Что надо знать о Великой Китайской Стене, прежде чем туда забраться или краткий курс истории Китая
Что надо знать о Великой Китайской Стене, прежде чем туда забраться или краткий курс истории Китая
«Кто не дойдёт до Великой стены, тот не герой» сказал в свое время председатель Мао, имея в виду, конечно, кто не дойдёт до великой цели. Но это можно понимать и буквально. Ведь Великая Китайская Стена не просто самое грандиозное оборонительное сооружение в мире, это история Китая, которую невозможно понять, не побывав на этой Стене. Ни одно описание Китая не обходится без упоминания Стены, и я упомяну, и даже начну, ибо именно со Стены я и начал свое личное открытие Поднебесной.
Действительно: история Стены это история Китая. Ведь только представьте, ее строительство началось в III веке до нашей эры. Это была эпоха Воюющих царств, времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь. Начало строительства Стены это начало объединения империи в единое целое из множества отдельных княжеств. Конечно, новое государство нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. Это главное назначение стены, но не единственное. Стена стала границей великой китайской цивилизации, крайней северной точкой нахождения китайского мира, призванной оградить граждан Поднебесной от ассимиляции с варварами с их кочевым образом жизни.
В последующие столетия, особенно в период власти династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) Стену продолжали строить, расширять на запад. Тогда построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников.
О сохранности Великой Китайской Стены заботились все последующие правители. И только двум династиям до Стены не было никакого дела, на то были серьезные причины. Во-первых, абсолютно не нужна была Стена императорам династия Юань. Ведь ее основали монголы. Великая Китайская Стена не выполнила своей основной функции, не защитила в 13 веке китайский мир от набегов кочевников с севера. Чингисхану удалось преодолеть Стену, он сделал это с помощью военных инженеров и пехоты в огромных количествах. Вот вам и неприступное оборонительное сооружение!
Не спасла Стена Китай и от второго, и как оказалось, последнего масштабного нашествия «варваров». В 17-м веке китайская аристократия, воюя с повстанцами, представляющими движение «желтых повязок», впустила многочисленные маньчжурские племена в страну. Их вожди захватили власть. Они основали в Китае новую династию — Цинь, которая стала последней императорской династией Китая. И при монгольской, и при маньчжурской династиях императоров Стена потеряла свое оборонительное назначение. Защищаться было не от кого, все уже были здесь. Императоры этих династий контролировали земли и южнее и севернее Стены.
Между монгольской династией Юань и маньчжурской династией Цин была китайская реконкиста. Монголы, которые правили Китаем до 1368 года, были изгнаны династией Мин (1368–1644). И с этого времени, и в истории Китая и в истории Стены была открыта новая страница. Ведь современный вид Великая Китайская Стена получила именно в годы правления этой династии. Практически все участки Стены, дошедшие до наших времен, были сооружены как раз в то время. Для строительства своей Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек. Именно тогда земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки были отстроены заново. Были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов. Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572–1620). И многие считали, что это именно он, а не Цинь Ши-хуанди, возвел это грандиозное сооружение.
Увы, как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Оказалось, что для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Вот опять же маньчжуры, захватившие власть в Китае в 17-м веке. Их династия Цин преодолела сопротивление защитников Стены из-за предательства китайского полководца У Саньгуя, открывшего ворота Шаньгуанской заставы Великой Китайской Стены для завоевателей. Этот поступок привел к падению династии Мин и воцарению в Пекине маньчжурской династии Цин.
За три столетия пребывания Цин у власти к сооружению относились с большим пренебрежением, Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький ее участок, проходящий близ Пекина — Бадалин — сохранялся в порядке — его использовали, как «ворота в столицу».
И только в 20-м веке Стену начали восстанавливать. Наиболее масштабно с 1984 года, когда по инициативе Дэн Сяопина была принята специальная программа, стала привлекаться финансовая помощь китайских и иностранных компаний, а также частных лиц.
Теперь, немного проникнувшись историей китайского мира, можно и на Стену подняться. А нет, давайте еще послушайте про некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену.
Некоторые интересные факты и даже мифы про Великую Китайскую Стену
Сначала давайте разберемся, насколько длинна Великая Китайская Стена, которая выходит из Желтого моря и уползает прямо в пески пустыни Гоби, протянувшись через весь Северный Китай. Тут у меня такая информация. Самые оптимистично настроенные китайские измерители Стены насчитали как то 21 196 километров, но мировое сообщество это цифру не признало. Если измерить протяженность по прямой линии, проведенной между конечными точками Стены то получиться 2 450 километров. Однако, нужно учитывать, что стена не идет нигде прямо: она то изгибается, то поворачивает. Так вот, с учетом всех этих изгибов и поворотов, официально признали следующую длину — 8 851 километр и 800 метров.
Но археологические раскопки ведутся и в наши дни, ученые находят новые места. Например, недавно нашли участок длинной в 290 километров, начало стены расположено в провинции Ляонин на горе Ху Шан, а заканчивается в провинции Ганьсу на перевале Цзяюй. Правда участок стены построен из грунта, от стены практически ничего почти не осталось, а последние остатки от строения пропадут в ближайшем будущем, но все же. Так что, будем считать вопрос о длине Великой Китайской Стены еще открытым.
Второй очень важный вопрос, который волнует миллионы (вернее миллиарды), видна ли Стена из космоса. Ведь многие именно так и утверждают, что это единственный рукотворный объект, который оттуда виден. Я разобрался с этим вопросом, докладываю. С Луны не видно, это точно, факт. С орбитальной станции, невооруженным глазом тоже. Вернее НАСА сообщает так: «Стена едва различима с орбиты, и только при идеальных сопутствующих условиях. Впрочем, она видна не более, чем прочие искусственные сооружения»
Китайцы, как вы понимаете НАСА не поверили и послали в космос своего человека. Увы, большое разочарование. Ян Ли Вень, первый китайский космонавт, признал с грустью, что не смог разглядеть это монументальное сооружение, как ни старался, а он старался. Но ведь это и понятно, Стена то длинная, но ширина Стены совсем не космических масштабов, всего- то метров 6. Это все и объясняет. Но есть и хорошая новость. Стена отчетливо видна на снимках со спутника и очень хорошо видна с самолета. По этому вопросу все.
Но остались и другие вопросы. Например, этот очень страшный вопрос. «Правда ли -спрашивают некоторые с ужасом — что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее?» Что касается раствора для укладки каменных блоков Стены, то применялась клейкая рисовая каша с примесью гашеной извести и никакого костяного порошка в нем нет. Однако, людей при строительстве Стены погибло великое множество и это доказанный факт. Говорят не меньше миллиона. Великая Китайская Стена самое длинное укрепление в мире и по совместительству является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни. Неясно до сих пор, являлись ли они ритуальными жертвами, или же таким способом просто хоронили умерших рабочих.
И на десерт, еще интересный факт, связанный со строительством Великой Китайской Стены. Одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену, а строители следовали по его следам. Вот это, истинная правда! Именно так все и было!
О том, как мы покоряли Великую Китайскую Стену
Мы знали, что рядом с Пекином есть несколько участков Стены, которые можно посещать туристам. Самый близкий к столице, и самый популярный участок Стены называется Бадалин (помните, я про него рассказывал). Но некоторые отзывы советовали другой участок называемый Мутяньюй. Там и туристов поменьше и места живописнее, утверждали эти отзывы, и мы им поверили. И правильно сделали. Отзывы не врали, тем более, что и китайский национальный комитет по оценке достопримечательностей присудил этому месту высшую категорию ААААА, это как пять звезд в гостиничном бизнесе.
На Мутяньюй для посещения открыт участок стены длиной 2250 м, включающий в себя 22 сторожевые башни. Башни пронумерованы от 1 до 22 с востока на запад. Оказалось, что этот участок стены самый плотный по количеству построенных башен на один километр. Для удобства предлагаю схему.
Участок Стены Мутяньюй построен на гребне хребта, высота которого от 500 метров до одного километра. На вершину хребта до Стены можно подняться пешком, там есть две пешие тропы, которые от подножия хребта и до Стены состоят из ступенек и проходят по лесному массиву (сам подниматься не пробовал, думаю это утомительно, ведь еще надо будет долго бродить по Стене, но видел, что народ идет), а можно и на фуникулере. Причем фуникулера два. Я выбрал фуникулер, который представляет собой закрытые четырехместные кабинки на канатной дороге.
Этот фуникулер поднимает от подножия до башни #14. Видите, эта башня примерно посередине участка, что очень удобно. Стоимость подъема 60 юаней, а если вместе со спуском то 80 юаней. Там есть и другой фуникулер, на котором не кабинки, а подвешенные на канате двухместные сиденья. Он поднимает в район башни #6. Рядом с этой башней устроен стальной желоб длиной 1580 метров, спускающийся от стены обратно к подножию хребта, по которому можно скатиться обратно вниз на одноместных тележках. Стоимость билета спуска в этом желобе я не помню, ибо на нем не спускался, но ее легко будет узнать в кассах. Независимо от способа подъема-спуска на Стену, нужно отдельно приобретать входной билет стоимостью 45 юаней (билет надо сохранять до окончания посещения).
Что делать, поднявшись на Стену? Просто гулять, представляя события давно минувших дней. А Стена в этом месте была построена в 6-м веке, во времена северной династии Ци. Но перестроена и укреплена для усиления защиты расположенного здесь стратегически важного прохода на Пекин, значительно позже во время правления, уже знакомой нам, династии Мин. Именно тогда для постройки этого участка Стены были использованы гранитные блоки, которые делали уникальную конструкцию (7–8 метров вышиной и 4–5 метров шириной) практически нерушимой. Участок Мутяньюй оснащен парапетами и амбразурами для отражения атак противника, причем как с северной, так и с южной стороны. При этом амбразуры не традиционно круглые, а выполнены в форме арок.
Для того чтобы прогуляться по всей длине стены, понадобится не больше трех часов. От башни № 5 до № 19 нет очень крутых спусков и подъемов. С башни № 10 открывается вид на всю стену в оба конца.
После башни№ 19 начинается очень крутой подъем к башне № 20, которая является вершиной стены.
С двадцатой башни видна следующая башня, относящаяся уже к другому участку. После этой башни дальнейший проход туристам запрещен. А если все-таки пойти дальше, то увидишь неотреставрированный участок Великой Китайской Стены, несущий на себе следы разрушительного действия времени.
Как добраться до участка стены Мутяньюй из Пекина
Этот участок стены расположен близ городка Хуайжоу в 75 километров от Пекина. До этого города мы добирались на обычном рейсовом автобусе с одного из пекинских автовокзалов, который находится у станции метро Дунджимен (Dongzhimen). Выйдя из метро через выход В, слева, чуть впереди, увидите большое здание торгового центра. На первом этаже этого центра и расположен автовокзал Дунджимен.
Отсюда на Мутяньюй идет автобус 916. Стоимость проезда 12 юаней (надо приготовить точную сумму). Автобус отправляется достаточно часто, долго ждать не придется. Но доехать вы сможете только до городка Хуайжоу (надо ехать до конечной станции). Оттуда до стены Мутяньюй нужно брать такси, других вариантов нет. Мы сторговались за 50 юаней за машину, в тот раз нас было четверо. Так что на человека вышло не дорого, при этом таксист нас проводил до самых касс и остался ждать нашу компанию, чтобы довезти обратно.
Вот и все! Знакомство с Великой Китайской Стеной состоялось! Сесе (спасибо) за компанию! Продолжение следует!