Конец января 2017 в Неаполе получился солнечным и теплым — даже не помню, когда мне так везло в путешествии с погодой. И особая благодарность ей за солнце в Помпеях, слышал, что туристы там частенько попадают либо в пекло, либо под проливной дождь. Я был готов ко всему, но не пригодилось, в этот день мне досталось ясное небо, легкий ветерок и прозрачный воздух, а заснеженная вершина Везувия тому свидетель.
Сразу скажу, что у нашей небольшой компании были в этот день еще планы рвануть в Сорренто, но идея оказалась плохо реализуемой. Расстаться с Помпеями не так и просто, например, мы смогли выбраться только, когда уже начало садиться солнце. нужно быть готовым к тому, что это не просто музей, или музей под открытым небом. Это большой город.
Прямо на железнодорожной станции в Помпеях какие-то странные люди предлагают билеты, карты, услуги. Я было повелся, но интуиция подсказала, что нужно двигаться дальше. Брать билеты, карты и экскурсоводов следует в официальных офисах заповедника, они находятся возле входа, не спутать ни с чем. Мне нужен был только билет, так как я задавака и заучка, более менее отличаю атриум от перистиля, имплювий от комплювия, и могу назвать все главные помпейские виллы и термы по памяти. Шутка, я не задавака. Просто Помпеи — такое долгожданное место, что хотелось особенной встречи, без обязательной программы гида, без чужих людей и заученной тарабарщины про разбушевавшийся Везувий. Хотелось душевного первого свидания.
С чего начать? Решил сразу отправиться налево, фактически за город, чтобы посмотреть знаменитую Виллу Мистерий с самыми узнаваемыми фресками и интерьерами. Идем. Через Форум.
Неожиданно вырастают из пожелтевших руин гигантские современные скульптуры, которые, конечно, улучшают фотогеничность помпейских развалин, с одной стороны, а с другой — вводят в заблуждение. Маленькая курчавая девочка теребит маму за пальто: «А этих дядь тоже откопали?». «Нет, этих дядь сделали недавно художники!»
Вот они, главные улицы любого римского города, «таблица умножения» для любого первокурсника-архитектора: кардо и декуматус. Прямые, четкие, безапелляционные. Не просто удобно, красиво, но и практично — такая планировка обеспечивала хорошую продуваемость ветрами. Кардо поведет нас с севера на юг, а декуматус с востока на запад.
Здесь легко свалиться в кроличью нору и очутиться в каком-то другом измерении. Фотографируешь на планшет заснеженную вершину Везувия — и на дворе 2017, а стоит нырнуть в какое-то помещение и уже одолевают сомнения, а год какой? Это Термы Форума. Они небольшие, особенно, если сравнивать с Термами Стабии, что в двух кварталах, но здесь сохранились уникальные вещи, например Атланты тепидария, сухой комнаты, в которой разогревались перед банями. Можно только представить какие эмоции пережили здесь первооткрыватели, когда выносили один за другим слои земли и пемзы. Изящное оформление, хотя термы Форума и не самые главные в городе.
И потрясающие чаши-ванны еще.
И росписи. Это, к слову, особенная техника росписи с нанесением рельефа. Фактически 3D-формат.
«Нет, нет, — шепчу я себе уже на улице, выныривая из бань. — Не отклоняться от курса, несмотря ни на какие соблазны». Оставляю деловой центр города с храмами, базиликами, складами, термами за спиной, спешу прочь по идеально сохранившейся мощенной булыжником дороге. Неожиданно возникает кладбище — последний городской объект.
Дорожка становится тоненькой, почти проселочной. Представляю, какие пасторальные виды здесь летом.
Римские городские частные дома назывались домусы и были скучными, по большому счету. Они строились по строгим правилам, а вот загородные виллы — другое дело. Здесь можно было дать волю воображению и построить что-то для сердца. Вилла Мистерий — уникальный объект, она для сердца. Но, нашу компанию не впечатлила, может потому, что были закрыты некоторые залы, а может потому, что вид из знаменитой террасы был совсем не таким, как две тысячи лет назад. Раньше море было гораздо ближе.
Несколько слов про него. Везувий. Он всегда будет рядом, иногда — откровенно пялиться, иногда глядеть украдкой, подсматривать одним глазком. Знаменитая колоннада виллы Мистерий и «один глазок» Везувия.
Вот те самые фрески. Ученые так и не определились это свадебная процессия или загадочный ритуал дионисийских мистерий, секрет которого погиб вместе с античной цивилизацией. Вилла Мистерий была построена в стиле рустика, то есть деревенская. Рядом было хозяйство, которое не только обслуживало хозяйский дом, но и приносило доход. Предполагают, что хозяин серьезно занимался виноделием.
На обратном пути уже решили не торопиться, не расстраиваться, что какая-то вилла закрыта. Например, Дом Хирурга заперли на все замки, а судя по картинкам — там красиво. Уже пришло осознание, что Помпеи нельзя делить больше ни с чем, а тем более с веселым, легкомысленным Сорренто. Внезапно наткнулись на знак. Ученые предполагают, что для иностранцев, это были указатели к публичному дому. А может и нет.
Зашли перекусить в кафе на территории. Как это часто в таких местах бывает — не ожидая ничего особенного. Но неаполитанская кулинарная школа она какая-то запредельная — пицца даже здесь, в месте проходном, по большому счету, была безупречной. Оглянулся по сторонам. Зимой в музее мало иностранцев (если сравнивать с сезоном), но много местных. Детей привозят вместо уроков, как у нас в Кремль. А есть и самостоятельно прибывшие семьи. Вот строгая итальянская мама раскладывает на столе припасенные бутерброды, а ее дочь достает из сумки яйца и мандарины. Вертят карту на столе, что-то эмоционально обсуждая, на самом красивом языке в мире. У них здесь урок отечественной истории. Разве есть у итальянских школьников отмазка не любить историю после всего, что они имеют?
А потом пойдут виллы, одна краше другой. Мне кажется, что к тому моменту я уже хорошо изучил дом Танцующего Фавна, накануне смотрел в Археологическом музее Неаполя оригинальные шедевры из этого богатого дома. Явно таких веселых мужичков из бронзы в римских домах (особенно загородных) было не мало, так как фавна искренне любили, считали покровителем скота. И конечно — он самый древний в мире наливайка и бармен, из свиты бога виноделия Вакха.
Мы шли, шли и пришли к зеленому холмику, карта сообщала, что дальше — тайна. Почти тридцать процентов Помпейской земли не раскопаны, а значит, нам еще будет чему удивляться. Может, именно под этой кучей земли, пемзы и туфа находится главное сокровище города? Или какая-то невообразимо красивая вилла? А может там еще один публичный дом?
Побывав в гостях почти во всех знаменитых домах, изучив планировки, мысленно похвалив хозяйский вкус и изобретательность, мы заторопились к зоне общественных зданий.
Здесь уже дышится иначе — пространства огромные, дорогие сердцу каждого, кто бывал в Риме и оставил там душу, сосны Пинии, кажется пережили всё, и абсолютно всё обо всех знают. Хотя, конечно, были посажены уже после раскопа. Их зеленые шапки идеально сочетаются с терракотовым цветом многих здешних зданий. Амфитеатр отлично сохранился, внутри проходит выставка посвященная Помпейским развалинам в искусстве, есть там и о Карле Брюллове, конечно же. Там даже дают концерты звезды мирового уровня.
Это театр. На его сцене тоже иногда проходят концерты. Осмотреть толком уже не успевали, солнце зимой быстро садится.
Задержались на форуме. Сильное место. Центр помпейской жизни, центр любой жизни в Римской империи. Пора уходить, а не хочется. Бывает же такое? Говорят, что за несколько минут до закрытия здесь срабатывает сигнализация, и все посетители галопом мчат к выходу под жуткий вой. Наверное, то еще зрелище, и ощущения не из приятных. Мы не стали ждать, когда выгонят, положили возле одного из многочисленных фонтанов по монетке и медленно поплелись к выходу. В общество уснувших вилл, а именно так мы называли эти необыкновенные богатые развалины, нужно будет обязательно вернуться.