Из-за вчерашних приключений в Азербайджане до Тбилиси мы доехать не успели, пришлось ночевать в Рустави. Впрочем, оттуда до столицы уже совсем близко, а на маршрутке еще и дешево. И весело — у водителя всю дорогу громко играла веселая грузинская музыка. А высадили нас у железнодорожного вокзала. Что это вокзал, догадаться достаточно сложно, потому что здание венчают огромные буквы SAMSUNG, а чуть ниже написано — HOTEL :)
Рядом — станция метро Садгурис моедани, т. е. Вокзальная площадь. Любопытно — до 2011 года станция называлась Вагзлис моедани. Слово вагзали — заимствование из русского «вокзал», садгури — исконно грузинское обозначение любой станции.
Метро в Тбилиси сильно изношенное, но при этом оплата происходит посредством карточек, как в Москве. Стоимость одной поездки — что-то в районе 20 евроцентов.
Тбилисское метро открыли в 1966 году, оно стало в СССР четвертым, после московского, ленинградского и киевского. До распада СССР успели построить две линии, красную и зеленую. В 1991 строительство прервалось, за следующие 25 лет при независимой Грузии удалось достроить всего одну станцию. Как говорится, почувствуйте разницу.
На метро мы проехали две остановки и вышли на станции Руставели у памятника классику грузинской литературы. Здесь у нас была назначена встреча с тетей Таней — третьей участницей нашей экспедиции. Она уже ждала нас и рассказала, что всем прилетающим в Грузию на самолете дарят по небольшой бутылочке вина. Жаль, что мы въезжали по земле. Но зато с какими приключениями — я вот чуть было свою азербайджанскую электронную визу не потерял, а без нее из страны не выпускают :)
Первым делом пошли искать свой забронированный ночлег на улице, названной в честь меценатов-нефтепромышленников братьев Зубаловых — Dzmebi Zubalashvilebi.
Как и в Баку, в Тбилиси распространена вот такая вот кавказская перепланировка, заключающаяся в том, что хозяева отвоевывают у окружающего воздуха несколько квадратных метров площади :)
Жили мы вот в этом дворике, где хозяева сдавали комнату с отдельными удобствами. Поначалу я испугался, что без кондиционера будет не заснуть, но в Тбилиси, несмотря на август, ночью оказалось неожиданно прохладно.
Оставив вещи в квартире, сразу пошли гулять по городу. В отличие от остальных участников экспедиции, я в Тбилиси уже был, а потому взял руководство на себя.
Телебашню на горе Мтацминда видите? В 2010 году мне пришлось подниматься туда пешком, потому как фуникулер не работал, но сейчас, как я слышал, его наконец-то запустили. А потому на нем обязательно надо было прокатиться.
И вот мы поднимаемся наверх по колоритным улочкам старого Тбилиси. Нижняя станция фуникулера должна быть где-то там.
Вот примерно так мы шли от Руставели до фуникулера
Подъем на фуникулере оплачивается специальной карточкой, которой в дальнейшем можно также оплачивать и аттракционы в парке развлечений наверху. Карточка из метро здесь не работает.
Как и везде в мире, два вагончика движутся вверх и вниз по одной колее, в середине пути разъезжаясь на промежуточной станции. Как написано в Википедии, градиент путей составляет 65% — знаете, что это означает? Это вовсе не 65 градусов, как некоторые считают. Расчет здесь такой — за 100% берется угол прямоугольного треугольника — 45% — соответственно 65% это будет 45 * 0.68 = 30 градусов. Что, впрочем, тоже немало.
Интересно, что фуникулер здесь был построен еще в 1905 году, строили его бельгийцы. Фото с сайта sputnik-georgia.ru.
Фуникулер работал до 2000 года, когда там произошел обрыв троса. С тех пор и до 2013 года он не функционировал.
Что интересно, помимо фуникулера на гору раньше ходила и канатная дорога, причем на некоторых картах Тбилиси эта линия отмечена до сих пор. Она была построена в 1958 году и просуществовала до 1990 года, когда 1 июня здесь случилась страшная трагедия. Далее рассказ очевидца тех событий и фото с сайта sputnik-georgia.ru -
В тот день в городе стояло ужасное пекло. Мы с приятелем вышли из метро и тронулись в сторону канатной станции. Подходим к входу, и тут друг предлагает сначала поесть мороженного. Спустились в кафе напротив, в знаменитом доме Мелик-Азарянца. Выпив кофе и поболтав, наконец, решаем осуществить задуманное. Выходим из кафе и видим мчащиеся одну за другой машины скорой помощи. От свирепо свистящих по городу сирен становится не по себе. И через несколько минут узнаем о том, что сорвалась канатка – кабины с людьми упали на город с 20-метровой высоты. Именно в тот момент, когда мы заходили в кафе. Нас от гибели спасли эти случайные 15 минут. Тбилиси тогда погрузился в траур – погибли 15 человек, более 40 были ранены.
В сети удалось также найти рассказ Мушвига Намазова, солдата-азербайджанца, который тогда был внутри одной из упавших кабинок -
Несмотря на то, что я из Грузии, в том парке я никогда не был. Мои сослуживцы были из Баку. Они говорили, что «это место очень хвалят и хорошо бы побывать там». Постояв в очереди, мы купили билеты.
В тот день было много людей. Мы сели в кабину. В кабине в основном была молодежь и дети. Вид на город был очень красивым. Мы проделали путь примерно в 500 метров на высоте 50-60 метров. Уже была видна верхняя остановка, до которой оставалось 20-25 метров.
Трос внезапно оборвался. Кабина стремительно летела вниз. Люди в вагоне начали кричать. В этот момент, врезавшись в бетонную опору, вагон разделился на две части. Я увидел как один из наших, Абдуллаев, крича, полетел вниз. А дальше я даже не заметил, как исчезли остальные мои друзья и люди, находившиеся с нами в кабине. Остались только я, трое детей и одна девушка. Держась за железную рукоятку, я всей силой закричал «Ложись!». Я сказал детям, чтобы они крепко держались за железку. Голова девушки кровоточила, и мне показалось, что она теряет сознание. Я увидел, что мы приближаемся к крышам зданий. Это был наш последний шанс. Когда мы приблизились к крыше дома, я сначала сбросил туда детей и девушку, а потом спрыгнул сам. На крыше я увидел, что все целы. А часть вагона, с которой мы спрыгнули, пройдя немного, врезалась в следующий бетонный столб. У девушки была повреждена ступня, и она потеряла много крови. Я пытался успокоить детей, но в этот момент они начали громко кричать. Обернувшись, увидел, что болтающийся на тросе вагон, после удара об бетонный столб, возвращаясь, летит на нас.
Я оттащил детей и девушку в сторону, прикрыл их собой. Потом всей силой, ногами, оттолкнул от себя часть вагона. После этого удара я вывихнул ногу и упал на девушку. Несколько раз я пытался встать, но не смог. Кое-как передвинулся, быстро снял майку и перевязал ногу девушки, пытаясь остановить кровь. В этот момент, болтающийся в воздухе вагон, снова полетел в нашу сторону. Я опять прикрыл собой девушку и детей. Разбитые части вагона задели мою спину. Я позвал на помощь. Помог сначала детям, а потом девушке спуститься с крыши. Их увезли на машинах скорой помощи.
Слева - Мушвиг Намазов с врачами в больнице, справа - Нато Нижарадзе, та самая девушка. Фото с сайта photo.rgakfd.ru.
Но вернемся на верхнюю станцию фуникулера. Отсюда открывается захватывающий вид на центр Тбилиси, Куру и собор Цминда Самеба. Что изменилось по сравнению с 2010 годом — появились вон те шляпки «грибов» тбилисского «дома юстиции», или как такие заведения теперь называют в России — МФЦ.
А вот эта космическая постройка — вилла и дом приемов российского олигарха грузинского происхождения Бориса/Бидзины Иванишвили, того самого, что в 2012 году победил на выборах Михаила Саакашвили и отнял у него власть.
Тут мои попутчики изъявили желание прокатиться на колесе обозрения. Здесь многие туристы делают одну и ту же ошибку — они кладут на карточку только деньги на оплату фуникулера, а потом подходят к колесу и узнают, что оно оплачивается с этой же карточки.
Пришлось возвращаться к кассам и докладывать деньги на карту.
У колеса есть существенный недостаток — оно стоит довольно далеко от станции фуникулера, а значит, поднявшись наверх, вы не увидите центра Тбилиси, весь обзор будет на тот район, что к западу от него. Но, впрочем, все равно интересно.
На обратном пути мы спустились на фуникулере только до Пантеона
В прошлый раз я здесь тоже был, по кладбищу грузинских деятелей культуры прошелся, но при этом забыл посмотреть памятник на могиле Грибоедова.
Памятник почему-то стоит за решеткой
Александр Сергеевич Грибоедов
Со смотровой площадки у Пантеона можно тоже полюбоваться видами на Тбилиси
Жаль только, что с погодой не повезло, было пасмурно, и временами даже начинал накрапывать дождь.
От Пантеона вниз для разнообразия прошли пешком
Внизу участники разделились. Тетя Таня ушла отдыхать на квартиру, Сергей Сергеич пошел в музей Пиросмани, ну, а я направился гулять по городу. Договорились встретиться вечером на пешеходном мосту.
Это старое здание парламента Грузии на проспекте Руставели. Обратите внимание на флаг Евросоюза — типичный пример тихоокеанского карго-культа :) Считается, что если вывесить такой флаг и продемонстрировать этим «европейский выбор», то следом придет и европейский уровень жизни. Аналогичную ситуацию за неделю до этого мы наблюдали и в Киеве :)
Торговля в подземном переходе на площади Тависуплебис тоже названа по-европейски — Underground Retail Zone :)
Тут же на площади я обнаружил туристический инфопункт и набрал там брошюр с описанием достопримечательностей по тем регионам Грузии, куда мы собирались поехать. Кстати, по сравнению с моим прошлым приездом, в этот раз в Тбилиси было ощутимо больше иностранных туристов.
Дальше я направился в сторону Куры
Совсем недавно читал у кого-то про этот памятник, но уже не помню, что он символизирует.
Переходя Куру по мосту Бараташвили, я смог рассмотреть вблизи тот самый Дом Юстиции, чьи «шляпки» были видны со смотровой площадки. Весьма смелый образец современной архитектуры. Довольно красиво получилось. Если кто помнит, строительство таких учреждений было одной из основных «фишек» президента Михаила Саакашвили. Внутри там собраны все государственные «присутственные места», где граждане могут оформить всевозможные документы — паспорта, автомобильные права, документы на недвижимость и т. п.
Эта тема в свое время получила широкое освещение в российских СМИ, и в России тогда тоже начали развивать МФЦ — многофункциональные центры для оформления всевозможных документов.
А вот и еще одно знаменитое здание — президентский дворец. В этот раз удалось увидеть его вот с такого ракурса — снизу.
К мосту Мира я подошел с той стороны Куры. В прошлый раз, в 2010 году, мне не удалось по нему прогуляться — сам мост был еще закрыт, а рядом продолжалось строительство парка. Сейчас же и мост, и парк были открыты для туристов.
Тут, гуляя по мосту, я был опознан одной российской туристкой, с которой до того времени был знаком чисто виртуально. Дело в том, что мы общались на одном сайте, и там как раз вышел рассказ одного московского писателя ;) о нашем с ним совместном путешествии на Сахалин и Курильские острова. Она меня после этого запомнила, а тут не прошло и месяца — и такая вот неожиданная встреча :)
Здесь пока придется прерваться. Уложиться в одну часть, рассказывая про Тбилиси, никак не получается. Тем более, что дальше мы поедем кататься по канатной дороге.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Картлис Деда - если бы у бабушки был меч
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм