Вторая встреча
Знает больше, не тот, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил (армянская народная мудрость)
Пандухт (странник) пандухта поймёт (армянская народная мудрость)
«Не корысти ради, а токмо волей пославшей мя … Qatar Airways» крутилось у меня в голове, немного шальной от бесконечного, невероятно насыщенного событиями дня, когда сразу после полуночи мы очутились в ереванском аэропорту «Звартноц».
Казалось, что всё это было в прошлой жизни, тогда как это было только сегодня. Рано утром, почти ночью, в половине пятого, мы разбудили спавшую в комнате рядом со стойкой девушку, менеджера геста в тайском городе Чианг Май, обещавшую нас доставить в аэропорт. Так начался этот день.
Потом был шестичасовой перелёт катарскими авиалиниями в Доху и полный световой день, проведённый в этом городе, об экскурсии в котором, организованной Qatar Airways, я поведал в своём предыдущем рассказе.
Далее вездесущая Qatar Airways доставила нас из Катара в Армению, попросив на это дело ещё два с половиной часа нашего внимания. На часах было двадцать минут первого ночи, когда в ереванском аэропорту, с улыбкой старого друга на лице, нас встретил Размик, удивительно интеллигентного вида мужчина, хозяин квартиры арендованной незадолго до этого через сервис arbnb.
Он недавно вышел на пенсию, и теперь всё своё свободное время посвящал встречам многочисленных гостей, приезжающих в Армению, желающих узнать и полюбить эту страну.
Помогает ему в этом благородном деле жена Мая, с которой мы познакомились позже, в поездках по разбросанным по всей стране армянским монастырям. Безусловно, для них это был бизнес, но делали они свою работу с такой любовью и так душевно, что через несколько дней мы прощались с ними, не как с честно отработавшими свои деньги гидами и отельерами, но добрыми друзьями.
Чуть больше трёх лет назад я провел в Армении шикарную неделю. Тогда с коллегами, выбрав в качестве штаб-квартиры Ереван, мы смотрели древние монастыри, уезжая из столицы утром и возвращаясь к вечеру, о чём я отчитался на Туристере (будучи новичком) простенькими альбомчиками.
Программа нынешнего пребывания в Армении была ровно такой же, как и в тот раз. У нас на Армению осталось только четыре дня. Шла третья неделя путешествия, позади были десятки буддистских храмов Чианг Мая и Луангпрабанга, сплав по реке Меконг, день, проведённый в Дохе. Недостаток времени и эмоциональная усталость не позволили расширить географию поездок по Армении великолепным Татевом или храмами Арцаха.
Но и увидели немало, и эта встреча, подготовленная предыдущим опытом и новыми знаниями, стала более ценной и более осмысленной. Как всё было хочу поделиться.
Но, должен сразу предупредить, что дальше будет иного мифов, без них никак нельзя. Все они вытекают из самого главного мифа, в который поверили и который приняли миллиарды. Этот миф о том, как Бог принял обличие человека и дал себя распять, чтобы искупить, тем самым человеческие грехи. И главный миф, и все последующие стали реальностью, как минимум в сознании тех, кто в это верит.
А мне же остаётся хоть немного погрузиться в тему распространения и торжества христианства, проследить ход связанных с этим событий, вымышленных или реальных, которые протекали когда-то на древней армянской земле.
Хор Вирап
Страдания дали скалам — те не выдержали, тогда отдали их человеку (армянская народная мудрость)
Мы медленно спускаемся вниз по отвесной лестнице, проём достаточно узкий, лестница немного качается, но страха нет.
Я уже был в этой яме и знаю, что там тепло и сухо. Не то, что когда-то.
«И… он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении». «Житие и история святого Григора» Агатангелос (V век)
Ещё немного, и под ногами земля. Над головой полукругом собираются закопчённые стены.
Рядом с лестницей небольшой алтарь с почерневшим от времени хачкаром. Нам повезло, других посетителей в яме нет, мы стоим в суровой тишине, стараясь прочувствовать святость этого места.
История хрестоматийная, она о том, как Армения стала первым христианским государством на Земле. При дворе языческого царя Трдата III нашёлся иноверец, христианин Григор, он отказывался поклоняться языческим богам, открыто заявляя о своей принадлежности к новой вере.
Жестокий Трдат III подверг несчастного ужасным истязаниям, а затем приказал бросить Григора в глубокую яму («хор вирап»), наполненную ядовитыми змеями и кусачими насекомыми. Бросить, умирать.
Григор не умер, он провёл в зловонной яме целых 13 лет. Он выжил за счёт силы своего духа и благодаря помощи доброй женщины, тайно кормившей его.
А злобный языческий царь Трдат III все эти годы продолжал гонения на христиан, массово уничтожая их. Один раз по его приказу были зверски замучены и убиты 37 римских дев-христианок, решивших искать в Армении убежище от религиозных (и не только) преследований Рима.
Среди них была невероятной красоты девушка Репсимэ, и её наставница Гаянэ. От содеянной последней жестокости царь Трдат III сошёл с ума, как говорили тогда, стал «свиноголовым», приняв тем самым звериный облик.
«…когда царь (Трдат) сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзительным бесом. И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам себя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них отправился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело. Хотя и [люди] пытались удержать его в городе, но не смогли, во-первых, из-за [его] природной силы, и во-вторых, [так как] была еще и сила бесов, вселившихся в него». «Житие и история святого Григора» Агатангелос (V век).
И тогда сестре царя было видение: «Вы не исцелитесь от постигшей вас-ка¬ры, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григором. Он придет и откроет вам лекарство исцеления от ваших недугов».
Узника Григора выпускают из темницы. Он сначала хоронит тела Рипсимэ и других замученных христианок. А потом исцеляет Трдата, который пораженный случившимся, решает принять христианство.
Григор 6 января 301 года крестит царя и весь его двор на реке Арацани, притоке Евфрата. Армения становится первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, а Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) входит в историю как первый глава Армянской Апостольской Церкви.
Очень логично начать своё знакомство с Арменией именно с этого места, где во времена античности и раннего Средневековья на холме, на левом берегу реки Аракс, располагался город Арташат — одна из столиц Древней Армении.
На месте, где когда-то находился царский каземат, уже несколько столетий располагается храмовый комплекс Хор Вирап.
В храме две церкви. Первая — церковь Святого Геворга, построенная в 642 году, как раз над той самой ямой, где был узником первый армянский католикос.
Вторая церковь стоит совсем рядом, она, построенная в конце 17-го века, считается главной в храмовом комплексе и носит имя Святой Богородицы.
Храм окружен крепостной стеной, к которой примыкают кельи, хранилища, гостевые дома, хозяйственные постройки.
От Еревана до монастыря Хор Вирап совсем недалеко, всего километров 40. Но ещё ближе до турецкой границы, она совсем рядом, в нескольких сотнях метров.
Пограничная инфраструктура видна невооруженным глазом: дорога, столбики, вышки.
С этой стороны граница охраняется совместно армянскими и российскими подразделениями. Если внимательно посмотреть вдаль, то на той стороне Аракса можно увидеть турецкое поселение с возвышающимся над ним минаретом.
А ещё говорят, что с высоты Хор Вирапа открывается изумительный вид на Арарат. Но для этого нужна ясная погода.
Увы, я уже здесь второй раз, но всё тщетно — Арарат мне так и не показался и был в привычной для себя дымке.
Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаяне
Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю (армянская народная мудрость)
Вдохновлённые трагичной историей несчастных девушек христианок пришедших в ещё языческую Армению и нашедших здесь свою погибель, мы не могли не посетить эти две церкви.
Одна из них — церковь Святой Рипсиме — находится в 15 километрах от армянской столицы, на въезде в город Вагаршапат, и является частью Эчмиадзинского монастыря.
Именно здесь покоятся мощи святой Рипсиме, безвинно казнённой из-за своей красоты и своей веры.
Легенда гласит (я предупреждал, мифов будет много), что Рипсиме была невероятно прекрасна, и покоренный её красотой римский император захотел взять ее в жены. Красавица отказала ему и, спасаясь от гнева его, сначала укрылась в Александрии, а потом с подругами под началом настоятельницы Гаяне, отправилась в Армению.
Увидевший её и воспылавший тем же неистовым чувством царь Трдат III тоже сделал предложение Рипсиме стать его женой и заодно царицей Армении, но и он услышал твёрдый отказ, что принадлежит Репсиме не ему, а Христу. После этих слов обезумевший царь Трдат III и совершил тот свой страшный поступок.
Сразу после мученической смерти Рипсиме, на месте её могилы была поострена часовня, ставшая объектом паломничества вновь обращённых христиан.
А уже в 7-м веке католикосом по имени Комитас I была воздвигнута эта церковь.
Архитектурный стиль этого храма (центрально - купольная система и особенно наружные ниши) был признан в качестве эталона армянского религиозного зодчества и позже был многократно повторён как на территории Армении, так и всего Закавказья.
Вторая церковь, в память о мученице Гаяне, погибшей за становление христианской веры, построена уже на месте её могилы, также взамен изначальной часовни.
Церковь Святой Гаяне легко видна от собора Эчмиадзин.
Там на окраине монастырского комплекса есть старое кладбище, которое почти вплотную и подходит к территории этой церкви.
Зашли туда и мы, прикоснулись к истории, и заодно отдали дань памяти добродетельной Гаяне.
Монастырь Эчмиадзин
Есть человек — тысячи людей стоит, а есть человек и одного не стоит (армянская народная мудрость)
Город, в котором находится монастырь и собор Эчмиадзин, называется Вагаршапат. Он находится в километрах 20- 25 от центра Еревана.
Приехав в Эчмиадзин, не старайтесь сразу попасть в собор, пройдитесь сначала по его обширной территории. Ведь это святое место, сравнимое с Ватиканом, а может даже и с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
Монастырь этот один из древнейших христианских монастырей мира, основан в 303 году самим Григором Просветителем. Главный собор построили в 7 веке, а его внутреннее убранство относится к 17-му веку.
Для армянского народа Эчмиадзин уж точно особое место, религиозный центр армянской апостольской церкви. Резиденция католикоса всех армян — духовного армянского лидера, тоже там находится.
Так что не спешите, погуляйте по территории монастыря, немного напоминающей парк.
Понаблюдайте за людьми (в Эчмиадзине всегда многолюдно), подойдите к древним хачкарам с искусной резьбой.
Не стесняйтесь, загляните в храмы Эчмиадзина, есть шанс попасть на религиозную церемонию.
Понаблюдайте за происходящим действом, это интересно.
Это не только культура народа, для армян их вера, это национальная идентичность, всегда помогавшая им выжить в вековом противостоянии с соседними народами. Выжить, и сохранится как этнос.
А вот и главный собор Эчмиадзина, его реконструкция перманентное состояние.
Во всяком случае, между моими визитами сюда прошло больше трёх лет, а собор и тогда стоял в лесах, в лесах он и сейчас. Наверное, это главная стройка страны.
Ну что, теперь готовы зайти? Уверены? Ведь там внутри увидите такое, отчего у слишком впечатлительной натуры может случиться расстройство рассудка. В главном Кафедральном соборе Эчмиадзина собраны невероятные святыни, да ещё в таком количестве, что хватило бы на несколько десятков монастырей. Ведь только частей Креста, на котором был распят Иисус Христос, в Эчмиадзине, вы не поверите — три!
А ещё там мощи Святых, которым поклоняются во всём христианском мире, кусок Ноева ковчега, копье Лонгина.
Теперь вы понимаете, почему Эчмиадзин и Храм Гроба Господня считают святыми местами одного уровня.
Да вот сами посмотрите, в этом окладе хранится фрагмент Ноева ковчега, его в Эчмиадзин в 318 году доставил армянский патриарх Иаков Низибинский.
Кстати, небольшой кусочек от него католикос Семен Ереванци (Ереванский) подарил Екатерине II в знак уважения к Русской Православной церкви, тот кусочек сейчас хранится в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.
Или правая рука, символ благословления, своеобразная рака, в которой хранятся святые мощи.
Но лично меня поразила, возможно, главная святыня Эчмиадзина — Копье Судьбы или Копье Лонгина, да, то самое, которым римский легионер Лонгин пронзил Христа, чтобы избавить распятого от мучений.
После моего первого приезда в Армению, когда я впервые услышал эту историю, воодушевленный и возбуждённый, я много об этом читал разного и противоречивого. Но, давайте поговорим об этом в следующий раз, совместив с рассказом о монастыре Гегард. Тема эта жутко интересная, но на сегодня мифов хватит.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия