Новый день в Риме, новые открытия и впечатления. У нас остался без внимания холм Целий, и базилики которые мы хотели посмотреть были как раз в той стороне. Мы остановились на трех базиликах, которые казались нам особенно интересны и отличались от других. (А какая в Риме не особенная?). К тому же до двух из них редко доходят туристы. Привычным маршрутом мы направились в сторону Целия.
Мы идем в Собор Святого Стефана на Целии, уж очень он отличается от остальных римских базилик как по форме, так и по содержанию. Это первая круглая базилика в Риме, строительство которой относится ко второй половине V века. Одна из древнейших христианских церквей Рима посвящена Святому Стефану, который считается первым в истории христианином принявшим мученическую смерть. Приговоренный к смерти иудей Стефан был побит камнями.
Вот так выглядит ротонда изнутри, алтарь в центре базилики выполненный Бернардо Росселино в стиле Ренессанса. Колонны для строительств были взяты с более древних римских храмов, это была нормальная практика в то время.
Единственная уцелевшая капелла Святых Прима и Фелициана, мучеников первых веков христианства похороненных в Санто-Стефано-Ротонде. Абсида над алтарем капеллы-красивая мозаика VII века, сохранившаяся в первозданном виде. Два брата-мученика стоят на золотом фоне по обеим сторонам от большого креста, а сверху медальон с ликом Спасителя. Мозаика напоминает работы византийских мастеров. Эта мозаика -единственная сохранившаяся. Стены капеллы украшены фресками VII века из жизни святых Прима и Фелициана работы Антонио Темпеста. Когда братьев схватили, и они отказались принести языческое жертвоприношение, их бичевали, вбивали в них гвозди, и под конец натравили львов и медведей, которые их не тронули, правая фреска как раз и показывает это.
Церкви долгое время не везло, стояла без крыши, стены рушились, ее разграбляли, сырой климат угрожал фрескам. И вот во второй половине 16 века ее восстановили, и интерьер был украшен серией фресок работ Помаранчо и Темпесты с изображением сцен мученичества святых. Под каждой фреской описание на латыни и итальянском языках о святом который изображен, и имя императора при котором эти мучения происходили. Я специально не показываю крупным планом эти художества, зрелище не очень приятное. Фрески с физиологическими подробностями ужасают. По периметру 34 фрески, по словам Диккенса это «панорама ужаса и кровожадности не способна приснится даже во сне».
Еще одна капелла, закрыта для посещения, видимо ждет своего часа реставрации.
Около капеллы Святых Прима и Фелициана икона «Умягчения злых сердец»,очень к месту над всем увиденным. Надежда на то, что люди станут добры и милосердны, будут любить друг друга, и может вид чужого страдания смягчит злое сердце.
Покидая ротонду я думаю, какие слова подобрать чтобы выразить увиденное. Это уже история, и надо просто принять.
После Ротонды мы решили взять паузу, и прогуляться по Целию на виллу Челимонтана, благо она через дорогу.
Приятное место для отдыха и расслабления, к тому же надо было отойти от увиденного и настроиться на новую встречу.
Следующая церковь которая нас интересовала — это базилика Святого Климента, канонизированного римского епископа, считавшемуся третьим приемником Святого Петра. Это не просто церковь, а уникальный археологический комплекс состоящий из трех уровней.
Это одна из самых интересных и необычных церквей Рима, где находятся мощи христианских святых и шедевры искусства, переплетаются эпохи с I по XII век. Верхняя(современная базилика XII век), средний уровень (раннехристианская IV век) и нижний уровень (два строения I век) ,обо всем по порядку. В базилике фотографировать запрещено, об этом нас сразу предупредил охранник внушительного вида. Предупрежден, значит вооружен. Оценив обстановку, мы поняли что сможем сделать несколько снимков.
Начнем с верхнего уровня, и сразу царство великолепия раннего барокко. Церковь довольно пышно украшена. Главный плафон считается лучшей работой римского художника Джузеппе Кьяри.
Основным украшением апсиды базилики является фреска ' Крест-дерево жизни'. Под алтарем маленькая часовня, в которой хранится ковчег с мощами Святых Климента и Игнатия.
В верхней церкви есть четыре капеллы, самая известная капелла Святой Екатерины.
Пол в стиле Косматеско с использованием плитки от прежнего храма.
Базилика представляет собой лестницу в прошлое, по ступеням которой мы спускаемся во времена древнего Рима.
Попадаем на средний уровень в IV век. Остатки интерьера прежнего храма и сохранившиеся фрески.
Чудо Святого Климента в Азовском море.
За веру Климент принимает мученическую смерть, его привязывают к якорю и бросают в море, но ангелы переносят его в подводную пещеру. Раз в год вода отступала и люди приходили помолиться на могилу Святого. Однажды маленький мальчик спрятался здесь от мамы, и в это время вода начала наступать, и так он оказался в могиле под водой. А через год, придя на могилу Климента для поклонения, мать нашла своего сына живым. Святой Климент заботился о нем целый год. Это чудо и изображено на фреске.
Посмертный суд-Кирилл и Мефодий перед Христом и архангелами.
Внесение мощей Святого Климента.
Чтобы получить прощение Папы Кирилл и Мефодий находят и возвращают в Рим мощи Святого Климента. Торжественное внесение мощей в эту самую базилику и изображено на фреске. И в IX веке базилика Сан Клименте стала наконец хранилищем мощей своего святого.
Часть колонны раннехристианского храма. Кроме нас в подземелье еще пара японцев. Никто и ничто лишнее не попадает в кадр. Хотя удивляет, место то уникальное.
Алтарь древнего храма где были положены мощи Святого Климента. После постройки верхнего храма они были перенесены туда.
Жизнь человека божьего Алексия представлена на фреске. Того самого Алексия, храм в честь которого есть на Авентинском холме.
Предполагаемое место погребения Святого Кирилла.
Эта фреска самая известная и представляют собой лингвистический памятник. По мнению историков, то что там написано в переводе звучит не совсем цензурно, это своего рода древний комикс.
Придел в честь Святого Кирилла просветителя Словенского. Это место со временем превратилось в славянский уголок.
Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию от благодарной молодежи России.
Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю.
Еще одна интересная фреска, которую сравнивают с равеннской императрицей Феодорой, считая что это ее изображение.
Продолжаем путешествие во времени, и лестница ведет нас на уровень I века.
Этот участок был долгое время недоступен для исследования, лишь когда в 1912 году наладили сток воды то обнаружили еще один слой-руины домов, разрушенных во время Неронова пожара 64 года.
За стеной шум воды, темнота и лишь факелы освещают путь. Переходим из одного помещения в другое, окон нет. По мнению археологов это территория монетного двора.
А это переулок, такой узкий был проход между зданиями.
Спускаемся еще глубже в историю. Фото храма загадочного культа Митры не получись. А на фрагменте потолка митраистской школы хорошо виден все еще сохранившийся узор. Непередаваемые ощущения находиться не на руинах, а в хорошо сохранившемся помещение I века.
Путешествием в древний Рим мы остались очень довольны. Из I века мы вернулись в день сегодняшний, и прогулялись по внутреннему дворику базилики Святого Климента. Вернувшись в реальность мы продолжили свой путь.
Мы хотим побывать в Главном храме Католической церкви, в соборе Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме.
Подходим со стороны северного фасада, видна большая терраса с лоджией на потолке которой фрески изображающие ангелов и святых. На площади установлен египетский обелиск красного гранита, привезенный из Египта в Рим в 357 году из Карнака по велению императора Констанция II. Выбор именно этого обелиска не случаен. Поскольку Собор Святого Иоанна Крестителя является местом нахождения папского трона и в католическом мире стоит выше остальных, то и Латеранский обелиск должен быть самый большой в Риме.
Прекрасный главный фасад по размерам и архитектурному стилю напоминает дворец. Надпись на фронтоне «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».Главный фасад смотрит на восток где встает солнце, восток считался местом где находится Рай и Христос.
Центральный неф базилики в нишах которого установлены скульптуры двенадцати апостолов.
Ниши были спроектированы еще в 17 веке Франческо Борромини, и лишь в 18 веке задуманное было воплощено с привлечением спонсоров.
Главный алтарь расположен в центре и является папским, поскольку служить может только действующий понтифик. Над алтарем в готическом золотом балдахине хранятся реликвии.
Апсида с красивейшими византийскими мозаиками на золотом фоне, эта впечатляющая мозаика выполнена в 1291 году монахами- францисканцами. В глубине стоит трон Папы Римского.
Мозаика и малый орган в апсиде.
Часовня Святого причастия и золоченая «Тайная вечеря» якобы выполненная на доске от стола, за которым и состоялась последняя трапеза Христа с учениками. А над часовней жизнерадостная фреска «Воскресение и Вознесение Христа»
Великолепный орган XV века.
Закрытая капелла с роскошной ажурной дверью. В базилике можно бесконечно долго любоваться красотой интерьера.
Заглянем в клуатр, правда не бесплатно. Внутренний дворик окружен арочными галереями на изящных колоннах и не изменился с 13 века.
В галерее клуатра помещены обломки прежних эпох. Уцелевшие фрагменты готического алтаря Святой Марии Магдалины.
Около базилики личная папская капелла Святая Святых, именно там находится Святая Лестница. После Сан Джованни не хочется покидать это место, где еще много интересного и все дышит историей Рима.
Ворота Асинара или Ослиные ворота, малые ворота в стене Аврелиана. Эти ворота известны тем, что именно через них в 546 году варвары проникли в Рим и разграбили город.
Ворота Сан-Джованни Аврилеановой стены, недалеко от античных Ослиных ворот. Свое название они получили в честь базилики Сан-Джованни которая неподалеку.