На оживлённом перекрёстке Европы
На этой территории в разные эпохи обитали разные народы. Первыми из них, о ком остались хоть какие-то письменные свидетельства были племена даков. Мужественные и воинственные, готовые сражаться до последнего и умереть свободными, они почитали смерть за праздник, как желанный исход из этого ужасного мира.
Они воевали много и тяжело, отражая нашествия на свои земли свирепых и многочисленных, но плохо организованных скифов и кельтов. А на рубеже 1 и 2 веко в. н. э. Дакия была атакована Римской империей. Храбрости даков были противопоставлены безграничные ресурсы громадного цивилизованного государства, а ещё превосходство численности, организация и военные технологии. Так земли даков стала частью Римской Империи, простиравшейся от Ирландии до Аравии.
Земли, но не сами даки. Верные своей традиции, бесстрашные воины покинули этот ненавистный мир, покончив жизнь коллективным самоубийством. Возможно это миф, и скорее всего, но факт и то, что с тех времен дакский язык исчез, полностью и навсегда.
Наша малолитражка уверенно мчит по трассе в направлении городка Оргеев. Первая цель сегодняшнего дня — «Старый Орхей», музей заповедник под открытым небом. Он находится в долине реки Реут, примерно в 60 км на северо-восток от молдавской столицы.
Час пути и мы на месте. Первая остановка прямо на трассе, перед спуском в долину, оттуда открывается вид не просто великолепный, а величественный, как раз из тех, что захватывает дух.
Каньоны, глубокое ущелье огибающей центральное плато реки Реут, холмы и равнины….
Прямо по курсу, всей своей громадиной возвышается скала Пештере -неприступная крепость, созданная самой природой. Неудивительно, что это столь подходящее для обороны место с древних времён стали обживать люди.
Я начал свой рассказ с племён даков, но археологи в этой долине между скал находили и более древние следы людей, ещё начиная с палеолита. Также были найдены неопровержимые свидетельства существования селищ времён Трипольской культуры, а это 4-й век до нашей эры.
Археологи ведут раскопки на территории заповедника «Старый орхей» с 1947 года, шаг за шагом восстанавливая картины жизни нескольких последовательно существовавших цивилизаций.
На этом оживлённом перекрёстке встречались и расходились различные народы, строились и разрушались города, рождались и умирали люди, оставляя потомкам свидетельства своего существования.
Смотря на изгибы реки Реут, невольно представляешь события прошлого. А ведь история земель между Карпатами и Днестром, на которых когда-то появилась Молдавия, полна тайн и загадок.
Эта территория, прежде заселённая даками, позже, также, как и соседние земли на западе и юго-западе, стала местом обитания романских народов. Однако, в отличие от Трансильвании и Валахии, молдавские земли в состав Римской империи никогда не входили. Так почему и с какого момента население Молдавии стало преимущественно романским?
Точный ответ дать невозможно. Очевидно, это произошло уже после ухода римлян с соседних земель, когда романское население стало искать убежища от варварских нашествий на Восточных склонах Карпат и на обширных холмистых местностях, простиравшихся далее на восток.
Малозаселённая Молдавия -лабиринт рек и холмов — стало излюбленным направлением для бегства трансильванских румын, решивших, что новые места более защищены от вторжений, чем карпатские долины.
Считается, что основой нового государства стало одно романское княжество, располагавшееся на стекающей с восточного склона Карпат реке Молдова со столицей в Сучаве (через несколько дней после описываемого дня я окажусь в этом древнем городе, находящемся ныне на территории современной Румынии).
Это княжество было в вассальной зависимости от Венгерского Королевства, до тех пор, пока там не появился некий местечковый правитель Богдан. Он, поссорившись с венгерским королём, и перейдя Карпаты, захватил власть в том княжестве. Управлял Богдан княжеством достойно, отбивая нападения венгерской армии, в итоге нанеся венграм окончательное поражение зимой 1365 года.
Другой враг — Золотая орда — к этому времени потерпела поражение от литовцев у Синих Вод и боролась далеко на востоке против восстания русских земель. Получилось так, что во второй половине 14-го века эта территория осталась без присмотра. У правителей Молдавии появился невероятный шанс стать полноправными хозяевами на этом геополитическом перекрестке Европы, и они им воспользовались.
В 1392 году молдавский князь Роман объявил себя правителем обширных и плодородных, но малонаселённых земель. Так появилось Княжество Молдова.
Что-то мой нынешний рассказ из Молдавии, слишком напоминает урок истории в молдавской школе. Но, с другой стороны, территория историко-археологического комплекса «Старый Орхей» идеальный кабинет для изучения исторических дисциплин, а имеющиеся наглядные пособия круче самой навороченной интерактивной доски.
Вводный урок следовало бы посвятить первому городу, называвшемуся Орхей, что означает «укрепление». Позже много городов было основано и разрушено на этом месте, а название осталось.
На последующих уроках можно было бы перейти к временам, когда в этом регионе хозяйничали татары. При них Орхей назывался Шехр-аль-Джедид (Новый город) и это был самый настоящий восточный город с мечетями, караван-сараями и общественными банями… Многочисленные свидетельства жизни татарского поселения также найдены, это блестящий результат археологических раскопок.
Во времена Молдавского Княжества роль Орхея как оборонительного сооружения возрастает многократно. Особенно во второй половине 15-го века при самом легендарном молдавском правителе Стефане Великом (монументов ему на территории современных Молдавии и Румынии, может быть, не меньше чем Ленину в СССР).
При Стефане Великом была построена внушительная каменная крепость четырёхугольной формы, с угловыми и надвратными башнями и дворцом пыркалаба (это военный и гражданский начальник города, которого назначал на должность сам господарь) посередине.
Фундамент цитадели относительно неплохо сохранился, также как фундамент церкви 15-го века. Найдены останки ремесленных, жилых и бытовых построек города Орхей, монеты того периода, изделия из металла и обожженной глины. Многочисленные артефакты свидетельствуют, что было время, когда Орхей являлся ремесленным и торговым центром региона.
Так было до тех пор, пока летом 1538 года, город в очередной раз не был разрушен, на этот раз войсками Сулеймана Великолепного.
Впрочем, на этом урок истории на территории комплекса «Старый Орхей» временно завершаю. Да и признаюсь честно, что никакой я не учитель истории, и в молдавской школе никогда не работал, и вряд ли когда-нибудь буду, как бы мне этого не хотелось.
Но уезжать спешить не будем, «Старый Орхей» заповедник не только археологический, но и этнографический.
Как же хорошо живётся в молдавском селе
Просто невероятно, но рядом с археологическими свидетельствами бурных исторических событий прошлого в Старом Орхее расположились очень колоритные и добротные, при этом, обычные молдавские сёла — Требужены, Бутучены и Мировая.
К счастью, вездесущая метла глобализации практически не затронула ни облик, ни уклад жизни этих сёл. По сути дела, эти сёла некие этнографические заповедники родом из молдавского прошлого.
Но, конечно, всё не случайно. За сохранённые традиции, этнографию и молдавский сельский колорит приезжие люди готовы платить деньги. А если есть спрос, то, как известно, есть и предложение, а может и наоборот, предложение рождает спрос. В любом случае, задумка великолепная, на лицо успешная реализация предпринимательского проекта.
Однако, это не бутафорские этнографические поселения, а абсолютно реальные, в которых живут люди.
Для прогулки мы выбрали село Бутучены. Подозреваю, что это решение не слишком оригинальное, так делает большинство туристов приезжающих в Старый Орхей.
Максимально аутентичное местечко, и такое мне всегда безумно нравится, потому что этнографическое, и потому что сельское.
Из последних поездок вспоминается азербайджанское селение Киш или деревня Абяне, что неподалёку от иранского Исфахана.
Идти по узкой извилистой сельской улочке и разглядывать сельские дома, многие из которых превращены в этнические отели особое эстетическое удовольствие.
А когда после очередного поворота сельской улочки неожиданно попадаешь в пространство сельской усадьбы, предупреждаю, возможно временное остолбенение.
Просто какие-то классические сельские молдавские мотивы: низкий глинобитный домик с крытой дранкой крышей, крыльцом и резными перилами, просторный двор с традиционными хозяйственными постройками, а за ними плодовые деревья, огород и обязательный в этих местах виноградник.
Всё смотрится на удивление гармонично, в своей простоте и отсутствии даже намёка на показную роскошь (как это часто бывает у нас на Кавказе).
Там если и есть элементы украшения, то и они имеют своё функциональное назначение: гроздья початков кукурузы вывешенные на просушку, связки острого перца, яркие коврики на скамейках и даже гнёзда ласточек.
Кстати, насчёт этнических отелей. Это как раз и есть пример удачного предпринимательства, да и ещё и поддерживаемого государством. Уже более 10 лет один местный предприниматель выкупает сельские дома, часто заброшенные и полуразрушенные.
Реставрирует, воссоздавая национальную молдавскую обстановку, украшает интерьер предметами декоративно-прикладного народного искусства или крестьянского быта.
Там можно увидеть рушники, покрывала, подушки сложенные горкой в углу на кровати, ковры с национальным орнаментом. Как вам такая перспектива, пожить окружение таких аутентичных вещей? По-моему очень даже неплохо.
Есть там и ресторация в национальном стиле. Жаль, что пожить в этническом отеле, или приобщится к национальной кухне в селе Бутучены, мне не пришлось. Очень жаль. Может вам повезёт!
О делах духовных
Пещеры в скальном массиве, очевидно, были высечены в доисторические времена. Во всяком случае, в средние века, когда на этой территории стало распространяться христианство, они уже были.
Монахи придумали использовать эти пещеры для религиозных целей, а если быть точнее, для обустройства монашеской православной жизни.
Придумали, конечно, не от хорошей жизни. Монахи были вынуждены укрываться в непреступных скалах от набегов крымских татар, да и просто лихих людей. Они занимали пещеры, расширяли их, может быть, даже высекали новые. Так появились знаменитые скальные или пещерные (кому как нравится) монастыри.
Вот и в селе Бутучены, в самом его центре на вершине холма существует пещерный монастырь. Он вырублен в известняковой скале, прямо над обрывом реки Реут.
Изначально, вход в монастырь был со стороны реки, попасть туда было нелегко, ведь высота там приличная, не менее 60 метров.
В скале были вырублены ступени, но особого удобства они не создавали, склон достаточно крутой. Представляю, как монахи, чтобы попасть в свои каменные кельи преодолевали этот нелёгкий путь, да ещё с поклажей, ёмкостями, наполненными водой, например. Но, как по-другому, безопасность превыше всего.
В начале 19-го века ступени обрушились. Тогда люди пробили двадцатиметровый проход со стороны села. Сегодня это основной вход в пещерный храм (попасть в него со стороны реки теоретически возможно, но, наверное, нужно иметь альпинистские навыки и соответствующее снаряжение).
Над входом сооружена колокольня, которую видно издалека, именно таково её предназначение — указывать путь прихожанам.
Через темный и невысокий коридор мы попали в пещерный храм, представляющий собой церковь с алтарём, коридор и ряд аскетичных келий.
Коридор выводит на узкую террасу, остатки той самой разрушенной системы лестниц, оттуда открывается изумительный вид.
Убранство храма очень скромное, но создающее особую атмосферу, по ощущениям удивительно настоящую.
В монастыре служит монах, как я понял, он там не живёт, но большую часть своего времени проводит в пещерном храме. Мы его видели, он был занят, не обращал на нас особого внимания.
Привык, наверное, к многочисленным туристам. Выйдя из храма, можно подняться на вершину холма.
Там, на краю обрыва стоит крест, установленный в 18-м веке взамен деревянного.
Совсем рядом ещё один храм, уже традиционный, он построен в начале 20-го века.
Гулять на вершине холма особое удовольствие, эта тропа между двух храмов самое посещаемое в Молдавии святое место. А ещё оттуда открывается перманентно волнующий вид на Старый Орхей!
Оставим его в памяти и едем дальше!
Теги:
Культурно-познавательный туризм