12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»
Продолжаю последовательно.
23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)
Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.
С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото
С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова
С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости
А к юго-востоку — видим Зимний дворец.
Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.
Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.
Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.
Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.
Но мы сворачиваем вправо и отсюда начинается Адмиралтейская набережная- где первым зданием -будет Адмиралтейство — на фото
Немного пройдя увидим небольшой памятник Петру Первому — «Царь-плотник».Скульптура работы Бернштама была впервые установлена в 1910 году. Современный памятник -это копия оригинала, уничтоженного в 1918 году, а нынешний установлен в 1996 году.
Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.
Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.
Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото
Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.
Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.
С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото
И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.
Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.
Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь.
И где опуститшь ты копыта?
О Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
писал о нем А. С. Пушкин.
Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.
Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.
Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.
Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.
Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- " Пока я на месте, моему городу нечего опасаться." И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.
Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.
За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад
Здесь много летом красивых цветочных клумб
Все это выглядит очень красиво на фоне Исаакиевского собора.
Исаакиевский собор — самый известный и крупный храм Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значимых и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют.
Храм является четвертым по размерам христианской святыней — уступая только — римскому собору Святого Петра, лондонскому собору Святого Павла и флорентийскому собору Святой Марии.
Высота храма 101 метр, площадь составляет 4000 квадратных метров и вмещает собор 12 тысяч человек.
Петр Первый родился 30 мая — в день святого Исаакия Далматского — византийского монаха. В его честь и построили первый деревянный собор в 1710 году- в этом соборе и венчался Петр Первый с Екатериной Первой.
Позже в 1717 году начали возводить каменную церковь, но вскоре ее разобрали. Следующим собором стал Исаакиевский храм построенный при Екатерине Второй в 1768 году, но вскоре храм сильно обветшал и после победы над Наполеоном — император Александр Первый (внук Екатерины Второй) решил возвести новый собор. Император остановил свой выбор на проекте француза Монферрана. Строительство было начато в 1818 году и продолжилось 40 лет.
Исаакиевский собор, как практически все православные храмы пятиглавый. На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло более 100 килограммов червонного золота. При строительстве храма использовалось 43 породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены которые местами достигают ширины 5 метров- серым мрамором.
Заходим внутрь собора.
Такого разноцветий мрамора вы больше нигде не увидите!
Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня.
Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе», работы Брюллова и Васина. Под куполом на стальном троссе висит серебрянный голубь, символизирующий Святой дух
Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французких мраморов и также поражают своим великолепием
А зеленые малохитовые колонны вы не забудете никогда!
Стены храма украшены белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира.
Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников. Храм украшают более 300 статуй и скульптурных групп. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовались 20 видов декоративных камней.
Колонны иконастаса облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.
В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа — Святой великомученице Екатерине, а слева — святому благоверному князю — Александру Невскому.
В стоительстве Исаакиевского собора участвовало 400 тысяч человек.
Собор обязателен к посещению!
Собор открыт с 10.30 — 18.00, выходной — среда. Билет для взрослых -250 рублей. Для пенсионеров, студентов и детей до 18 лет — 50 рублей
И конечно надо обязательно подняться на коллонаду собора, чтобы с высоты 43 метра увидеть весь исторический центр Петербурга. Я уже бывал на верху и на этот раз не стал подниматься.
Для посещения колоннады надо купить отдельный билет за 150 рублей (для всех категорий посетителей)
Коллонада открыта — с 1 мая по 31 октября с 10.30–18.00- ежедневно.
В период белых ночей (с 01 июня и до 20 августа) коллонада открыта ежедневно, кроме среды. — с 22.30 — 04.30, но стоимость в веченее время будет уже 300 рублей, а в ночное — 400 рублей.
Выйдя из Исаакивского собора вы оказываетесь сначала в Исаакиевском сквере — на фото.
Здесь с восточной стороны сквера — расположились две исторические гостиницы, которые примыкают друг к другу-это Англетер (на фото виден лишь еще небольшая часть слева) и гостиница Астория -на нижнем фото.
В Англетере (построена в 1845–47 годах) в этой гостинице останавливалась в 1921 году Айседора Дункан и в этой же гостинице в одном из номеров 28 декабря 1925 года оборвалась жизнь Сергея Есенина. Накануне в этом же номере он написал свое последнее стихотворение- «До свидание друг мой, до свидание.»
Гостиница Астория была построена в стиле неоклассицизма с элементами модерна в 1912 году, на месте бывшего особняка князя Львова. Во время Великой Отечественной войны в ней размещался военный госпиталь. Сейчас обе являются пятизвездочными гостиницами Петербурга.
За сквером начинается Исаакиевская площадь — одна из самых красивых в Северной столице.
В центре памятник императору Николаю Первому установленный в 1839 году по проекту Монферанна (скульптор Клодт).Монумент имеет всего две точки опоры.
За памятником Николаю Первому расположился в южной части площади Мариинский дворец (на фото) — построенный в 1839–1844 годах. Это был свадебный подарок Николая Первого его дочери великой княжне Марии.
Дворец был построен в классическом стиле и много раз перестраивался. Сейчас в этом здании проходят собрания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
В это же время был расширен, почти на 100 метров —Синий мост (на фото) через Мойку.
Его ширина стала в три раза больше длины. Это самый широкий городской мост и образует Мариинскую площадь.
Далее я прогулялся вдоль Мойки
А затем через центр и Невский проспект направился к своему хостелу (немного передохнуть)
Немного отдохнув я снова вышел из своего хостела (5 минут пешком) в районе городского Большого цирка -на фото-на набережной реки Фонтанки.
Ранее он назывался цирк Чинизелле и был построен в 1877 году. Билеты в цирк в то время были дороже чем в театр и представления имели большой успех. Цирк вмещал 5 тысяч зрителей.
В 2015 году цирк отреставрировали и он снова принимает зрителей.
Перейдя от цирка по мосту Белинского на другой берег Фонтанки я оказался у Симеоновской церкви — на фото
Построена она была при императрицы Анне Иоановны в 1731–1734 годах в стиле петровского барокко и до постройки Казанского собора именно здесь проходили самые торжественные богослужения.
В январе 1938 года церковь была закрыта, а ее имущество и убранство разграблено. Само помещение использовали как склад.
С 1996 года по 2013 здесь проведена капитальная реставрация и восстановленный храм освятил патриарх Кирилл.
Сейчас она открыта для посещения ежедневно с 10.00 до 18.00.
Я был как раз к моменту закрытия и в церкви кроме меня не было никого.
От Симеоновской церкви я направился к Музею Анны Ахматовой в Фонтанном дворе (идти всего 5 минут)- на юг по Литейному проспекту и главное здесь- не пропустить вход во двор (на фото)
Вход в музей осуществляется через арку дома номер 53 с Литейного проспекта.
Музей открыт с 10.30 до 18.30, а в среду с 12.00 до 20.00.Выходной понедельник. Цена билета 120 рублей, для школьников и пенсионров -60 рублей.
Музей был открыт в 1989 году к 100-летию со дня рождения Ахматовой.
Музей находится в коммунальной квартире номер 44 на третьем этаже, где поэтесса прожила почти тридцать лет, с перерывом на эвакуацию в Ташкент.
Именно здесь Ахматова пережила — расстрел первого мужа -поэта Николая Гумилева, гибель в ГУЛАГе второго мужа — искусствоведа Николая Панина и 10-летнее заключение своего сына — Льва Гумилева.
Стены коммунальной квартиры на Фонтанке помнят, что она чуствовала, когда их уводили навсегда.
Так под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей,
Я аукалась с дальним эхом
Неуместным тревожа смехом
Непробудную сонь вещей.
Анна Ахматова. Поэма без героя.
Музей небольшой, но вы сможете почуствовать обстановку 20–40 годов двадцатого века.
После осмотра я вернулся в хостел отдыхать, на следующий день я поеду на природу из Петербурга в Павловск, но об этом в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - "Из Санкт- Петербурга в императорский Павловск."
В данном отчете использовались материалы из интернета.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия