Почти в каждом городе есть такие объекты, которые формируют его лицо и индивидуальность. Кремль у нас всегда ассоциировался с Москвой, глядя на Эйфелеву башню, мы понимаем, что это Париж, а если перед нами её уменьшенная копия и кругом куры с русскими избами, то мы в поселке Париж Челябинской области.
В случае с Боснией и Герцеговиной речь пойдет о городе Мостар, который стал самым посещаемым туристическим центром страны, благодаря мосту, который включен в список наследия ЮНЕСКО. Именно этот момент является спорным и вызывает диспуты у людей утонченных. Кто-то считает, что он старинный, другие полагают, что это герой нашего времени, а мне лишь оставалось ожидать встречи с этим архитектурным изыском, чтобы самому во всём разобраться.
Ещё дома я пролистывал многочисленные отчёты, черпал информацию и вдохновлялся фотографиями. Они все казались одинаковыми, и картина города рисовалась вполне предсказуемой. Однако оказавшись на месте, я понял, что настоящего Мостара я ещё не видел, а жизнь местных жителей сосредоточена далеко не в старой части провинциального города. В этом отчёте я постараюсь показать Мостар в классическом и бытовом понимании, чтобы у читателя сформировалось расширенное представление о городе, а воодушевленное ожидание не закончилось громким «пуком» и неожиданным лёгким разочарованием, которое тоже может случиться.
Будильник прозвенел в 05:20. «Ну ёпрст, опять вставать в такую в рань». А может ну его всё? И отоспаться. За окном барабанил дождь, было темно и холодно. Проезжающие машины раскатывали лужи так, что казалось они долетают до моих окон второго этажа. В подъезде жалобно мяукали кошки, а у меня оставалось примерно десять минут на раздумья. Сегодня начинался двадцать первый день моего путешествия, и постоянные передвижения начинали выводить из себя чёртика в моей голове. Собирался я монотонно, скидывая в свой рюкзак всё, что попадало под руки. Это было самое сложное на подъем утро за время этой поездки. Мои соседи проснулись тоже очень рано и на кухне, сидя за столом, один из них уснул, так и не налив себе кофе. Будить я его почему-то не стал, тихонько закрыл дверь и распугал всех кошек, которые устроили «квартирник у Маргулиса» в нашем подъезде.
Очнулся и пришёл в чувства я сразу же на улице, где творилась отнюдь не самая приятная картина. Середина июля, а за окном всего плюс десять градусов. Тучи опустились так низко, что казалось до них можно дотянуться руками. Город был пронизан густой дымкой, каким-то полумраком, позволяя почувствовать себя участником ночного дозора. Я в гордом одиночестве медленно двигался против пронизающего встречного ветра, которого было вполне достаточно, чтобы взбодриться. «А Вы, сударь, всё о кофе…». По дороге попала парочка городских сумасшедших, которые с моста сбрасывали куриные яйца и имитировали вороноподобные звуки. В Сараево часто приходилось видеть странных людей (особенно в возрасте), но чтобы настолько… Я предпочел пройти до следующего моста, чтобы никак не соприкасаться с этими чуть-чуть не адекватными людьми в рваных одеждах, скидывающих куриные яйца в реку в 6 часов утра. Ну что сказать? Много необъяснимого в этом городе.
На мне были бриджи, сандалии, полусырая толстовка «Туристер». Горсточка некого оптимизма и целый локомотив мотивации, снова несли мою тушку в непонятно куда, но понятно зачем. Зубы стучали, сандалии хлюпали, городские сумасшедшие сбрасывали яйца… Таким я запомнил начало этого дня.
Про боснийский общественный транспорт я знал достаточно много, поэтому у меня были сразу несколько альтернативных планов действий. Самый предпочтительный вариант трансферта из Сараево в Мостар — электричка. Все путеводители рекомендуют воспользоваться услугами БЖД, т. к. живописная дорога пролегает через опьяняющие своей красотой горы, долины чистейших рек и бирюзовых озёр. С автомобильных трасс это тоже можно увидеть, однако они расположены несколько в стороне от этого природного чуда. Казалось бы всё хорошо и замечательно, за исключением одного момента. Единственный электропоезд, идущий с заходом в Сараево, часто бывает отменён. Эту информацию всегда можно уточнить на ЖД вокзале, который открыт круглые сутки. Если в 06:40 поезд будет отменен, то рядом всегда есть автовокзал, с которого проходящие автобусы отправляются в сторону Мостара каждые 40 минут, что тоже очень удобно.
Тем дождливым утром, я всё же «доплыл» до железной дороги. Внутри здания было темно, сыро, тихо и пусто. Бродяги спали на лавочках, среди которых даже был замечен турист, расстелившийся на пенке. Перроны тоже пустовали, работала одна билетная касса, видимо, в качестве справочной. Женщина неутешительно сообщила, что поезда сегодня не будет, несмотря на то, что в расписании он числился и должен был отходить через 20 минут. Я вышел на улицу, в очередной раз задумчиво глянул на природную бесовщину, которой так хотелось поделиться со своими читателями.
«Плачет бедный город Сараево, плачет уже несколько дней… Да, что уж там… Долгие, долгие годы»
Чуть позже пришлось идти на автовокзал и добираться до Мостара менее предпочтительным вариантом. В кассах были очереди, но бойкая кассирша нас отстреливала (обилечивала) как из пулемета. Такая бы очередь, например, в моей поликлинике, затянулась бы часа на 3. Даже не знаю, к чему я это вспомнил.
Меня посадили в автобус, следующий по маршруту Тузла — Мостар. Он был набит китайскими туристами, у которых был групповой тур на общественном транспорте. Да, и такое бывает. Автобус отправлялся в 07:20, билет стоил 18 евро за двухчасовую поездку. Дорого. За эти деньги я надеялся хотя бы согреться, но зачем то были включены кондиционеры, которые создавали атмосферу поездки на мотоцикле «Урал» с люлькой, в виде соседа справа от меня. «Хорошо, Маня, едем…».
Ожидание протяженностью в 2 часа, и вот мы из промозглого Сараево (+10 °C) подъезжаем к ветреному, но солнечному и тёплому Мостару (+24 °С). Ну, хотя бы так. Хотелось уже наконец-то передохнуть от дождей, накрывших боснийскую столицу.
Автовокзал, как и многое в Боснии, запущен и находится в состоянии упадка. Здесь нет бистро и общепита, только рюмочные. Туалетные комнаты платные, и в них не было воды. На входе сидел дядька и раздавал пятилитровые калабашки с водой. Когда калабашки заканчивались, он шёл с длинным шлангом, чтобы убрать за клиентом. Да, ребята, это Европа. А ещё вокзал был прокурен до невозможности, здесь курили все от мала до велика. Памятуя, что сегодня воскресенье, я сразу же купил билет на последний автобус в Сараево, который отправлялся в 18:50, билет уже стоил 22 евро.
Выйдя с вокзала, сразу же взобрался на какой-то мост, который не был похож на тот, который является «градообразующим предприятием» Мостара. Впереди виднелись такие же туристы, которые внимательно рассматривали что-то внизу. Яиц они, слава Богу, не скидывали. Энтузиасты разглядывали реку Неретву, стремительные воды которой были невероятного бирюзового цвета. Мощные потоки течения реки образовывали все оттенки зеленого, и смотрелось это зрелище действительно потрясающе.
Пройти мимо было просто невозможно. Я успевал впитывать ультрафиолетовые лучи, греться на солнце и смотреть вдаль долины реки, какой-то невообразимо притягательной для моего глаза. Былые усталости, сонливое и промозглое состояние… всё сняло одним махом. Это значит, что я уже здесь не зря, а начало знакомства с этим уголком Земли становилось многообещающим.
Что любопытно, все проходящие через мост останавливались и всматривались в потоки воды, заметно улучшая своё настроение и эмоциональный фон. Вот она целительная сила природы.
Любоваться рекой можно было конечно хоть до вечера, но цели этой поездки были куда более глобальны. Пришлось двигаться дальше, не переставая украдкой поглядывать вниз. Дальнейшая дорога вела в центр, который был похож на провинциальный городок на Урале. Я был голоден, поэтому мостаровскую разведку был вынужден развернуть в сторону общепита, который не в туристическом микрорайоне был представлен весьма скудно. С надеждой, что найду кого съесть, зашел в центральный молл, который имел внушительных шесть этажей (как мне показалось, самое высокое здание в Мостаре). Увы, кроме макдака, едален здесь не было совсем. Только кофейни, рюмочные, витрины с блузками, трусами и игрушками. Покупатели шли по магазину и курили обычные сигареты. Глядя на них, курили и охранники, сидевшие на своих стульчиках. Вейперы-уборщики собирались в туалетах и парили, парили, парили. Мир сошёл с ума.
Не найдя ничего съедобного, я отправился в сторону единственного кафе, расположенного у центрального перекрестка. Цены были чуть выше, чем в Сараево, но учитывая, что мой желудок начинал не очень душевный монолог, я поспешил заказать пасту с тунцом и шопский салат. Меня усадили на уличный ветродуй, пообещав приготовить сиюминутно мой невзыскательный заказ. Однако я забыл про волшебное слово «Полако!». Заказ готовили около часа, нещадно отбирая моё время на знакомство с Мостаром. Мой аппетит разыгрался не на шутку, а вскоре при виде приготовленного блюда совсем пропал. Пастой оказались обычные макароны, потушенные с тунцом в томатном соусе из банки. Знал бы Альфредо Ди Лелио, что сделают с его блюдом боснийские мастера, он бы наверно расплакался. Шопский салат состоял из горьких огурцов, зеленого помидора и одного кубика сыра. «Ммм… туна паста. Перфекто!».
Я конечно пасту скушал, но было это уж как-то совсем без удовольствия. Шопский салат оправдал своё название, оставалось лишь заменить первую букву и назвать всё слово целиком. Мораль: «Это Вам не сардельки дома трескать».
Ещё сидя за столиком в кафе, обратил внимание на пустынность улиц города. Вопреки моим ожиданиям туристов здесь совсем не было. В те минуты казалось, что я приехал не в тот Мостар. Разруха, неряшливость и отсутствие кого-либо. Где же вездесущие туристы? Ну да, ладно, нашим легче.
Я шёл по указателям в сторону старого града. С навигацией здесь полный порядок, не заблудится даже подвыпивший ёжик.
Повсюду видны следы войны. Это не музеи, не мемориалы, а настоящие «экспонаты» в «натуральную величину»: полуразрушенные здания, лозунги и напоминания о не столь давних событиях, которые то и дело навевают легкую грусть у человека, который ничего не знает про истории этих земель.
Видно, что город предпринимает попытки восстановления, но это всё происходит «точечно», а не комплексно, в связи с чем, здания, прошедшие реновацию, теряются в общей картине разрухи, печали и скорби.
Реставрация домов происходит как-то очень избирательно. Остатки разрушенных зданий часто или огораживают забором, или просто закладывают все проемы кирпичами. То ли чтобы защитить эти дома от окончательного разрушения случайными посетителями, то ли чтобы защитить этих посетителей от падающих частей разрушающихся домов.
За всё время пути мне навстречу люди попали единожды. Это была компания школьников, которая вела себя очень шумно и вызывающе. При виде туриста они резко замолчали, прошли мимо меня и продолжили дальше горланить свои какие-то школьные темы и приколы.
Вскоре стали появляться первые лотки с китайским барахлом, а это значит, что «скоро будет мост». С каждым новым шагом, приближающим к нему, плотность народа вокруг меня увеличивалась с завидной тенденцией. Я налипал как снежный ком, скатывающийся с горы. Дорога сужалась в узкий проход между торговыми рядами, и началось то, что всегда вызывает у меня ужас: «людские пробки» (здесь вопрос не фобии, а требовательности к личному пространству).
Мы просто стояли в очереди, чтобы пройти к мосту, а тётки-торгашки совали нам свои бусы и чётки по 40 евро. Картина чем-то напоминала очередь к эскалатору в московском метро ранним утром. Туристических групп было очень много, на стоянке я насчитал больше 20 автобусов. И это меня не должно было удивлять, ведь в составе экскурсий сюда едут туристы из Черногории и Хорватии. Просто выбрал не самое удачное время для посещения (сегодня было воскресенье). Я выжидал до победного финала, и примерно, через семь минут уже своими ногами стоял на этом мосту.
К перилам пробраться было очень не просто. Стоявшие туристы чётко держали оборону и власть над выходом к прекрасному обзору. Mission accomplished.
В действительности, мост мне показался небольшим и современным. И это на самом деле чистая правда. Мост был построен в 1557–1566 годах в период господства Османской империи, но 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны был полностью разрушен. По сути то, что мы видим сегодня, в принципе, не имеет большой исторической ценности, поскольку этот мост был построен заново в 2004 году. Чтобы вернуть былой облик старинного моста, со дна реки были подняты его обломки, и заново использовались при реновации. Однако, несмотря на казалось бы, отсутствие исторической ценности, мост был включен в список наследия ЮНЕСКО, а уличные экскурсии заманивают тем, что этот мост — единственное сооружение, которое сохранилось после военного конфликта, и до сих пор датируется XVI веком.
Время нахождения на мосту натолкнуло меня на мысль, что ничего необычного в нём нет. Даже форма дуги, как-то не особо чувствовалась, когда шагал по нему. Куда более приятно смотреть на мост снизу, поэтому я поспешил спуститься на небольшой пляжик, который расположился возле него.
Красиво и романтично, что там говорить. В это время на мосту началось шоу, сопровождающееся криками и воем зрителей. По его кромке в одних плавках расхаживал парень атлетичного телосложения. Он выгибался, гнулся и всем своим видом демонстрировал то, что сейчас совершит прыжок с этого моста. Женщины охали: «неужели такой красавец будет прыгать? да он же мой герой!». С каждой новой минутой парень ещё больше начинал выгибаться, заводя женскую публику в неистовый восторг. Вскоре по мосту пошёл его коллега с шляпой в руках и нагло требовал деньги с собравшихся: «за храбрость и шоу надо платить». Дамы с удовольствием отдавали свою мелочь, лишь бы их герой прыгнул в реку. Процессия была долгой и нудной, парень продолжал приседать, стоять на одной ноге и «репетировать» сальто. Как только «за проезд» собрали со всех собравшихся на мосту, на суд зрителей вышел ещё один атлет и выгибаться они уже начали вдвоём, а сборщик мелочи уже спешил к нам на пляж. «Неужели они будут прыгать вдвоем?» — со страхом в голосе шептала женщина, стоявшая позади меня. Всё это шоу навевало мои мысли о том, что это обычная тянучка времени, сопровождающаяся вымоганием денег. И если бы дамы так истошно не визжали, то весь процесс прошёл бы намного быстрее. А раз мы сами создаем благоприятную почву для сбора денег и привлечения новых зрителей, то грех этим не воспользоваться. В то же время уходить совершенно не хотелось, т. к. прыжки с моста являются культовым мероприятием этого города. Закончилось всё тем, что два «брата-акробата» резко покинули мост, а на их замену моментально выбежал угловатый мужичок в гидрокостюме и без ожидания оваций моментально прыгнул в реку. Женщины поняли, что их обманули, мужики хохотали над красивым разводом, но свои аплодисменты каскадёр всё же получил.
Прыжок в Мостаре
Прыжок был не таким фееричным, как того ожидали собравшиеся зеваки, но, тем не менее, деньги поделят на четверых, а то и на большее количество людей.
Я с хорошим настроением вернулся обратно и пошёл гулять по старинным улицам городам, по которым казалось бы можно прочитать всю его историю.
Мостар является пятым по величине в Боснии и Герцеговине. Возводился город в XVI веке с целью обеспечения охраны старого моста над рекой Неретвой, который носил чисто стратегический характер. Современный мост имеет высоту 20 метров, является прекрасным образцом исламской культуры на Балканах. С помощью этого моста город разделен на боснийские и хорватские районы. Несмотря на казалось бы чёткое разделение территории, градус ненависти здесь очень низок: люди свободно ездят из одной части города в другую, а на стенах нет ксенофобских надписей.
В мусульманском районе расположен старый базар, который является одной из самых древних частей Мостара, представленный в виде небольшой красивой мощенной улочки, которая была образована в середине XVI века. Здесь можно найти ремесленные магазинчики, традиционные рестораны и улыбчивых местных жителей… вот и всё.
Несмотря на изменения, с течением времени эта улочка хорошо сохранила свой своеобразный внешний вид со множеством мечетей, небольших гостиниц и забегаловок. Однако, если честно, совсем не понятно, за что Мостар попал в Топ туристических направлений 2016 года от Lonely Planet, ведь то же самое можно было видеть в Сараево, да и в любом городе, имеющем старинный базар. Возможно это мои личные придирки и суеверия.
Несмотря на тихие отношения между этническими районами, в городе можно увидеть четкое деление по конфессиям. Здесь две национальные почты, два автовокзала, два национальных банка, две футбольные команды, обилие различные политических лидеров и лозунгов. Можно было бы устроить интересный квест по городу, для нахождения прочих сравнений. Что же ещё различного в этих частях города? Однако эта красивая идея в те минуты меня не посетила.
На рынке мне было откровенно скучно. Смотреть на магниты и посуду не было никакого желания, уникальная утонченная атмосфера была поглощена многочисленными лавками и туристами. Только лишь запах чевапи и кебабов, позволял осознавать то, что ты находишься в Боснии и Герцеговине.
После обеда народ на улицах рассосался. Кто-то уже уехал обратно в Черногорию, кто-то заседал в местных кафешках и тавернах, поэтому исследования улиц старого города стало носить более приятный и непринужденный характер. Местные продавцы общались неохотно. Даже не проконсультировали при выборе странных ягод. Пришлось набрать привычных даров природы: малина, ежевика, земляника. С таким набором я отправился в медленную прогулку. Однако как бы я не растягивал время, старый город очень быстро подходил к концу. Чем тут ещё заняться? Можно было отправиться на водопад Кравице или озеро Яблоница, но за неимением средств, был вынужден ограничиться Мостаром.
Вернулся на автовокзал я за 2 часа до отправления автобуса. Может сказалась усталость, может миниатюрность старого Мостара. Тем не менее, факт остаётся фактом. В Мостаре я не смог долго гулять. Безусловно город имеет свою прелесть и некое очарование, но это заслуга восстановленного моста, на котором весь день находиться не захочешь. В остальных частях город очень похож на другие провинции, шармом которых я уже успел пресытиться. Может бес попутал, может это претендует на истину, но после посещения Мостара я совершенно не понимаю смысл групповой экскурсии сюда из Черногории. Девять часов в пути и один час на мосту. Действительно, стоит увидеть этот мост своими глазами, но не такими усилиями и, тем более, не с детьми. Наверно и я ожидал большего от этой поездки, несмотря на то, что увиденный мост меня по-хорошему впечатлил.
Два часа я скоротал на вокзале, поймав бесплатный WI-FI. Уже списывался с родителями и друзьями, мол скоро вылетаю домой. Автобус прибыл по расписанию, но билетов было распродано в 2 раза больше, чем посадочных мест. Говорят, это нормальная практика. Тут же подогнали второй автобус. Всех кто ехал до конечной станции «Сараево» распределили в прямой безостановочный экспресс, остальные пассажиры были приглашены в другой идентичный автобус, но с остановками у каждого столба. Такой подход мне очень понравился, веди совсем не хотелось тратить своё время на остановки по требованию.
До Сараево мы доехали за 1,5 часа. Погода менялась резко, окончательно и бесповоротно. Мы вновь въехали в холод, дождь и слякоть. Я быстро сел на трамвай и долетел до своей гостиницы. Поужинал бумажной колбасой из супермаркета и вырубился за столом, как тот парень из нашего раннего утра. Видимо, аура такая.
Теги:
Шоппинг, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм