Музей «Музыка и время» — частный, и невероятно симпатичный и располагающий. Его хозяин — достаточно нестандартная личность — артист и гипнотизёр Джон Мостославский. Своё хобби — коллекционирование старинных (в основном музыкальных) предметов он превратил в такой оригинальный бизнес. Музей занимает премилый особнячок в самом центре набережной, и конечно, привлекает к себе массы туристов. Подобные музеи — Утюга и Чайника — мы видели в Переяславле-Залесском, но там они узконаправленные. А здесь есть всё, что издаёт мелодии — старинные поддужные ямские колокольчики, даже церковные колокола, шарманки, пианино, клавикорды, граммофоны, патефоны, часы, а также просто разные интересные антикварные вещицы. На первом этаже — две, заполненные музыкальными предметами комнатки и ещё одна внизу на цокольном этаже. Билетики продавал невысокий молодой человек со смоляными волосами, густыми чернющими бровями, запоминающимся лицом и кавалерийским телосложением. «Кого же он мне напоминает», — мучалась я. Потом глянула на купленный буклетик с фотографией хозяина музея и поняла, что на фото — старший Мостославский, а за прилавком — младший. По музею водят экскурсии каждые 15 минут. Мы успели на последнюю перед закрытием. Особенно понравился, как в самой нижней комнатке, заваленной старыми пластинками, чугунными утюгами и прочим, экскурсовод собрала в руке все верёвочки от всех колокольчиков, колоколов и колоколищ, висевших под потолком и предложила под их перезвон загадать желание. В музее дают 100% гарантию на исполнение на два года. Я загадала. Жду. Пока не исполнилось.
Как сувенир я купила большую коробку со спичками, можно даже назвать её ассорти J — только внутри не конфеты, а штук тридцать маленьких, красиво оформленных коробков. Увидела я здесь и керамику, но не ярославскую. Как-то давно я прочитала про конфликт авторов-создателей Ярославской майолики с хозяином музея, который в целях понижения себестоимости и увеличения прибыльности, открыл свою майоликовую мастерскую, переманил работников и воспользовался кое-какими наработками. И конечно, майолика в этом пиратском исполнении очень слабая, и лепка, и роспись — это видно сразу. Я не преминула громко спросить вредным голосом: «Ярославская ли это майолика», но мне ответили честно — «Нет, наша».
Всё. Выходим на набережную. О, опять Беседка, да такая красивая, больше первой, народу меньше, а какой вид…. На набережной я ахала. В моём понимании вот именно так выглядит почти идеальная набережная — синяя широкая река, высокий крутой зелёный берег, белый пароход, ажурная чугунная ограда, классические круглые белые беседки-ротонды для отдыха души и глаз, прогулочный широченный тротуар, загороженная густыми пышными деревьями небольшая проезжая дорога, по которой гоняют очень редкие машины, а в основном велосипедисты и народ на роликах.
Когда мне страна или город очень нравятся, я начинаю мысленно обживать их и покупать недвижимость. Так у меня уже есть коттедж на Севере, квартира в Питере на Мойке, и вот я присматриваю себе и квартирку на набережной Ярославля. Беру не глядя! JJ
Честно говоря, первый раз мы видим крепкий, энергичный, перспективный русский город. После Москвы Ярославль не кажется крупным городом, хотя, ярославцы, скорее всего, думают не так. И поэтому муж интересно заметил, что в Ярославле есть все плюсы маленького города и отсутствуют минусы большого. Вообще люблю города на воде. Вода всегда смягчает городскую суету и жёсткость, создаёт особую жизнь, а уж обрамлённая парками, бульварами, аллеями, стадионами, спортивными и детскими площадками — это вообще редкость. На том берегу видим ещё и пляж. Вообще красота. Стоим на набережной, смотрим на Волгу. Как же не хочется уезжать из Ярославля, не хочется говорить ему «До свидания».
И не говорим, а решаем поехать, по-быстрому посмотреть церковь Богоявления и ансамбль уникальных церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери в слободе Коровники. Их изюминка — это орнаменты из ярославских изразцов. Знаете, что такое ярославский изразец — это разноцветный тульский пряник.
Так вот, наконец-то мы стоим перед чудной церковью Богоявления (кон. 17в.), которая густо обложена пряниками — ярославскими изразцами. Самое интересное, что эта церковь находится на той самой Богоявленской круглой площади, где располагается Спасо-Преображенский монастырь и памятник Ярославу Мудрому. Сказать, что изразцовая церковь красива — ничего не сказать. Надо лишь предупредить любителей минимализма, а то у них при виде буйства красок на пряничном фасаде может закружиться голова. Потому что слишком русский размах здесь присутствует, купеческая удаль, гулять так гулять — хотите изразцов, пожалуйста сразу три орнамента, один под другим, да и на фасад и на крылечко клади побольше каменщик, не жалей изразцов. Стены церкви из красного кирпича, и по цвету можно определить какая часть более древняя, а какая пристраивалась. Колокольня, кстати, падает — как в Пизе. Внутрь я боязливо заглянула, хотела хоть глазком глянуть на 8-ярусные настенные росписи, но шла служба, и я не стала мешать, и быстро ускользнула. Очень красивая церковь.
Едем в слободу Коровники. Само название «слобода» означает, что здесь жили ремесленники, в данном случае — гончары. Подъезд — плохой, то, что раньше называли слободой, сейчас представляет собой деревенскую часть Ярославля, т. е. частные дома и плохие дороги.
Ансамбль из двух церквей — Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери (сер. 17в.), и Колокольни — сильно впечатляет. Чем впечатляет? Очень сложно ответить. Это берег Волги. Тёмно-красный цвет кирпича — создаёт ощущение прочности, устойчивости, крестьянской практичности (не белый, не маркий цвет!) и кряжистости. Крыльцо-терем из фигурного кирпича и высоченным изразцовым коньком — переносит если не в сказку, то в театральную декорацию, например к опере Мусогорского «Царская невеста». Поросшие травой стены и крыши, наглухо забитые железными ставнями окошки, разваливающаяся кладка, совершенно запущенная территория с забором из рыжих ржавых металлических листов — вызывает чувство тоски и растерянности…. Как же так… ТАКАЯ церковь… в наше время… «Челси» покупают… а на реставрацию такой красотищи средств нет…. Изразцовое обрамление всего, а особенно, огромнейших окон — просто гипнотизирует — мало того, что наличники окон изразцовые, так они ещё и фигурно исполнены и выложены!!! Владимирскую церковь рядом вроде бы восстанавливают. Вроде — потому что ещё так мало сделали, видимо, только-только начали, латают купола, а, сколько ещё впереди….
Чтобы такая красота травой заросла по стенам — это сколько же она стоит в таком заброшенном виде? Интересно, а возят ли сюда автобусы с иностранцами? Интересно, что мешает, например, в конце любой телевизионной передачи, давать номера счетов вот таких вот разваливающихся русских церквей и монастырей? А то около барьеров друг другу рубашки рвут, криминальные новости, конфетные блондинки, матюгающиеся дурачки и фанерщики занимают более половины телевизионного эфира. Понимаю, понимаю. Это очень сложная идея — дать адрес монастыря, дать адрес церкви и помочь. Рейтинх может понизица!
Вот и всё. До свидания Ярославль. Мы едем в Вологду.
Послесловие.
Нам кажется, мы поняли, какой он, этот город — на самом деле.
Знаете, какой самый загадочный персонаж в русских народных сказках? Это — Серый Волк. Умница, одинокий, сильный, мудрый зверь с зелёными глазами. Матёрый. Вожак. Вот это и есть Ярославль, его сущность. Понимаю, что на меня сейчас могут обидеться приверженцы классической теории медвежьей принадлежности Ярославля, но вот так нам показалось. Ну не похож Ярославль на неуклюжего толстого мишутку, не похож.
Фрагменты из рассказа «Ярославль — город, Славящий Солнце»