Мы давно мечтали посмотреть легендарный Байкал, но добраться туда мы хотели именно на поезде, чтобы увидеть Россию. Разглядеть страну из окна поезда достаточно сложно, поэтому самым оптимальным вариантом мы посчитали такой сценарий: днем гулять по городу, а ночь проводить в поезде.
Как я планировала всю поездку, достойно отдельного рассказа, но в результате у нас получилось путешествие, четко разделенное на две части: «через всю Россию» и сам Байкал.
Когда в Москве смотришь на карту страны, кажется, что в Сибири существуют только крупные города, а между ними многокилометровая тайга. Но все совсем наоборот: вдоль железнодорожных путей нам постоянно встречались мелкие поселения, чуть ли не хутора, паслись животные, мелькали проселочные дороги.
Еще удивительней для нас была природа, которая развернулась сразу за Уралом. Сразу оговорюсь, что нам повезло: везде как раз бушевали краски золотой осени. Но таких ярких цветов в Подмосковье я никогда не видела: березы не желтые, а просто оранжевые, много красного, желтеющие лиственницы. Да, и только сейчас мы поняли, почему березка — это символ России: перед Омском, например, за несколько часов, кажется, мы видели исключительно один березняк.
2
Все по порядку. Выехали мы в ночь, полтора суток в поезде и мы в Екатеринбурге. Осматривать город очень просто: через главные достопримечательности проходит «красная линия». Просто идешь по ней и читаешь описание каждого интересного места либо на стенде, либо на сайте этой «красной линии». Она начинается с главной площади, но поскольку линия замкнутая, удобнее начать с Храма-на-крови — он ближе всего к вокзалу.
3
Помимо этого маршрута мы хотели посмотреть Музей истории Уралмашзавода, но не успевали по времени. Еще советую улицу Вайнера пройти до конца на юг, до Куйбышева — именно на этом участке, например, стоит памятник Гене Букину.
1
Вообще Екатеринбург запомнился именно своими странными памятниками.
4
Старая застройка соседствует с советскими зданиями (что еще ничего) и с современными небоскребами. Поэтому впечатление от города достаточно смазанное.
Хотя отдельные места и напоминают кому — Нью-Йорк, а кому — и Франкфурт
3
Ночь в поезде и с утра мы в Омске. На его осмотр у нас около 6 часов. Первое впечатление: грязь, пробка из-за организации марафона, странная реклама в транспорте о наркозависимости и распознании инсульта. Полезно, конечно, но крайне депрессивно. Кстати, контингент на привокзальной площади, к сожалению, показывает, что подобная реклама крайне актуальна.
Как и многие другие сибирские города, Омск родился вместе с острогом (в котором, кстати, сидел Достоевский). Но саму крепость со временем разобрали, и в итоге от нее осталась пара старинных зданий, а остальное пространство заполнили совершенно разномастные строения. Единого впечатления совсем не получается.
Иртыш хорош, как и все сибирские реки. В центре города красивый, но совершенно новый Успенский собор, приятные здания по улице Ленина (та часть, что Любинский проспект), резиденция Колчака на другом берегу Оми.
2
Но все это оказалось скрыто от наших глаз за заборами, лесами и марафоном.
После Омска нас ждал дневной переезд до Новосибирска, ночевка в отеле и ужин в отличном ресторане при гостинице. Чтобы не рекламировать, не буду приводить название, но кому нужно — поймет по расположению. Это наш вид из окна. Кстати, вокзал в Новосибирске очень красивый — и внутри, и снаружи.
2
В Новосибирске весь следующий день лил холодный дождь. Прогулку мы начали с Вознесенского кафедрального собора, но, по нашему мнению, особенного внимания он не заслуживает. По сути, главная достопримечательность города — Красный проспект, нужно выходить на него и идти до самой Оби, обращая внимание на всякие советские постройки с передовыми конструкторскими решениями. На набережной можно посмотреть на длиннющие мосты и покататься на корабликах.
3
В Новосибирске приятное метро и самый длинный метромост в мире. Вообще в Новосибирске гигантомания: и театр, и метромост, и проспект — все самое большое.
2
Но город приятный, как нам показалось. И люди нам попадались отзывчивые и вежливые. Здесь уже чувствуется какой-то столичный размах и столичная простота — это сразу видно по девушкам, которые позволяют себе ходить без обильной косметики на лице и без каблуков.
Еще ночь в поезде и мы в Красноярске. Город нам увидеть практически не удалось, поскольку весь день мы провели в Столбах и к вечеру сил не осталось совсем.
2
В Столбы обычно заходят со стороны «Турбазы» через «Кордон Нарым». Это шесть километров в гору, прогулка по центральным Столбам и шесть километров обратно по той же дороге. Покопавшись немного в интернете, мы решили сделать иначе: подняться по канатной дороге через «Бобровый лог», а затем по Каштаку выйти к Центральным Столбам и уходить через этот шестикилометровый спуск к «Турбазе». Это, оказалось, очень мудрое решение: хоть путь стал длиннее, но мы прошли практически по всей открытой части заповедника, причем основная часть дороги лежала по совершенно безлюдному лесу, который кажется диким. В Центральных Столбах, к слову, даже в непогоду много людей.
3
Столбы, я уверена, увидеть нужно обязательно. Это огромные глыбы твердой породы, которую не смогли разрушить вода и ветер. Часто они прячутся прямо среди леса, иногда принимают очень причудливые формы, у каждой скалы есть свое имя. Как обычно, нам больше понравились те, что подальше и понеизвестней.
3
Когда мы заходили в заповедник, к нашему удивлению, никто нас не стал регистрировать или каким-либо образом фиксировать наш проход. Вместо этого работник канатной дороги посмеялся, когда мы спросили про карту, и посоветовал, если встретим медведя (который сейчас ищет берлогу, поэтому не агрессивный), то спокойно пройти мимо него. Замечу, что открытая территория парка, по крайней мере, от буферной зоны никак не отделена, а весь заповедник — это 47 тысяч гектаров.
3
В квартиру, где остановились с ночевкой, добрались мы с трудом: свое дело сделала и непогода, которая хоть и превратила лес в загадочные и таинственные дебри, но несколько размыла тропу и сделала ее скользкой. На следующее утро мы на минутку добежали до Енисея и проехались в троллейбусе до вокзала — к сожалению, в большем объеме Красноярск увидеть не удалось, хотя на такой скорый взгляд он нам понравился.
Впереди были сутки в поезде до Слюдянки и Байкал. Про наш первый день на Байкале и не самый обычный способ осмотра Кругобайкалки можно почитать здесь
P. S. До Слюдянки можно было доехать за 3 с половиной суток, если не выходить из поезда. Мы ехали 6 с половиной, но после этого нас не затошнило от поездов и мы увидели гораздо больше, чем березки из окна поезда.
P. S.2 Итого, если составлять рейтинг городов:
1 место у Красноярска (хотя, в основном, за счет Столбов)