пьющее воду животное. Для кого-то это слон или дракон, а мне скала напоминает буйвола;
— чтобы «поохотиться» на тюленей.
За тюленями мы поехали в местечко Illugastadhir, знаменитое жуткой, но интересной историей, случившейся в 1828 году. Об этом даже в 1995 году сняли фильм «Агнес».
Тюленей там мы нашли, как и было обещано, но далеко. Интересно было наблюдать не только за тюленями, но и за «охотниками».
В этот день посмотреть планировалось не так много, поэтому успели и утром пробежаться по Акурейри, и вечером посмотреть Боргарнес. Единственный красивый закат мы увидели именно там, в Богарнесе, где и ночевали в отеле Borgarnes.
За день проехали 376 км.
День 8, Боргарнес — Грундарфьордур
Программа восьмого дня — идея Ирины, которая предложила посмотреть полуостров Снайфедльснес, который называют Исландией в миниатюре. Эти места упоминал в своём романе «Путешествие к центру земли» Жюль Верн.
Мы оценили красоту природы этого полуострова: лавовые поля, уходящие в море,
скалы необычной формы у деревушки Арнастапи. Обо всем этом ещё расскажет сама Ирина.
Самой ожидаемой достопримечательностью была гора Киркьюфетль (Kirkjufell), «кирха-гора», открыточные виды которой гуляют на просторах интернета.
За день проехали немного, всего 192 км, но нагулялись от души. Вечером еще раз съездили к горе, чтобы сфотографировать её на закате. Не получилось, похоже, закаты здесь хороши не в это время года.
Ночевали в Grundarfjördur Hostel в небольшом рыбацком городке Грундарфьордур.
День 9, Грундарфьордур — Кефлавик
Это последний день в нашем путешествии по Исландии, вечером мы должны были прибыть в аэропорт, чтобы переночевать в отеле перед ранним вылетом в Хельсинки. Устали даже пассажиры, что говорить о нашем бессменном водителе.
Планов на осмотр каких-либо достопримечательностей на этот день не было, поэтому останавливались по пути, если видели что-то интересное.
Так мы посмотрели кратеры Граброк (Grabrokargigar),
Хрёйнфоссар (Hraunfossar) — серию маленьких водопадиков протяженностью около 900 метров, стекающих в ледниковую реку Хвиту. Посмотрите, какого удивительного цвета её вода. Неподалеку на Хвите есть водопад Барнафосс, к нему ведет тропа.
Остановились, увидев на пригорке тролля. Оказалось, что это специальная территория, посвященная троллям. Исландцы бережно относятся к этим представителям своего фольклора. Здесь есть домики, где можно остановиться, тропы, вдоль которых установлены щиты с историями «из жизни троллей». И даже водопад у моста через реку Гримса — водопад Троллей (Tröllafossar).
Единственным запланированным на этот день мероприятием было посещение «Голубой лагуны». Мы проводили туда на релаксацию своего уставшего водителя, а сами пошли гулять среди озер и лавовых полей лагуны.
На этом наше путешествие закончилось. В этот день проехали 349 км. Заправили и вымыли машину на ближайшей заправке (мытье и пылесос бесплатно)
и поехали отдыхать в Base Hotel by Keflavik Airport. Утром машину сдали без замечаний, благополучно улетели в Хельсинки, затем на «Аллегро» перебрались в Санкт-Петербург, но это уже другая история.
Говорить о том, что путешествие нам понравилось, смысла нет, это и так ясно. Сейчас несколько моментов, которые, я думаю, интересны многим.
1. Деньги
Наличных у нас с собою не было, везде расплачивались карточками. Мелочь нужна разве что для туалета, но и они в основном бесплатные. Платные стоят 200–250 ISK (120–150 рублей), так что можно оплатить 2 евро. Как выглядят эти исландские кроны даже не видели.
2. Питание
То, что страна очень дорогая, всем известно. Завтрак у нас был включен только в двух местах: в полноценном отеле в Боргарнесе и в гостевом доме на ферме, где у хозяев был свой придорожный ресторанчик. Везли с собою каши и супы в пакетиках, колбасу, сыры, шоколад и конфеты. Ирина взяла даже гречку и спагетти, что очень пригодилось. Во всех хостелах есть кухни, сварить никакой проблемы, поэтому питались нормально. В местных супермаркетах покупали хлеб, йогурты, сосиски, печенье. Днём перекусывали бутербродами, кофе и чай брали с собою в термосах. Три раза подкреплялись супом в кафе в пути.
Чтобы понять, приведу уровень цен в самом простом кафе на трассе: суп овощной и булочка с маслом — 1200 ISK (720 руб.), суп-пюре грибной и булочка с маслом — 1500 ISK (900 руб.), а суп из баранины с той же булочкой вообще потянул 1795 ISK (1077 руб.).
3.Заправка автомашин
Заправлялись мы каждый день, поскольку маршрут шел вдоль главной государственной трассы, проблем с этим не было. В основном пользовались сетью заправок «Orcan», один раз N1. Сначала заправлялись, выбирая позицию «полный бак». Тут есть один нюанс: при таком выборе на карте сразу блокируется сумма. У Orkan — 25000 ISK (15 000 руб.), у N1 — 18000 ISK (10 800 руб.). После заполнения бака сумма будет откорректирована, но вот когда вернут разницу — это вопрос. В первый раз мне на карту вернули сразу, а в следующий раз Наташе вернули только на третий день. Ездили разбираться, сказали, что вернут завтра, а может послезавтра, так как выходные.
Поэтому рекомендуем при заправке выбирать конкретную сумму, на которую заправляешься. Мы потом так и делали.
4. Сувениры лучше посмотреть в Рейкьявике, там выбор больше. Себе купила магнитик — симпатичного тупика из металла стоимостью 990 ISK (600 руб.), магниты из гибкого пластика типа резины дешевле.
А теперь о суммарных затратах (на человека):
Перелет Хельсинки — Рейкьявик: 20 200 руб.
Жилье: 31 650 руб.
Аренда машины: 18 200 руб.
Бензин (проехали 2440 км, израсходовали 184,6 л дизтоплива): 6 360 руб.
Питание: около 7000 руб
В целом с дорогой от дома мы уложились в 1500 евро.
Ну, а как же котики? Те самые, нами любимые? Кошек в Исландии мало, но все-таки четырёх я встретила. Все были важные и в ошейниках, когда-нибудь и их покажу.
В заключение своего длинного опуса покажу не котиков, а баранов с овечками, это для Исландии более характерно. Там у нас они вызывали такое же умиление. Пусть это будет бонусом тем, кто смог дочитать до конца.