Первое, что пришло мне, как любителю средневековья, в голову при слове «Труа» — полутёмный мистический антураж Собора в Труа 1128 года, на котором папским указом официально признаётся орден тамплиеров, а святой Бернар Клервоский зачитывает устав ордена.
Ожидания не оправдались. В городе нет практически ничего, что бы напоминало о том, что все девять организаторов Ордена были из этих мест. Ни крестов на старых зданиях, ни бюста Великого магистра, ни даже кабака «почтенная лошадь Гуго де Пейна» . Для этого, оказывается, надо ехать, например, в испанскую Понферраду.
Второе — ликующие горожане, приветствующие легендарную Жанну д’Арк, которая вьезжает в ворота Труа после его освобождения в 1429 году. В честь Жанны названа одна улица, но за пределами исторического центра — и всё. И улица Жанны д’Арк, я думаю, есть в каждом втором французском городке.
Третье — мы же в Шампани, где Труа является со своим департаментом вторым по обьёму производства игристого напитка… Как-то не особо здесь рекламы, специализированных подвальчиков и тому подобное. Хотя одно правда — очертания старого города и правда напоминают пробку от бутылки с шампанским.
Чего в Труа полно, так это магазинов, аутлетов с текстильной и трикотажной продукцией, подтверждая славу города, как одного из центров текстильной промышленности ещё с XII века.
А сто лет назад в городе функционировало 58 компаний, которые выпускали только носки-чулки. В городе до сих пор работают такие крупные производители текстиля как Lacoste, Petit Bateau, DD и куча мелких.
В античный времена здесь жили кельты из племени трикассов, имевшие в 58–51 годах до нашей эры не совсем приятный опыт общения с легионерами Юлия Цезаря. Во времена империи город назывался Августобон. Но пафосное название быстро надоело, и ему уже в III веке вернули кельтское — Трикассиум.
Интересна метаморфоза названия города до XIII века, когда он получил современное назватие. Трикассиум — Трекассис — Трикасадиен — Треси — Треш — Труа. До середины III века город вообще не имел укреплений, только вторжение варваров заставило жителей построить стены. Хотя, что о них говорить, ведь укрепления были давно разрушены.
В 271 году в Труа появился первый христианский проповедник — грек по имени Савиниан. Но грек оказался неопытным разведчиком — по приказу императора Аврелиана его быстро нашли и ещё быстрее обезглавили. Христианство появилось в городе только после признания его государственной религией Римской империи в IV веке.
В V столетии под стены города прискакали гунны, которыми руководил сам Аттила, но епископ Луп оказался таким хорошим переговорщиком, что гунны город обошли и поскакали в сторону Каталаунских полей, гда, как известно, получили по шапке.
Вскоре город был захвачен франками, позднее назвавшими себя французами, в Труа ничего особенного не происходило, пока в начале IX века Труа не был преобразован в графство.
Правили графством зачастую неординарные личности с авантюристическими наклонностями. Например, граф Адельрам проникся чувством интернационального долга и отправился на Реконкисту в Испанию. Два года даже правил Барселоной, но всё же погиб в неравной схватке с мусульманами в 852 году.
Граф Герберт в 20-е годы X века решил подзаработать на конфликте между королем Карлом Простоватым и Раулем, герцогом Бургундским. В 923 году граф похитил Карла и попросил его немного подождать за решёточкой в замке Шато-Тьерри. А сам оправился к Раулю и предложил бартер — связанного короля на графство Лан.
Рауль сказал — «многовато будет», граф вернулся, развязал Карла, накормил, помыл, дал лошадь, назвал его дорогим другом и попросил побить Рауля. Рауля побили, и тот прискакал к Герберту с просьбой снова похитить короля. Расписку на графство Лан подписали предоплатой. Снова Карла посадили за решётку, где король умер в 929 году. Рауль перестал бояться кого-то-либо и решил отобрать обратно у Герберта заработанное в честной сделке. После неудачной войны Герберт лишился значительной части своих владений. Но вскоре умер Рауль, и Герберт вернул всё обратно. И впридачу ещё графства Мо, Вермандуа и архиепископство Реймс. Впрочем, после смерти графа его владения распались, наследники разделили.
При графе Тибо IV в. Труа начали стремительно развиваться ремесла, именно в его правление текстильное, кожевенное и бумажное производство достигло невиданных ранее масштабов и Труа превратился в один из самых больших и богатых французских городов.
В 1274 году мужская линия графского дома прервалась. Наследница Шампани, Жанна, в 1284 году вышла замуж за французского короля Филиппа Красивого, после чего графство было присоединено к королевскому домену.
Несмотря на освободительную операцию Жанны д’Арк, из Столетней войны Труа вышел потрёпанным и обедневшим.
В 1524 году город почти полностью сгорел, а после Варфоломеевской ночи в Париже в Труа была устроена «мини-ночь» — было убито несколько десятков протестантов, и в 1588 году город взял под контроль герцог де Гиз, как руководитель Католической лиги.
Вот, пожалуй, и весь краткий экскурс в историю. Ибо потом всё было, как везде во Франции — ожидание визита Людовика XIV или Людовика XV в. качестве вселенского события, Революция, Империя, Франко-прусская война…
После Осера казалось, что уже получил полное представление средневекового центра благодаря большому количеству сохранившихся домов. Куда там! По сравнению с Труа — Осер небольшой городок с низкоэтажной застройкой. Средневековый Труа просто поглотил, нависая над головой высокими фахверковыми домами, раскрашенными в невообразимые цвета.
Можете представить многоэтажные средневековые кварталы? Я теперь могу. Высокие дома сдавливают узкие улицы, многие их которых всю жизнь остаются в тени.
И ещё — я никогда не видел такого обилия непараллельности и неперпендикулярности в одном месте. Вот пример. На снимке абсолютно нет никаких искажений.
Не пройдёте мимо «Дома булочника» , где сейчас размещается Культурный центр Труа. Напротив — дом ювелира Франсуа Ройза, с винтовой лестницей, спрятаной в башне, нависающей над улицей.
Дома иногда горели, заменялись более поздними каменными особняками. Вот «Особняк Моисея» , построенный в 1553 из чередующихся в шахматном порядке блоков известняка и кирпича. Название получил из-за каменной статуи пророка в угловой нише.
А вот каменный особняк Маризи, который был построен в 1528–1531 годах по заказу бывшего мэра города Клода де Маризи. Здание легко узнать по угловому эркеру в стиле архитектуры Возрождения.
Строительство «Особняка д’Отрюи» для мэра города Жан д’Отрюи — он посередине в клеточку — было закончено к 1560 году.
Старый город кишит кафе и ресторанами с изумительно вкусной едой
Из тесных обьятий средневековья вырываемся на просторы ренессанса и барокко, к свету и обьему
В 1624–1672 годах появилось современное здание городской ратуши. В нише над дверным порталом расположена статуя Минервы, которую якобинцы в годы Французской революции поставили взамен статуи короля Людовика XIV. У ее подножия выбит революционный девиз, сформулированный в его первоначальном варианте: «Единство и неделимость Республики — Свобода, равенство, братство или смерть». Интересно, что этот «непричёсанный» девиз, который в первые годы после революции можно было встретить везде, в настоящее время трудно найти.
Одна из самых оживлённых улиц в Старом городе — улица Эмиля Золя, которая раньше называлась Бакалейной улицей. Все дома здесь в прекрасном состоянии, улица превратилась в пешеходную зону.
Готическая базилика святого Урбана — памятник головокружительной карьере уроженца Труа Жака Панталеона. Родившись в семье простого сапожника, он стал архидиаконом Лана, папским нунцием, епископом Вердена и патриархом Иерусалима, а закончил свой жизненный путь под именем римского папы Урбана IV. Уже будучи папой, Панталеон приказал возвести на месте сапожной мастерской, где он родился, базилику. Здание росло довольно быстро, но в 1264 году Панталеон скончался, и строительство замедлилось. Базилика была полностью построена только через 150 лет.
Церковь — классический пример так называемой лучистой готики, которая зародилась в Париже и в северной Франции около 1250 года. В этом стиле не соблюдались три обязательных готических яруса, присутствуют лишь аркада и высокие витражные окна.
Церковь святого Ремигия была освящена в честь епископа Ремигия Реймсского, крестившего в конце V века франкского короля Хлодвига I с его воинством. Здание, которое видим сегодня — результат перестройки в XIV веке, сама церковь упоминается уже в XI веке. Колокольня церкви — единственная сохранившаяся со Средних веков, остальные колокольни в городе были разбиты в разные годы от попадания молнией.
На одной из стен колокольни видна фреска в виде часов с изображениями святого Ремигия и его матери святой Селинии. Немного ниже и левее нарисован циферблат солнечных часов, под которым выбита надпись «Наши дни на земле подобны тени».
И над всем городом, конечно, возвышается кафедральный собор святых Петра и Павла. Это уже четвёртое культовое сооружение на этом месте — после храма IV века, базилики IX века, собора X века, где и происходило признание Ордена тамплиеров, и который сгорел при большом пожаре.
Строительство нынешнего готического собора началось в XIII веке и продолжалось до XVII века.
И так и не было полностью закончено, ибо над городом возвышается только башня святого Петра, в то время как башня святого Павла осталась незавершенной.
Размеры Собора прекрасно познаются на фоне фигурок людей у входа
Эта махина имеет 114 метров в длину и 30 м в высоту. Собор состоит из центрального нефа из девяти пролетов, и четырех боковых нефов.
Автор порталов в стиле пламенеющей готики — архитектор из Парижа Мартен Шамбиж, умерший в 1532 году.
Витражи собора были сделаны в разное время — самые старые XIII века.
Прямо напротив Кафедрала, в здании бывшего аббатства святого Лупа, находится музей археологии и изобразительного искусства, или Музей Сен-Луп.
Внутри обычная коллекция провинциального музея — местные археологические находки, местные художники, пара картин Рубенса, чудом оказавшиеся в коллекции.
Это было первое знакомство с Шампанью. Обязательно вернёмся. Путь лежит домой через Лотарингию, где заедем ещё в пару мест.