Тайские храмы, такие похожие и такие разные
Тайские храмы я всерьёз не воспринимаю. Для меня каждый из них это такой весёлый яркий городок, в котором обитают персонажи добрых сказок. Там много позолоты и замысловатых узоров, много страшных неземных чудовищ, призванных приводить в дикий трепет, но вызывающих только улыбку. Там ступы с прахом, статуи Будд, богато декорированные наличники окон и дверей и сложные многоступенчатые крыши.
Говорят в Таиланде тысячи храмов, в Чианг Мае и окрестностях сотни, мы же посетили несколько десятков. Часто заходили в те, что просто попадались по пути, но чаще по наводке, в самые известные или необычные.
Храмы в Чианг Мае находятся в жёсткой конкурентной борьбе, «рынок храмовых услуг» настолько высококонкурентный, что участникам этого рынка надо сильно постараться, чтобы выделиться из толпы и привлечь к себе внимание. Согласен, предыдущее высказывание выглядит несколько вульгарным, но говорю это не со зла, и со стороны это выглядит именно так.
Ну, вот смотрите. Некоторые из них раскрученные и очень популярные, у них много прихожан и туда проложены основательные туристические тропы. В таких храмах всё поставлено на коммерческий поток: деньги за вход возьмут, и верёвочку на руку повяжут и продадут чего-нибудь по своей тематике.
Но главные поступления, как я понимаю, это пожертвования, и тут уже в основном от местного населения, которые в своей массе очень религиозны и храмы посещают регулярно.
Тем более, что на их территории могут находиться и школы, и больницы, и похоронные конторы с собственными крематориями, или что-то совсем неожиданное как-то массажные салоны.
Жизнь других тайских храмов не такая бурная, а напротив чересчур тихая и спокойная, проводимая монахами в молитвах и постижении учения Будды. Но и для такого умиротворённого хода событий нужны деньги и они поступают в виде всё тех же пожертвований от прихожан, а возможно и в виде прямого или косвенного финансирования тайского государства.
Тайские буддистские храмы или ваты (как их называют в Таиланде) в своём невероятном разнообразии имеют общие черты и закономерности. На территории почти каждого вата можно обнаружить некий набор строений, выполняющих ту или иную функцию.
Давайте сделаем так, предлагаю посетить наиболее примечательные храмы Чианг Мая, расположенные внутри квадрата старого города, и посмотреть, что их объединяет, и чем они отличаются друг от друга. В дальнейшем мы расширим своё исследование храмами, расположенными за пределами городской черты и даже доберемся до другого города Чианг Рая.
Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang) — храм Большой Ступы
Не буду сильно оригинальным, если поставлю этот храм под номером один в своём рейтинге самых посещаемых храмов Чианг Мая. Логично начать именно с него, потому, как и правда, он очень известный, очень почитаемый, да ещё и находится в самом центре старого города.
Кстати, при кратковременном проживании в Чианг Мае рекомендую выбирать гесты внутри старого города, ведь классно быть в центре событий и иметь основные достопримечательности в пешей доступности. Вот и полуразрушенную чеди Луанг мы видели прямо из окна нашего второго геста.
Не забывайте, что мы ищем то, что объединяет все ваты между собой. Таким объединяющим началом можно смело назвать чеди, которую также называют ступой, иногда пагодой.
Ещё я слышал термин пранг, но давайте остановимся на чеди. Это такая башня в виде устремлённого вверх колокола увенчанного шпилем. Изначально чеди служили местом для хранения священных мощей Будды или частиц его праха, а также праха местных правителей и выдающихся монахов. Также под чеди могут быть захоронены буддистские реликвии, как правило, принадлежащие набожным королям и монахам. Очевидно, это самая главная постройка буддистского монастыря, а все остальное — сопутствующая инфраструктура.
Конечно, буддистская философия придала этим сооружениям смысловую нагрузку, определив их как точку, где соприкасаются небо и земля, и что форма чеди представляет собой космическое тело Будды, и, следовательно, достойно поклонения.
В нашем храме чеди старая и высокая, а была бы очень высокая, если бы не землетрясение.
Храм начали строить в конце 14-го века, тогдашний король королевства Ланны планировал захоронить под чеди пепел своего отца, но и сам не дожил до конца строительства. Храм был окончательно построен только во второй половине 15-го века, строили долго, но получилось монументально: высота чеди — больше 90 м, диаметр 54 метра. Это было самое крупное сооружение в королевстве Ланна. В 1545 году землетрясение (по другой версии молния) разрушила верхние 30 метров чеди, так она и стоит с тех пор в полуразрушенном состоянии.
Рядом с чеди растёт высокое дерево, оно очень старое, а раз это так, то тоже святыня, как и все старые деревья в Таиланде.
Рядом с чеди расположено строение, называемое бот (ещё я встречал термин Ubosoth), это очень важное здание каждого буддистского храма, располагаемое, как правило, в центре вата.
В этом здании находятся самые почитаемые статуи Будды и проходят основные торжества, в том числе посвящение в монахи. Интерьер бота был просто роскошен: потолок и стены украшенные росписями на буддистскую тематику, резные окна и двери.
Напротив главного входа, как это и полагается, расположилась главная статуя Будды, перед которой происходило богослужение. Мы зашли вовнутрь и провели там немало времени, наблюдая за происходящим.
Но самое интересное нас ждало за пределами бота. Позади основного здания храма есть храм поменьше, он называется Ват Лак Муак.
Мал золотник, да дорог. С этим храмом связана одна удивительная тайна достойная вашего внимания. Внутри его, в стеклянной витрине мы увидели тело мастера медитации по имени Acharn Mun Bhuridarto.
Он достиг состояния самадхи, той стадии просветления, которую считают последней, подводящей человека к состоянию нирваны. То есть тело его вроде как живое, а сознание бродит где-то в других мирах.
Вообще это за гранью моего понимания, ничего вразумительного я по этому поводу сказать не могу, разве что напомнить про свое посещение Иволгинского дацана в Бурятии, в котором хранится нетленное тело Хамба ламы Итигэлова, если хотите, почитайте тот мой рассказ, вообще это интересно.
В этом храме похожий случай, и вроде как живое нетленное тело присутствует, но я в этом не уверен, что-то очень похоже на восковую фигуру.
А вот при выходе из храма, в котором возможно хранится мистическое чудо, столкнулись с чудом абсолютно реальным.
Такого толстого тайца ни до, ни после, мне встречать не приходилось, а тут монах. И как такие размеры соотносятся с монашеской жизнью, полной лишений и воздержания вообще не понятно.
Перед тем как покинуть территорию храма Ват Чеди Луанг посмотрите на статуи Лежащего и Сидящего Будды.
Они расположены рядом с храмом Ват Лак Муак. Пока комментировать не буду, сделаю это на территории другого храма, думаю, нам следует разобраться со статуями Будды, подчиняется ли их внешний вид, количество, расположение, каким-либо правилам или нет.
Ват Пра Сингх (Wat Phra Singh) — храм Будды Льва
На второе место поставлю этот храм на том основании, что он самый типовой. Именно так, обычный большой буддистский храм Северного Таиланда, очень похожий на своих собратьев.
При этом он очень популярный, там всегда много посетителей. Всё дело в его расположении. Храм Ват Пра Сингх также находится в пределах квадрата старого города, в конце улицы Phra Singh, которая в свою очередь плавно вытекает из Ratchadamnoen Road.
Кто был в Чианг Мае, подтвердит, что последняя одна из центральных улиц старого города, пересекающая его с запада на восток. Оба наших геста находились на Ratchadamnoen Road и мы, соответственно, постоянно по ней фланировали, периодически заходя на территорию Ват Пра Сингх, часто просто так, посидеть на лавочке, отдохнуть.
Там очень красиво и комфортно, а ещё повсеместно установлены таблички с умными высказываниями, кои мы читали и внимали.
Ват Пхра Сингх храм старинный, намного старше предыдущего. Он был построен в 1345 году правителем королевства Ланна тех лет династии Mangrai, по имени Pha Yu. Он тоже возжелал строительством храма увековечить память своего отца и захоронил его прах под чеди, стоящей сразу за молитвенным залом.
Однако, храм выглядит совсем новым, его существенно реконструировали в 1920-м году, да и потом постоянно поддерживают в идеальном состоянии.
Зашли в бот, главный молельный зал, вход в который для иностранцев платный, нужно кинуть купюры в ящик для пожертвований, стоящий при входе.
В одном из зданий на территории Ват Пхра Сингх хранится известная статуя Будды Пра Сингх, что значит «Будда в позе льва». И вот здесь было бы очень уместно поговорить о скульптурах и изображениях Будды в буддистских храмах.
Как известно, в буддизме нет Бога, но есть Будда, который личным примером показал путь достижения нирваны.
Есть ли некие четкие предписания изображения Будды? На мой дилетантский взгляд нет. Общие подходы и закономерности, конечно, есть, но вот строгих канонов, как это принято, например, в православии, как мне кажется, нет.
Ну, вот взять хотя- бы позы Будды. Иногда Будда благочинного назидательного вида, но чаще сидит и медитирует позе лотоса.
Частенько Будда просто лежит, спокойно и расслабленно, как какой-нибудь лентяюга Обломов.
Комплекция тоже не регламентирована строгими правилами. Некоторые из фигурок тщедушны и худосочны, а иные, напротив, весьма упитанны (посмотрите на изображения Будды из предыдущего храма).
Цветовая гамма? Здесь более определённо, изображения Будды, как правило, окрашены в различные оттенки желтого, оранжевого или золотистого. Но бывают и абсолютно радикальные цвета — изумрудный, мокрого асфальта или белоснежный.
Бывает, что на Будду надевают тряпичные одежды, подобные одеянию монахов нарядного оранжевого или золотистого цвета.
Тут вот ещё, какой вопрос. Не очень понятно, какого Будда пола. Ну, вроде как мужчина, но всмотритесь внимательнее в его лица, там явно угадывается что-то женоподобное, причём не в лучшем смысле этого слова. Такое слащавое личико, какое можно увидеть в комедийных фильмах, когда мужик переодевается в женское обличье.
Но, несмотря на такие либеральные подходы к изображению Будды, в буддистских храмах действую очень строгие правила поведения, обязательные для всех. Вот некоторые из них. При входе практически во все помещения храма необходимо снимать обувь, сначала это немного напрягает, но после энного храма идёт на автомате.
До статуи Будды нельзя прикасаться, обниматься с ней, делать селфи. Ни в коем случае нельзя показывать на статую или изображение Будды ногой и желательно держать ступни ног (нечистую часть тела) в противоположную от него сторону (вот как это делают монахи на фотографии и ни в коем случае как та тайская тетка).
А ещё важно не располагать свою голову выше головы изображения Будды, чтобы не показать тем самым, что ты (простой смертный) выше его (на миниатюрные фигурки, наверное, это правило не распространяется).
На что ещё надо обратить внимание в храме Ват Пра Сингх? Можно внимательно рассмотреть восковые фигуры монахов, установленные в молельных помещениях.
А вдруг это и правда мумифицированные тела, как думают некоторые? Смотреть можно, трогать нельзя!
Кстати, на территории этого храма очень много и обычных монахов, всюду перемещающихся в своих оранжевых одеяниях.
Это и не удивительно, в состав храмового комплекса входит монастырь, где монахи живут, постигают учение Будды (в том числе, в красивом высоком здании библиотеки, в котором хранятся священные тексты) и выполняют свои монашеские обязанности.
Ват Чианг Ман (Wat Chiang Man)- один из самых старых храмов города
Напоминаю, что этот рассказ посвящен некоторым известным храмам, расположенным в квадрате старого города, ограниченный 700-летним рвом. Начиная с 13-го века, древние правители украшали Чианг Май — столицу королевства Ланна, многочисленными храмами, демонстрируя тем самым свою власть и своё богатство.
Эти храмы не только сохранились до нашего времени, но и являются центром тайского образа жизни, многочисленными мостиками между современной жизнью и традициями предков.
Храм Ват Чианг Ман основан в 13-м веке, когда начинал строиться и сам Чианг Май. Поэтому он претендует на роль самого старого храма города. Территория храма Ват Чианг Ман небольшая, но очень живописная.
Сразу обращает на себя внимание — Чанг Лом Чеди (Chang Lom chedi). Это самая старая постройка храма и скорее всего и самого города.
Эта ступа со слонами создана в стиле, который возможно пришёл из Шри-Ланки. Она не такая большая, как Чеди Луанг, но выглядит невероятно привлекательно. От неё просто исходит дух старины, такой манящий.
За чеди, в водоёме с лотосами стоит Ho Trai -хранилище священных писаний.
Очень характерная для многих ватов постройка. Это библиотека храма, как правило, это богато декорированное строение небольшого размера, которое традиционно устраивают на небольших сваях, иногда посреди водоема.
Познакомимся ещё с одной обязательной постройкой тайского вата — зал проповеди, называемый вихарн.
Также как и бот вихарн используется для хранения изображений Будды, там происходят религиозные церемонии, но в отличие от бота, он всегда открыт для каждого посетителя. Поэтому это самое посещаемое сооружение вата.
В вихарне храма Ват Чианг Ман хранятся два оригинально исполненных изображения Будды — Мраморный Будда и Кристальный Будда.
Завершу свой сегодняшний рассказ небольшой прогулкой по храму Wat Lok Molee. Он не внутри квадрата, за пределами рва, но совсем рядом от старого города, фактически на границе. Чтобы не забыть покажу его сейчас.
Территория этого храма совсем небольшая, но достаточно живописная. Вот не скажу, чем он особо примечателен, но будем считать так. Это один из многих храмов Чианг Мая, которые можно встретить по пути.
Вот такова моя попытка как-то представить храмы Чианг Мая, которые мы посетили, и найти общие черты в их разнообразии. Но имейте в виду, есть ещё в Чианг Мае невероятное крутые храмы, слава о которых идет далеко за пределы этого города, как и всего Таиланда. Они очень необычные и безумно популярные. Так что с храмами Чианг Мая не прощаемся, в следующий раз тоже про них.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия