Почему считается, что Средние века были тёмным временем? Если в смысле всеобщей грамотности, развития орудий труда, политической системы, уровня науки и медицины, то можно говорить о более низком уровне развития. Но в то время писались благородные, пусть и наивные, рыцарские романы, шились красивые одежды, создавалась пламенная готика и, главное, закладывались все основы для будущего развития Европы и целого света. Не пустым словом для многих были честь, сострадание, благородство и христианская благотворительность. Среди благородных людей, вошедших в историю, и Николя Ролен, канцлер герцога Бургундского Филиппа Доброго. Именно с ним и с его женой Гуйон де Салинь связано строительство Отеля Дьё в Боне.
Выдающийся политик и эконом, Николя Ролен в 1408 году, будучи ещё совсем молодым, поступил на службу к бургундскому герцогу Жану Бесстрашному, а следущий герцог, Филипп Добрый, в 1422 году произвел Ролена в канцлеры, которым он и пробыл все следующие 40 лет. Сейчас бы его назвали олигархом, прорвавшимся к власти. Никто не говорит, что Ролен был идеальным человеком, он скопил не слишком безупречными методами свои несметные богатства, и многие при дворе с ненавистью сплетничали о его алчности и высокомерии. Но государственные обязанности выполнял исправно, а также постепенно превратился в самого известного мецената Бургундии. Поддерживал Ролен живописцев, литераторов, в основном, в своем родном городе Отёне, но больше всего прославился историей со строительством Отеля Дьё.
В середине 15-го века подходил к концу долгий период, известный как Столетняя война. Через территорию Бургундии проходили то английские, то французские войска с многочисленными союзниками. Многие хозяйства разорились и впали в нищету. Три четверти горожан утратили все средства к существованию. На улицах Бона появилось множество калек, больных и бездомных. Глядя на всё это, Николя Ролен решил построить богадельню для неимущих и ветеранов полностью на свои средства, из собственных доходов, приносимых виноградниками и солеварнями. Указ о создании госпиталя был подписан в 1443 году, а готова она была через девять лет, всего за год до окончания Столетней войны.
Супруги не ограничились одной постройкой, и из этих же доходов черпались средства на ежегодное содержание заведения. Постепенно присоединились и другие благотворители, которые жертвовали в пользу богадельни деньги, произведения искусства, землю и недвижимость. Результатом явилось то, что к настоящему времени Отель Дьё стал крупным владельцем недвижимости, в том числе виноградников, виноделен и винных погребов, а также предметов искусства.
Отель Дьё, хотя и в гораздо меньшей степени, используется по своему изначальному назначению и в наше время — в одном крыле расположен дом престарелых. Сам госпиталь переехал в новое современное здание в 1971-м году. В другом крыле — музей и помещение для ежегодных винных аукционов. Естественно, благотворительных.
Стиль, в котором построили Отель Дьё, позднее назовут бургундской готикой. В самой архитектуре здания — напоминание о прекрасных дворцах Фландрии, в Левене, Мехелене, Брюгге и Генте Ролен побывал перед этим и был восхищён видом этих городов. Идея многоцветных крыш пришла из Центральной Европы, но настолько укоренилась в Бургундии, что стала считаться чисто бургундской особенностью.
Во внутренний двор Отеля-Дьё мы сразу попадаем после входа и пересечём его каждый раз, когда переходим из зала в зал. Здесь самый известный вид на многоцветные крыши. Разноцветная черепица складывается в самые замысловатые геометрические узоры. Различные теремки, шпили и шпилечки богато разбросаны по всему верхнему уровню здания.
Вид со двора очень отличается от уличного фасада. Это хорошо видно, если поставить две фотографии рядом. Снаружи все главное здание выглядит суровым, похоже на крепость, украшенную только готическим шпилем. Вероятно, внешний фасад преднамеренно выполнен в таком строгом стиле.
Самый обширный зал был достроен уже в 1452 году и с тех пор практически не изменялся. Он так и называется — Большой зал. Второе название — зал Бедняков — прикрепилось позже, когда в богадельне создали возможность устройства помещений для ВИП клиентов. Длина Большого зала достигает 50-ти метров, ширина — 14-ти при высоте 16 метров. В центре зала раньше стояли столы и скамейки для приема пищи больными, которую подавали в оловянной посуде, а не в деревянной, как было ещё повсеместно принято в те времена. Вещи больных складывались в ящики, которые стояли за каждой кроватью. Дубовые стены зала увенчаны готическим сводом. Поперечные балки богато расписаны и держатся зубами разноцветных драконов. Отдельно о сводах. Они изнутри напоминают перевернутый корпус корабля, что типично для Нормандии, Бретани, но отнюдь не для Бургундии. Что послужило причиной исполнения сводов в такой манере в районе, достаточно далёком от моря, неизвестно.
Большой зал — первый зал музея, где кроме мебели различная утварь в виде экспонатов, а манекены сестёр показывают, каким образом за больными ухаживалось.
Только вызывают удивление размеры кроватей — они как современные детские. Знаю, что триста — пятьсот лет назад люди были мельче, чем теперь, но не настолько же… Лично я не знаю, в какой позе должен был бы там спать…
Часовня не выделена в отдельное помещение, по-сути является частью зала бедных. Отделена только деревянной аркой с гербами спонсоров. Под бронзовой плитой перед алтарем погребены останки Гуйон де Салинь.
В часовне красивые витражи.
А девиз «Seulle» («Единственная»), который видно на стенах, означает, что Гуйон была единственной дамой сердца своего мужа.
В 1645-м году в Отеле Дьё появились коммерческие клиенты. Или ВИП контингент, как принято говорить сейчас. Не все в Боне положительно восприняли этот шаг, который был вынужденный — размеры пожертвований сокращались и заведению элементарно не хватало средств. Назвали зал именем святого Гуго. Сколько составляла коммерческая составляющая, и какие услуги получали такие клиенты, нигде не нашёл. Понял только, что личная круглосуточная сиделка была. Стены этого помещения богато украшены полотнами художника XVII века Исаака Муайона и изображают чудеса Христовы. Две картины изображают чудесные действия святого Гуго, например та, которая за алтарём показывает чудо воскрешения от чумы святым Гюго двух детей.
Кухня госпиталя представлена в том виде, в каком мы бы видели её в самом начале 20-го века. Здесь уже большая печь, два крана с горячей водой в виде лебединых шей, механизм для вращения вертела.
В средние века в каждом госпитале была своя аптека. Растения выращивались в собственном садике. На первой фотографии различные приспособления, в основном 18-го века, которые использовались для приготовления лекарств, на второй — полки с готовыми лекарствами
Собственно, госпиталь прошли весь. Немного погуляем по району вокруг него. Район застроен 2-х,3-х этажными домами от эпохи позднего средневековья до начала 19-го века
Рыночная площадь города с давних времен была собственностью герцогов Бургундии, а потом и королей Франции. Сюда начиная с 1203 года, приходили граждане, чтобы проголосовать за нового мэра. Здесь располагался рынок, казнили ведьм и неугодных, зачитывали указы. После последней реконструкции площадь превратили в сплошной центр по продаже вина и сувениров туристам. Не стоит особо тратить время, ничего интересного мы не нашли. Гораздо более симпатичной нам показалась площадь Флери. Застроенная средневековыми зданиями с ресторанчиками и барами на первых этажах, такая солнечная и весёленькая.
По пути от рыночной площади к реке встретился этот особняк. Немного заброжен, но на верхних этажах живут, за участком следят, но окна на нижних этажах разбиты. Кому принадлежит, не нашёл, но по стилю явно построен в последние годы королевства или в наполеоновские времена.
На этом прогулку по Бону заканчиваем, путь лежит в соседний город Отён, о котором следующий рассказ.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия