Невероятная история № 1. А знаете ли вы, что современные скандинавы имеют свои корни в Азербайджане?
Поездка в маленькое горное азербайджанское село Киш выплеснуло на нас целую лавину удивительной и даже невероятной информации. Информация настолько фантастична, что способна разрушить до основания сложившиеся стереотипы о некоторых странах и народах их населяющих.
Ну как вам такое утверждение, что, мол, предки норвежцев появились в Скандинавии, прибыв из Азербайджана две тысячи лет тому назад. Что именно с территории этого нынешнего закавказского государства легендарные викинги под предводительством первого норвежского короля Одина начали свой путь на запад.
Какой бред, скажите вы? Но имейте в виду, что автором этой гипотезы является весьма авторитетный и компетентный человек, знаменитый путешественник, этнограф и археолог Тур Хейердал. И это не просто голословное утверждение, оно подкреплено результатами серьёзных научных исследований.
В село Киш мы отправились на автомобиле, выехав ранним утром из Баку по направлению на старинный город Щеки, в сторону грузинской границы.
Расстояние примерно 300 километров, автотрасса большей частью в очень неплохом состоянии, но всё равно путь не близкий, на дорогу в одну сторону уйдёт часа четыре.
Путешествуя по Азербайджану, обделить своим вниманием город Щеки было бы серьёзным просчётом. Но не меньшим просчётом было бы, оказавшись в Щеки, не увидеть соседнее, находящееся от Щеки всего в 5 километрах, село Киш. Оно удивительно, но впрочем, к встрече с ним я уже вас подготовил, и даже, надеюсь, заинтриговал. Пора переходить от слов к делу.
Мы оставили свой автомобиль сразу при въезде в село Киш, а далее отправились пешком.
Нашей целью была древняя албанская христианская церковь (согласитесь что ни слово то загадка: христианская церковь в мусульманской стране и, причём здесь Албания?)
Дорога шла круто вверх, по мощёным речным камнем улочкам горного азербайджанского селения.
Шли не спеша, постоянно обходя и перепрыгивая многочисленные ручейки, деловито бегущие по узким улочкам куда-то вниз.
Почти дойдя до церкви, увидели памятник Туру Хейердалу, установленный в самом центре населённого пункта. Не прошло и полгода после моего скандинавского вояжа, успешного завершившегося в Осло, в музее, посвящённом путешествиям великого норвежского исследователя. И вот неожиданно было столкнуться с наследием Хейердала теперь и здесь, на азербайджанской земле.
Стоя около памятника великого норвежца, самое время поговорить о теории Хейердала доказывающей переселение в древности викингов в Норвегию с Кавказа и Азербайджана.
Надо сказать, что Хейердал бывал в Азербайджане несколько раз, первый раз в 1981 году. В тот год он специально приехал в Гобустанский заповедник (о котором я писал в своём предыдущем рассказе), чтобы увидеть петроглифы древних судов.
Увидев наскальные рисунки морских судов Гобустана, (а таких рисунков зафиксировано не менее ста) Тур Хейердал без сомнения, сказал, что это камышовые суда, современники шумерских, прототипы «Тигриса». Учёный высказал предположение, что шумерская цивилизация возникшая пять тысяч лет тому назад, имела контакты с Гобустаном.
Дальнейшие исследования показали, что «гобустанские суда» отправлялись в свой путь в 7–6 веках до нашей эры, и значит это древнейшие морские суда на Земле. Первые корабелы уходили в плавание отсюда, с берегов Апшерона, и если это так, то эти места древнейший очаг цивилизации, откуда распространилось человечество сначала на юг, а потом на север.
Свои дальнейшие исследования Тур Хейердал продолжил уже дома. Анализируя «Исландские саги», которые были составлены на основе старинных летописей, вывезенных норвежскими королями в Исландию (оригиналы этих летописей и поныне хранятся в Исландии), Хейердал пришёл к следующему выводу. В сагах изложен тот самый рассказ, который существует в Норвегии в виде устного поверья и истинность которого ни у кого не вызывает сомнения.
В сагах летописец Сноре называет страну Азер, из которой первый король викингов Один, «из рода богов», пользуясь своими магическими знаниями, привел свой народ на скандинавские земли. В «Исландских сагах» рассказывается о жизни и правлении 31 поколения норвежских королей вплоть до 1213 года. Примерная дата начала их правления совпадает с датой исхода викингов из Гобустана, подтверждённой археологическими раскопками.
Тур Хейердал предположил, что викинги ушли через Каспий, по Волге, а затем через Новгород и Киев они двинулись на Запад. Именно предки норвежских викингов были первыми королями Англии, Шотландии, Франции, Ирландии. Ну как вам такая история? А вы не забыли, что рассказана она по случаю нахождения в небольшом мало кому известном азербайджанском селении Киш.
И это ещё не всё, поток удивительной информации продолжал обрушиваться на нас стремительно и лавинообразно.
Невероятная история № 2. Церковь в селении Киш — христианский храм, заложенный в I веке нашей эры
В нашем представлении Азербайджан исключительно мусульманская страна, на территории которой ислам пустил корни, ещё начиная с 7 века нашей эры, в самые первые десятилетия распространения новой религии по миру. Но до этого на этих землях было семь столетий присутствия и христианской культуры, наследие которой частично сохранилось до наших дней. Это я так плавно подвожу к уникальному памятнику старины, древнему христианскому албанскому храму, ради которого мы и приехали в селение Киш.
Тут мне надо ввести вас в курс дела (не зря же практически полностью ознакомился с толстенным трудом под названием «История Азербайджана (с древнейших времён до наших дней): учебник для вузов), возможно, не все слышали, что, начиная с 3 века до нашей эры вплоть до 9–10 веков нашей эры на территории нынешнего Азербайджана и южных районов Дагестана существовало древнее государство — Кавказская Албания (которое, кстати, к современному балканскому государству не имеет совершенно никакого отношения).
Не буду пересказывать все исторические, политические, экономические и культурные аспекты существования этого государства (хотя на самом деле это удивительно интересно), а буду говорить только о церкви в селении Киш.
Среди албанских памятников эта церковь имеет особую ценность, и не только как уникальный архитектурный объект. История возникновения этой церкви связана с историей распространения христианства в Кавказкой Албании и не только, а в целом на Кавказе, происходившего две тысячи лет тому назад.
Если верить «Истории албан» Моисея Калакатуйского, строительство первой христианской церкви в Кавказкой Албании связывают с именем просветителя Св. Елисея, который получил «себе в удел восток, направив путь из Иерусалима в Персию… святой первосвятитель прибыл в Гис, устроил церковь…" Как вы поняли, это я первоисточник цитирую, чтобы так сказать из первых уст. Уточню только, что «местечко Гис» это селение Киш, а церковь, построенная Елисеем та самая, которую мы имели счастье там лицезреть.
Вряд ли, Св. Елисей построил церковь именно в том виде, в каком мы её видим сейчас, современная постройка точно не может быть отнесена к столь раннему периоду. Скорее всего, первый просветитель Востока ничего и не строил, а просто приспособил для этих целей языческую культовую постройку, как это часто бывало в раннехристианский период.
Однако, обнаруженные в ходе археологических раскопок на территории церкви в селение Киш древние фундаменты, предметы культа и утварь доказывают, что на этом участке с тех времён, с первого века нашей эры, стояла церковь, почитаемая как место поклонения.
Совершенно очевидно, что с этой церкви Св. Елисея началась многовековая христианская культура и Кавказкой Албании и всего Кавказа.
В отдельные периоды, христианство становилось официальной государственной религией Кавказкой Албании, в иные притеснялась. В доарабский период гонения христиан происходили со стороны Сасанидской Персии насаждавшей в вассальной Албании зороастризм, но основные притеснения были, конечно, позже, со стороны Арабского халифата, который силой продвигал ислам, преодолевая военное противодействие христианских государств региона.
До наших дней на территории Азербайджана сохранилось чуть больше 70 древних албанских храмов, из которых 42 находятся фактически на грани уничтожения. И всего лишь два из них, в сёлах Киш и Нидж, подверглись капитальной реставрации и находятся сейчас в идеальном состоянии.
Храму в селении Киш вернули утраченную былую красоту. Сейчас она такая, какой была в раннесредневековый период. Перед реставрационными работами было проведено архитектурно-историческое исследование с целью удаления позднейших наслоений и придания церкви облика, обретённого ещё в доарабский период.
Кладка толстых стен албанского храма, скорее всего, относится к 5–6 векам, это самая древняя часть строения.
Шатровая крыша-шпиль, ярко красного цвета, вероятно, продукт переходного периода албанского зодчества, характерный уже для 9–10 веков.
В настоящее время этот древний албанский храм, церковь Св. Елисея, не действующий религиозный объект, а музей истории христианства в Кавказкой Албании. И в здании самой церкви и на её территории экспонируются ценные исторические археологические материалы.
Это такой своеобразный центр для проведения культурных и научных мероприятий.
Думаете, на этой мажорной ноте я подвожу итог сего повествования? А вот и нет. У меня припасена ещё одна фантастическая информация.
Невероятная история № 3. Территория древнего албанского храма — кладбище людей гигантского роста
Представляете, территория храма это ещё и кладбище, на котором на глубине двух метров найдены несколько захоронений. Эка невидаль, говорите вы, весьма распространённое явление, когда вокруг церквей хоронят людей.
А как вам такая информация, что люди эти чуть ли не 2, 5 метра ростом! Это настоящие гиганты и их скелеты можно увидеть своими глазами!
Археологи соорудили стеклянные купола, под которыми видны скелеты гигантов, от вида которых пробирает дрожь. Не верите глазам своим, почитайте исторические источники.
Древние жителя села Киш были гигантского роста, с золотистыми кудрями и светлой кожей. Как вы понимаете, они совсем были не похожи на столь знакомый нам облик жителей закавказских регионов и вообще людей с Востока. Тур Хейердал считал, что эти первые жители Кавказкой Албании были пришлым народом, имеющим индивидуальные генетические особенности, не передававшиеся другим народам. Откуда они появились и почему поселились в селении Киш — вопрос, на который нет ответа.
Куда они ушли? А вот на этот счёт есть гипотеза Хейердала про исход викингов под предводительством легендарного Одина. И эта гипотеза теперь вам знакома. Согласитесь, невероятная информация и, опять же напоминаю, что получена она в маленьком горном азербайджанском селении, что неподалёку от границы с Грузией, про которое большинство из вас даже не слышало.
Я обожаю, такие этнографические истории в стиле «Пассионарной теории этногенеза» Льва Гумилёва, они будоражат ум и приводят в волнение.
И раз речь зашла об этногенезе, скажу, что современные азербайджанцы это такая интересная «сборная солянка». Сам термин «азербайджанцы» появился только в начале 20 века. В Российской Империи, представителей народа проживавшего на этой территории, но когда-то пришедшего с территории Ирана и перешедшего в средние века на турецкий язык, называли «кавказкими татарами». При этом, на этой территории жили и многочисленные кавказские народы, лезгины, например. А ещё армяне, удины, кавказские евреи, ну и русские, само собой.
В первой половине 20 века, в период Азербайджанской СССР, всех людей мусульманского вероисповедания: кавказких татар, курдов, татов, талышей, тех же лезгин записали в азербайджанцы.
Но, впрочем, сейчас, после смены нескольких поколений, под влиянием общих языка, культуры, религии и ещё много чего объединяющего (но, очевидно, не генов) можно говорить о формирование единого азербайджанского народа, хотя многие из его представителей имеют двойную идентификацию, как-то «азербайджанец лезгинского происхождения».
Жалею, что я втянулся в эту тему, скользкая она и очень спорная, особенно на фоне современных армяно-азербайджанских взаимоотношений. Поэтому буду закругляться.