Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 23:12
Что не прочла, скиньте, плиз, в личку. А то я что-то закопалась в материалах!
Признание
пользователей

«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Рим — Италия Февраль 2016
198 110

Рим был первым городом, в который я поехала в свою новую эру путешествий в 2010 году. Субъект, решивший изучить многообразное устройство нашей планеты, Италию не минует никогда, соответственно и Рим тоже. Ведь первая без второго, как: Коломбина без Арлекина, капучино без пенки и паста без соуса.

В этом году у меня была уже шестая Италия, а в прошлом — третий Рим. И чем больше погружаешься в эту страну, тем больше хочется продолжать с ней знакомство. С Римом отношения строятся сложнее. И часто эта сложность вытекает из того, что желая познать итальянскую столицу, мы натыкаемся на таких же страждущих, толпами окупирующих его самые-самые «маст сии». Город пока еще держится, но это ему удается все с большим и большим трудом. И я не удивлюсь, что скоро и там жители начнут бастовать против туристов, как в Барселоне и Венециии.

32
Остров Тибериана и мост Фабрисио.
Остров Тибериана и мост Фабрисио.

Другая опасность подстерегает слишком ярого «охотника за сокровищами». В желании объять необъятное кроется, пожалуй, даже больший подвох. Запихивая в память без разбору все, что попадается по пути, можно потерять главное, а именно дух Рима, его мелодию, его совершенно неповторимую атмосферу, как бы банально это не звучало.

Поэтому именно в Риме маршрут стоит прокладывать очень тщательно и аккуратно, учитывая при этом и время года самой поездки, и время дня, в которое нужно подрулить к тому или иному строению, фреске, мозаике, виду и проч.

30
Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.
Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.

Постараюсь описать маршрут, который мне самой нравится, т. к. позволяет увидеть за один день очень много разного Рима, понять, что не Колизеем единым этот город привлекателен. И что он бывает тих и задумчив даже в самом центре и самых топовых местах.

Итак поехали. Вернее пошли.

Показательно, что за 3 римские поездки, я лишь 3 раза проехалась на метро и 2 раза, нет вру — три, на такси. Остальное все было исхожено ногами. И могу сказаь, что Рим, в принципе, город совсем не большой. На мой взгляд, удобнее всего жить не далеко от Ватикана, как мы жили в первый раз. Поближе к станции меро. Там и гостиницы подешевле и место потише.

В последний приезд, о котором пойдет речь, я поселилась в 10 метрах от пьяцца Навона. Плюсов это месторасположение имеет очень мало, а вот минусов гораздо больше. Но я об этом уже писала. Но как бы там не было с минусами, а раз уж поселилась, то и маршрут мы начнем от площади Трех фонтанов.

14
Стена, на которую выходило окно моих аппартаментов. Если идти направо, то через 20 метров будет пьяцца Навона.
Стена, на которую выходило окно моих аппартаментов. Если идти направо, то через 20 метров будет пьяцца Навона.

Про неё написано очень много разного и интересного. Я, например, сама, когда готовилась к прошлогоднему визиту в Рим, перечитала и не по одному разу, рассказы Кати (Catys), и у неё про пьяцца Навона есть очень интересная история, а я покажу еще пару церквей, которые спрятаны в переулках. И все это находится в 2-х минутах ходьбы от площади, чуть правее церкви Сант Аньезе, за фонтаном Нептуна.

50
Фонтан Нептуна и церковь Сант Аньезе на пьяцца Навона.
Фонтан Нептуна и церковь Сант Аньезе на пьяцца Навона.

Обе церкви посвящены Деве Марии. Первая — Санта Мария делль Анима возведена на пожертвования немецких паломников и примыкала к постоялому двору, который был постороен первым. Похоронен там последний папа не итальянец до Иоанна-Павла II — Адриан VI.

12
Церковь основана на частные пожертвования немецких паломников в XIV веке. К постоялому двору для паломников была пристроена церковь с 1431 по 1433 годы. В 1499 году немецким землячеством в Риме было решено построить новую церковь, и в 1500 году был заложен первый камень. Около 1523 года строительство было завершено. Церковь стала местом захоронения многих известных людей немецкого происхождения.
Церковь основана на частные пожертвования немецких паломников в XIV веке. К постоялому двору для паломников была пристроена церковь с 1431 по 1433 годы. В 1499 году немецким землячеством в Риме было решено построить новую церковь, и в 1500 году был заложен первый камень. Около 1523 года строительство было завершено. Церковь стала местом захоронения многих известных людей немецкого происхождения.

Этот «зануда» фламандец, уроженец Утрехта каким-то образом затесался между двумя папами Медичи и пытался вернуть Святой престол в рамки, которые приличествуют отцам церкви, т. е. к благочестию, скромности и прочим добродетелям. Кстати, он яростно протестовал против стиля ренессанс и, видимо, как насмешка судьбы, церковь в которой он захоронен построена в этом стиле. Учитывая не свойственные тем временам благочестивые нравы, пробыл он главой церкви совсем не долго — всего лишь год.

Я забежала в церковь на минуточку. И если бы это было не в начале светового дня, то может даже и прошла бы мимо. И это было бы большим упущением. Церковь необыкновенно хороша.

30
Интерьер церкви Санта Мария дель Анима.
Интерьер церкви Санта Мария дель Анима.

Она такая вся теплая, светящаяся янтарным светом.

С необычным витражным окном, изображающем Троицу, в форме пилюли. В смысле, окно в форме пилюли, а не Троица.

31
Интерьев церкви Санта Мария дель Анима.
Интерьев церкви Санта Мария дель Анима.

Там даже есть своя Пьета (1530 год). Скульптор, конечно, не Микеланджело, а Лоринцетто. Но человеку не сильно искушенному в тонкостях, наклон головы Христа и другие мелкие изменения, что внес автор, не помешают насладиться созерцанием такого узнаваемого шедевра.

18
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Большой плюс и то, что в церкви нет народа, сама скульптура не находится за стеклом, как в соборе св. Петра. Да и рама из великолепной яшмы создает очень человечную атмосферу.

Как я и написала, в церкви, кроме меня, не было посетителей, а девочка послушница предупредила, что через 10 минут начнется «собрание» духовенства. На что я ей ответила, что 10 минут мне вполне себе хватит. По идее мне их хватило, но провести там и больше времени будет очень интересно. Духовенство, выплывающее, да-да именно так, степенно, из правого, бокового предела я тоже успела увидеть. Они на меня покосились как-то не по доброму и я поспешила выйти в центральную дверь. Впереди у меня был длииинный день.

Во вторую церковь — Санта Мария делла Паче я зашла бы даже если бы она была не по дороге. Декоративно закрученным барочным фасадом она выглядывает театральной декорацией в конце одноименной улицы не далеко от предыдущей церкви немецких католиков.

8
Церковь Санта Мария дель Паче.
Церковь Санта Мария дель Паче.

Опять же, и она была пустынна, что в римском феврале не редкость. Но в то же время и удивительно, т. к. в церкви невероятное количество сокровищ: первое и главное из которых фреска Рафаэля — «Сивиллы и ангелы», расположенная в капелле Киджи.

21
Фреска Рафаэля Сивиллы и Ангелы.
Фреска Рафаэля "Сивиллы и Ангелы".

Сивиллы — мифологические пророчицы бед и несчастий у Рафаэля милые и беззаботные молодые женщины. Глядя на них не возникает в голове никаких мыслей о грядущих катастрофах. Что хорошо!

Возникает мысль другая. У меня по крайней мере. Представьте себе, что в России только одна, нет, вот так — ОДНА картина раннего Рафаэля. Это маленькая круглая «Мадонна Коннестабиле», которую после революции большевизаны не продали за кордон лишь потому, что за неё давали мало денег. И все!!!

А в Италии, вы просто заходите в церковь, и денег за это совсем не платите, или в музей, но уже за деньги, и они там висят. Не рядами и колоннами, но их много. Настолько много, что за сегодня мы еще несколько рафаэлевских фресок увидим. Вы, наверное, уже поняли, что я его ярая поклонница. Ну сейчас уже менее ярая, т. к. Караваджо, скажем, мне гораздо интереснее, и список можно продолжить, но суть не в этом. А в чем, надеюсь вы поняли, не смотря на сумбур изложения.

Вернемся в Санта Мария делла Паче. Не знаю, почему Стендаль шлепнулся в обморок во Флоренции, в Риме для этого, на мой взгляд, гораздо больше предпосылок. Кстати, церковь, в которой мы сейчас находимся, он тоже навещал и у него даже есть небольшой отрывок на её счет.

Помимо рафаэлевских Сивилл в делла Паче какие-то совершенно необыкновенные надгробия. С какой стати там примостились сфинксы я информации не нашла, но смотрится чудесно. Также как и тончайшей работы барельефы.

19
Интерьер церкви Санта Мария дель Паче.
Интерьер церкви Санта Мария дель Паче.

Ну и другие очень интересные детали, мимо которых сложно пройти. Так что я надеюсь, что я вас убедила.

19
Интерьер церкви Санта Мария дель Паче.
Интерьер церкви Санта Мария дель Паче.

Еще одно, ради чего стоит дойти до этой церкви. Слева от входа, вот тут я не поняла: то-ли от входа в саму церковь, то-ли в левой части уже внутри церкви, есть вход в знаменитую, идеальных пропорций, ротонду Браманте, которая считается точкой отсчета стиля барокко. Информация у меня об этой ротонде была и я знала, что она где-то там. Но засмотревшись на Рафаэля, я эту мысль неблагополучно потеряла. А вам желаю мою забывчивость не повторить и ротонду найти.

Основной же целью на сегодня был район Трастевере, который таил в себе помимо мест, которые я обязательно хотела посетить, еще и какой-то особенный, простонародный, а значит и самый что ни на есть настоящий римский дух, как бы двусмысленно это не звучало.

14
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Для этого мне, а если повторите этот маршрут, то и вам, надо было пройти через район знаменитого римского рынка — Кампо деи Фьори. Но поскольку я знала, что если попаду на сам рынок, то задержусь там не менее, чем на пару часов, а их-то у меня как раз и не было. Поэтому было решено пройти мимо. Но что мимо никак пройти не получится, если вы двигаетесь от Навоны, то это Базилику Сант Андреа делла Валле.

11
Фронтон церкви Сант Андреа делла Валле.
Фронтон церкви Сант Андреа делла Валле.

Зажатый между домами фасад не выдает тайну третьего по размеру римского купола. И не могу сказать, что кроме как размерами и высотой потолка эта церковь может чем-то поразить. Разве что хризолитовым светом внутри и определеннной непохожестью на, в основном, камерные и кулуарные церкви Рима.

26
Потолок церкви Сант Андреа делла Валле.
Потолок церкви Сант Андреа делла Валле.

Задворками-задворками, чтобы все же ненароком не «вляпаться» в сильно любимую рыночную атмосферу, я дошла до Тибра, в аккурат к тому месту, где как дракон стережет переправу в Трастевере остров Тибериана.

30
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Хотя контурами он скорее напоминает лодку Харона. Параллель с Хароном еще тем уместнее, что на этом острове расположен основанный в 1584 году и поныне действующий госпиталь Фатебенефрателли, у которого в свою очередь есть корни, связывающие его с языческим храмом Эскулапа, находившемся на острове и служившим не только святилищем, но и больницей как таковой с 3 века нашей эры, когда в Риме разразилась эпидемия чумы.

На острове находится храм святого Варфоломея. Хотя до XII века он был посвящен чешскому святому — Альберту Пражскому.

24
В 998 году император священной Римской империи Оттон III (лат. Otto III) построил на Тибрском острове базилику, которую посвятил памяти чешского святого Адальберта Пражского (лат. Adalbertus Pragensis)
В 998 году император священной Римской империи Оттон III (лат. Otto III) построил на Тибрском острове базилику, которую посвятил памяти чешского святого Адальберта Пражского (лат. Adalbertus Pragensis)

Внутри больше всего мне запомнилась египетская ванна из какого-то красивого фиолетового камня, сейчас служащая своеобразным алтарем.

14
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Кстати, находясь рядом с островом не забудте посмотреть на единственный оставшийся целым пролет моста Эмилио постройки 142 года до нашей эры.

24
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Ну наконец-то добрались до Трастевере. Время еще не перевалило за полдень, а нас уже заманивает лабиринт этого невероятно живописного римского района. До недавнего времени трастеверцы любили вывешивать свое исподнее на растяжках между узкостоящими домами, считая себя полноправными владельцами не только стен своих жилищ, но и пространств между ними. Но в этот приезд гирлянд я уже не застала. Видимо мэрия каким-то образом пришла к согласию с местным населением. Подобное согласие, на мой чисто меркантильный взгляд, могло бы быть достигнуто лишь покупкой властями сушильной машины в личное пользование и уменьшением тарифов за электричество. А как уж там все сложилось на самом деле, гластности не придано.

15
Улицы Трастевере.
Улицы Трастевере.

Первым пунктом в Трастевере была церковь св. Чечилии, которую назначили покровительницей церковной музыки.

22
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Опять же, у Кати и на этот римский район есть подробный и замечательный рассказ, так что тонкости вопроса вы сможете изучить. Могу лишь сказать, что поскольку церковь св. Чечилии — это часть поныне действующего женского бедектинского монастыря, то находится она за глухим забором. Я например, довольно долго вертела головой, пока испрошенная на предмет нахождения церкви женщина не ткнула мне пальцем в эту стену.

27
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Сама Чечилия, изваянная в мраморе, все в той же позе, в которой её останки были найдены при эксгумации в последний год XVI века, лежит в застекленнном саркофаге.

18
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Сверху, с мозаики такой привычной нам византийской школы, она смотрит на себя саму.

17
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Вот она слева, между св. Павлом и папой Пасхалием с квадратным нимбом, говорящим, что папа на момент постройки церкви, донатором которой он являлся, был еще жив. В церкви опять же очень малолюдно, что само по себе приятно. Да и сама атмосфера там хорошая.

Ну, а я, по Катиным проложенным дорожкам отправилась смотреть фрески Пьетро Каваллини. Вместе со мной туда отправились две экзальтированные итальянки лет за 60. У них с собой был припасен какой-то антикварный томик, по которому они сверяли фрески, зачитывая при этом отдельные поэтические тексты. Как мне нравятся такие увлеченные люди!

Девочка индуска там тоже была, Катюш. Но у этой девочки уже была своя девочка лет 2-х с половиной. И старушка бенедиктинка имелась. Но почему-то, наверное обет молчания с неё был уже снят, она с большим интересом о чем-то болтала с двумя туристками. А потом повела меня и вышеупомянутых сеньор смотреть фрески.

14
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Фотографировать нельзя, но если очень хочется, то можно. Старушка монашенка смотрела в другую сторону. Я поглядела на фрески, поумилялась на синьор с книжкой, и поскольку у меня текстов не было, то мне стало скучно, ждать дам я не имела ни малейшего желания, тем более, что фоторафии уже тоже были сделаны и я спросила у монашки, можно ли мне самой спуститься на лифте. На что она ответила «си» и махнула в сторону подъемного устройства, давая тем самым разрешение.

И вот я на свободе, за забором, но с внешней стороны, что согласитесь не маловажно, и собираюсь на виллу Фарнезина. Надеюсь, что вы не удивитесьтому, что про нее у Кати есть отзыв тоже. Причем такой, что прочитав его, я поняла — мне на эту виллу было очень надо. Думаю и вам тоже туда надо.

Добраться от церкви св. Чечилии не сложно и не далеко. Доходим до площади Джузеппе Белли (1791–1863) — итальянского поэта, прославившегося своими сонетами.

13
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

И тут внимание, не нужно выходить к Тибру. Идите по внутренней улице параллельной набережной. Иначе придется сделать лишний, с пол-километра крюк, т. к. вход в виллу Фарнезина находится на улице via della Lungara.

9
Вход в виллу Фарнезина, построенную в самом начале 16 века (1506-1510 гг.) Над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).
Вход в виллу Фарнезина, построенную в самом начале 16 века (1506-1510 гг.) Над проектом здания, которое позднее стало известно под названием виллы Фарнезина, трудился известный мастер эпохи Ренессанса, архитектор и художник, Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi).

Билет, и это первые деньги что я заплатила в Риме не за еду и такси, а за посещение «дома», стоил 6 евро. Тогда как в сезон это уже 9. Народу опять мало—мало. Настолько мало, что фотографировать было легко и необременительно. Никто под плафонами не толпился, а единственными субьектами на вилле были немногочисленные служители и субьекты-герои бесподобных фресок.

25
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

На этой, которая служила хозяйской спальней, изображена свадьба Александра Македонского и Роксаны и его военные подвиги. В левом углу торчит нога Буцефала. Видите?!

Виллу Фарнезина построил банкир с уже знакомой нам фамилией Киджи (помните фреску с Сивиллами). Ссужал он деньгами очень многих властьимущих и даже самих Медичи, которые вроде и сами банковским делом не брезговали. Архитектор виллы — Бальтазаре Перуцци расписал в ней еще один зал с пейзажем-трамплеем. Этот прием был настолько нов, что гости виллы рвались через просвет колонн выйти «в сад». Их порыв тем более естественнен, что виднеющийся вдали Колизей и Палатинский холм именно в этом направлении от виллы и находится.

29
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Потом в 1577 году виллу перекупил кардинал Алессандро Фарнезе, желая соединить её мостом через Тибр с дворцом Фарнезе, находящимся на другом берегу. С тех пор это название она носит по сей день, хотя с XVIII века ею владели Бурбоны.

Входим мы в основные залы через комнату Фризов, где живописуются греческие мифы.

20
Зал Фризов.
Зал Фризов.

А потом попадаем в главную приманку, для меня по крайней мере, Лоджию Галатеи. Не правда ли, очень узнаваемый рафаэлевский мазок. Округлость форм и композиционное решение.

20
Лоджия Галатеи. Она получила название по фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», изображающей одну из сцен «Метаморфоз» Овидия.
Лоджия Галатеи. Она получила название по фреске Рафаэля «Триумф Галатеи», изображающей одну из сцен «Метаморфоз» Овидия.

Еще дальше находится Лоджия Амура и Психеи. Миф об их взаимоотношениях — один из немногих греческих мифов с «хэппи эндом». Здесь это свадьба. Лоджия совершенно бесподобная! Ей бы я отдала первенство надо всеми залами. Трудилась над ней вся мастерская Рафаэля с ним во главе.

17
Лоджия Амура и Психеи. Здесь посетителей встречают фрески, которые созданы по сочинениям Апулея.
Лоджия Амура и Психеи. Здесь посетителей встречают фрески, которые созданы по сочинениям Апулея.

Там такое огромное количество сюжетов и действующих лиц, что можно лишь подивиться фантазии художника. Кстати говоря, в письме в своему другу Бальтассаре Кастильоне Рафаэль сетовал на то, что для изображения одной красавицы, ему надо увидеть множество красивых лиц. А посколько времени у него не много, а красавиц, с которых можно писать, еще меньше, то приходится выдумывать лица из головы.

Тем не менее «свою красавицу», дочку пекаря — Форнарину, с которой и писал Галатею, художник встретил именно в Трастевере. На улице via di S.Dorotea есть табличка, которой обозначен дом, где жила Маргарита Луцци. Ради неё Санти откладывал помолвку с племянницей кардинала Медичи Бибиена. Дооткладывался до того, что невеста скоропостижно скончалась. Не иначе, как от расстройства и меланхолии.

5
На улицах Трастевере.
На улицах Трастевере.

Про Форнарину и Рафаэля историй множество. Какие из них правдивые, а какие нет, сейчас уже и не узнать. А что точно надо знать, что вилла открыта с понедельника по субботу с 9 до 14. Кстати говоря, и в церковь св. Чечилии нужно попасть до обеда. Потом её закрывают для посетителей.

15
Сад виллы Фарнезина.
Сад виллы Фарнезина.

Я, к счастью, в этот временной промежуток уложилась. И очень удобно время подошло к тому часу, когда пора бы было и пообедать. Район Трастевере для этой цели очень подходит, т. к. в нем масса небольших ресторанчиков, тратторий, пиццерий и прочих мест, с такой любимой мной итальянской, и именно итальянской для своих, а не для туристов, как в центре Рима, едой.

От Фарнезины я через Септимиевые ворота двинулась в направлении другой церкви — Санта Мария в Трастевере, которую хотела увидеть. Но поскольку там во времени я не была ограничена, то обед очень хорошо вписывался во временной график.

18
На территории Трастевере установлена триумфальная арка, носящая название Септимиевы ворота (Porta Settimiana). Эта диковинка отмечает предел, по которому проходила античная стена, ограждающая Рим.
На территории Трастевере установлена триумфальная арка, носящая название Септимиевы ворота (Porta Settimiana). Эта диковинка отмечает предел, по которому проходила античная стена, ограждающая Рим.

И у одного из ресторанчиков «Da Massi» пожилой синьор, обратив внимание на то, что я разглядываю меню, одобрительно посоветовал мне:

— Заходите синьора, не пожалеете, здесь настоящая римская кухна, не туристическая.

20
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

На такое благожелательное предложение было сложно не согласиться. И синьор оказался абсолютно прав. Выбранные мною жареное во фритюре рыбное филе и обожаемые спагетти с трюфелями были великолепны.

15
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Интерьер был подстать меню. Милым, приятным и необременительным. Правда официанты были, как я уже привыкла в Италии, не самыми дружелюбными, что весьма странно, а в этом ресторанцике тем более, т. к. итальянских черт на их гораздо более смуглых, чем итальянские, лицах не читалось.

11
Интерьер ресторана Da Massi
Интерьер ресторана "Da Massi"

Еще я видела, что там люди едят жареные во фритюре цветки кабачков и маринованые артишоки в оливковом масле. И я очень пожалела, что у меня уже не осталось места в животе для этих деликатесов.

Закончив с обедом я отправилась к Санта Мария Трастевере. После обеда уже хотелось прилечь, но труба звала на дальнейшие подвиги, хоть организм этому призыву и сопротивлялся.

43
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Это я уже у церкви. А вот она без меня.

25
Предшественником Санта-Мария-ин-Трастевере был христианский храм, построенный в 340 году на месте располагавшегося ранее небольшого молитвенного дома — оратория, основанного Папой Римским Каллисто I в первых десятилетиях III века. В XII веке при Папе Иннокентии II небольшой храм был полностью перестроен в просторную базилику. Для возведения нового сооружения использовали блоки из травертина, взятые из античных Терм Каракаллы. Портик, выполненный в стиле барокко, был добавлен знаменитым Карло Фонтана только в начале XVIII века по заказу Папы Климента XI.
Предшественником Санта-Мария-ин-Трастевере был христианский храм, построенный в 340 году на месте располагавшегося ранее небольшого молитвенного дома — оратория, основанного Папой Римским Каллисто I в первых десятилетиях III века. В XII веке при Папе Иннокентии II небольшой храм был полностью перестроен в просторную базилику. Для возведения нового сооружения использовали блоки из травертина, взятые из античных Терм Каракаллы. Портик, выполненный в стиле барокко, был добавлен знаменитым Карло Фонтана только в начале XVIII века по заказу Папы Климента XI.

Видите мозаики на фронтоне. Их автор Пьетро Каваллини. Помните мы его фрески смотрели в церкви св. Чечилии. А вообще, Санта Мария Трастевере самая древняя христианская церковь Рима построенная при официальном на то разрешении. Её посещают не только католики, но и православные, т. к. у алтаря там есть пара православных икон.

31
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Для меня же главным объектом были не иконы, а опять же мозаики, которые были основной целью прошлогоднего февральского итальянского вояжа.

Фрески апсиды, так же как и на фронтоне принадлежат Каваллини. Они невероятные. Какой-то необыкновенной цветовой гаммы. Сюжеты из жизни Девы Марии окружают центральнуюю композицию, на которой восседают Мария и Христос.

25
Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.
Мозаика в апсиде церкви Санта Мария Трастевере.

С Трастевере на сегодня я закончила и пошла в сторону еще одной церкви Санта Мария Космедин, где находится главная приманка японо-китайских путеводителей — знаменитые Уста истины. Этот округлый барельеф, назначенный оракулом, когда-то служил крышкой люка для древней римской канализации, которая именовалась очень звучно — Клоака Максима.

25
Церковь Санта Мария Космедин. На переднем плане фонтан Тритона.
Церковь Санта Мария Космедин. На переднем плане фонтан Тритона.

Заснять Уста у меня не получилась из-за стоящей к ним очереди из тех самых начитавшихся путеводителей грамотных туристов. В самой же церкви, основанной в VII веке греческими монахами бежавшими из Византии от иконобочества, народу почти не было. Она много раз подвергалась реконструкции, а в средние века была одной из самых красивых в Риме. «Космедин», собственно, и означает — «великолепно изукрашенный».

В принципе, с XII века в ней мало что изменилось, хотя великолепных мозаик того времени не сохранилось, кроме одной — «Сретенье» VIII века, перенесенной из старого собора св. Петра и стыдливо прикрытой сувенирным киоском.

Зато хорошо видны фрески в Апсиде.

12
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Можно спуститься в церковное подземелье за 1 евро, которые к картонную коробочку собирает предприимчивый дядечка. Сдается мне, что он к церкви имел очень опосредованное отношение.

Подземелье это представляет собой ни что иное, как тот древний храм, основанный греками. Кстати говоря, Рим — просто Клондайк для тех, кто любит изучать культурные слои. Т. к. какую церковь в нем не возьми, обязательно под ней окажется еще два, а то и три первоначальных фундамента. Крипты, могилы и прочия.

За исключение той самой крышки люка, народу на площади перед Космедин совсем мало. Хотя это, наверное, самая интересная площадь города. Именно на ней так видна преемственность Рима от античности до христианства.

29
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Два чудных греческих храма: прямоугольный — храм Фортуны Вирилис и круглый, посвященный Гераклу Победителю. Хотя изначально, по аналогии с круглым храмом на Форуме, считалось, что он посвящен Весте.

Ну, раз пошла речь о Форуме, то к нему мы и направимся. От Санта Мария Космедин, это совсем не далеко. Времени около 4-х дня. По дороге я «зацепила» еще одну церковь. Рядом стоящее здание на причудливых огромных ногах-сваях тоже заслуживает интереса.

13
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Прошу прощения, для меня и церковь, и здание остались безымянными. Но внутрь я зашла и уже не поразалась абсолютной безлюдности. Вот абсолютной. Поразили колонны. Они все разные, разных форм, с разними капителями, разных цветов. Не иначе их потырили с того самого Форума, куда мы и направляемся.

24
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Поскольку и я про Рим пишу тоже уже не первую рассказку, и «сестра таланта» в названии была упомянута не просто так, то тут я свой рассказ и закончу, т. к. продолжение вы можете прочесть, если конечно захотите, в рассказах, ссылки на которые будут ниже.

А я на Капитолийском холме зашла еще в одну церковь — Санта Мария Арачели. Когда-то на ее месте находился храм Юноны Монеты. «Монета» на латыни означает — «предостерегающая», «советница». На территории храма чеканились римские деньги и именно оттуда слово «монета» перекочевала сначала в английски «money», а потом в польский и дальше везде, в смысле, по России везде.

Кстати, именно здесь, на территории храма Юноны паслись те самые гуси, которые по легенде спасли Рим.

28
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

В противовес всем посетимым сегодня церквям в Санта Марии Арачели людей было на удивление много. Более того, они не тихо молились, а пели все вместе вслух. Я не хотела никому мешать. Тихонечко вышла и пошла смотреть на Рим с высоты главного римского холма.

33
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Слева, внизу лежал Форум, в котором, к стыду своему, я ни разу не была. Еще дальше Колизей, в который я попала без очереди и бесплатно в первый римский вояж. И до которого от Ватикана очень просто доехать на простом и понятном римском метро. Это я опять к слову о том, как построить маршрут по Риму. Можно его пройти и в обратном моему направлении.

Я же направилась к своему жилищу на Навона, пройдя и через Пантеон, и фонтан де Треви. Было уже поздно. Рим сиял ночной подсветкой, скрадывающей дневную усталость и пряча такие явные днем шероховатости.

И пьяцца Навона, с которой мы начали сегодняшний маршрут, вечером выглядит гораздо романтичнее и спокойнее, чем её утреннее воплощение. А в феврале её вечерний покой нарушали лишь торговцы туристическим мусором, официанты полупустых ресторанов по периметру, да торговцы картинами, которые никто не покупал.

15
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

От нее буквально 10 минут до моста Св. Ангела и одноименного замка. А там и до ночной, тихой и задумчивой площади перед собором Св. Петра, которая сама себя убаюкивает колыбельной фонтанов.

За этот душераздирающий вид можно простить Риму все возникшие во взаимоотношениях в ним непонятки.

35
«Пришла ко мне сестра таланта, но не достала до звонка». Рим

Другие рассказы и фотоальбом из этой февральской поездки 2016 года:

«Я Итальянец».

«От Пьяцца Навона до Термини».

«Мы поссорились, или… Рим?»

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии