Каждый раз, возвращаясь из путешествия, я понимаю, что не случись оно, о некоторых вещах и событиях я могла бы так никогда и не узнать.
Вот и в этот раз выезд в Калужскую область привел меня в одно малоизвестное массовому туристу место, благодаря которому я открыла для себя одну очень интересную страницу истории Руси.
Самым удивительным было то, что отмечая его на карте своего маршрута, я и предположить не могла, что именно здесь меня ждет самое яркое впечатление первого дня путешествия.
Планируя калужский вояж, я в первую очередь хотела побывать в Музее-заповеднике «Полотняный завод». Он заинтересовал меня после знакомства с усадьбами Пушкиногорья. Мне казалось, что Полотняный завод порадует такой же красотой и ухоженностью. Эти ожидания подкреплял сайт музея.
Наметив главную цель, я, по своему обыкновению, поискала интересные места поблизости, и решила познакомиться со Свято-Тихоновой пустынью и, принадлежащим ей, Владимирским скитом.
Выехав утром из Москвы и следуя указаниям навигатора, я добралась до усадьбы Гончаровых — Полотняный завод. Миновав въездные ворота, я припарковала машину недалеко от главного дома усадьбы и входа на территорию Бумажной мануфактуры.
Внешне главный усадебный дом выглядел отреставрированным, а что внутри, мне увидеть не удалось. В этот день здесь все было занято двумя или тремя свадьбами.
Я отправилась знакомиться с окрестной территорией. Тропинка, огибающая дом, привела меня к мосту через Фабричный канал.
И вот здесь меня накрыло чувство разочарования и удивления.
Несмотря на то, что все выглядело очень живописно,
над каналом струился неприятный запах. Видимо Бумажная мануфактура сбрасывает в канал какие-то ароматные отходы своего производства.
К моему удивлению этот убийственный запах смущал только меня. По водной глади канала скользили лодки с молодоженами и их гостями.
Складывалось впечатление, что эти люди совсем ничего не замечают.
Я предположила, что это происходит из-за того, что лодки плавают вблизи реки Суходрев, где ароматы канала уже не ощущаются. В надежде на это, я прогулялась до моста через реку. Увы, запахи не улетучились, и я, повернув назад, почти бегом вернулась к усадебному дому. Здесь дышалось легче.
Рядом, с рестораном Гончаров, наполненным попсовыми песнями и подвыпившими гостями, я нашла небольшой памятник с профилем М. И. Кутузова. Надпись на нем гласила, что в октябре 1812 г. в усадьбе Гончаровых находилась Главная квартира фельдмаршала и что отсюда русские войска начали преследование отступающей армии Наполеона.
Этот памятник был последней достопримечательностью, которую я увидела в знаменитой усадьбе. Полученных впечатлений вполне хватило, чтобы больше ничего не разыскивать.
Как не печально было признавать, но ожидания, с которыми я ехала в Полотняный завод не оправдались. Ему еще очень далеко до усадеб Пушкиногорья.
Однако, надо признать, что этим местом занимаются. Так что, видимо, не за горами тот день, когда все здесь изменится к лучшему.
С такими мыслями я села в машину и поехала знакомиться со Свято-Тихоновой пустынью.
Эта обитель одна старейших в верховьях Оки. Основал ее преподобный Тихон Медынский в 1485 г. Но, несмотря на такой преклонный возраст, на территории монастыря нет ни одного старинного здания.
Основная часть каменных построек впервые появилась здесь только в начале 20 века (1904 — 1907гг.). До этого все монастырские церкви были деревянными.
После революции 1917 г., на Тихонову пустынь пала карающая рука советской власти и, как водится, за время своего владычества все разрушила и привела в негодность.
Возрождение монастыря началось в 1991 г., после его передачи РПЦ.
Надо сказать, достигнутые результаты достойны уважения. Территория ухоженная, все здания выглядят как «с иголочки», и, что самое приятное, в обители спокойная и доброжелательная обстановка.
Мне здесь понравилось. Правда, вызвала вопросы история его основания. Судите сами.
Из жития Тихона Медынского — основателя обители известно, что был он родом из Киева, постриг принял в Москве в Чудовом монастыре. Потом, в поисках уединения, отправился в глухие калужские леса, где нашел огромный дуб и поселился в его дупле. Местные жители узнали об отшельнике и стали приходить к нему за советом и благословением.
Так жил отшельник пока случайно на него, во время охоты, не наткнулся местный князь.
Владелец удела велел Тихону убираться и замахнулся на старца плетью.
Произошло чудо, рука гонителя онемела. Князь в испуге стал умолять отшельника избавить его от недуга. По молитве Тихона вельможа исцелился и так этим проникся, что из гонителя превратился в защитника и покровителя преподобного. Князь даже выделил средства на строительство монастыря, первым игуменом которого стал Тихон Медынский.
В этой истории мне как-то непонятно, почему святой отец, вылечив князя, больше не захотел быть отшельником? Ответ на этот вопрос я нигде не нашла. Думаю, в жизнеописании преподобного упущено какое-то важное обстоятельство, которое современникам казалось очевидным и упоминать о нем они не стали.
Из Свято-Тихоновой пустыни я отправилась в село Дворцы, где находится, принадлежащий этому монастырю, скит. Он заинтересовал меня из-за находящегося там музея-диорамы «Великое Стояние на реке Угре».
К своему стыду, о Великом Стоянии на Угре, я знала совсем немного. В школьном курсе истории нам все больше рассказывали о Куликовской битве, а вот о событие, положившем конец татаро-монгольскому игу, упоминали как-то вскользь.
Впрочем, не только о Стоянии на Угре у меня было смутное представление, такими же невнятными были мои знания и о князе Иване III Великом, в бытность которого оно происходило.
У меня появился хороший повод восполнить эти пробелы, и я включила Владимирский скит в свой маршрут.
Монастырский музей появился недавно, в 2014 г. Его создателями были наместник Тихоновой пустыни — архимандрит Тихон (Завьялов) и художник П. В. Рыженко.
Чуть позже я расскажу об этом музее, а сейчас немного о самом Великом Стоянии.
Во второй половине 15 века Золотая орда утратила свое прежнее могущество. Тем не менее, русские князья продолжали быть ее вассалами и данниками. В 1476 г. Государь и Великий князь всея Руси Иван III решил положить этому конец. Он отказался платить дань и казнил прибывших за ней ордынских послов.
Хан Ахмат, получив известие об этом вопиющем факте неповиновения, разозлился и двинул свои войска на Русь. Иван III, осознавал. что зашел слишком далеко. Он собрал отряды и выступил навстречу хану. Командование армией было поручено наследнику — Ивану Молодому.
В начале октября 1480 г. многотысячная армия хана Ахмата подошла к Угре и попыталась переправиться на противоположный берег. Русским войскам удалось это предотвратить. После нескольких неудачных попыток форсировать реку, ханские войска разбили лагерь на берегу Угры, а русские заняли оборонительные позиции на противоположном. Вот с этого момента и началось то самое Великое Стояние, продлившееся месяц.
Обе армии стояли напротив друг друга и готовились к сражению.
Все это время Иван III и хан Ахмат вели безрезультатные переговоры. Напряжение нарастало, но никто не решался пойти в атаку первым.
В конце октября ударили морозы, и Угра покрылась льдом. Ивану III стало ясно, что теперь малочисленной русской армии не устоять против полчищ ордынцев.
Государь принял решение увести отряды к Боровску и там, уже в более благоприятных условиях, принять генеральное сражение.
Хан Ахмат в свою очередь тоже дал приказ отходить. Он не готов был воевать в условиях суровой зимы.
Достойно удивления, что после месяца ожидания кровавой схватки обе армии отступили, так и не вступив в бой.
Победа в этом длительном Стоянии осталась за русскими. Хан Ахмат, вторгшийся в пределы Руси, вернулся в Орду ни с чем.
А теперь несколько слов о музее, созданном в память об этом эпохальном событии.
Здесь всего три зала, прогуляться по которым можно только в сопровождении экскурсовода.
В первом из них находятся картины Павла Рыженко. Вглядываясь в изображения и слушая рассказ экскурсовода, начинаешь проникаться событиями далекого прошлого.
Дальше посетителей приглашают во второй зал, где собственно и находится ключевой экспонат — диорама Стояния, которую Рыженко создавал долгих семь лет.
Как только экскурсанты входят во второй зал и выстраиваются перед диорамой, экскурсовод выключает свет и начинается погружение в далекую эпоху. Перед зрителями из темноты появляется трехмерная картина русского лагеря. Звучит музыка. Постепенно она затихает и на смену ей приходят звуки одиночных выстрелов, голоса людей, звон колоколов, шелест листвы и шум дождя.
Происходящее в этом зале впечатляет. Кажется, что ты перенесся в далекое прошлое, и теперь стоишь посреди лагеря, погруженного в осеннюю хмарь и вместе с другими, зажав нервы в кулак, напряженно ждешь решающей битвы.
По окончании действа, экскурсовод приглашает всех в третий зал, где собраны археологические находки времен Великого Стояния и представлен макет памятника Ивану III.
В этом зале экскурсия заканчивается.
Выйдя из музея, я никак не могла отойти от полученного впечатления. Поэтому решила отправиться на берег Угры.
Во время экскурсии нам сказали, что недалеко от скита, располагалась ставка Ивана Молодого, где вершилась судьба Руси.
Стоя на крутом берегу реки, я вспоминала все увиденное и услышанное в музее. Я представляла себе, как вспухали в напряжении нервы. В любой момент они были готовы взорваться адреналином. Но проходил день, за ним другой, а битвы все не было. Разрядка не наступала, и надо было, набравшись терпения, ждать.
Какая же сила воли должна была быть у людей, чтобы выдерживать эту пытку целый месяц? Наверняка им хотелось прервать бесконечное ожидание и, крикнув «была — не была», ринуться в атаку!
Да! Неожиданно! Но именно Владимирский скит оказался самым ярким впечатлением истекающего дня. Могла ли я подумать, что монастырский музей так завладеет моим воображением и моими мыслями?
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия