Предыдущие рассказы:
Древняя сказка — Армения. Часть 1. Гюмри — Ереван
Древняя сказка — Армения. Часть 2. Арарат — Хор Вирап
Древняя сказка — Армения. Часть 3. Нораванк — Арени
Древняя сказка — Армения. Часть 4. Путешествие в веках… Эчмиадзин
Древняя сказка — Армения. Часть 5. Гарни. Симфония камней
Как часто мы мечтаем? На эти вопросы каждый человек ответит для себя сам. Но в путешествиях, на мой взгляд, всегда есть место мечте — одной или сразу многим, и когда хотя бы часть их сбывается, счастью нет предела.
Так у меня было с Арменией. В далеком 2010 году, будучи еще студенткой, я увидела два фото, на которых были изображены красоты Армении. Первое фото — 2 хачкара, вырубленных прямо в скале, — настолько древние с виду (и по сути), что захватывало дух! На втором фото была темная пещера, стены которой были как будто из самого аскетичного черного камня, но испещренные резными узорами и барельефами.
Я не знала, где они находятся, кроме того, что в Армении. Но впечатление даже от фото было настолько сильным, что по прошествии почти десятка лет оно не забылось, а долго зрело в памяти, готовясь в нужный момент напомнить о себе.
И вот время пришло: мы с подругой в Армении, активно колесим по стране, впитывая в себя все новые и новые впечатления, ставя галочки посещения напротив самых знаковых символов и красот страны.
Честно говоря, те фото, увиденные в студенческие годы, хранились в памяти так глубоко, что целенаправленно не искала их наяву — просто наслаждалась достопримечательностями страны. Но, как выяснилось, подсознание — вещь непредсказуемая. Когда мы с нашим Арменом-таксистом ехали в Эчмиадзин, он рассказывал о стране и о том, что можно еще посетить. Так как у нас уже оставалось не так много средств, а еще меньше — времени, думали-гадали вместе с ним. Для удобства он дал нам припасенный в бардачке буклет с фотографиями и названиями мест, которые и создают ореол символов Армении: Севан, Татев, Нораванк, Гарни… страницы мелькали одна за одной. И вдруг мой взгляд зацепился за небольшой купол храма, в котором, по сути, не было чего-то сверхъестественного, кроме окружающего пейзажа: горы, нет, скалы, чуть присыпанные снегом, уходящие в глубокое ущелье… После Нораванка скалы вряд ли могли удивить, но у этих получилось. Но главное было не это: в числе нескольких фото комплекса в альбоме я узнала ту самую — первую и незабываемую — фотографию, на которой красовалась темная пещера с барельефами, а ниже располагалась надпись: Гегард. И уже на следующее утро, с трудом дождавшись назначенного часа, мы мчались по горным дорогам к мечте, которая оказалась общей и столь же сильной для нас обеих!
Как и в отношении всей страны, так и — тем более — в отношении Гегарда, который увидела только в альбоме, я не читала ни о чем заранее. Путешествие в разгар рабочего сезона — очень сложная затея, в первую очередь, морально: катастрофически не хватает времени даже продумать маршрут (что бы я делала без лучшей подруги!) и собрать накануне вещи, не говоря уж об изучении истории страны, что я так люблю делать именно заранее, обходясь уже на месте без гидов и лишних расходов… Но в таком спонтанном путешествии есть и очень большой плюс: не видя заранее фото и не читая отзывы, наяву ощущаешь все гораздо более остро и сильно, на 100% отдаешься чувствам, не сравнивая ни с чем, а именно познавая впервые, с чистого листа. Так я смогла пока только со Швецией и Арменией — двумя поездками, осуществленными именно в середине года, в нехватке времени на информационную подготовку. С Перу тоже так было, но частично, и это «частично» стало самым незабываемым, о чем не раз уже писала.
Гегард находится всего в 40 км от Еревана, но мы ехали к нему достаточно долго — по горным витиеватым дорогам с живописнейшими видами. Все это время я пыталась представить, каково там, но кроме нескольких фото из журнала Армена воображение не рисовало ничего. А потом выяснилось, что и не нарисовало бы никогда: так, как там, не бывает в нашем мире…
Именно здесь мы впервые в Армении увидели снег: в Ереване зеленая трава и солнце, в остальных городках и комплексах — тоже. А здесь — параллельная Вселенная.
Все дело в высоте — 1700 метров над уровнем моря! А-ля Мачу Пикчу… Если в Ереване воздух был свежим, который просто напрочь усыплял после недолгой прогулки и так же бодрил утром, то здесь он кристальный, прозрачный до молекул и такой же легкий… Хотя и высота небольшая, у нас при подъеме (всего несколько десятков метров) ко входу проявилась приличная одышка: все же разреженность какая-то есть. Сразу вспомнились не успевшие забыться летние перуанские ощущения. И как бы я ни любила море, так была рада возвращению в ставшую родной стихию. Все-таки горы — это навсегда…
Оставив нашего Армена и заранее извинившись за (мы уверены были) очень долгое хождение по комплексу, мы пошли навстречу мечте, не подозревая еще, к каким открытиям и чувствам она нас приведет…
У Гегарда много других названий: Гехард, Гегардаванк, Айриванк. Слово «ванк» с армянского языка переводится как «монастырь», «гегард» — копье, «айри» — пещера. Уже из названия можно угадать сложную и переменчивую историю этого места. Это место было почитаемо еще до принятия Арменией христианства. Здесь были пещеры, и в них бил чудодейственный святой источник. Согласно легендам, в IV в. именно здесь святой Григорий просветитель основал монастырь, который и получил название Айриванк (пещерный монастырь). Но в IX—X вв. монастырь не раз захватывался войсками арабского халифата, был разграблен и уничтожен. Ныне существующий комплекс относится к XII–XIII векам.
За время существования монастыря вокруг естественных пещер были вырублены сотни келий, в которых уединенно жили монахи. Правда, многие из них засыпало из-за землетрясений. Одну из таких каменных келий занимал и сам святой Григорий. Из-за этого первоначально монастырь назывался Айриванк («пещерный монастырь»).
Гегардаванк — дословно «Храм копья» — это название пришло уже в христианскую эпоху, связано оно с долгим нахождением здесь священной реликвии христиан — копьем Лонгина, римского легионера, который проткнул им тело Христа. Сейчас эта святыня хранится в столице католикоса всех армян — Эчмиадзине.
При подъезде к монастырю в глаза бросается белый крест. Думаете, маленький? Больше человеческого роста! Как его поместили туда — одному Богу известно, но он придает еще больший ореол святости этому месту.
Вход в комплекс является естественной границей реальности, дальше начинается какая-то сказка…
Монастырь с внешней стороны окружен скалами, а со стороны двора — жилыми и хозяйственными пристройками. В общем и целом он ничем не отличается от многих красивейших сооружений страны, если бы не одно, НО: многие его постройки и кельи монахов вырублены прямо в скалах! Это и делает его уникальным и самым-самым таинственным и прекрасным.
Комплекс насчитывает сразу несколько часовен и церквей, но главная церковь — Катогике — наиболее почитаемая. Она высится напротив неприступной скалы и сама наполовину в ней вырублена.
На фасаде церкви установлены ворота, украшенные великолепной резьбой. Тимпан украшен изображениями граната и винограда — армянских символов процветания и изобилия. Между сводом и внешней конструкцией изображены голуби — символы мира и добра, а над воротами — лев (символ княжеской мощи), напавший на быка.
Главная часовня была построена в 1215 г. под покровительством братьев Закаре и Иване, военачальников грузинской Царицы Тамары, отвоевавшей большую часть Армении у турок. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшимся наместником Закарянов и основателем Княжества Прошьянов. За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу — вторая пещерная церковь, родовая гробница, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX в.), а также многочисленные кельи.
Вот краткая история Гегарда. Но факты здесь вторичны… Главное место занимают именно эмоции, и их здесь не сдержать.
Вход в главный храм представляет собой небольшую нишу, пройдя которую, видишь массивную деревянную дверь, от резьбы которой теряется дар речи.
В горно-каменной Армении деревянные двери были настоящей роскошью, а уж резные, как хачкары, и подавно. Эта дверь изображает главную реликвию за всю историю Гегарда — то самое копье Лонгина, проткнувшее плоть Иисуса Христа. Оно хранится с точно таком же саркофаге, как и изображено на двери.
Внутреннее убранство храма более чем скромное — никаких икон, никакой штукатурки и украшений. Алтарь только и привлекает внимание — как и везде, большая икона Девы Марии с младенцем и свечи. Больше ничего.
Поначалу кажется, что храм горел — настолько темные стены, как в копоти. Но нет, это местный камень. Внешне кажется, что храм просто примыкает к скале, но зайдя внутрь, понимаешь, что он уходит глубоко в нее, разветвляясь на небольшие часовни и пристройки. Все они вырублены прямо в скалах, причем сверху вниз! Освещение здесь исходит только из отверстия в потолке, подобно римскому Пантеону, и из миниатюрных окон в массивных каменных стенах.
Отдельно стоит сказать про запах внутри храма: он волшебный! Свечи в Армении медовые — делают их из пчелиного воска и с добавлением меда, поэтому они распространяют не просто церковный аромат, но и особый запах, который я почувствовала только в Армении. А вперемешку с запахом истории это — уникальное сочетание! Ставятся они в песок, это тоже армянская особенность. Еще одна черта — нет четкого разделения, куда ставить за здравие и за упокой — главное, чтобы молитва была искренней.
Побыв в храме, мы увидели узкий и сразу незаметный проход в стене — дальше, вглубь. Оттуда доносился тихий плеск воды. Зайдя туда, мы не поверили глазам: тот самый святой источник, вокруг которого в IV веке и стал создаваться Гегард! Это церковь Авазан.
В полной тишине мы осмотрелись — язык не поворачивался произнести ни слова… Источник бьет прямо из каменной стены естественного происхождения, создавая небольшой резервуар, откуда можно попить и умыться святой водой, далее тоненькой струйкой уходит в подпол главного храма, теряясь из виду. В самом резервуаре на дне лежат десятки монет, брошенных после загадывания заветных желаний. Последовали этой традиции и мы…
Света здесь почти нет — помещение абсолютно без окон, и только сверху пробивается несмелый лучик через еще одно отверстие в потолке.
Это создано намеренно и является типичной отличительной чертой армянских храмов: ничего лишнего, только общение с Богом. И эта черта мне очень приглянулась: здесь чувствуешь себя действительно уединенно, нет ощущения помпезности и ритуала — только собственные мысли и разговор напрямую с Богом…
В центре стены установлен огромный хачкар, выполняющий роль алтаря, здесь же стоят емкости с песком для свечей, но свечей нет. От этого помещение кажется еще более таинственным и нежилым. Людей, кроме нас, тут не было…
В стене, примыкающей к каменному кресту, выдолблены 3 резные ниши. Здесь уже многие века возносят молитвы монахи, и эта энергетика не сравнится ни с чем!
Каждый сантиметр стен по периметру хранит многовековую историю, здесь просто колоссальное скопление настенных орнаментов и хачкаров, кажется, выцарапанных в твердой породе, а иногда и талантливо вырубленных. Они разные, и каждый по-своему уникален. Одно то, что их видишь почти в абсолютной темноте, повергает в шок — эмоции описать не смогу…
Здесь я впервые в жизни задумалась, стоит ли фотографировать вообще это место… Фотографией увлечена давно, не профессионально, но очень люблю искать красивые ракурсы для фото и создавать множество их на память, пытаясь зафиксировать каждый момент путешествия. А с тех пор, как стала писать рассказы о посещенных странах и городах, это приобрело и практическую необходимость — приятную и любимую. Но эта пещера, как и сам комплекс, не укладывалась в уже принятую тактику и привычку. Здесь бесполезно снимать: ни одна, даже самая профессиональная камера в жизни не передаст и сотой доли того, что видит здесь глаз! Это просто невозможно… Это нужно видеть только лично, иначе никак!..
Задумавшись об этом, стоя почти неподвижно у одной из каменных стен и приложив к резным древним камням руку, я могу поклясться, что оттуда шел какой-то заряд — било в руку что-то! Почти час я посвятила только этой пещерной комнате, не в силах уйти… И только спустя час заметила, что подруги рядом уже нет. Мы попросту потерялись, растворившись в этом историческом пространстве! Но, как потом выяснилось, обе этого не заметили… Здесь теряется счет не только времени, но и реальности — ее тут просто не существует.
С трудом собравшись с мыслями, я пошла к выходу и там заметила маленький проход в скалу, очевидно, снова к пещерам. Здесь уже интуиция победила, и снова шаг внутрь…
Этот шаг я запомню на всю жизнь, потому что он стал финальной точкой в исполнении той давней мечты, о которой писала в начале. Вот это фото, увиденное 8 лет назад! И это была явь…
Потом уже узнала, что это пещерная церковь Св. Аствацацин, где расположена усыпальница рода князей Прошьянов. На стене — скованные цепью львы и орел, держащий в когтях ягненка — герб Прошьянов.
Невозможно описать, что чувствуешь, когда сбывается мечта, которая почти десяток лет теплилась в сердце, заняв самый отдаленный его уголок. И вот она вырвалась наружу! А вместе с ней — слеза радости и восторженный вздох от уникальности и красоты этого места.
Более роскошных узоров сложно найти: побывав пусть не во всех, но в главных комплексах страны, мы с подругой отдали сердца и почетное место именно этому комплексу…
Казалось, сам Бог нас разлучил на какое-то время, чтобы оставить наедине с мыслями и чувствами, заглянуть к себе в душу, найти ответы на многие вопросы…
Многие спрашивают меня: «Зачем ты путешествуешь?», видимо, в том смысле, что почти все деньги уходят на это. А ответ — на фото: чтобы воочию увидеть то, что скрыто, понять многие вещи, перечислять которые сложно… Найти, понять и узнать себя, увидеть и прочувствовать красоту и многобразие этого мира… И рассказать об этом людям… Как-то так… И это понимаешь именно в таких местах, как Гегард…
После полумрака и черных каменных стен выйти наружу оказалось сложно. Гегард, как два разных мира — живых и мертвых, разделен пополам: снаружи он был просто залит солнцем!
Туристов по-прежнему не было, если не считать пары-тройки бекпекеров, что давало мощный карт-бланш для дальнейшего осмотра местности.
Все еще не найдя подругу, я попыталась обойти храм со стороны, и взгляд приковала огромная скальная стена, испещренная хачкарами с мой рост и на огромной высоте, куда вела узенькая лесенка и, похоже, находилась смотровая площадка.
Увлеченная осмотром красот, я увидела в крепостной стене (которыми окружен монастырь) небольшой проход. Любопытство взяло верх, и вот я уже прохожу сквозь стену, ставшую еще одними воротами в параллельный мир, возможно, уже третий по счету! На этот раз взору представились головокружительные горные пейзажи и ущелья, среди которых и расположен монастырь.
И туристов здесь тоже не было. Я видела летние фото и отзывы о Гегарде, где целая вереница людей стоит в очереди в пещеры, а такая же вереница ходит по самому комплексу. Именно поэтому зима в сравнении и уникальная, да еще и пейзажи такие, что никакого лета не захочется!
Вернувшись к главному храму, я отправила подруге смс, и мы-таки нашлись: оказались просто в разных пещерах в разное время. Вот неспроста там чувствуется искажение времени! Мистика во всем…
Встретившись и облегченно выдохнув, мы направились к отвесной скале с хачкарами, где молча созерцали, потом сумбурно делились впечатлениями и фотографировались. Это резное кружево не поддается описанию! Никогда не поверишь, что оно из камня, пока не дотронешься…
Стоя наверху и осматривая окрестности, я вдруг что-то почувствовала: какой-то мысленный порыв, который, как в пещере, возвещал о чем-то важном. Резко обернувшись в сторону скалы, я застыла на месте: прямо из небольшой природной ниши на меня свысока смотрели два хачкара… Нет, их в Армении тысячи! Но это были ОНИ — те самые, из далекого 2010 года на фото…
Как бывает во сне, кричишь и нет голоса, так я прочувствовала это наяву: звук вырвался, но застрял где-то на полпути… Я только жестами звала подругу, указывая на скалу. Когда она поднялась туда, мы уже обе застыли возле нее…
Слов уже просто не было, они кончились, уступив полноправное место эмоциям…
Сколько в Армении хачкаров, не сосчитать, и рисунок каждого не повторяется. Сколько мы уже успели увидеть, объехав полстраны… Но эти два мне настолько сильно врезались в память, что без труда их узнала, да и как не узнать, если на тебя смотрит кадр, точь-в-точь отражающий фото почти десятилетней давности и запечатленный в сердце! Такое не спутаешь…
К тому же, с этого ракурса лучше всего виден купол храма Гегарда — в сюрреалистических лучах солнца, с частицей гор и света…
Отсюда было сложнее всего уйти… Будь наша воля, остались бы тут дней на _дцать… Но нас уже почти 3 часа ждал водитель…
Пока спускались, я рассказала подруге о выходе, увиденном случайно во время обхода территории, и мы не преминули туда пойти. Те самые горы, поразившие вначале, открылись нам со всех сторон горизонта!
Отсюда, кроме гор, еще и виден Гегард — абсолютно иначе, чем везде. Но именно этот ракурс я увидела в буклете Армена… И он не подвел!
Мостик здесь не случайно — он переброшен через речушку Гохт, которая в этом месте становится скорее ручейком, усиленно пробивающимся сквозь огромные валуны. Но шум стоит такой, что, кажется, рядом водопад!
Спускаясь обратно, мы обошли каменные стены комплекса снаружи, поймав еще несколько красивейших видов.
Гегард не просто поразил — он в полном смысле слова перевернул сознание, разделив его на «до» и «после». Сложно описать, что дало это посещение, это нужно только прочувствовать. Кроме неожиданного исполнения сразу двух желаний, он смог открыть глаза, вдохновить настолько, что до сих пор я нахожусь в небывалом творческом подъеме: на всё хватает времени, все вокруг интересно и воодушевленно происходит — и работа, и досуг. Дело, конечно, не только в Гегарде — вся поездка стала отправной точкой для чего-то нового и большего, но Гегард стал ее самой высокой ступенью, которую мы одолели.
Вообще, по приезду мы очень долго обсуждали эту поездку, полную мистики и окруженную какой-то неземной светящейся аурой: начиная от Гюмри, где встретили бабушку Раису, которая рассказала нам об уникальном дне приезда и благословила, продолжая удачным временем посещения всех достопримечательностей — без туристов, но с местными особенностями, множеством добрый людей, встреченных на пути, один из которых, Армен, почти даром возил нас по знаковым местам и ничего не брал за ожидание (Гегард+Гарни с многочасовым ожиданием обошлись нам всего в 10000 драм!), и заканчивая красивейшими местами, где исполнились детские мечты, встали на место многие мысли и нашлись ответы на вопросы… Всего не описать…
Вернувшись в Ереван, мы еще долго гоняли в номере бесплатный интернет в поисках информации о посещенных местах, делясь с друзьями и между собой впечатлениями, которые стали одними из самых ярких и самыми уникальными.
На следующее утро мы уже были в пути до Гюмри, откуда улетал вечером самолет домой. Ехали электричкой более 3 часов, так что было время обсудить и обдумать все. Глядя на проносящиеся за окном горные пейзажи, которые все еще не переставали удивлять, мы со слезами на глазах хотели остаться в этой гостеприимной и уникальной стране еще… Впервые мне не хотелось домой категорически. Так или иначе, после каждого путешествия приятно возвращаться домой, и уже ждешь в какой-то мере этого, но здесь этого не было. Впервые. Было катастрофически мало Армении, насыщения не произошло…
Прощаясь со ставшей родной страной из окна самолета, мы знали только одно: возвращению быть. И эта мысль грела сердце всю дорогу домой, не давая изменить мнение о принятом решении: до новых встреч, Армения, до скорого!…
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия