Каждый год, вернувшись из очередной петербургской поездки, я разбираю фотографии, и снова вижу — Эрмитаж, Спас на крови, Петропавловку…
Каждый год, вернувшись из очередной петербургской поездки, я разбираю фотографии, и снова вижу — Эрмитаж, Спас на крови, Петропавловку…
Да, это основные достопримечательности города, его визитные карточки, проходя мимо которых, невозможно удержаться, чтобы не сделать очередной снимок. Но всё вышеперечисленное — это ещё не весь Петербург, а кроме туристической мекки — Невского проспекта в городе много и других очень интересных улиц.
Вот по таким улицам я сегодня и предлагаю Вам прогуляться. Полюбоваться фасадами домов, заглянуть в петербургские дворы-колодцы, посетить уникальные парадные.
Но начну я всё-таки с весьма популярного места — перекрестка «Пять углов» на пересечение Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова.
Этот перекресток появился ещё в 60-х годах XVIII века. Архитектурный доминант здесь — доходный дом Иоффа, построенный в 1914 году. Ш. З. Иофф был богатым комиссионером, занимал верхний этаж дома, на других этажах жили не менее состоятельные люди, на первом — были магазины и даже кинотеатр.
Улицы в районе «Пяти углов» одна интереснее другой. Здесь можно бродить не один день.
Вот, например, улица Марата:
Здесь множество интересных домов с историей. Под номером 12 — Доходный дом семейства Фуфаевских, владевших зданием с конца XIX вв. и до революции. Знаменит этот дом тем, что здесь располагалась «Фабрика кинематографических лент» Дранкова. Александр Осипович Дранков был человек незаурядным, сначала он стал модным фотографом, парламентским фотокорреспондентом европейских газет, а затем занялся новым в то время видом искусства — кино. Дранков первым в России снял игровой фильм «Стенька Разин и княжна», а еще он первым снял на кинопленку Льва Толстого.
Парадная дома украшена фигурами атлантов:
Не менее интересна и улица Ломоносова. Под номером 14 — Доходный дом Г. Г. Елисеева.
Он знаменит парадной под названием «ромашка» и старинным лифтом. Купцы Елисеевы — одни из первых в Петербурге стали устанавливать в своих домах подъемные кабины. Вот и при строительстве этого здания в 1892 году средств они не пожалели и теперь винтовую парадную лестницу украшает вот такой лифт:
Шахта и двери всё ещё в отличном состоянии. В окнах лестницы сохранились старинные желтые стекла с рисунком. По задумке архитектора, при сумрачной дождливой погоде они делали освещение более теплым, «солнечным» и приятным глазу.
Елисеевы владели несколькими домами в Петербурге. В том числе вот этим на Набережная Фонтанки, 64:
Дом полный сюрпризов. Даже проходные арки украшены лепниной:
А еще он имеет несколько дворов. Во втором можно увидеть поилку для лошадей:
В парадной дома хорошо сохранилась лепнина на потолке (задача — найти львиц, поедающих фрукты):
изящные балясины кованных лестниц, витражные окна:
на подоконниках — орхидеи:
На улице Пушкинской невозможно пройти мимо дома № 20. Называли его — меблированный дом «Пале-Рояль».
«Пале-Рояль» изначально строился в 1875—1976 гг. как дом для приезжих. Первоначально эта была гостиница на 99 номеров. В «Пале-Рояле» жили работающие холостяки и «зимогоры» (наезжавшие в Петербург по делам на несколько дней).
Позже здесь селились литераторы. Среди них: Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький. С 1913 г. в «Пале-Рояле» неделями гостил Владимир Маяковский.
В «Пале-Рояле» щедро представлена была и богема артистическая. Главным персонажем был знаменитый Мамонт Дальский. Он принадлежал к анархистам и закончил бы расстрелом в ЧК, если бы не погиб случайно под колесами трамвая летом 1918 г. В «Пале-Рояле» Мамонт жил в 1890-е. Тогда к нему прибился никому еще не известный оперный актер Федор Шаляпин, проживший в этом доме два года и описавший гостиницу в знаменитой «Душе и маске».
Вся парадная в надписях:
Темы разнообразные. От «Каждый глоток я посвящаю своей печени» до вот таких:
А это уже Колокольная. Здесь под № 11 стоит просто удивительный, уникальный дом, именуемый в народе «Пряничным домиком» или «Домом из русской сказки»:
Первоначально дом был двухэтажным и принадлежал купцу Зимину. Фасад здания выполнен в неорусском стиле и напоминает нарядный терем. В 1899 году дом приобрел архитектор Н. Н. Никонов. Он надстроил еще три этажа и украсил фасад причудливой отделкой: шатровые кровли, многоцветная керамика и изразцы:
Хотите заглянуть внутрь? Легко! Двери, очень часто бывают открыты, а приветливые горожане помогут вам попасть внутрь и даже расскажут о своём доме.
Всё-таки люди в Петербурге необыкновенные — добрые и отзывчивые. Вот, например, в парадную дома № 26 по Загородному проспекту, мы зашли, чтобы посмотреть на сохранившийся фонарь на одной из лестничных площадок:
Из квартиры напротив, вышла пожилая дама, мы очень мило с ней побеседовали с ней об этом доме, построенном в 1882 году. Жил здесь некий купец А. В. Дехтеринский с супругой и шестью дочерьми. Купец, державший инструментальную лавку в Апраксином дворе, долго копил деньги на собственный дом, но, когда купил, прожил в нем, к сожалению, всего пару лет. Умер. Вот такая история о мечте.
Сейчас в этом доме коммунальные квартиры. В силу возраста, коммуналки я застала. Некоторые мои школьные подружки проживали в таких квартирах и как там всё устроено я знаю. Но Питерские коммуналки — это что-то особенное. Вот он истинный дух Петербурга! Темные, узкие, сужающиеся коридоры, чуланы с грудой старья, сохранившиеся печи:
И, наконец, коммунальная кухня:
Какой колорит, согласитесь?
Но вернёмся к парадным. Только побывав в них, понимаешь, почему петербуржцы говорят «парадная». Язык не поворачивается произнести здесь банальное слово «подъезд». Заглянув в старые парадные, вы увидите лепнину, мраморные и мозаичные полы, кованые перила лестниц и даже камины.
В моей коллкции уже десятки парадных, но разве уместишь их в один рассказ?.. Однажды я побывала на совершенно потрясающей экскурсии по парадным и с тех пор понеслось… Теперь, когда я вижу открытую дверь, уже не могу удержаться, чтобы не заглянуть внутрь. В сети даже есть такое направление: «шарюсь по парадным». Но чтобы знать куда идти, лучше предварительно поискать информацию в интернете об интересных парадных и дворах.
Откуда же появилось это слово «парадная»?
Основную застройка центральных петербургских улиц составляют доходные дома. Это многоквартирные жилые дома, которые строились для сдачи квартир в аренду. В доходном доме можно было снять как целый этаж, так и отдельную квартиру. Нередко арендаторы квартир затем сдавали комнаты и даже «углы» в ней в субаренду.
Квартиры в таких доходных домах располагаются вокруг лестничной клетки, коридора или галереи. Каждая квартира, как правило, имела два выхода: парадный и на черную лестницу. Делалось это для того, чтобы какая-нибудь важная дама в кринолине не столкнулась на лестнице с кухаркой или другой прислугой.
Черной лестницей пользовались и жильцы, которые снимали скромные квартиры и «углы». Выглядели они примерно так:
Но иногда на черной лестнице совершенно неожиданно можно увидеть вот такое украшение:
Парадные подъезды (отсюда и название «парадная») предназначались лишь для состоятельных жильцов. Мраморные полы, ковровые дорожки, лепнина:
Богато украшенным был и парадный фасад доходного дома, выходящий на улицу:
Во внутренних дворах-колодцах мрачно и темно из-за недостатка света. Здесь в наибольшей степени ощущается Петербург из романов Достоевского. Кроме дворов, есть еще и глухие световые колодцы, куда не ведут двери. Лишь окна из кухонь или кладовок. В такой световой колодец можно попасть только из дома, сюда нет входа даже из двора.
Такими доходные дома были до революции. А потом — длинные коммуналки, обшарпанные двери и увядающие парадные. Всё это можно увидеть и сейчас:
На улицах Петербурга дома тесно примыкают друг другу. Земля в городе была дорогой, домовладельцы старались застроить весь свой участок, отсюда такая плотность застройки. Дома, флигели, хозпостройки соединялись друг с другом, образовывая дворы-колодцы.
За роскошными фасадами домов многие не замечают эту очень важную часть города. А ведь дворы Санкт-Петербурга — это уникальное явление. Они давно стали одним из символов города. Каких только нет: прямоугольные или круглые, просторные или совсем узкие, с граффити, мусорными баками, развешенным бельем или ухоженные и зеленые:
Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге сохраняют ни с чем несравнимую архитектуру города и остаются немыми свидетелями прошедшей эпохи.
Есть очень красивые дворы, как, например, в Толстовском доме. Он расположен по адресу наб. Фонтанки 54 (ул. Рубинштейна, 15–17) и занимает целый жилой квартал с великолепной внутренней планировкой. «Толстовским» этот доходный дом называют по фамилии его владельца — графа Михаила Павловича Толстого.
Проезды с Фонтанки и Рубинштейна оформлены высокими тройными арками ренессансного типа. Дом имеет 3 двора-колодца с арками, украшенными лепниной и фонарями.
Каждый двор имеет свою атмосферу и хранит свою историю. А еще легенды, загадки, тайны… Дворы скрывают от посторонних глаз удивительные, порой мистические места.
Вот, например, Ротонда на Гороховой, 57:
Этот дом с портиком на главном фасаде был построен в 1780—1790 гг. для купца Яковлева. В 1856 году в угловой части здания была сооружена круглая лестница («ротонда») с верхним освещением, ставшая особой приметой этого здания. Попасть сюда можно со двора. (На двери указан телефон, по которому необходимо позвонить и вам откроют. Вход платный, но чисто символический). На первом этаже — вестибюль с шестью колоннами, на втором — лестница плавно огибающая ротонду, на третьем — вертикали пилястр, завершающиеся куполом.
По легенде, «Дом с ротондой» был местом встреч петербургских масонов, где они проводили ритуал посвящения. Позже Ротонда стала культовым тусовочным местом для молодежи 1980–1990-х гг.: здесь собирались бунтари и неформалы, хиппи и рокеры.
Бытует мнение, что Ротонда обладает паранормальными свойства, вплоть до возможности выйти в четвёртое измерение. А еще говорят, что если правильно сесть на ротондовском тупичке, то можно увидеть тень от седьмой колонны, а ведь их всего шесть. Кроме того, есть поверье, что по лестнице Ротонды в Петербург спустился сам Дьявол. Одним словом, мистикой и легендами это место преисполнено.
Как и «Двор духов» на Васильевском острове. Двор, расположенный по адресу, который нельзя произносить вслух. Да-да есть и такая плохая примета. Из-за этого возникает путаница в адресах, кто-то говорит, что это и есть «Двор духов», а другие скажут, что это вовсе не он. Таинственный двор постоянно меняет свой адрес и словно ускользает от тех, кто пытается его найти. Но я вам подскажу:
Вот так выглядит фасад дома, в котором и расположен один из самых маленьких дворов-колодцев. Легенда гласит, что когда-то в этом дворе из окна выбросилась женщина и теперь её дух благоволит всем, кто сюда приходит. Если, подняв голову, посмотреть на небо за железной решеткой и загадать самое заветное желание, то оно непременно сбудется.
А еще считается, что двор открывается только тем, кому действительно это нужно. Мне двор открылся, но загадывать заветные желания совсем не хотелось. Оказавшись в мрачном каменном мешке, мне стало жутко и единственное, чего хотелось это поскорее отсюда выбраться. Высокие серые стены с крохотными окнами давили своим равнодушием и непобедимостью, воздуха не хватало, и отчаянно хотелось бежать прочь. К яркому согревающему солнцу и голубому высокому небу.
Кстати, о небе. Вы замечали, что небо в дворах-колодцах особенное? Поднимаешь глаза и получаешь в подарок его маленький кусочек. А еще оно будто бы обрамлено картинной рамкой, порой очень даже замысловатой формы:
Это был рассказ о Непарадном Петербурге, но возможен ли город без привычных классических достопримечательностей? Я первая скажу: Нет! Потому что я никогда не смогу отказать себе прогуляться по многоликому Невскому проспекту или по ночной Дворцовой набережной, в несчётный раз полюбоваться памятниками архитектуры и знаменитыми мостами.
Я лишь призываю вас не ограничивать себя, и тогда вы непременно увидите что-то новое, интересное, занимательное. Не бойтесь свернуть с проторенных туристических троп, заглянуть за угол, во двор, парадную.
Пройдитесь по узким петербургским улочкам, заблудитесь в лабиринте проходных дворов, полюбуйтесь на роскошные фасады доходных домов, загляните за закрытые ворота и запертые двери, поднимитесь по парадным и чёрным лестницам, взгляните на город с высоты питерских крыш. Ведь Петербург — город неисчерпаемый, и самым смелым и любознательным он непременно приоткроет свои тайны и преподнесёт приятные сюрпризы.
(При подготовке рассказа использованы материалы с сайтов интернета. В названии — строка из песни группы «Пикник» — «Здесь живут дома-колодцы»).