Ну вот и закончилась самая трудная половина нашего путешествия по Мадагаскару, во время которой мы и сплавлялись на небольшом суденышке по реке Цирибихина с ночевками в палатках, и лазали по острым скалам уникального массива Цинги де Бемараха, и переправлялись на паромах через реки, и мчались сотни километров на джипах по мадагаскарскому бездорожью западной части острова. Это было и экстремально и, в то же время, очень интересно. Каждый день и каждый час новые впечатления, сотни фотографий…
А вчера вечером и сегодня ранним утром посетили знаменитую Аллею Баобабов, которая поразила всех не только своими гигантскими и уникальными баобабами вида Грандидье, но и необычной картиной единственной в мире баобабской «сладкой парочки» — два, сплетенных в объятиях друг друга гигантских дерева …
Отель Le Sun Beach в Мурундаве
Под впечатлением этой последней любовной сцены мы снова вернулись в Мурундаву в отель Le Sun Beach, в котором мы провели минувшую ночь. Отель небольшой, чистый и находился на «первой линии» к океану. Его владельцем был проживавший здесь же пожилой француз, имевший в супругах молодую мадагаскарку. Многочисленные кусты цветущей бугенвилии придавали неповторимый колорит этому месту. Однако, окружающие отель дома, да и сама улица, на которой был отель, не располагали к вечерним прогулкам за пределами отеля.
Купаться в океане тоже не хотелось — берег был мелкий и нужно было далеко заходить пешком в море. Хотя пляж сам по себе неплохой и с чистым песочком. Да и времени особо не было — нам предстояла дальняя дорога 550 км от Мурундавы до Анцирабе. Редко кто останавливается в Мурундаве больше чем на две ночи — делать в этом городе особо нечего — главная его достопримечательность — Аллея Баобабов — осталась позади.
По большому счету, Мурандава — тупик для туристов. На Север — та единственная дорога Off-Road, по которой мы сюда приехали из Бекопаки. На Юг — то же самое. Да и каких-то особых туристических достопримечательностей там и нет. И редко кто даже из туристов-экстремалов отваживается проехать на Юг от Мурундавы до Тулеара. Транспорт — только джип. Его стоимость — около $100/день + топливо, услуги водител. Инфраструктура по дороге практически нулевая…
Хоть город и невелик — в нем всего около 40 тысяч жителей, но он имеет свой аэропорт. И, казалось бы, можно сократить время и сделать перелет обратно в Антананариву, а оттуда машиной около 175 км до Анцирабе. Но — такая «овчинка выделки не стоит». Время уйдет почти то же самое, да и местная авиалиния AirMadagascar не относится к категории обязательных — в этом мы убедились позже, потеряв два дня на вылете из Антананариву в Диего Суарес на Север острова. Да и цены на все рейсы этой авиалинии-монополиста далеко не бюджетные. Все без исключения! авиабилеты на расстояния от 500 до 1000 км стоят одинаково — 250–300 евро!
Во время завтрака появился хозяин отеля и приятно удивил всех результатами своей утренней охоты в пригороде Мурундавы — все ахнули от громадной связки добытых им за пару часов фазанов. Его жена, еле держа добычу в руках, понесла ее на кухню. Эх! Какая жалость, что мы должны соблюдать наш жесткий график и через полчаса уезжать — сегодня вечером будет шикарный ужин!
Здесь мы распрощались с водителями трех наших джипов, с которыми путешествовали и проехали вместе за последние три дня более трехсот километров по песчано-грунтовым дорогам Off-Road в этой западной части острова. Нас уже ожидал тот автобус, который доставил группу к началу сплава по реке Цирибихина у городка Миандривазо.
Дорога от Мурундавы до Анцирабе
В 9:45 наконец-то выехали из отеля. Едем по дорогам #35 и #34 через Миандривазо в Анцирабе — это почти 500 км. Учитывая среднюю скорость около 50 км в час, планируем быть «дома» к 10 вечера. На самом деле, приехали в 23:15.
По дороге интересного мало. Равнинная местность, редкие домики с копошащимися у порога детьми. Во многих местах земля выжжена, а в некоторых еще дымилась — крестьяне готовили участки под вспашку и засевы. Через два часа, проехав 95 км, остановились в небольшом поселке Ankilizato.
Наш гид Радо сказал, что это довольно известное и хорошее торговое место в этих краях и сюда съезжаются крестьяне со многих сел в округе. Какие-либо товары или фрукты нам были особо не нужны, а вот посмотреть на местный колорит глубинки острова было интересно. Его как-то не было видно в Мурундаве. Да и туалет типа «какой-никакой» здесь все-таки был. А так — по дороге только «Буш-туалет» — мальчики налево, девочки направо…
Как и везде, на рынке превалировали женщины. Торговали, помогали сортировать и отбирать товар. За ними было интересно наблюдать — за редким исключением, все улыбались и выглядели счастливыми. Кто-нибудь может из нас вспомнить столько веселых лиц на наших рынках?
Были, конечно, и занятые работой, детьми и какими-то другими своими заботами женщины. Но все они несли свой, мадагаскарский колорит, в котором были ясно видны корни выходцев и из Юго-Восточной Азии, и из Африки.
Дети, как и повсюду — очень любопытны. Одеты бедно, но с протянутой рукой не ходят.
Ну, а все женщины, несмотря на возраст — стройны и подтянуты. Обезображенных лишним весом не было видно. Может быть этому способствовала и традиция переноски всех грузов на голове? Сколько раз предлагал и своей супруге перейти на такой способ доставки покупок из маркета — ни в какую!
Мужчины, как и везде в африканских и азиатских странах, выполняют только сугубо мужскую работу и редко когда опустятся до того, чтобы помочь своей женщине снять груз с ее головы и понести его. И одеты они, как когда-то у нас на рынках в 90-х в спортивные костюмы. Может быть, и такой близкий некоторым из нас Адидас …
Получасовая экскурсия по рынку поселка Ankilizato закончена и мы продолжаем наш путь к городку Миандривазо, с которого начали сплав по реке Цирибихина. А вот уже и сама река.
Красивый изгиб с большими песчаными плесами не позволил просто так проскочить мимо и мы сделали перед мостом у поселка Анкотрофоци (Ankotrofotsy) небольшую остановку. Пейзаж слева напомнил нам склоны реки, по которой мы заканчивали сплав несколько дней тому назад.
С другой стороны моста берега реки были какие-то выжженные и имели холмистый характер. Дойдя до середины моста, вернулись к своей машине.
Навстречу шла группа местных жителей и их вид все ясно рассказал о гендерных привилегиях в мадагаскарском обществе. Мужчина, слегка придерживая руками лежавший на плечах молоточек, шёл себе припеваючи. Женщины же несли на головах грузы, а одна еще и ребенка в одной руке. Думаю, этот малыш весил не менее 10 кило…
Дорога продолжается. Хоть она и с асфальтовым покрытием, но во многих местах желает быть лучшей. Много ям и выбоин, от которых водитель часто виляет из стороны в сторону. Не уснешь. В одном месте попалась бригада, которая ремонтировала дорожное покрытие примитивными методами — на обочине горело кострище, на котором разогревали асфальт. Затем тачками его развозили и укладывали на дорогу. Но получалось, вроде, пока ровненько и гладко. Хорошо еще, что здесь никогда не бывает морозов …
К 15:30, проехав за шесть часов 268 км, прибыли в Миандривазо. Учитывая, что дальше до Анцирабе не будет ни одного места, в котором можно будет не только пообедать, но и выпить чашечку кофе или сходить в нормальный туалет, решили это сделать здесь. Зайдя в местную пищевую забегаловку-ресторанчик, который здесь называют Hotely и посмотрев на интерьер и меню, быстро вышли и направились в находившийся неподалеку ресторан нашего отеля Arc des Сoins, в котором мы провели одну ночь перед сплавом по Цирибихине. Заказали на всех 12 человек 4 стейка из Зебу и 5 фишей с овощами. Больше на кухне ни стейков, ни рыбы не было.
Пообедав, в 16:40 выехали в Анцирабе — впереди еще 220 км. Снова практически безнаселенка, выжженные солнцем и огнем невысокие склоны холмов. И дорога, без конца виляющая между ними и плавно набирающая высоту. Ведь Анцирабе, являющийся столицей региона Вакинанкаратра, находится на высоте 1500 метров. В шесть вечера зашло солнце и очень быстро наступила темнота.
За одним из холмов появилась полная луна. Мы на высокогорье. На улице чувствуется спасительная прохлада.
За 160 км до Анцирабе в пос. Morafene в 18.30 нас остановила полиция и нам сказали, что будут сопровождать несколько туристических автобусов до Анцирабе. Но нужно подождать с часок. С чем это связано, никто не объяснил. Но, наверно, «дыма без огня» не бывает. Дорога № 34, по которой мы ехали, здесь единственная на сотни километров вокруг приличная асфальтированная трасса. И именно по ней и ездят люди с деньгами. Через час, подождав накопившиеся машины, тронулись в сопровождении двух полицейских машин.
В 20:30, проехав 30 км, опять застряли на полчаса в пос. Mandoto c непонятным ожиданием. Вокруг абсолютная темень — луна куда-то исчезла. Монотонное движение колонны машин сквозь эту темень. И вдруг, за одним из поворотов появились отблески света — это горели многокилометровые склоны гор …
С одной стороны — красиво… А с другой? Уничтожение лесов на Мадагаскаре как была, так и остается проблемой номер один. Почему они это делают? Ответ прост — для повышения урожайности на обрабатываемых в настоящее время землях необходимы капитальные затраты и удобрения. А используя традиционные методы земледелия и понимая, что расположенные в долинах земли заняты или бесплодны, малагасийцы и занимаются сведением лесов и на склонах гор.
Наконец, в 23:15 приехали в отель Royal Palace. Он оказался новым, уютным и с модерновым интерьером. Можно и вздохнуть — Уф-ф-ф!
Назавтра предстоит тоже насыщенный день — короткое знакомство с городом и его загородными достопримечательностями — вулканическими озерами Тритрива и Андраикиба и дорога к расписанному рекламами национальному парку Раномафана.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия