Есть некая несправедливость, что зачастую нас интересует больше история зарубежных стран, куда мы любим ездить, нежели своя, родная доморощенная история. И стараемся узнать все больше о чужих событиях, не зная и не понимая собственной истории. И это неправильно, потому что родная история оказывается не менее занимательной и интересной и доказательством этого служит всё, что связано со славным градом Владимиром, надо только чуть больше уделить ему внимания.
Поездка во Владимир сродни поездке на дачу. Не нужно долгих сборов, виз и загранпаспортов. Комфортабельные Ласточки и Стрижи сократили время в пути из Москвы до Владимира до чуть более полутора часов. Но вот впечатлений от поездки будет точно не меньше, чем от зарубежных путешествий. Владимиру есть чем удивить. Хорошо сохранившиеся белокаменные храмы и гражданские постройки Владимиро-Суздальской Руси давно уже оценены по достоинству, а в 1992 году Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, бывший дворец Андрея Боголюбского и одно из самых совершенных творений русской архитектуры — церковь Покрова на Нерли включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во Владимире есть своя особая неповторимая атмосфера практически столичного русского города, недаром город некоторое время был столицей средневековой Северо-Восточной Руси.
Считается, что Владимир основан еще в 1108 году великим киевским князем Владимиром Мономахом, хотя первое летописное упоминание о городе датируется 990 годом и связано оно с миссионерским походом киевского князя Владимира Святославовича — крестителя Руси, того самого, памятник которому был сравнительно недавно поставлен в Москве на Боровицком холме. Более ранней даты придерживается церковь, но среди историков единого мнения пока нет. Изначально место для будущего города выбиралось с учетом оборонных перспектив. С юга границы города определяла река Клязьма, с севера — речка Лыбедь, восток городской черты ограничивался глубокими оврагами, а с запада город пришлось защищать искусственными защитными сооружениями и главным форпостом на этом направлении и явились Золотые ворота. В связи с этим Владимир является компактным городским поселением — весь город можно пересечь по диагонали на транспорте минут за тридцать. Согласно последней переписи, население города составляет около 350 тысяч человек. Как утверждают владимирцы, это оптимальное количество жителей для комфортной жизни в городе, т. к. можно создать управляемую городскую среду, и в то же время нет ощущения перенаселенности, когда люди мешают друг другу. В городе практически не осталось промышленности, которой Владимир славился в советское время, поэтому экология здесь превосходная. По этой причине и в связи с возросшей транспортной доступностью окрестности Владимира превратились в модные для москвичей дачные места. Коттеджные поселки и новые районы многоэтажных домов в пойме реки Клязьмы растут как грибы — это хорошо видно со смотровых площадок исторической части города.
5
Панорама поймы реки Клязьмы со смотровой площадки у Дмитриевского собора. Бескрайние заречные дали, леса и реки. Пойма реки Клязьмы активно застраивается новыми микрорайонами и коттеджными поселками.
Наши впечатления о городе формировались постепенно по мере движения от ж/д вокзала, куда мы прибыли ранней Ласточкой, чтобы попасть на утреннюю службу в Успенский собор. Это правильно — начать знакомство с городом с посещения Успенского собора, как это делали жители Владимира на протяжении восьми веков. Впрочем, планы несколько поменялись, но направление движения — от вокзала к Золотым воротам осталось прежним. Ниже представлена карта маршрута нашего знакомства с городом.
Карта знакомства с городом
Если подняться от ж/д вокзала в гору строго перпендикулярно железной дороге, то попадаешь на Большую Московскую улицу. Это центральная и древнейшая улица Владимира, на которой расположена основная часть достопримечательностей города. Эта улица сама является памятником истории. Как и Владимир, она старше самой Москвы. Под её асфальтом лежит старая Владимирка — Великий кандальный тракт, дорога каторжан и бунтарей, по которой в Сибирь прошло более 2-х миллионов человек. Только с постройкой железной дороги осужденных стали перевозить поездами. Свой современный вид улица приобрела в конце 18-го века, когда был принят первый городской план, по которому дома в её центральной части должны были быть каменными в 2–3 этажа. Тем, кому это было не по карману, пришлось продать свои земельные участки.
Во Владимир можно приехать и на автомобиле по трассе М-7 «Волга». Эту трассу критикуют за пробки и незатейливый сервис, хотя в последнее время в её работе наблюдаются улучшения. Но все познается в сравнении. Ещё в 19-м веке путешествие по знаменитой Владимирке было уделом людей сильных духом и телом. Ширина её проезжей части, отмеченной верстовыми столбами и вымощенной булыжником, составляла чуть более 3-х метров. По краям шли канавы для стока воды и высокие наружные валы. Пушкин так писал своей жене о Владимирском тракте, ему не один раз приходилось путешествовать по нему: «Представь себе насыпи с двух сторон, канавы для стока воды полны, отчего дорога становиться ящиком с грязью. Зато пешеходы идут верхом по насыпи и смеются над увязшими экипажами». В те времена Владимирский тракт стал прологом печально известного Сибирского тракта, по которому в Сибирь четыре сотни лет гнали каторжан. Среди них были известные исторические личности: Меньшиков, Радищев, Достоевский, декабристы. Владимирку увековечил художник И. И. Левитан в своем полотне под названием «Владимирка», когда он был на этюдах в деревне Городок Владимирской области со своей верной спутницей Софьей Кувшинниковой (про Левитана, его музу Кувшинникову и их совместные творческие поездки есть информация в нашем рассказе, посвященном городу Плёс). Критики поначалу приняли картину в штыки, они считали, что для описания природы России выбраны крайне неприглядные виды. Даже Третьяков отказался купить картину для Третьяковской галереи и тогда Левитан просто подарил Третьякову это полотно. А сегодня одно из самых значительных произведений художника является украшением коллекции Третьяковки и никто давно уже не спорит о его художественных достоинствах.
4
Картина Левитана «Владимирка». Написана художником в 1892 году. Так выглядела дорога из Москвы на Владимир в 19-ом веке.
Гражданская застройка Большой Московской улицы неплохо сохранилась и по мере движения по маршруту упомянем далее наиболее значительные исторические здания.
Музей братьев Столетовых
Первый исторический объект по маршруту движения — купеческий дом Столетовых. Владимир — в прошлом купеческий город и известных купеческих династий здесь было немало. Но семья владимирского купца Григория Михайловича Столетова, владевшего бакалейной лавкой и мастерской по выделке кож, больше прославилась вовсе не на купеческом поприще. Его сыновья, братья Столетовы стали известными в других областях: один на военном поприще, второй на научном. Александр Григорьевич Столетов — великий русский физик, профессор МГУ, автор Первого закона фотоэффекта (закон Столетова) и других работ, которые легли в основу телевизоров, фотоаппаратов и солнечных батарей. Его старший брат был генералом, героем Шипки, командовал болгарским ополчением во время Русско-турецкой войны, был участником Крымской войны и обороны Севастополя. Во флигеле, построенном рядом с домом купеческой семьи Столетовых, сегодня расположен музей братьев Столетовых. Если Вам интересен быт русской купеческой семьи второй половины 19-го века, то посетить этот музей стоит.
Богородице-Рождественский монастырь
Этот монастырь, спрятавшийся за крепостными стенами на Большой Московской улице, всегда играл важную роль в русской истории. В 1191 году на высоком берегу реки Клязьмы князь Всеволод Большое Гнездо заложил одноглавый белокаменный Рождественский собор, через три года его освятили, и он стал главным храмом Богородице-Рождественского монастыря. В 13-ом веке монастырь обрел первого святого — в нем в 1263 году похоронили великого князя Александра Невского, умершего в городе Городец, когда он возвращался из очередного похода на Орду. В 1299 году в Рождественский монастырь из разоренного монголами Киева была перенесена резиденция митрополита, и монастырь приобрел статус первого по значимости среди русских монастырей. В 1561 году царь Иван Грозный лишил монастырь первенства, повелев в очередной раз перенести кафедру митрополита, на этот раз в Москве, а главным православным монастырем стала Троице-Сергиева лавра. Но Рождественский монастырь ещё долго занимал важное место в монастырской иерархии Руси. Он был известен и тем, что по преданию в нем жил монах Лаврентий — автор знаменитой Лаврентьевской летописи. В 1723 году Петр I приказал перенести мощи святого князя Александра Невского в новую столицу России, в только отстроенную Александро-Невскую лавру. Провожать своего небесного покровителя вышел весь Владимир, после чего главные монастырские ворота заложили камнем, чтобы душа князя успокоилась и не стремилась вернуться обратно. Но позже выяснилось, что владимирцы схитрили и отдали не все мощи Александа Невского, а оставили себе фалангу мизинца великого князя. Что позволило им впоследствии установить в Успенском соборе раку с частью мощей преподобного Алесандра Невского, чтобы всегда было куда прийти поклониться своему небесному покровителю.
В советские годы судьба Рождественского монастыря была печальна. В 1918 году монастырь закрыли и здесь расположилось губернское отделение ЧК. Здесь вершился неправедный скорый суд, здесь же несогласных с политикой большевиков расстреливали и хоронили в братских могилах, о тех событиях сегодня напоминает белый каменный крест у монастырской стены. В 1930 году все церкви снесли, в оставшейся части Рождественского собора сотрудники НКВД устроили спортзал. В 1992 году управление госбезопасности передало территорию монастыря РПЦ. Вскоре был заново отстроен Рождественский собор, но по другому проекту, нежели его знаменитый предшественник. Рядом появилась новая Шатровая колокольня. В монастырь вернулась православная святыня — икона знамение Божией Матери, принадлежащая некогда Александру Невскому. По преданию, она находилась с ним во время ледового побоища с немецкими рыцарями на Чудском озере. Сегодня на территории монастыря расположены духовная семинария и Епархиальное управление.
6
Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественский собор) в Богородице-Рождественском монастыре, возведенный на месте старого собора
Безусловно из-за событий 20-го века это место имеет отрицательную энергетику. Не настраивали себя заранее, да и многого не знали, но при посещении территории монастыря тишина и безлюдие показались нам странными и неестественными, наверное, не отмолены ещё грехи вершителей русской истории 20-го века.
5
На территории Богородице-Рождественского монастыря
Николо-Кремлевская церковь (др. название церковь св. Николая) и памятник Александру Невскому
Они распложены сразу за Рождественским монастырем на Большой Московской улице. Николо-Кремлевская церковь была построена в 18-ом веке в стиле провинциального барокко. С 1962 года и по настоящее время в ней расположен планетарий. С одной стороны планетарий спас церковь от разрушения, с другой стороны, его размещение по сей день в церкви кажется несколько странным, но на всё воля Божия. Рядом установлен памятник Александру Невскому работы скульптора Игоря Черноглазова. Церковь и памятник расположены вблизи западной стены Рождественского монастыря, где в течение нескольких веков находилось место захоронения великого князя. Александр Невский изображен в полный рост и опирается он на щит, на котором изображен геральдический лев города Владимир.
7
Николо-Кремлевская церковь
7
Памятник Александру Невскому у Николо-Кремлевской церкви
Исторический музей
Если Вам интересна история Владимира за последние несколько тысячелетий, то имеет смысл, хотя бы кратко, познакомиться с этим музеем, расположенным на 2-х этажах в красивом здании из красного тёсанного кирпича, построенного в псевдорусском стиле по проекту архитектора П. Г. Бегена. Год его основания — 1854, с 1906 года он находится в нынешнем здании, землю под которое в свое время бесплатно выделил городской голова купец В. И. Шилов. В музее много интересных исторических артефактов, начиная с находок Сунгирской стоянки древнего человека, найденной под Владимиром в 1956 году, и заканчивая подарками Николаю II от владимирского губернского земства в честь приезда царской семьи во Владимир в 1913 году. Есть здесь экспозиции, посвященные основателю Владимиро-Суздальского княжества Андрею Боголюбскому и его брату Всеволоду Большое Гнездо. Интересна информация о знаменитых владимирских купцах: Кузнецовых (производство знаменитого на весь мир фарфора, фаянса и майолики), Мальцевых (производство не менее знаменитого хрусталя и стекла в Гусь-Хрустальном), Морозовых (текстильные фабрики в Покровском уезде), многолетняя история которых в одночасье прекратилась в 1918 году.
6
Уникальный деревянный макет средневекового Владимира в историческом музее. На макете можно найти Золотые ворота, Дмитриевский и Успенский соборы. Город имел несколько линий обороны — крепостных валов. Наиболее укрепленным районом был т.н. Старый город, где расположены Дмитриевский и Успенский соборы. Золотые ворота защищали т.н. Земляной город.
Дмитриевский собор
Следующая достопримечательность по маршруту — Дмитриевский собор, один из самых красивых белокаменных соборов Владимира, являющийся наряду с Успенским собором и Золотыми воротами, визитной карточкой города. Дмитриевский собор построен в 1194–1197 годах во времена княжения Всеволода Большое гнездо. При нем Владимирское княжество достигло своего расцвета, это о его войске автор «Слова о полку Игореве» писал, что оно может «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Имя свое Всеволод Большое Гнездо получил из-за своего большого потомства, у него было 12 детей, в том числе 8 сыновей.
11
Дмитриевским собор был назван в честь небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо — Дмитрия Солунского — полководца и римского проконсула, казненного за веру в годы правления императора Галерия. По этому случаю из греческого города Фессалоники были привезены большая икона, написанная на доске от его гроба и серебряный ковчег с частицами его одежды. Святые реликвии впоследствии оказались в Московском Кремле, но сегодня в Дмитриевский собор вернулись их копии, оригиналы так не были возвращены.
8
Фасад Дмитриевского собора часто именуют «ковром из каменных узоров». На 600 рельефах изображены как мифические, так и вполне реальные животные: орлы, грифоны, волки, барсы, львы и фазаны. Есть реальные люди: Александр Македонский, первые русские святые — князья Борис и Глеб, сам Всеволод Большое гнездо с младшим сыном Дмитрием на коленях в окружении старших сыновей. Есть библейские персонажи: царь Давид играет на гуслях, его сын, мудрый царь Соломон читает свиток.
Собор не действующий, внутри устроен музей, его можно посетить и увидеть фрагменты росписи 12-го века, выполненные, вероятнее всего, византийскими мастерами из Фессалоник. С Дмитриевским собором связана смешная современная традиция среди владимирских молодоженов. Считается хорошей приметой в день, когда они расписываются, приехать к собору и постучать в западные ворота храма, типа будет благословение Дмитрия Солунского. Стук со временем превратился в барабанный бой от молодоженов и местная епархия была вынуждена на воротах собора повесить объявление, что такой стук князь Всеволод вовсе не благославляет. Впрочем объявление вышло не злым и сильно ситуацию не изменило.
5
Объявление для молодоженанов на западных дверях Дмитриевского собора
8
Дмитриевский собор, вид от здания Присутственных мест
6
Классический вид на Успенский собор и Присутственные места со смотровой площадки за Дмитриевским собором
5
Вид на Дмитриевский собор с той же смотровой площадки. Пожалуй, Дмитриевский собор самый красивый исторический объект во Владимире.
Присутственные места
В здании Присутственных мест, построенном в 18-ом веке при Екатерине II архитектором К. И. Бланком и протянувшимся от Дмитриевского до Успенского соборов, сегодня расположено несколько интересных городских музеев. В Российской империи Присутственные места были в любом крупном городе, в них, говоря современным языком, располагались органы государственной власти. Владимирские Присутственные места в свое время вмещали 70 кабинетов, здесь были канцелярия губернатора, земской и уездный суд, казенная палата, архив, полиция, городской магистрат и т. д. Сюда по делам приходили Герцен и Салтыков-Щедрин, здесь в 1910 году проходил суд над Михаилом Фрунзе за его революционную деятельность, приговор был суров, но не исполнен.
3
Здание Присутственных мест, вдоль здания устроена экспозиция старинных фотографий с видами дореволюционного Владимира
Сейчас в этом здании на всех этажах разместился Культурно-образовательный центр «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, который включает Детский музейный центр, постоянную экспозицию «Минувших дней очарование» (иконы, мебель, декоративно-прикладное искусство 19-го века) и картинную галерею на верхнем этаже с богатейшей коллекцией живописи известнейших русских художников. Картины и предметы быта попали сюда в начале 20-го века из разоренных революцией дворянских гнезд Владимирской губернии. Здесь есть произведения известных русских художников А. Саврасова, В. и А. Васнецовых, В. Маковского, И. Крамского, В. Серова, И. Айвазовского. Но нас прежде всего интересовала находящаяся в картинной галерее знаменитая икона кисти Андрея Рублева — список с оригинальной иконы Владимирской Божией Матери из Успенского собора кисти евангелиста Луки. Но об истории этой уникальной иконы и списков с неё чуть ниже.
5
Икона Владимирской Божией Матери кисти Андрея Рублева из собрания картинной галереи музейного центра «Палаты»
Успенский собор
Владимирский Успенский собор из тех культурных и исторических объектов нашей страны, посетить которые надо обязательно. И причин на это множество. Этот собор — один из старейших русских храмов (освящён ещё в 1160 году) и свидетель важнейших исторических событий. Только здесь во «Владимирской Златоверхой», как называли собор в древних летописях, можно увидеть сохранившиеся уникальные древние фресковые росписи самого Андрея Рублева. Также здесь расположен крупнейший великокняжеский некрополь, где в том числе упокоились великие князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
16
Успенский собор, вид от Соборной площади
15
Успенский собор, вид от памятника князю Владимиру, установленного в парке имени Пушкина
История Успенского собора началась ещё в XII веке и связана она с именем Андрея Боголюбского. Долгое время Успенский собор был главным храмом Древней Руси, здесь посвящали в сан епископов и здесь русские князья восходили на Великое Владимирское княжение.
В течение столетий в Успенском соборе находилась самая почитаемая в православной Руси икона Владимирской Божией Матери. По преданию эту икону написал сам евангелист Лука ещё при жизни Богоматери, причем на доске стола, за которым обедали Иисус, Дева Мария и святой Иосиф. В настоящее время в Успенском соборе находится очень поздний список со знаменитой иконы. Среди церковных и светских историков нет единого мнения относительно истории самой иконы и её списков. Кратко история знаменитой иконы, которой придерживается большинство современных историков, выглядит так. На Русь эта икона попала в составе приданого дочери византийского императора, которая стала женой князя Всеволода Ярославича и матерью Владимира Мономаха. И поначалу находилась в монастырской церкви Вышгорода под Киевом. Андрей Боголюбский (внук Владимира Мономаха) без «отчей воли» отца Юрия Долгорукого забрал икону, когда надумал переселиться в лесистую Владимиро-Суздальскую землю подальше от воинственных кочевников. Далее следует история, что Андрею Боголюбскому во сне явилась сама Богоматерь и повелела, что её образ был поставлен во Владимире. Другими словами, новую столицу Руси выбрала сама Богородица. И именно для неё во Владимире был возведен белокаменный Успенский собор. Сначала он был одноглавый, в конце 12-го века брат Андрея Всеволод Большое Гнездо расширил собор и пристроил по углам ещё четыре головы.
Многое пережила икона Владимирской Божией Матери за свою историю: и пожары, и нашествие в 1238 году хана Батыя и нередко покидала Успенский собор, т. к. её с собой в походы брали великие князья. По преданию в 1395 году она спасла Москву от нашествия Тамерлана, а также помогла русскому войску в знаменитом «стоянии на Угре». В начале 15-го века владимирцы были вынуждены уступить икону московским великим князьям, т. к. к этому времени столица Руси была перенесена в Москву, а в Московском Кремле итальянским архитектором Фиораванти был отстроен новый Успенский собор по образу и подобию Владимирского. В новый московский Успенский собор и была помещена эта икона. После революции её передали в Третьяковскую галерею, где она находится и поныне в находящемся в составе галереи храме святителя Николая в Толмачах. Храм в настоящее время доступен для посетителей и есть возможность поклониться знаменитой иконе-заступнице русской земли при очередном посещении Третьяковской галереи.
6
Византийская икона Владимирской Божией Матери, хранящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее в храме святителя Николая в Толмачах
Взамен византийской иконы во Владимире в утешение местным прихожанам осталась другая икона, написанная, как считается, Андреем Рублёвым. Эта икона была скорее всего написана им в 1408–1409 годах, когда он по распоряжению великого московского князя Василия I, сына Дмитрия Донского, вместе с Даниилом Черным заново расписывал Успенский собор. В соборе до настоящего времени сохраняется до 300 кв.м. росписей, созданных иконописцами из артели под руководством Андрея Рублёва и Даниила Черного. На этих фресках разворачивается космическая картина Страшного суда — «Второе и страшное Христово пришествие». Во времена Рублёва ожидание конца света, когда всех живущих на Земле призовут к ответу и разделят на праведников и грешников, приобрело особую напряженность, конец света ждали совсем скоро — в магическом 7000 (1492) году, но не случилось. Разбираться и описывать, что хотели рассказать и показать знаменитые древнерусские иконописцы, дело конечно интересное, но долгое и не является темой данного материала. Отметим лишь, что, по общему мнению специалистов, фрески Рублёва постепенно погибают. Влияет много факторов: дыхание тысяч людей, чад лампад, перепады температуры, старение материалов — время беспощадно. Древние фрески регулярно реставрируют, но их площадь неуклонно сокращается или как ещё говорят специалисты — они гаснут.
6
7
Сохранившиеся древние фресковые росписи Успенского собора от Андрея Рублева и Даниила Черного. Фотографии сделаны с цветных репродукций, представленных в картинной галерее музейного центра «Палаты».
Новый барочный иконостас, который частично дошел до наших дней, появился в соборе в 18-ом веке при Екатерине II, давшей в 1767 году на здешнюю бедность 14 тысяч казенных рублей. После её посещения несколько лет шёл ремонт. Помимо прочего, прежний рублевский иконостас заменили новым барочным, а древние иконы передали в село Васильевское Шуйского района. В церкви этого села в 1922 году эти иконы и в их числе икону Владимирской Божией матери кисти Андрея Рублева обнаружил известный искусствовед и реставратор Игорь Грабарь. В итоге всех перипетий икона Владимирской Божией матери кисти Андрея Рублева попала в картинную галерею Владимиро-Суздальского музея-заповедника, расположенную в Присутственных местах, см. выше по тексту. Конечно, в этой истории есть некоторые натяжки: почему древние иконы передали в неизвестную никому сельскую церковь, как они там сохранились и почему эти иконы сразу не были атрибутированы, ведь к тому времени Андрей Рублёв по праву считался одним из лучших иконописцем земли русской. Но пути господни неисповедимы, споры по поводу авторства Владимирской иконы ведутся до настоящего времени, но она висит в картинной галерее Владимира под именем Андрея Рублева и лично мы её точно приняли как истинно рублёвскую.
Современный иконостас Успенского собора. Икона Владимирской Божией Матери в левом нижнем углу. Скан с репродукции туристического буклета, посвященного Успенскому собору.
Большая часть сохранившихся до наших дней настенных росписей Успенского собора относится к обновлению храма в 1882–1884 годах, когда здесь работала артель палехского живописца Николая Михайловича Софонова. Всегда интересно находить взаимосвязь собственных путешествий: в прошлом году мы побывали в Палехе (наш рассказ «Палех — город художников») и там видели 2-х этажный каменный дом с памятной табличкой, в котором находилась иконописная мастерская Софонова, а в этом году воочию лицезрели работу его артели в одном из самых известных русских храмов. Кстати, работы палехских иконописцев в галереях храма посвящены вполне мирским местным сюжетам: житие князей, битва на реке Сити, собор Владимирских князей, перенесение иконы Владимирской Богоматери и т. д. Обратили внимание на их композицию «Князья-храмоздатели» на внутренней стене западной галереи: здесь изображены Андрей Боголюбский с одноглавым храмом в руке и Всеволод Большое Гнездо с пятиглавым храмом.
Практическая информация по посещению Успенского собора. Фотографировать категорически запрещено, дресс-код строжайший, женщинам юбки и платки обязательны или что-то обвязать вокруг брюк. До 13.00 можно посетить службу, в 13.00–16.45 можно пройти с экскурсией с сопровождающим от собора. Мы сделали проще, связались заранее с местным владимирским гидом Ларисой Петровой, информации о её услугах немало в сети, в том числе на сервисе частных гидов данного ресурса. У неё есть лицензия гида от владимирской епархии и она имеет право проводить экскурсии в церквях Владимира. Для людей, которых глубоко интересуют вопросы веры, у Ларисы есть паломническая практически экскурсия по святым православным местам Владимира, в городе находится множество чудотворных икон и других почитаемых православных святынь.
Памятник князю Владимиру и святителю Феодору
Памятник из современных, установлен только в 2007 году. Автор памятника скульптор Сергей Исаков, к творчеству которого хорошо относится церковь. У Исакова много скульптур на православные темы. Памятник святителю Николаю Чудотворцу в его исполнении стоит на крайних точках границ России — на Чукотке, Камчатке, Курильских островах, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, в Калининграде и защищает, как он сам говорит, русскую землю от зла и бед.
8
Памятник князю Владимиру, крестителю Руси, установлен в парке имени Пушкина недалеко от Успенского собора. Главное место в парке — смотровая площадка, в центре которой и установлен памятник, с открыточными видами на Патриаршие сады и заречные дали.
Соборная площадь
Название главной площади Владимира дали два рядом стоящих прекрасных белокаменных собора — Успенский и Дмитриевский. В советское время эта площадь называлась площадью Свободы.
На площади много исторических зданий. Самое большое здания с белыми колоннами — бывший Дом дворянского собрания, сейчас Дом офицеров. Красивое здание из тесанного красного кирпича — бывшая Городская дума, сейчас дом Дружбы. Стоящий напротив городской банк свои функции никогда не менял. Только в советское время с его фасада слетел двуглавый орел, сегодня вновь занявший свое законное место. Перед банком некогда стоял памятник Александру II. В советское время его разумеется убрали, а на его постамент водрузили памятник В. И. Ленина. Вождь мирового пролетариата простоял здесь 25 лет, указывая рукой на Успенский собор. Вдруг кому-то из представителей городских властей пришла в голову мысль, что это неправильно, и 21 июня 1950 года за одну ночь фигуру заменили и утром владимирцы увидели Ленина уже с опущенной рукой. В настоящее время прогрессивная общественность Владимира в свете модной ныне тенденции установки памятников русским царям по городам и весям нашей страны поднимает вопрос о возвращении царя на Соборную площадь.
10
Бывшее здание Городской думы на Соборной площади в псевдорусском стиле, одно из самых красивых гражданских зданий Владимира.
7
Памятник В. И. Ленину на Соборной площади, с которым за одну летнюю ночь произошли поразительные метаморфозы.
2
Дореволюционная открытка с изображением памятника Александру II на месте нынешнего монумента Ленину. Эта фотография и многие другие старинные фотографии выставлены в настоящее время вдоль здания Присутственных мест.
Главный монумент города был установлен на Соборной площади в 1958 году в честь 850-летия Владимира. Его устанавливали, когда историческая наука считала, что город основан в 1108 году. У подножия монумента установлены три бронзовые фигуры: воина, чей взор устремлен в сторону Золотых ворот, зодчего, который смотрит на соборы — рук своих творение, и рабочего с моделью трактора в руке, обращённого в строну промышленного района города. Если две первые скульптуры актуальны и поныне, то третья явно устарела, т. к. серьезная промышленность во Владимире давно загнулась и рабочая элита в основном вывелась, а кто остался, ездит на заработки в Москву.
6
Монумент, установленный на Соборной площади в честь 850-летия Владимира.
6
Памятник Владимирскому воину. Как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. И Владимирская ракетная дивизия РВСН сегодня бережет покой нашей страны наряду с чудотворными иконами Владимира.
7
Памятник Владимирскому зодчему. Результаты его работы на лицо и на века — все эти уникальные белокаменные храмы Владимира.
4
А вот с памятником Владимирскому рабочему ошибочка вышла. Нет больше тракторной промышленности во Владимире. Зато есть большой завод, выпускающий конфеты Ферреро Роше на всю нашу страну. И было такое предложение: отобрать у рабочего трактор, а вручить конфету Ферреро Роше.
В 1995 году к 1000-летию города Владимира на Соборной площади установили памятник Андрею Рублёву. Иконописец обращён лицом к банку, держит в руках доску и кажется, что собирается запечатлеть стоящего напротив В. И. Ленина. Эта ситуация породила много шуток и раздавались вполне серьезные требования о переносе памятника, но городская власть памятники на площади менять больше не стала.
7
Памятник Андрею Рублеву. Эта работа известного русского скульптора О. К. Комова стала последней в его жизни, а над общим замыслом этой композиции художник трудился долгие годы. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на развитие русской иконописи, его фрески были новаторскими и выделялись уникальным сочетанием красок, ясностью и чистотой композиции.
Гражданская застройка Большой Московской улицы
3
Дом № 46 по Большой Московской улице, где родился знаменитый диктор Юрий Борисович Левитан. Гитлер считал его личным врагом № 1, немцы даже разрабатывали план его похищения, назначив за его голову награду в 250000 рейхмарок.
2
Знаменитые владимирские Торговые ряды (дом № 19), построенные по указу Екатерины II на деньги местных купцов. Желающих торговать в этих рядах в свое время было столько, что места распределялись между купцами по жребию, город был мастеровой и богатый. За этими воротами раньше всегда располагался городской рынок, а сегодня выстроен многоуровневый суперсовременный торговый центр, не уступающий лучшим московским.
2
Одно из самых старых зданий Владимира, построенное в 1816 году. Расположено в самом начале Большой Московской (дом № 1) в непосредственной близости от Золотых ворот.
3
Недавно отреставрированный дом губернатора (дом № 24). В 1898 году в него действительно въехала семья губернатора и этот дом был едва ли не самый большой во всём Владимире. В 20-м веке кто только не квартировал в этом доме: мужская гимназия, гостиница, офицерское собрание, радиоузел, разные чиновничьи конторы и т. д. После реставрации его назначение пока не определилось. Левее этого здания начинается знаменитая Георгиевская улица — местный владимирский Арбат. В соседнем доме № 26 (слева от дома губернатора) в свое время жил Михаил Петрович Лазарев — будущий знаменитый первооткрыватель Антарктиды и командующий Черноморским флотом, на эту тему на здании установлена памятная табличка.
Георгиевская улица
6
Георгиевская улица начинается со Старой аптеки. Эта аптека — первая во Владимире государственная аптека, открывшаяся в 1805 году. С тех пор профиль заведения не менялся, но в настоящее время здесь расположен интересный профильный музей.
8
Классический вид на Георгиевскую улицу. Здесь в свое время снимался фильм «Женитьба Бальзаминова». Сегодня улица стилизована под старину и выглядит вполне симпатично. Дома все старые без централизованного водоснабжения. Так что ручные водяные колонки на улице установлены не только для бутафории, но и для вполне практических целей, чтобы у живущих здесь людей всегда была вода.
6
7
9
Вдоль всей Георгиевской улицы установлены различные бронзовые фигуры, оживляющие уличный пейзаж.
6
Георгиевская церковь, стоящая в начале Георгиевской улицы и давшая ей название. Здесь в 12-ом веке находился двор Юрия Долгорукого. По его распоряжению на территории двора в 1152 году была построена белокаменная церковь в честь небесного покровителя Великого князя — святого Георгия. Юрий Долгорукий — это сын Владимира Монамаха, чьим именем был назван славный град Владимир. Резиденция Юрия Долгорукого, когда он не сидел в Киеве (он то завоевывал Киев, то его оттуда выгоняли, неспокойное было время), находилась в Суздале, а во Владимире, говоря современным языком, была его загородная усадьба, он никогда не считал Владимир за столичный город. И только его сын Андрей Боголюбский возвысил Владимир до столичного града. Тем не менее Юрий Долгорукий также отметился своим пребыванием во Владимире и Георгиевская церковь тому доказательство. Впрочем, Юрий Долгорукий много где отметился, включая историю основания Москвы.
Сквер у Водонапорной башни
Очень симпатичное место организовалось в настоящее время около старой Водонапорной башни вблизи улицы Козлов Вал. В самой Водонапорной башне сегодня расположился музей «Старый Владимир». Башня была построена в 1866 году и верой и правдой служила владимирцам вплоть до 1950 года, когда наконец была модернизирована система городского водоснабжения и надобность в башне отпала. Долгое время башня стояла заброшенная, с заколоченными окнами, пока кому-то из городских руководителей не пришла в голову блестящая мысль сделать в ней музей городского быта. Среди горожан был брошен клич, чтобы все они нести сюда старинные вещи, оставшиеся от своих бабушек и дедушек и общими усилиями музей наполнился удивительными вещами. Владимирцы его любят, это вовсе не казенное заведение, а своя, что ни на есть родная история. Сюда непременно стоит зайти, чтобы узнать, как выглядели в дореволюционном Владимире трактир, бакалейная лавка или шляпная мастерская, а потом заглянуть в кабинет начальника Владимирского централа или почитать смешную городскую брачную газету, выпускавшуюся в то время. Увлекательна панорама со смотровой площадки башни. Весь город виден отсюда как на ладони, хотя с земли башня не кажется такой высокой.
Газета «Старый Владимирец». Этому выпуску 100 с лишним лет. Такую газету ради прикола можно купить в музее и туристических киосках Владимира.
От стен башни к Клязьме спускаются Патриаршие Сады — любимое место отдыха владимирцев. Когда-то здесь были сады Архиерейского дома и сюда приезжало отдыхать всё владимирское духовенство. Ухаживали за садами монахи, которых в советское время сменили юннаты. Здесь действительно красиво, есть фонтаны, цветники, знаменитые владимирские вишневые сады, вишню в которых можно рвать совершенно свободно. Вход в сады платный, но это скорее символическая плата.
11
Сквер около Водонапорной башни
8
Памятник владимирской вишне в сквере около Водонапорной башни
7
Вид на Спасо-Преображенскую и Никольскую церкви от сквера около Водонапорной башни. Обе церкви действующие. Высокая Спасская церколь — летняя, более приземистая Никольская — зимняя.
За крепостными валами города
Золотые ворота и крепостные стены охраняли Земляной город с запада, т. к. на этом направлении не было естественных природных преград. Золотые ворота были построены в начале 12-го века при князе Андрее Боголюбском. Сегодня Золотые ворота напоминают нам о былом величии славного града Владимира. Андрей Боголюбский повелел возвести эти ворота по образу и подобию Золотых ворот Киева и Константинополя и тем самым хотел всем доказать, что Владимир ничем не уступает Киеву. Но также они были важным оборонительным сооружением, через эти ворота войска хана Батыя так и не смогли ворваться в город, а сделали это через брешь в оборонительной стене города. Название Золотые они получили по золоченным медным листам, которыми были обшиты массивные дубовые ворота. К Золотым воротам с 2-х сторон примыкали крепостные валы. Они сохранялись до 18-го века, пока по распоряжению Екатерины II их не срыли, сделав проезд с каждой из сторон ворот. По преданию, причина такого распоряжения была в том, что карета императрицы, а это был по сути дом на колесах, не застряла в самих воротах во время её визита в город. Сегодня остался всего лишь небольшой участок того старого земляного вала, т.н. Козлов Вал, верхняя часть которого может служить прекрасной смотровой площадкой для созерцания всего архитектурного ансамбля, сложившегося вокруг Золотых ворот.
12
Знаменитые Золотые Ворота Владимира, внесённые в список ЮНЕСКО. На втором ярусе ворот в бывшем помещении надвратной церкви Ризоположения в настоящее время находится Военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея. Здесь представлены коллекции оружия разных веков и интересная диорама, на которой изображен штурм города ордами хана Батыя зимой 1238 года.
2
Троицкая церковь. Церковь была построена на деньги купцов-старообрядцев в 1916 году к 300-летию дома Романовых по проекту московского архитектора Сергея Жарова, который ранее во Владимире уже построил Водонапорную башню. Здание Троицкой церкви было выстроено из красного кирпича, не типичного для белокаменной архитектуры Владимира. В связи с этим Троицкая церковь получила свое второе название — Красная. Службы в ней велись до 1928 году, первое время после революции старобрядцы ещё могли как-то ладить с большевиками. В 1960-е годы церковь хотели вовсе снести, говорят, что её отстоял писатель Владимир Солоухин. В годы перестройки Троицкую церковь так и не вернули возрожденной старообрядческой общине города, хотя она и начала робко предъявлять права на неё.
В настоящее время в стенах Троицкого храма расположены экспозиции, посвященные народным промыслам владимирской земли. Здесь можно увидеть изделия из хрусталя и стекла из Гусь-Хрустального, традиционную владимирскую декоративную вышивку, а также лаковую миниатюру из села Мстёры. Здесь же расположен художественный салон, где можно купить изделия владимирских мастеров. В Троицкой церкви прекрасная акустика и по вечерам проводятся концерты в исполнении владимирских хоровых коллективов.
5
Здание Владимирского академического театра драмы, расположенное по левую сторону от Троицкого собора, если выходить из Земляного города через Золотые ворота. Этот театр — старейший губернский театр нашей страны, в этом году ему исполнилось 170 лет. Театр много гастролирует, церковь его даже пустила отыграть спектакль «Андрея Боголюбский» на сцене зала церковных соборов храма Христа Спасителя. В этом театре когда-то начинал играть большой русский актер Евгений Евстигнеев. Он родом из Нижнего Новгорода и поздно начал свою театральную карьеру, даже успел поработать слесарем на заводе. После окончания Горьковского театрального училища он просился в родной Горьковский театр, но его не взяли. Он обиделся и потом никогда не ездил с театрами, в которых служил, на гастроли в Нижний Новгород. Новгородцы, видимо, чтобы загладить свою вину, поставили памятник актеру в его родном городе.
6
Справа от Золотых ворот стоит красивое здание Реального училища, выполненное в стиле модерн. Оно было построено в 1908 году по проекту архитектора П. А. Виноградова. Фасад дома украшают скульптуры двух русских учёных — Д. И. Менделеева и А. Г. Столетова, олицетворяющих химию и физику. Здесь до революции получали среднее специальное образование, которое было необходимо для дальнейшего поступления в высшие технические учебные заведения. В настоящее время здание Реального училища принадлежит Владимирскому государственному гуманитарному университету, здесь располагаются его педагогический и филологический факультеты.
Район Свято-Успенского Княгинина монастыря
9
Церковь Никиты Мученика. Эта заброшенная церковь в барочном стиле очень необычна. Она скорее похожа на дворец, нежели на храм. Здание имеет большие окна, редко встречаюшиеся в храмах. Церковь построена в 1762–1765 годах на деньги городского головы купца Лазарева. Очень жаль, что пропадает такая красота. Интересно, что у Никитской церкви есть двойник. В городе Дмитрове в 1794–1801 годах был возведён идентичный храм — Троице-Тихвинская церковь и она находится в прекрасном состоянии.
7
Свято-Успенский Княгинин монастырь является действующим женским монастырём. Был основан в 1200 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию супруги — княгини Марии Шварновны, дочери чешского князя Шварна. Это она родила великому князю 12 детей — восемь сыновей и четыре дочери. Долгое время Успенский монастырь оставался усыпальницей великих княгинь и княжон владимирских и за ним закрепилось второе название — Княгинин. В нем погребены вторая супруга князя Всеволода Большое Гнездо — Анна, супруга святого благоверного князя Александра Невского — Александра и их дочь Евдокия. Инокинями монастыря были женщины в основном знатные и богатые. Здесь жила невестка Ивана Грозного, а также царевна Ксения, дочь Бориса Годунова. В советское время монастырь был закрыт, в жилых помещениях поселились партийные работники, а сам монастырь переименовали в поселок Воровского. Монастырь был возрожден в 1992 году. В том же году сюда перенесли чудотворную икону Боголюбской Божией Матери. Эта одна из самых древних русских икон была написана по распоряжению Андрея Боголюбского, до этого времени все иконы привозили из Византии.
Никаких экскурсий здесь проводить не дозволяется, но можно зайти на территорию монастыря, осмотреть сохранившиеся исторические здания и поклониться древним плавославным иконам. Территория очень ухожена, чувствуются заботливые женские руки. Такое впечатление, что здесь поработал ландшафтный дизайнер, настолько приятны глазу многочисленные и разнообразные зеленые насаждения вокруг монастырских зданий.
4
По пути к Успенскому женскому монастырю при движении по Никитской улице нам в переулках с левой стороны попался Владимир разных эпох. На этой фотографии старый Владимир. Деревянный дом в русском стиле с кокошниками, рядом купеческий дом — первый этаж каменный, второй — деревянный. Правда все в довольно запущенном виде. И главное — заросли владимирской вишни.
2
А это новый Владимир в соседнем переулке буквально через 10 метров. Вишневые деревья вырубили, теперь здесь царство сайдинга, китайских строительных материалов и пластиковых окон.
Музей истории владимирской тюрьмы
Этот музей исключительно на любителя. Сами не были, но не упомянуть про него нельзя, т. к. картина будет неполная. Печально известная тюрьма, воспетая любителями шансона, была основана в конце 18-го века, и находилась она на пути, по которому осужденных гнали на каторгу в Сибирь. У Владимирского централа мрачный ореол, но и богатая история. По списку его заключенных можно изучать историю нашей страны. Как прочитали в одном из рекламных буклетов, посвященных туристическому Владимиру, после посещения тюремного музея счастьем покажется даже возвращение к нелюбимой теще. Адрес музея: ул. Большая Нижегородская, д.69. Большая Нижегородская — это продолжение Большой Московской в сторону Нижнего Новгорода. Перед визитом надо заранее позвонить в музей, там действует сложная система допуска.
Сувениры из Владимира
Что привезти в качестве сувениров из Владимира? Раз есть знаменитая владимирская вишня, значит должна быть местная наливка. Да ещё какая, под поэтичным названием «Глухариная заря», местного завода Владалко. Попробовали и подтверждаем качество. Покупали в универсаме Перекресток, расположенном за Торговыми рядами на Большой Московской улице. Много сувениров, включая разные виды настоек, есть в магазине «Бабуся-Ягуся» по адресу Большая Московская, д.26 — это дом, за которым начинается Георгиевская улица. Там же расположен одноименный музей, детям в нем точно будет интересно. И конечно пряники, которых ранее никогда не пробовали, с начинкой из вареной сгущенки с грецким орехом. В пряничном деле во Владимире есть конкуренция. Можно купить самые разнообразные Владимирские пряники, фирменный магазин которых расположен на нечетной стороне Большой Московской улице, в самом её начале, дом 9. А можно попробовать и купить Покровские пряники в музее Пряника, расположенном на четной стороне Большой Московской улице, дом 40, в том же ряду, что и магазин «Бабуся-Ягуся». Купили те и другие, все понравились. Хороший сувенирный магазин с путеводителями и брошюрами про Владимир расположен в музейном центре «Палаты» в Присутственных местах. Если Вы готовы потратить больше, чем на стандартные сувениры, то можно присмотреться к изделиям владимирских художественных промыслов: гусевскому стеклу и хрусталю, мстёрской лаковой миниатюре, коровинской керамике, владимирской вышивке, ковровским глиняным игрушкам. Один из художественных салонов, где продаются эти изделия, расположен в Троицкой церкви около Золотых ворот. Также в многочисленных церковных лавках при монастырях и соборах можно приобрести освященные иконы и другие церковные товары.
2
Настойка «Глухариная заря» в универсаме «Перекресток» в Торговых рядах
2
Владимирские пряники в фирменном магазине «Владимирский пряник», расположенном по адресу Большая Московская, д.9.
Когда готовились к поездке, нашли достаточно симпатичный сайт Владимирского туристического информационного центра. И решили, что он находится в одном из самых красивых зданий города — Доме Дружбы на Соборной площади — что логично, ведь турист для Владимира самый милый гость, промышленности весь всё равно нет, вся надежда на туристический бизнес. Но оказалось, что он расположен рядом в небольшой деревянной будке, стилизованной под русскую избу. Тем не менее в нём есть много полезных вещей для туриста, приехавшего во Владимир.