Куда должен обязательно съездить каждый русский турист в Болгарии? Конечно же, на Шипкинский перевал, где в 1877 году русские войска несколько месяцев сдерживали турок перед тем, как самим перейти в наступление на Софию.
Вернувшись из Македонии, я переночевал в Софии, а с утра на такси поехал в аэропорт. Но нет, никуда лететь я не собирался, в аэропорту я всего лишь должен был взять прокатную машину. При этом было очень сложно ответить на вопрос таксиста — Вам, -говорит, -в какой терминал? Какой авиакомпанией летите? Вот в тупик он меня таким вопросом поставил :)
По дороге на Шипку из Софии сначала едешь по типа автобану в сторону Пловдива. Типа — потому что трасса очень старая, хоть и четырехполосная. Тут я допустил большую ошибку, задавая маршрут в навигаторе. Чтобы поскорее выехать из Софии, я ткнул пальцем в автобан примерно в районе Пловдива и поехал. Но точка оказалась на левой стороне дороги и, чтобы попасть на нее, навигатор заставил меня съехать на развязке с трассы и развернуться! Мне же надо было ехать дальше! А развернуться на автобане можно только на развязке, а следующая развязка была километров через 15–20! И хотя «автобан» не производил большого впечатления, все съезды с него в поля были честно отгорожены забором, так что развернуться до развязки так нигде и не получилось, несмотря на наличие нескольких мостиков для местного движения.
Но в итоге все же удалось добраться до нужного региона. Вот она, горная система Стара Планина —
Городок по дороге на Шипку
У подножия Шипкинского прохода
Город Шипка. Дальше дорога уходит вверх
Горная дорога и «Судзуки»
Местные жители набирают воду из источника
Вот и самая высокая точка на Шипкинском перевале. Здесь проходит граница между областями
К памятнику надо подниматься довольно высоко в гору
Лестница к памятнику в это время года вся завалена снегом.
Подниматься тяжело, ступеньки скользкие, проще идти по сугробам
Но вот засыпанная снегом лестница остается позади
Русские войска заняли Шипкинский перевал 7 июля 1877 года. Перевал контролировал одну из основных дорог, связывавших север Болгарии с югом, а потому турки попытались отбить его, но безуспешно. Особенно тяжелые бои шли в августе, турки сумели окружить русских с трех сторон, но взять перевал так и не смогли. Русские держали Шипку до 24 декабря, пока наконец не началось решающее наступление.
Памятник русским солдатам
Вид с лестницы на окрестности
Турки тогда сидели на окрестных горах и обстреливали защтников Шипки из ружей и пушек.
Вот так, установив пушки по кругу, русские войска и отбивались от турок, не давая им перейти через горы.
Памятник русским солдатам. Там можно подняться наверх, но сейчас явно не сезон, и все закрыто. Да еще башня почти все время была в тумане, приходилось подолгу выжидать, чтобы сделать фото.
Когда я по этой лестнице поднимался, башню было вообще не видно. А тут облака разошлись.
На Youtube есть старый советский фильм "Герои Шипки" - можете посмотреть, если есть время
Вниз я решил спускаться по дороге, чтобы не навернуться на заваленной снегом лестнице
Еще один памятник русским солдатам
Чтобы не заблудиться, включил навигатор
К северу от Шипкинского перевала лежит город Габрово. Тот самый, про который так любили умилительно писать советские газеты, мол это столица юмора, а жители только тем и занимаются, что сочиняют анекдоты :) Но на знакомство с городом времени не было, пришлось миновать его проездом.
На обратном пути в Софию Стара Планину я решил пересекать по другой дороге, через перевал Троян. Здесь во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 тоже стояли русские войска. Как писал известный германский военный теоретик того времени генерал Мольтке — «Тот генерал, кто попытается пройти в Южную Болгарию через Троян, заслуживает названия безумца, потому что достаточно двух батальонов, чтобы задержать здесь наступление целого корпуса». 7 января 1878 года русский отряд под командованием генерала Карцева выбил с Орлиного гнезда — высшей точки перевала — турецкий гарнизон и освободил русским войскам проход на Софию и в южную часть Болгарии.
На мосту в городке Троян
А это на пересечении дорог 35 и 358. Знак сообщает, что перевал Троян открыт
Там же, но вид в другую сторону
Впереди заснеженные горы. И вот этот знак заставил понервничать.
Зимой тут катаются на лыжах, но сегодня уже 31 марта
Странное сооружение. Название на указателе тоже доставляет - х.Дерменка :)
Что бы это значило? Можно растопить снега и попить?
Вот и перевал. На горе стоит памятник русским солдатам. Турки не прошли не только на Шипке, но и здесь, на перевале Троян.
Добре дошли! Точнее доехали :)
Судзуки и памятник русским солдатам. Подниматься к памятнику уже сил не было, да и в конце марта в горах было холодно и ветрено, аж сдувало. А дальше начался спуск.
Чтобы лучше представлять, где находятся перевалы Шипка и Троян, помещу карту своих сегодняшних поездок —
После перевала быстро стемнело и дальше в Софию пришлось ехать буквально наугад по каким-то горным серпантинам. И тут как назло разрядился смартфон, который я использовал в качестве навигатора! Как-то так вышло, что он разряжался быстрее, чем шла зарядка с прикуривателя. И даже выключенный, он от него заряжаться дальше ну никак не хотел, как я ни пытался. Мне же уже скоро нужно было объезжать Софию, а потом ехать в Благоевград, где был забронирован следующий отель. Ехать по темноте без навигатора как-то совсем не хотелось! Пришлось остановиться на заправке и, зайдя в туалет, минут 15 заряжать его от сети. Ура, смартфон поднялся!
На въезде в Благоевград, где-то в районе часа ночи, стал искать свой отель. Тут выяснилось, что адрес на Букинге задан неправильно. Пока крутился в поисках, был остановлен болгарской полицией. Они проверили документы и уже хотели меня отпустить, но тут я их спросил, как мне найти отель. Английский язык они, надо сказать, поняли, и как проехать показали. Спасибо, а то так бы я не нашел.
А вот пожилой ночной портье в отеле английского не знал вообще. Я вот уже только потом подумал, а может надо было с ним по-русски поговорить?
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Рила и Рильский монастырь
Все части рассказ о поездке по Восточной Европе —
1–2. Старина и новоделы в столице Македонии
3. Шипка и Троян — на машине по местам боевой славы
4. Рила и Рильский монастырь
5. София — в поисках мавзолея
6. По Кишиневу от Штефана чел Маре до автовокзала
7. На Дерибасовской хорошая погода, на Дерибасовской опять идут дожди
8. Одесса — от канатной дороги до Бродской синагоги
9-10. Родина-Мать и Майдан Незалежности — я первый раз в Киеве
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия