Узнав, что мой канадский знакомый Колин, путешествующий по миру в режиме «full-time travel», приезжает в Эстонию, я предложил ему показать что-то более интересное, чем навязшие в зубах «крыши старого Таллина», а именно эстонские «туристические» болота ;) Колин за эту возможность с радостью ухватился. На этот раз он путешествовал со своей подругой Мишель, которая ненадолго прилетела к нему в Хельсинки, а скоро улетала обратно в Канаду из Риги. До этого они на три дня без визы заскочили в Санкт-Петербург, а вот сейчас приехали в Эстонию.
Ну, значится, встретились мы у Толстой Маргариты и поехали. Для показа я выбрал болото, на котором еще сам не был, но, согласно описанию на сайте RMK, там обещали быть не только дощечки по болотным озерам, но и целых две смотровых вышки.
Правильно ехать надо было вот так. Но я место запомнил приблизительно, а потому точного направления мы не знали.
Сначала поехали южным маршрутом, мимо водохранилища Соодла. Съехали с шоссе, а дальше навигатор у меня показывал целую сетку каких-то непонятных проселочных дорог. По ним и поехали. А только что прошел ливень, так что мало того, что все дороги были в ямах, так эти ямы были еще и заполнены дождевой водой. А вокруг стали появляться какие-то полуразрушенные постройки, наводившие на мысль, что раньше это был какой-то военный объект, может быть даже танковый полигон.
Ехать приходилось со скоростью 10–20 км/ч, то и дело тормозя у очередной лужи. Ну, я поначалу пытался отшучиваться, что Кашкай у меня это почти БТР, типа проскочим, «танки грязи не боятся» ;) но ямы с каждым разом становились все глубже. Пару раз рискнули проскочить. Но затем впереди выросло такое море, что ехать дальше мы не рискнули. Пришлось позорно разворачиваться. Как я потом обнаружил на Викимапии, мы действительно попали на танковый полигон. В советское время здесь тренировались военные 172-й Аэгвийдуской мотострелковой дивизии :)
Раз на новое болото попасть не удалось, у меня был приготовлен План Б — поехать на уже проверенное Болото Виру. Однако пока ехали, у меня возникла другая идея. Как раз рядом с Viru Raba, если судить по карте, до того самого болота, куда мы не доехали, можно было добраться другим маршрутом.
Там танкового полигона не было, потому дорожки оказались вполне приличные, тем более что вели они к довольно популярной зоне отдыха. Народ приезжал на машинах к озерам, разбивал там палатки, жег костры, готовил шашлык и т. п. Ну, мы на костры отвлекаться не стали, сразу пошли в сторону болота. Пройти пришлось прилично, так что тут совет — постарайтесь подъехать к болоту поближе.
Это мы уже на болоте. Начались традиционные дощатые дорожки вдоль болотных озер.
Веселая болотная растительность
Вот кто-то может спросить - а кто все это строит? На какие деньги?
Обустройством болот в Эстонии занимается государственная контора RMK - Riigimetsa Majandamise Keskus - Центр Управления Гослесами. Эта организация получает доход от продажи древесины из государственных лесов, а часть вырученных денег тратит на восстановление лесопосадок, а также на различные образовательные проекты, включая и вот такие "учебные тропы". Оборотная сторона всей этой красоты - выкошенные по всей Эстонии поляны, которые отделяет от дороги чисто символическая полоска леса толщиной в 3-4 ствола. А также едущие со всей Эстонии по направлению к порту Кунда лесовозы - потребителем эстонского леса является Финляндия. Вообще эстонский лес - отрасль стратегическая, в свое время, когда в обращение вводилась эстонская крона, так было и объявлено - обеспечением кроны будут эстонские леса. Но теперь в Эстонии евро, так что леса можно рубить, у нас их на душу населения все равно намного больше, чем в большинстве стран Европы :)
Дошли до вышки в центре болота
Вид с вышки в одну сторону
Вобщем, «интуристам» на эстонских болотах понравилось. У себя в Канаде они таких дорожек не видели.
К сожалению, в этот раз пройти весь маршрут не получилось, на улице уже начинало темнеть, а нам еще надо было в Таллин возвращаться. А от первой вышки там дорожка идет дальше на юг, к озеру Паукъярв. Там будет еще одна вышка. И, как оказалось, добраться туда вполне можно и южным маршрутом. Мы просто рано свернули и попали на танковый полигон, а надо было ехать по другой дороге. Там в конце будет мостик через речку и барьер, а дальше только пешком.
Вот этот южный маршрут я и решил все-таки «добить» следующим летом. И поначалу опять промахнулся:)
Вроде поначалу все шло хорошо, и стоянка нашлась, и мостик через речку.
Правда вот потом тропинка повела куда-то в поля, где никаких болот было не видно. Хотя какой-то народ здесь все же гулял.
Поняв, что иду не туда, решил разворачиваться и возвращаться. Еще раз проверив дорогу по навигатору и по Google Maps, понял, что действительно свернул не там, где надо было.
На правильной парковке висела правильная карта. Вот на ней можно видеть два знака «P», так вот, я сначала встал у нижнего, а надо было ехать к верхнему.
Вот это уже был правильный мостик.
Тропа шла вокруг озера Паукъярв.
На берегу озера отдыхающие раскинули палатки.
Вот наконец появилась и дощатая дорожка, уводившая на болото.
С дорожки сойдешь — сразу утонешь:)
Народу на болоте мало, но он есть.
Вобщем, я дошел примерно до того места, куда в прошлом году мы зашли с Колином и Мишель.
На обратном пути на озере Паукъярв нашел вторую вышку.
С вышки открываются вот такие болотные панорамы —
Если посмотреть в обратную сторону, то сквозь стволы деревьев просвечивает озеро Паукъярв.
Вышка — вид с другой стороны
До шоссе Таллин — Петербург отсюда 13 км
Вобщем вот сколько сил пришлось положить на исследование этого болота :)
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия