Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Попрощавшись с приютившим нас и таким уютным пляжиком, поехали в Актау — центр Мангистауской области. Повторюсь, гостиницы заранее не бронировали. Вот и сейчас, выбирая направление, остановил выбор на отеле «Три дельфина». Просто понравилось название… С заселением проблем не возникло, и мы прикинули программу своего пребывания в этом, одном из самых молодых в Казахстане, городов.
Актау был основан в начале 60-х годов прошлого века. А градообразующим предприятием стал горно — металлургический комбинат. Добыча урановой руды, её переработка и обогащение. Вот только естественных источников пресной воды в окрестностях не было. И в 1972 году была введена в строй первая в мире атомная опреснительная установка мощностью 120000 кубометров воды в сутки. Был в городе и крупный морской порт. Конечно, эти два объекта в нашу экскурсию не входили — два иностранца с фотоаппаратом явно привлекут внимание.
Сейчас город живет нефтегазовой промышленностью. «Качалки» стоят чуть ли не в городе.
А жители стараются ассоциировать себя с Эмиратами — пока, конечно, только в автомобилях. Внедорожники Лэнд Круизеры и Лексусы — самые распространенные машины в городе. Немного отвлекусь — расскажу о дорожном движении. Штрафы в Казахстане огромные. Патрульные экипажи «жол — полицаев» в кустах не прячутся — едут в потоке и «стреляют» радаром по встречному потоку, вычисляя лихачей. На перекрестках никто не стартует на жёлтый после красного сигнала, и через сотую долю секунды после включения зелёного не ревут клаксонами замешкавшемуся. Правда, мне пару раз сигналили на светофоре, но это была подсказка — можно ехать. Дело в том, что при не горящей дополнительной секции при включенном основном зеленом поворот направо разрешен. Я же пытался ждать загоревшуюся стрелку. На пешеходных переходах светофоров нет — водители дисциплинированно останавливаются перед «зеброй», пропуская пешеходов. И никто никого не подрезает (даже видя «чужие» номера)!
Итак, в своих планах остановились на бульваре Победы и набережной, благо все это было буквально в двух шагах от отеля.
Начинается бульвар Победы с мемориала «Вечный огонь».
От Вечного огня в сторону моря проложена Аллея славы, посвящённая героям фронта и труженикам тыла.
Барельефы с обеих сторон тротуара. А дальше — ухоженный сквер,
где есть две площадки. На одной — небольшая стела — памятник жертвам радиационных катастроф.
А вот второй памятник — воинам — афганцам, сфотографировать не получилось. К сожалению, скверик в этот выходной день облюбовали асоциальные личности. И их пьяные тела загораживали памятник интернационалистам. Зато МиГ-21, гордо взмывающий ввысь, запечатлеть ничто не помешало.
Жилые девятиэтажки типовых советских проектов радуют глаз — все в весёлой раскраске или с растяжками — картинами во всю стену.
Неподалёку от бульвара Победы, в который уже раз в этой поездке, «столкнулись» с памятником Т. Г. Шевченко.
В этих местах поэт отбывал ссылку. Набережная в этом районе города.
Зажатая отелями, коттеджами, парком развлечений, в стадии завершения оформления. Часть посвящена 9 Мая.
В центральной части дорожка украшена мозаичной птицей (может, стилизованным голубем мира) и петроглифом — гербом Мангистау.
В акватории курсирует прогулочный катер.
Меня же на набережной интересовал уникальный объект — единственный в мире маяк на крыше жилого дома. Но густой туман портил всё…
Внезапно на несколько минут он расступился, и маяк стал различим.
Закончили свою короткую прогулку мы у кораблика, ставшего символом города.
Каравелла Колумба «Санта Мария» поменяла название и под именем Актау держит курс к новым горизонтам.
День отдыха прошел замечательно и наутро, заправив «под завязку» бак автомобиля и канистры, мы снова двинулись прочь от цивилизации. Кстати, на заправках мы выглядели белой вороной — здесь почти все ездят на газе. И, да — не забудьте побеспокоиться в Актау о сувенирах с Мангышлака. В других местах мы их просто не видели.
На уроках географии в школе, глядя на Физическую карту СССР, в районе Каспийского моря видел тёмно — зеленое пятно — впадина Карагие. Самое низкое место на суше от уровня океана в СССР, -132 метра. Недоумевал — что же это за ямина такая огромная? И вот теперь доведется воочию посмотреть на это место. Судя по координатам, которые у нас были, надо ехать в сторону городка Курык — самого южного порта Казахстана на Каспии. Альтиметра на борту не было, а без него совершенно невозможно определить, на какой высоте мы находимся. Та же степь, только более зеленей и гуще растительность. Да в нескольких десятках километров по всему горизонту вертикальные стены чинков. Поняв, что без высотомера мы ничего не узнаем, сделали проще — забрались на какой-то холм
и с него сфотографировали окружающую низменность.
Пусть это было и не самое низкое место впадины Карагие, но общее представление получили. Ответ на вопрос, мучавший в школе, был найден. Никакая это не яма, а очень большая долина… А ещё говорят, что над Карагие всегда скапливаются облака. Вот этот то эффект мы наблюдали.
Тем временем, обогнув впадину с восточной стороны, подъехали к городу Жанаозен — центру нефте-газодобычи на Мангышлаке.
Заезжать в него не планировали, проследовали мимо, прямо по месторождению…
Наша очередная цель была — песчаные дюны Сенека. И хотя на пески мы уже вдоволь насмотрелись и наездились по ним, информация обещала что-то грандиозное. Подъезжаем к поселку Сенек.
Но боже, как все замусорено! Видимо, ветра согнали в одно место не только пески, но и все отходы жизнедеятельности человека на полуострове.
Пришлось походить, чтобы сделать несколько «заманчивых» кадров.
От мысли покататься по дюнам отмахнулся. Не из-за боязни застрять, а от вероятности пропороть покрышку битым стеклом.
Почсти сразу за поселком начались чинки Устюрта. Чинки, по Википедии, это «обрывистые уступы высотой до 350 метров, ограничивающие приподнятые плоские участки земной поверхности. Являются результатом морской абразии при отступлении Каспийского моря» .
И вот здесь у нас состоялась незапланированная встреча с представителями погранвойск Казахстана. Нет, не было окриков «Стой! Стрелять буду!» Старший офицер с бойцами проезжали на «Урале» мимо нас. Увидев машину с иностранными номерами, остановились. Ведь казахско — туркменская граница была совсем рядом. После обязательной процедуры с проверкой документов, долго беседовали. В память врезался вопрос, заданный подполковником: «А что вами движет?» Ответив какую-то банальщину, я потом несколько раз мысленно возвращался к этому вопросу. Действительно, а что нами движет? Ведь со стороны посмотреть — странные чудаки, готовые в любое время ехать, лететь, плыть за тысячи километров, чтобы поглазеть на какую-то гору, какое-то здание или ещё что-то, в чем, по мнению местных, нет ничего особенного… Порой даже самые близкие нас не могут понять…
Беседуя об этом, мы доехали до края плато. Ответ лежал перед нами. Дорога спускалась вниз, а там лежала долина. Без конца и края. Гигантская сковородка. И на дне только две горы. Одна, в форме правильной трапеции, гора Бокты.
Мы стояли у края, возле гладкого валуна.
Сколько миллионов лет назад, волны какого океана вылизали этот камень? В этот раз никаких «Вау!» не было… Вид на эту долину показал всю ничтожность человека перед природой. А ведь дальше, за долиной, простиралось то, из-за фотографии чего и было затеяно это мероприятие… Стоял на вершине чинка и не решался начать спуск. Поблизости с состоянием дороги все было ясно — сухая колея протянулась до огромного белого пятна и терялась на нем. Только УАЗик, лихо пронесшийся мимо нас, развеял все сомнения! Этот десяток километров мы ехали быстро, но долго. Быстро потому, что по идеально ровному высохшему солевому озеру медленно не поедешь.
Долго — частые остановки из-за меняющихся, как в калейдоскопе, видов. Вот и гора Бокты,
а за ней — уходящая на вершину чинка дорога.
Поднявшись наверх, постояли у сложенной пирамидки, в последний раз бросив взгляд на долину.
На вершине чинка природа — скульптор изваяла не менее фантастические композиции.
Всё вокруг было в известняке, и лучи заходящего солнца сквозь тучи пытались осветить это белое безмолвие.
Некоторое время назад (год? два?) я увидел одно фото. Место было неизвестное, но напоминало Долину Монументов в США, видами откуда заполнена всемирная паутина. Это в Казахстане? Рядом? Хочу!!! И вот я стою на краю чинка, а подо мной та самая долина. Босжира…
Хотелось немедленно туда, вниз, к Клыкам Босжиры! Но вечер и надвигающиеся с запада тучи сказали: «Не спеши! Остынь!»
Трезвый рассудок победил — если пойдёт дождь, в низине можно остановиться надолго… Пришлось разбить лагерь перед перевалом, преодолевать который я, на ночь глядя, не рискнул.
Потом был тихий вечер, луна спряталась за облаками, и мы, сидя за столиком, молча смотрели на едва вырисовывающиеся в ночи силуэты останцев Босжиры. Вдруг с вершины перевала всё в округе озарил бело-зеленоватый свет. Ничего сверхъестественного! Просто для одержимых джиперов уже наступили майские каникулы. Два «экспедиционника», освещая дорогу перед собой галогеновым светом «люстр», навешенных на крышах, пробивались вниз. Они спешили к Клыкам, думаю, чтобы встретить под ними рассвет.
А мы встретили восход солнца наверху. Огненный диск поднялся над чинком,
Останцы — монументы сначала практически не были видны в утренней дымке.
Солнце поднималось выше, и скалы вырисовывались всё чётче.
Потом было преодоление перевала, который по проезду оказался не таким суровым, как ожидалось. Хотя хлипкие заградительные стенки из плитняка вряд ли удержат тяжелую машину на пути вниз.
Почти пол-дня затем катались от одной обзорной площадки к другой. И не могли насытиться этими видами.
Не здесь ли кроется ответ на вопрос: «Что нами движет?» А на этих двух фото оцените масштабы.
На кадрах внизу тоненькая ниточка дороги, на которой можно различить две точки. Это ночные внедорожники достигли цели и исследуют долину.
В приказном порядке мне было указано на водительское место. Время поджимало. До вечера надо было успеть сделать контрольную отметку в Бекет-ата и добраться до Бейнеу.
Подземная мечеть Бекет-ата — главная святыня мусульман Мангышлака и находится совсем рядом с Босжирой.
Не буду переписывать Википедию, желающие всё найдут сами. На горе большая автостоянка и комплекс для паломников — мечеть, столовая, душевые… Всё очень строго, как при хадже в Мекку — чаепитие, полное омовение, переодевание в чистое, молитва. Только с чистыми душой и телом, мусульманин может спуститься вниз.
«Неверным» вход в саму мечеть запрещён. А спускаться надо, наверное, с километр.
Что не возбраняется православным — это поискать взглядом внизу и по склонам горных круч архаров. Наши попытки увидеть горных козлов не увенчались успехом.
Вопроса о том, какой дорогой выбираться на трассу до Бейнеу, не стояло. Или 470 км обратно через Жанаозен по асфальту, или 110 км по степи. Тем более, по пути на полуостров, на одном из съездов на грунтовку в степь, я видел от руки написанный указатель «Бекет-ата». Многие местные, видимо пользуются этой «трассой». Хорошо укатанная, без глубокой колеи. Правда, прошедший за 30 километров до выезда, небольшой дождик показал, во что может превратиться степь. Нет, сильной грязи не было, но машину периодически разворачивало поперёк дороги. И вот — долгожданный асфальт! Круг по Мангышлаку замкнут! Это фантастическое по впечатлениям путешествие закончилось… Был ещё «доездинг» до дома. На этот раз только по асфальту, через Атырау — Уральск — Оренбург. Был очередной знак в коллекцию обелисков Европа — Азия.
Был неприятный момент, когда одна из покрышек, устав от казахских приграничных воронок на дороге, напыжилась от гордости за российскую трассу и разорвалась…
Но всё это потом. А сейчас я стоял у машины перед трассой Актау — Бейнеу.
Передо мной, как в кино, мелькали кадры этого приключения…
P. S. Как отметил Альберт в комментариях к одной из частей, мы невольно произвели разведку перед будущей экспедицией под флагом Туристера, которая пройдёт в мае 2019 года. В штаб экспедиции результаты доложены, наши недочеты и ошибки будут исправлены. Заходите по ссылке https://borracho.tourister.ru/blog/11160 и дерзайте! Путешествие в эти края, да ещё в команде единомышленников — незабываемо!
Теги:
Автопутешествия