»И дам Я им в доме Моём
и в стенах Моих
память и имя лучшее,
нежели сыновьям и дочерям;
дам им вечное имя,
которое не истребится.»
Исайя 56:5
Есть в столице Израиля — Иерусалиме, особое место. Это мемориал Катострофы и Героизма. Того, что за пределами Израиля называют Холокостом, а в Израиле, ивритским словом «шоА» — «Катастрофа». Ивритское его название Яд ва-Шем переводится на русский язык, как «Память и Имя». Эти слова взяты из пророчества Исайи, и посвящены памяти шести миллионов евреев убитых немецкими фашистами и их приспешниками из других стран, в годы Второй Мировой войны. Фашисты убивали не только евреев. Но только евреев и цыган убивали, лишь за принадлежность к их народу. Убивали, стараясь стереть эти народы с лица земли. За 12 лет нахождения у власти в Германии Гитлера (1933–1945), фашистам удалось уничтожить 60% еврейского населения Европы. Это треть всего еврейского народа того времени. Цыган было уничтожено около четверти всего народа.
Яд ва-Шем, расположен на склоне горы Памяти, над посёлком Эйн Керем.
Он включает в себя не только музей, но и мемориалы, музей искусства Холокоста и выставочный павильон, синагогу, научно-исследовательский институт, визуальный центр, библиотеку с архивами, издательство и образовательный центр.
У входа на территорию музея — ворота работы иерусалимского скульптора Давида Паломбо. Решетка, напоминающая колючую проволоку. Что-то угрожающее, трагическое.
Яд ва Шем ведет огромную работу по сбору свидетельских показаний, сбору имён погибших. «У каждого человека есть Имя», здесь этот девиз воплощают в действительность. Бланки для свидетельских показаний на разных языках.
Люди разных национальностей, с риском для собственной жизни, спасавшие евреев в годы Холокоста, в Израиле получают титул «Праведники народов мира». Когда-то на входе в Яд ва-Шем, была заложена эта аллея.
Все деревья ее посажены Праведниками народов мира или их близкими (если сами они не дожили). Со временем аллея превратилась в целый сад, занимающий всю территорию мемориала.
Возле каждого дерева, табличка с именем Праведника, посадившего его.
Мемориал на площади Героев восстания в Варшавском гетто.
Восстание началось 19 апреля 1943 года. И хотя немцы бросили на его подавление отборные силы СС, восставшие продержались почти месяц (до 16 мая). В ходе восстания на крыше дома номер 16 по улице Мурановской, был поднят бело-голубой флаг с шестиконечной звездой. Он продержался там больше недели. А спустя 5 лет он стал флагом государства Израиль.
На входе, еще одни ворота работы Давида Паломбо.
А внутри горит вечный огонь, и на полу названия лагерей смерти.
Обелиск памяти воинов — героев, бойцов еврейского сопротивления.
На обелиске высечены слова: «Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в войсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество по дороге в Эрец-Исраэль. Отныне и навсегда».
Особое впечатление производит детский мемориал.
Полтора миллиона еврейских детей было уничтожено фашистами за годы Холокоста. Детский мемориал находится в пещере, вырубленной внутри природного холма.
Внутрь ведёт узкий туннель.
На входе вас встречают подлинные портреты убитых детей.
Уже здесь слышны голоса, читающие непрерывный список имён убитых детей, названия стран, где они жили, их возраст. Далее, попадаем в совершенно тёмный зал, где нас окружают миллионы огоньков свечей. И голоса, читающие на разных языках бесконечный список убитых. Потрясающий эффект создаётся с помощью 5 свечей и системы зеркал, размножающих их огоньки до бесконечности. Увы, ни одна фотография не может передать этот эффект.
Мы проходим через этот зал и оказываемся у выхода, совершенно потрясённые величиной трагедии. Пасторальный пейзаж Иерусалимских гор, спокойных жилых кварталов Иерусалима, контрастом, еще более усиливает эффект. Даёт понимание, что эта трагедия больше никогда не повторится. Теперь евреи могут защитить себя сами.
Далее попадаем на площадь Януша Корчака. Под этим псевдонимом известен широкой публике, польский педагог еврейского происхождения Генрих Гольдшмидт. Когда ему не удалось спасти 200 воспитанников детского дома, которым он руководил, он последовал с ними в лагерь Треблинку, где и был убит.
В западной части Яд ва-Шема находится лабиринт стен из иерусалимского камня. Его называют Долиной уничтоженных общин. На 107 его стенах выбиты названия 5000 еврейских общин, уничтоженных во время Катастрофы.
Но не даром, Яд ва-Шем посвящён те только Катастрофе, но и Героизму. Это памятник еврейским солдатам и партизанам. 1500000 евреев в годы Второй Мировой войны боролись против фашизма в рядах армий антигитлеровской коалиции, в партизанских отрядах, в подполье. Несколько сот тысяч из них погибли.
Вагон для скота, один из тех, в которых фашисты перевозили людей, висящий над пропастью — памятник миллионам депортированных.
В этом материале я не перечисляю всех мемориалов и объектов, находящихся в Яд ва Шем. Их очень много. Здесь ведётся большая просветительская, научная, издательская работа по увековечиванию памяти Катастрофы. Проходят художественные выставки и другие культурные мероприятия.
Но отдельно следует сказать об историческом музее комплекса. К нему ведёт мост, переброшенный через зелёную долину.
Здание музея выполнено в виде туннеля ведущего посетителей через годы Холокоста.
Частично туннель проходит под землёй и фактически пересекает всю территорию комплекса. Фотосъёмка внутри музея не очень поощряется, поэтому и снимков здесь будет не много, и, на мой взгляд, комментарии к ним не требуются.
Повествование здесь ведётся без надрыва и лишнего пафоса, но так, чтобы каждый посетитель прочувствовал величину трагедии. Ощутил, что это он побывал там.
Заканчивается экспозиция музея, Залом Имён. Над головой, шатёр десятиметрового конуса, покрытого сотнями фотографий убитых, и Листов Свидетельских показаний.
Ему противостоит конусный колодец, в воде которого отражается верхний конус.
Зал окружён архивом, в котором хранятся более 2 млн. подлинников, собранных до сих пор Листов Свидетельских показаний. Оставлены и свободные места для свидетельств, которые ещё предстоит собрать.
Добраться до мемориала Яд ва-Шем, проще всего на иерусалимском трамвае. Ехать до конечной остановки (Herzel mount). От центральной автобусной станции это всего 5 остановок, от Старого города — 10. И далее метров 250 пешком, либо одну остановку на автобусе 28а, к самым воротам комплекса.
Вход в мемориал свободный.
Узнать больше об этом мемориале, о проводимой им работе, семинарах, выставках, концертах и других мероприятиях, а так же оставить свои свидетельские показания о погибших или о Праведниках народов мира, можно на официальном сайте мемориала http://www.yadvashem.org/yv/ru/index.asp