Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалин. Хосинсен: спираль Ихэнохата

Сахалинская область — Россия Сентябрь 2013
Водохранилище Тайное (Тэи), вблизи города Холмск
44 42

Сахалин. Хосинсен: спираль Ихэнохата

Окончание

Начало в https://www.tourister.ru/responses/id_18822

Западная часть Хосинсен, гораздо круче (в плане рельефа) и интереснее восточной, прежде всего мостами, и их сочетанием с тоннелями и галереями. Самыми интересным комплексом железной дороги, пересекающим горную Прибрежную цепь и Камышовый хребет, является комплекс «Чертов мост». Помимо железнодорожного моста имеющего аналогичное название в него входит несколько мостов и тоннелей.

1
Карта западного участка Хосинсен. Желтым - жд, красным тоннели, зеленым мосты
Карта западного участка Хосинсен. Желтым - жд, красным тоннели, зеленым мосты

Все эти сооружения — еще один бренд острова, вместе с Великаном, бухтой Тихой, Горным воздухом и Краеведческим музеем. Как я уже писал, в первой части этого материала, уникальность места, подтверждается записью в Книге рекордов Гиннеса. Однако эту запись, никто никогда не видел. Видимо записи такой в Книге и нет, так как инженерные решения по прокладке Хосинсен, были достаточно обычны как в самой Японии, так и в мире. Перед строительством дороги, у японцев уже был приобретенный положительный опыт на Хоккайдо, причем строительства с помощью каторжных. Несомненно, это место уникально в пределах границ России. Кругобайкальская железная дорога, гораздо насыщеннее тоннелями, мостами, отбойниками и галереями, но она привязана, по сути, к одному горизонтальному уровню — к берегу озера. Она просто другая, и сравнивать эти дороги, по крайней мере, некорректно. Спиральные тоннели в глубине Кавказского хребта, построенные в 1913–1914 году, Большой, Средний и Малый Петлевой, при своей грандиозности, все же представляют иное инженерное решение. В случае с «Чертовым мостом», мы сможем увидеть нечто другое.

Вообще «Чертов мост» представляет собой пример спирального способа поднятия железной дороги на высокие холмы или горы, при котором подъем происходит по устойчивой кривой, до завершения петли на определенной высоте над собой. Это позволяет увеличить высоту преодоления горных хребтов на достаточно короткой горизонтальной дистанции. Это — в общем. Таких примеров в железнодорожном строительстве прилично. А вот в частности, в деталях, уже интереснее и таких объектов в мире уже единицы.

На «Чертовом мосту» вход в тоннель происходит сразу же под ним, а петля (1,6 км), которую дорога делает, поднимаясь на высоту 41 метр, состоит из двух спиральных тоннелей 746 и 117 метров. Если учитывать, что большая часть ж.д. спиралей и петель в мире относится к узкоколейным дорогам до 1000 мм, то Хосинсен, выходит на лидирующие позиции, так как просвет колеи 1067 мм. Даже спираль Рауриму, в Новой Зеландии, не смотря на сложный инженерный рисунок все же проще, так как у нее нет моста над тоннелем, а петля проходит через холм, поверх тоннеля.

Спираль Рауриму, Новая Зеландия. Источник: https://главбилет.рф/nano/wp-content/uploads/2015/09/Спираль-Рауриму-Новая-Зеландия.png
Спираль Рауриму, Новая Зеландия. Источник: https://главбилет.рф/nano/wp-content/uploads/2015/09/Спираль-Рауриму-Новая-Зеландия.png

Если заглянуть в Интернет, то про сахалинский «Чертов мост» мы увидим около 10 тысяч ссылок, совершенно одинаковых по содержанию, которые если слить воду, умещаются в один абзац. При этом и те данные, которые там сообщаются, мягко говоря, не точны. Это касается как расстояний и габаритов, так и других данных. Так, например, утверждается, что этот спиральный тоннель — самый длинный на дороге. Это не верно — этот тоннель второй, и он короче самого большого, у станции Перевал, на 124 метра. Есть информация о том, что мост построен в 1928 году — неверно, он был построен до 1926 года. На одном из сайтов попалась информация о том, что дорога в районе «Чертового моста» дала осадку на 5 метров — чушь собачья, вы можете такое себе представить? Это не от хорошей жизни, так как реальных исследований и публикаций о железных дорогах Сахалина, кроме книги А. И. Костанова «Самая восточная дорога России» нет (кстати, кому интересно вот ее электронный вариант — http://vff-s.narod.ru/sakh/tp/t00.htm), а публикаций о Хосинсен на русском языке не существует. Кроме этого в Интернете масса фотографий с подписью «Чертов мост», и на половине из них на самом деле изображен «Ведьмин мост», который находится от «Чертового моста» на расстоянии около 2 км. Дело в том, что Ведьмин и Чертов мост имеют в основе, одну и ту же конструкцию. Различаются они длиной 120 и 160 м, высотой 41 и 50 м и количеством опор — 6 и 5 соответственно. А самое главное различие в том, что дорога на «Чертов мост» выходит из галереи и уходит в сторону Чапланово по распадку, а на «Ведьмин мост» из тоннеля, переходящего в галерею и уходит в тоннель.

Ну вот, наверное, и все пояснения перед нашим путешествием, которые можно рассматривать в качестве предисловия.

4
Станция Перевал. Туман с хребта
Станция Перевал. Туман с хребта

Мысленно перенесемся на уже знакомую нам станцию Перевал на Мицульском хребте, с высотой 420 метров над уровнем моря. На запад от станции уходит в долину реки Ожидаевской самый длинный тоннель протяженностью 870 метров. Он не только самый длинный на Хосинсен, но и самый длинный на Сахалине. После выхода из тоннеля полотно дороги уходит вниз, в долину реки Тиобут, пересекая 41 раз реки и ручьи, пока не ныряет в единственный тоннель (284 м) на этом участке, соединяющий долины Тиобута и Лютоги и по выходу оказывается в поселке Пятиречье (яп. Осака). Здесь встречаются три реки — Лютога, Кама и Фрикена, непонятно, куда подевались еще две, давшие название поселку.

2
Мосты на участке Перевал - Ожидаево
Мосты на участке Перевал - Ожидаево
1
Участок Перевал - Ожидаево
Участок Перевал - Ожидаево
2
Участок Перевал - Ожидаево
Участок Перевал - Ожидаево

Сам по себе участок дороги от заброшенной ст. Перевал до поселка Ожидаево, на мой взгляд, для массового туриста не интересен. Другое дело фанаты, желающие пройти всю дорогу пешком. Однако, тут нужно дать некоторое предостережение, большая часть мостов на участке находятся в аварийном состоянии, поэтому реки на таких участках придется переходить вброд.

1
Мост в Пятиречье через Лютогу
Мост в Пятиречье через Лютогу

Более рациональный вариант (если конечно кому то очень хочется), от станции Перевал пройти тоннель (870 м), вернуться через него обратно, сесть в машину и через смотровые площадки проехать до Ожидаево. По «дороге пришельцев», про которую я писал в посте https://www.tourister.ru/responses/id_18822 расстояние составит 21 км. Но имейте ввиду, что для этого путешествия необходим автомобиль только повышенной проходимости и с очень хорошими тормозами. На некоторых спусках экстремальность зашкаливает.

4
Дорога пришельцев
"Дорога пришельцев"
4
Дорога пришельцев, форсирование Ожидаевской
"Дорога пришельцев", форсирование Ожидаевской

Спустившись с перевала, вы попадете в Ожидаево, а затем в Чистоводное. Вот здесь можно будет выйти и по насыпи пройти тоннель, протяженностью 284 метра, оказавшись уже в Пятиречье. Общая длина (вместе с тоннелем) этого маршрута не составит более 1 км — так ноги размять.

2
Японские водонапорные башни
Японские водонапорные башни

Обратите внимание на японские водонапорные башни, они до сих пор используются. Дальнейшее знакомство с Хосинсен, можно продолжить, свернув налево, в сторону пос. Чапланово. Уже на въезде в поселок вы увидите красивый железнодорожный мост через р. Тиобут. Второй мост, изрядно подпорченный искателями металла можно увидеть в самом углу, там, где Лютога делает петлю, разбиваясь о небольшой скалистый кряж.

4
Река Лютога. Мост в Чапланово. Начало маршрута
Река Лютога. Мост в Чапланово. Начало маршрута
4
Река Лютога. Вид с моста в Чапланово. Начало маршрута
Река Лютога. Вид с моста в Чапланово. Начало маршрута
2
Карта начала маршрута через чапланово
Карта начала маршрута через чапланово

Если вам позволяет время, у вас нет боязни замкнутого пространства, страха высоты, вы готовы совершить экстремальное пешее путешествие — вам сюда. Перебравшись по мосту, через Лютогу на противоположную сторону вы можете смело отправляться по насыпи в поисках приключений. До конечной точки 17 км. Через 7,5 км вы окажитесь у первого тоннеля, по пути пройдя две противолавинные галереи. Первый тоннель — 418 метров, за ним почти сразу второй, протяженностью — 290 м. Выход из этого тоннеля на «Ведьмин мост». Здесь будьте особо осторожны, несколько лет назад, здесь был пожар и часть шпал обгорела.

4
Ведьмин мост со стороны Чапланово
"Ведьмин мост" со стороны Чапланово
4
Ведьмин мост со стороны Холмска
"Ведьмин мост" со стороны Холмска

Передвигаться можно только по металлическим конструкциям. Это, пожалуй, самое сложное препятствие на вашем пути. Если вы останетесь живы, то после моста пройдя сотню метров попадете в галерею и тоннель протяженностью 515 метров.

Вот здесь, на «Ведьмином мосту», со мной и приключилась странная и загадочная история, о которой я вам хочу рассказать. Честно говоря, я долго думал вставлять ли ее в рассказ, так как она достаточно фантастична и не реальна, и спустя более чем 20 лет, мне самому уже верится с трудом, действительно ли это было. Некоторые воспоминания со временем имеют свойство рассасываться, уходя из сознания в другие области мозга, а пустоты начинают заполняться новыми подробностями. Однако все происшедшее помнится так четко, как будто бы было вчера.

4
Ведьмин мост со стороны Холмска
"Ведьмин мост" со стороны Холмска

В конце 90-х годов, был у меня в жизни такой период, когда мне нравилось бродить по Сахалину одному. Причем в промежутках между походами, которые я организовывал для детей ходивших в турклуб. Видимо необходимость была в одиночестве и тишине. В тайге, или на берегу моря, когда за десятки километров нет ни одной живой души, прекрасно думалось, дышалось и анализировалось. Не было необходимости свои желания координировать с желаниями других, обременять себя заботами о ближнем, так как сам по себе… захотел — пошел на север, захотел — пошел на юг. Если лень двигаться — можно дрыхнуть в палатке, или позволить себе просто сидеть на берегу горного потока, смотреть на переплетение речных струй, в которые, планируя, падают осенние листья кленов, или смотреть в глубине на скользящие тени лососей, идущих на нерест.

Тогда еще рыбы было много, медведи наедались так, что им было лень отползти в сторону от тропы, идущей по берегу реки и на людей, попадающихся в тайге, они внимания не обращали. Да и люди тоже — ну ходит где-то рядом, ну и пусть ходит. Примерно так, видимо и медведи думали. Страха не было. Сейчас я бы не рискнул, вот так в одиночку, взять рюкзак и уйти в тайгу на несколько дней, да и время сейчас убыстрилось в несколько раз, и позволить себе такую роскошь, как сидеть часами глядя на листья, которые в воду падают уже, увы…

Ну, так вот, к чему я это всё. В 1996 году, в одном из таких автономных путешествий я столкнулся с непонятным для меня явлением, которое позволило несколько иначе посмотреть на устоявшиеся в голове атеистические убеждения. В конце сентября мне захотелось пройтись по железной дороге между Южно-Сахалинском и Холмском. Дорога уже была законсервирована пару лет, а так как пройти по ней, когда она работала, было невозможно (охрана ВОХР тоннелей и мостов), то представлялась хорошая возможность сделать это после ее консервации. Добравшись на рейсовом автобусе до Чапланово, что находится по трассе на Холмск, я отправился через мост на Лютоге, прямо по шпалам вдоль реки Камышовая. Пройдя заброшенную станцию, несколько тоннелей и мостов, я выйдя из очередного тоннеля сразу попал на мост, поражающий своей высотой — больше пятидесяти метров, это был «Ведьмин мост», самый высокий на Сахалине. Так как я порядком подустал, решил, что, наверное, пора и на ночлег. Полянку нашел на противоположной стороне, за мостом, где и разбил палатку. Чтобы было понятно, эта выравненная проплешина была на склоне крутой сопки, куда с другого противоположного склона и был переброшен мост, начинавшийся из тоннеля. С этой стороны, где стояла моя палатка, тоже был тоннель, начинавшийся, как противолавинная галерея, только метрах в 50–70 от моста.

5
Ведьмин мост со стороны Холмска
"Ведьмин мост" со стороны Холмска
5
Заросшая проплешина - место ночевки в 1996 г.
Заросшая проплешина - место ночевки в 1996 г.
5
Галерея переходящая в тоннель на Ведьмином мосту
Галерея переходящая в тоннель на "Ведьмином мосту"

С вечера, как-то потеплело, небо заволокло с запада — все признаки того, что будет дождь. Все так и вышло, в середине ночи, по палатке сначала тонко и чуть слышно прошла морось, затем начало накрапывать, то убыстряя, то замедляя перестук капель дождя. В эти минуты приятнее всего лежать в теплом и сухом спальнике, зная, что крыша палатки не протекает, так же как и ее дно. А еще мне нравилось курить, завернувшись в спальник и приоткрыв полог палатки, что я и сделал, откинув его на крышу. Увиденное за пределами палатки в первые секунды… Тут я не могу подобрать слова, чтобы выразить то чувство, которое я испытал от увиденного. Испугало, зачаровало, обездвижило, продрало, перехватило, если даже все это вместе и то будет неполно, серо и неправильно. Постараюсь описать.

Представьте, совершенно черная мгла, из-за неба полностью затянутого низкими тучами, да так что даже не угадываются ни сопки, ни узкий распадок, ни мост через него переброшенный, в общем 100% черного цвета. В ушах звон от абсолютной тишины, нарушаемой шелестом мелкого дождя по палатке и листьям. В этом черном пространстве тишины, словно свет слабых прожекторов, направленных вверх, белеют колыхающимся пульсирующим светом опоры моста. Отчетливо видны ребра этих опор, но сам свет, как у лампочки, которую выключили, тусклый, за несколько секунд до того, как окончательно погаснуть. Но не гаснет, продолжает медленно пульсировать, то сохраняя лишь контуры, то увеличивая яркость до туманно-белого. Дыра тоннеля на склоне напротив, белое пятно, снаружи черного, пульсирует в такт, причем в одном ритме с опорами. Из распадка, с самого низа, от скрытого в деревьях ручья, вверх, очень медленно поднимаются голубовато-зеленые шары. Они проскальзывают сквозь ветви, оставляя на них светящиеся, зеленые и голубые пятна, устремляются вверх, прочерчивая за собой гаснущий след наподобие инверсионного и постепенно растворяются в черном пространстве. В дыре тоннеля видны цепочки блуждающих огней и мне казалось, что там ходят люди с зажжёнными керосиновыми фонарями. Черная дыра, окруженная светлым кольцом, не была полностью черной, там что-то шевелилось и было заметно, как неспешно перемещаются тени. Сколько по времени продолжалось эта фантасмагория я сказать не могу — было такое ощущение, что время остановилось. Я же сидел в коконе спальника с так и не прикуренной сигаретой прилипшей к нижней губе, фиксируя, что волосы реально стоят дыбом, а нервный озноб с россыпью мурашек по телу повторяет пульсацию света на опорах моста. На ум приходили образы из ранее прочитанных фантастических романов, например, о стартах космических кораблей и мне казалось, что вот-вот произойдет нечто заключительное, что-нибудь взорвется, рухнет, взлетит, оставляя за собой шлейф пламени или яркий гриб вспышки, как от ядерного взрыва. Но этого не происходило, опоры светились белым, зеленовато-голубые шары поднимались вверх и исчезали, шелестел дождь, а за шиворот уже начинали стекать струйки воды. Я осмелел на столько, что щелкнул зажигалкой, прикуривая сигарету. А когда поднял глаза, то не увидел ничего, что пару секунд назад светилось, пульсировало и взлетало, даже дождь перестал. Вот тогда пришел накатываемый волнами страх, который впрочем, улетучился после нескольких глотков из фляги с неразбавленным спиртом, с предварительным и последующим глотком воды. Восстановив таким образом баланс между сознанием и подсознанием я успокоился и погрузился в сонливое состояние с обрывками мыслей, которые зелеными вспышками, наподобие шаров, озаряли какие то смутные догадки, которые казались разгадками виденного.

Утром происшедшее ночью казалось бредом и нудным болезненным сном, я долго всматривался со склона на опоры и на дыру тоннеля, пытался сделать какие-то выводы и заключения, затем плюнул, разогрел банку тушенки и старался на эту тему больше не думать. По возвращению домой, виденное на «Ведьмином мосту» опять приобрело реальные очертания. Я переворошил кучу научной и не очень, литературы, что бы найти хоть какую-нибудь зацепку, которая позволила хоть на немного объяснить то, что я видел той сентябрьской ночью.

Нужно сказать, что большая часть людей, которым я поведал эту историю, в нее не поверили, как впрочем и большинство из прочитавших ее сейчас. Думаю, что это нормальное явление, человеческий мозг иногда не хочет воспринимать то, во что поверить не может. Так что, как говорят, хотите верьте, хотите нет.

6
тоннель на Ведьмином мосту, 515 метров
тоннель на "Ведьмином мосту", 515 метров
4
тоннель на Ведьмином мосту, 515 метров
тоннель на "Ведьмином мосту", 515 метров
3
Угасший семафор
Угасший семафор
2
Система охраны мостов.
Система охраны мостов.

Ну, а мы двигаемся дальше. От выхода из тоннеля до «Чертового моста» 1,1 км. Подойдя к «Чертовому мосту», вы, если вам это путешествие не надоело, двигаетесь дальше через мост, через галерею, тоннель 117 метров, через следующий, 746 метровый и счастливые выходите под «Чертовым мостом». Если предыдущие тоннели и мосты вам уже порядком надоели, можно спуститься по лестнице. Имейте ввиду, что некоторые ступени лестницы отсутствуют. От «Чертового моста», по шпалам, до жд переезда 4,1 км. Это последний участок. Время, за которое вы сможете пройти этот маршрут, зависит от ваших способностей и физической формы, но думается, за 6–7 часов вы с этим справитесь. По пути вам встретятся водопады, красивые ландшафты, а если вы будите проходить этот маршрут в сентябре, то обязательно попробуйте дикий виноград, в изобилии растущий по крутым склонам.

Теперь о том, как самостоятельно осуществить это путешествие. Самый лучший способ — найти проходимую машину (джип), с водителем, хорошо знающим южную часть Сахалина. Это можно сделать как через Интернет, так и через любую туристскую компанию. Летом на Сахалине, всегда легко можно найти водителей, подрабатывающих извозом. Я вам изложил достаточно сложный и интересный маршрут, который включает в себя горную часть со станцией Перевал, смотровые площадки на Мицульском хребте, долину реки Ожидаевской с выходом на Чапланово, пешей частью в 17 км, на целый световой день. При этом выезжать из Южно-Сахалинска лучше утром, в 8–9 часов, тогда в 12–13 часов вы сможете выйти на маршрут из Чапланово, а в 18–19 подойдете к переезду. Стоит запастись провизией, за целый день в тайге можно и проголодаться. Обувь и экипировка — походная.

Но, всегда возможно упростить этот маршрут. Если вам не нужны смотровые площадки, горные дороги, вы просто добираетесь за полтора часа до Чапланово, водителя отправляете на станцию Николайчук и путешествуете, имея достаточный запас времени.

1
Карта маршрута через перевал на Николайчук
Карта маршрута через перевал на Николайчук
3
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - плотина со стороны Поляково
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - плотина со стороны Поляково
Николайчук. памятник погибшим на станции Ихэнохата
Николайчук. памятник погибшим на станции Ихэнохата

Если экстремальный вариант вам совсем не подходит, вы сторонник безопасных путешествий, а «Чертов мост», все же хотите увидеть, тогда не стоит даже останавливаться в Чапланово. Проезжаем мимо этого поселочка, прямиком на Холмск. В городе находим распадок, по которому идет дорога на Николайчук, куда и попадаем через перевал. На перевале можно сделать хорошие панорамные фотографии водохранилища Тайного, с нескольких смотровых площадок.

4
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - центральная часть. Вид с перевала на Холмск
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - центральная часть. Вид с перевала на Холмск
7
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - центральная часть. Вид с перевала на Холмск
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - центральная часть. Вид с перевала на Холмск
5
Дорога с перевала на Николайчук
Дорога с перевала на Николайчук
5
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - центральная часть
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - центральная часть
8
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - центральная часть
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - центральная часть
9
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) и Хосинсен (восточная сторона)
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) и Хосинсен (восточная сторона)
7
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) - центральная часть
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) - центральная часть
8
Водохранилище Тайное (яп. Тэи) и Хосинсен (западная сторона)
Водохранилище "Тайное" (яп. Тэи) и Хосинсен (западная сторона)

Спускаемся еще ниже, до переезда, за ним начинаются дачи. Собственно говоря, Николайчук, это и есть дачи, которые исторически возникли на месте бывшего селения Николайчук (Ихэнохата). Чтобы не топать лишних 2 км по шпалам (это на самом деле достаточно утомительно) можно по единственной дороге проехать до последней поляны дачных участков. Сэкономив, таким образом половину расстояния, взбираетесь по веревке (специально навешена) на насыпь и идете на «Чертов мост» до которого около 2 км. Путешествие укладывается в 6 км (туда-обратно 12), при этом вы проходите «Чертов мост», 3 тоннеля и 2 галереи. «Ведьмин мост» вы тоже увидите, а если возникнет желание, то и пройдетесь по нему, насколько хватит смелости. Ну, а если уж совсем упростить, оставив только «Чертов мост», с двумя тоннелями, тогда все путешествие может занять не более 3 часов. В общем, как говорят: «возможны варианты». Во всяком случае, выбор за вами, если конечно до Сахалина доберётесь…

5
Чертов мост, вид снизу
"Чертов мост", вид снизу
6
Хосинсен подъезд к Чертовому мосту
Хосинсен подъезд к "Чертовому мосту"
7
Хосинсен подъезд к Чертовому мосту
Хосинсен подъезд к "Чертовому мосту"
7
Раздолье для квадроциклов
Раздолье для квадроциклов
5
Раздолье для квадроциклов
Раздолье для квадроциклов
1
Чертов мост. Японская открытка. Источник: http://rusbestrailways.ru/sites/default/files/3be9441b36.jpg
"Чертов мост". Японская открытка. Источник: http://rusbestrailways.ru/sites/default/files/3be9441b36.jpg
2
Чертов мост. Японская открытка. Источник: http://rusbestrailways.ru/sites/default/files/3be9441b36.jpg
"Чертов мост". Японская открытка. Источник: http://rusbestrailways.ru/sites/default/files/3be9441b36.jpg

Кстати, обычно такой усеченный вариант подходит для детских групп, правда топать приходится на 4 км дольше, получается 8 км + 1,6 км по петле. Детишкам и мост, и тоннели нравятся, путешествие оставляет массу впечатлений. Артём, которого я несколько раз брал с собой, мост приводит в дикий восторг и он готов каждую неделю ходить по шпалам.

7
На Чертовом мосту
На "Чертовом мосту"

После каждого такого путешествия, он рисует, выкладывая на бумаге свои впечатления, а в прошлом году нарисовал вот это.

4
Рисунок Артема, 2016 г.
Рисунок Артема, 2016 г.

Когда я спросил, что это за мыльные пузыри, он посмотрел на меня и сказал:

— Я не знаю, но это не пузыри, а что-то другое. Там их много было, они взлетали вверх из земли и тоннеля и в небе исчезали…

— А почему ты мне их не показал?

— А ты бы мне не поверил, а если бы и поверил, то все равно бы не увидел, зачем тогда говорить?

Вот ведь, детская логика…

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Сахалинской области
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии